Личный кабинет

Учитель,как творческая личность, и процесс познания

Автор пытается раскрыть ту мотивацию в процессе познания, которая превращает учителя в творческую личность.
Михаэль Арест ( Пользователь )
Уважаемые учителя! Педсовет этого года призван увидеть в учителе исследователя, новатора, творца.Все это прекрасно,но у учителя есть ПРОГРАММА, которой он обязан следовать.Кто сказал что авторы этой программы представляют образовательный процесс,как творческий процесс познания?
Взять хотя бы ту же математику,которую давно превратили в науку и числах и фигурах.Сам процесс обучения математике показывает что в этой науке школьнику ОТКРЫВАТЬ нечего!Ну прямо как в слогане хрущевской эпохи "Наша главная задача: молотьба и хлебосдача.Хочешь быть передовым - сей квадратно - гнездовым!"
Я бы согласился с тем что в математике все открыто если бы не одно обстоятельство:занимаясь глубоко логикой развития математического знания я увидел что оно развивалось не постепенно, а какими - то дикими прыжками.
Я уже не говорю о том что эти прыжки подчас были вообще несовместимы с интуицией.
Вот простой пример, который поймут все:что появляется раньше - соединение одинакового или соединение разного?Наверное, соединение одинакового.Но соединение одинакового это 1+1 или 1+1+1 или 1+1+1+1 и так далее.Мы получаем умножение на число или РАЗМНОЖЕНИЕ.Тогда почему начальная школа начинает с соединения разного - сложения и отодвигает умножение? И это не единственный случай.
В процессе обучения математике мы ПОВТОРЯЕМ путь предков хотя работники спецслужб носят бронированные жилеты, а не кольчуги!
Что мы делаем с помощью ВОСПРОИЗВОДСТВА прошлого знания?Прежде всего отчуждаемся сами и отчуждаем детей от процесса познания,превращая его в схоластику.
Почему мы так уверены в непогрешимости передаваемого знания?Не есть ли это некий идеализм в процессе образования?
В свое время я усомнился в тех азбучных математических истинах, которые с упорством одержимых мне вбивали в голову сначала в школе и потом в университете.Сегодня я понимаю что раскрытие собственного творческого потенциала является главной мотивацией для становления учительского творчества.
Сегодня мои игрушки начинает делать Израиль и я не знаю:как скоро они дойдут до России.Но главным элементом этих игрушек является ТВОРЧЕСКОЕ постижение познания через игру.Ребенок приобретает знания ПОДСОЗНАТЕЛЬНО, не подозревая об этом.Знание не является для него главным ибо главным является САМОПОЗНАНИЕ, без постороннего натаскивания.
А что касается технической рутины, связанной с постижением формул то я автоматизировал этот процесс посредством управляющих алгоритмов.
Когда учитель математики перестает УДИВЛЯТЬСЯ, перестает открывать для себя заново эту науку то он уже не сумеет УДИВИТЬ ребенка и процесс обучения математике превращается в схоластику,изобилующую ФОРМУЛАМИ.Так математический ФОРМАЛИЗМ надолго отвратил от математики многих способных людей.
В результате процесс творчества в математике начал тормозиться настолько что такой гений как Григорий Перельман почувствовал внутреннюю опустошенность.
Получение искусственных цыплят в математическом школьном инкубаторе не имеет ничего общего с творчеством.А наука, построенная на инкубаторском способе выращивания ученых - эта наука обречена на застой.
Поэтому творческая и свободная наукабудет развиваться сегодня в интернете.Впрочем, творческое образование через интернет сегодня уже не открытие.
Вполне возможно что моя тема не найдет отклика, как и предыдущие попытки.Значит, ситуация еще не созрела.
С уважением! Михаил Яковлевич
ПавелМ ( Пользователь )
Цитата (Михаэль Арест, 07.06.2010, 14:45) <{POST_SNAPBACK}>
но у учителя есть ПРОГРАММА, которой он обязан следовать.


Строго говоря, учитель обязан к определённому моменту достичь определённых результатов. Путь достижения может быть любой и следование программе это больше миф, с однйо стороны, и удобство для тех, кому творить лень, с другой.
Oda ** ( Пользователь )
Мне симпатично всё, что написано в первом сообщении автором темы.
Но это просто констатация достаточно общеизвестных вещей ..
Что вы хотите, чтобы "заначиналось" и как?
Михаэль Арест ( Пользователь )
Что вы хотите, чтобы "заначиналось" и как?

Уважаемая Oda!Когда я - программист без педобразования читал для души Выготского "Педагогическая психология" то находил ответ на собственные мысли.Лев Семенович критиковал царскую школу - каземат, а я видел критику советской школы, в которой не воспитывался элементарная основа "советизма" - отношение между детьми.Напротив, система всячески разделяла и обособляла детей.Кстати, она с успехом продолжает это делать.
Потом я прочитал Пиаже "Предметы и слова обрабатывают мышление ребенка" и сразу понял что планетарное образование строится по Пиаже.Учитель старается ПОНЯТНО объяснить, повторяя на каждом шаге "Это понятно? А это?"
Я - учитель математики делал иначе.Изображая полного дурака с большим трудом с помощью класса решал задачу и оставлял решение на доске.Затем говорил"Думаете что что - то поняли? Ничего вы не поняли!Вот даю похожую задачу и поставлю отлично тому кто первый сделает.И все начинали ДЕЛАТЬ.Появлялись вопросы, на которые я отвечал сидя за столом.Ассистентами подключались сильные ученики и предпочтение всегда уделялось слабым.Мышление обрабатывает только РЕАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,продвигающая ребенка от незнания к знанию и это уже Выготский.Что мне мешало в работе - классный журнал! Этот документ считал что все дети должны УСВОИТЬ знание за один период.Это психологический нонсенс,ибо у каждого ребенка есть собственный порог познавательного развития.Нужны не классные журналы, а индивидуальные дневники познавательного развития,которые отмечают ДВИЖЕНИЕ познавательной деятельности ребенка, отмечая его склонность к определенным предметам.Тогда и в ВУЗы придут не по результатам ЕГЭ а по зовудуши.
Скольким людям,мечтающим стать врачами, испортили жизнь эти отметки.И сколько БЕЗДУШНЫХ ремесленников,способных выписывать рецепты и пользоваться фонедоскопом пришло на места врачей.
Когда - нибудь поймут что знание - это только СРЕДСТВО познавательного развития, а целью является полная творческая самореализация.Впрочем, в педагогической практике та же ситуация.Учителем может быть только тот кто не мыслит свою жизнь без педагогической деятельности хотя за нее и платят копейки.
Израильская система образования не дала мне работать учителем и тогда я стал частным учителем.
Открывая эту тему я пытаюсь создать кружок творческого учителя.В этой теме я буду публиковать свои творческие разработки и призываю к этому творчески работающих коллег.Мы можем создать "Фонд творческого педагога", который будет наполняться интеллектуальными и финансовыми накоплениями.
С уважением! Михаил Яковлевич
Oda ** ( Пользователь )
Цитата (Михаэль Арест, 07.06.2010, 17:25) <{POST_SNAPBACK}>
>>>Что вы хотите, чтобы "заначиналось" и как?

Открывая эту тему я пытаюсь создать кружок творческого учителя.В этой теме я буду публиковать свои творческие разработки и призываю к этому творчески работающих коллег.

Мы можем создать "Фонд творческого педагога", который будет наполняться интеллектуальными и финансовыми накоплениями.


Михаил Яковлевич, идея , на мой взгляд, замечательная..
Но те из учителей, кто творчески работает с детьми сегодня, им некогда ещё и описывать на форуме свои разработки..
В любом случае, желаю вам успеха !
Владимир Суходоев ( Пользователь )
"Мышление обрабатывает только РЕАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"! А если эта деятельность ещё и актуальна?
Любой человек никогда не хочет быть полуфабрикатом. Так и ребёнок впитывает окружающий мир, чтобы быть здесь и сейчас. Значит должен быть реальный и ценный результат. Несовершенство соискателя с лихвой компенсируется молодым задором и часто самым ценным в результате оказывается осознание ошибки, которую хочется и можется преодолеть.

Проблема в этапности образования: никому не нужен специалист, который знает своё дело наполовину, даже на 99%...
Михаэль Арест ( Пользователь )
Любой человек никогда не хочет быть полуфабрикатом.

И , тем более, не хочет быть БОЛВАНКОЙ, изкоторой делают нужную для ГОСУДАРСТВА винтик.То что школа больше набивает знаниями чем раскрывает подлинные возможности интеллекта - просто очевидно.Изучавший проблему технического творчества Генрих Альтшуллер отметил что подлинных изобретений практически нет.То же можно сказать и о науке.
Школа затачивает болванку под ученика способного ВОСПРОИЗВОДИТЬ.ВУЗ затачивает студента как болванку под специалиста узкого профиля.При этом вузовские знания стареют быстрее чем они находят себе применение.
И только ВЫБРОШЕННЫЙ на улицу безработицей человек находит способ выжить в том что у него получается лучше чем у других.
Учительница математики обнаруживает в себе кулинарное творчество.Инженер - электронщик понимает что он способен проявить творчество в купле - продаже.Примеров можно привести много.Важна сама идея:информация только тогда превращается в знание когда она становится ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ.
Нынешние школьные знания подобны балласту ибо они мертворожденные. Вспомним Леонтьева "Сделанная голова - это голова потерянная" Не давая возможности обрабатывать голову вы вступаете в конфликт с гособразованием:проверено на личном опыте.
Сегодня в образовании господствует Лысенко и его метод селекции потому что не появился Николай Вавилов с генетической педагогикой.
Лихие ребята - мичуринцы на самых разных олимпиадах прокручивают технологические возможности интеллекта и натасканная молодежь входит в науку.Теперь уже аспирантура принимает очередную заготовку и делает кандидата наук.Вот только Грегор Мендель был монахом, а Пастер не был доктором биологии.
Но сейчас положение серьезнее:невостребованный обществом интеллект будет востребован преступной средой.
Либо в образовании поймут что нужно не забивать голову знаниями, а поддерживать познавательное развитие.Либо школа станет инкубатором подростковой преступности, с которой бороться будет практически невозможно.
К сожалению "Терциум нон датур" - Третьего не дано.
С уважением! Михаил Яковлевич

ПавелМ ( Пользователь )
Цитата (Михаэль Арест, 07.06.2010, 22:01) <{POST_SNAPBACK}>
Любой человек никогда не хочет быть полуфабрикатом.

И , тем более, не хочет быть БОЛВАНКОЙ,...


Михаэль Яковлевич,но мой взгляд Вы излагаете очевидности. Спорить тут не с чем. Но я никак не могу понять, что Вы конкретно предлагаете.
Михаэль Арест ( Пользователь )
Но я никак не могу понять, что Вы конкретно предлагаете.

Олично! Задан главный вопрос и значит востребован ответ.Процесс познания всегда был процессом ТВОРЧЕСТВА в то время как процесс образования всегда был процессом информационного натаскивания.Почему? Да потому что учителя не имели представления о процессе познания и он подменялся процессом натаскивания,именуемого обучением.
Первым определил процесс познания как процесс логического отражения Ленин.Однако он был настолько занят революцией что не показал сами средства логического отражения.Кроме того он сказал что процесс познания движется от ощущений к абстрактному мышлению и снова не сказал о том как происходит это движение.Хотя в его "К вопросу о диалектике" есть немало смелых мыслей которые мне помогли РАЗВЕРНУТЬ формулу Ленина.
В познавательную психологию пришел математик, вооруженный средствами современной множественной математики.
Было показано что процесс познания имеет 4 основных этапа СЕНСОРНЫЙ,ОБРАЗНЫЙ,СИМВОЛИЧЕСКИЙ,ПОНЯТИЙНЫЙ и 3 переходных этапа СЕНСОРНО - ОБРАЗНЫЙ,ОБРАЗНО - СИМВОЛИЧЕСКИЙ,СИМВОЛИКО - ПОНЯТИЙНЫЙ.
Чрез операции это представляется следующей последовательностью
ОЩУЩЕНИЕ(живое созерцание по Ленину) - ВООБРАЖЕНИЕ(моделирование материальное) - ИЗОБРАЖЕНИЕ(моделирование графическое) - СХЕМАТИЗАЦИЯ - СИМВОЛИЗАЦИЯ - КОДИРОВАНИЕ - ПОНИМАНИЕ.
Что касается логических средств отражения то это МАТЕМАТИКА.Вот почему учителям необходимо МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,чтобы понять процесс познания.
Занимаясь активно познавательной психологией я понял что учителя не имеют о ней НИ МАЛЕЙШЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.Это примерно то же самое что врач не имеет представления об общей анатомии.Больше того,кафедр познавательной психологии нет в педагогических университетах.Другими словами, те кто готовят учителей также не знают познавательной психологии.
Если учитель незнаком с психологией познания то как он может поддержать природное познавательное развитие? Правильно! Он его и не поддерживает, а занимается информационным натаскиванием.
Может ли ребенок самостоятельно придти к существующему знанию?А что по - вашему делают мои игрушки и эврикоучебники - представление информационного материала СИСТЕМОЙ ЗАДАНИЙ развивающейся сложности.Но ведь для этого нужно понять СЛОЖНОСТЬ.Этой проблемой занимался психолог В.Агеев и он поставил проблему сложности передо мной и я ее решил средствами современной математики.Как? Раскрутил содержание любого объекта в последовательность качественных состояний
ОДНОРОДНОСТЬ - СВЯЗНОСТЬ - СЛОЖНОСТЬ - СТРУКТУРНОСТЬ - КОНСТРУКТИВНОСТЬ - СИСТЕМНОСТЬ.Затем показал логические средства отражения этих качественных состояний тройками
(МЕРА,ИЗМЕРЕНИЕ,ЧИСЛО) - (ОТНОШЕНИЕ,КООРДИНАЦИЯ,СООТВЕТСТВИЕ) - (ПЕРЕМЕННАЯ,АНАЛИЗ,ОПЕРАЦИЯ) - (ПОРЯДОК,СТРУКТУРИРОВАНИЕ,МНОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА) - (ПРОГРАММА,ПРОЕКТИРОВАНИЕ,АЛГОРИТМ) - (СИСТЕМА,СИСТЕМАТИЗАЦИЯ,ДЕРЕВО РАЗВИТИЯ).
Эта схема применима к любому объекту.В том числе к предметному знанию.
С чего начинается процесс познания? С игрушки!Значит сохраняя преемственность познавательных форм нужно строить НЕПРЕРЫВНОЕ ИГРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ и оно было построено в виде последовательности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИГРУШКА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА(идущая на смену нудному уроку!)
Теперь,будучи достаточно подкованным в познавательной психологии я пришел к учителям потому что я в прошлом сам обыкновенный учитель математики(но думающий).Полагаю что у меня есть что - то что я могу передать молодым кадрам.Кстати, в Израиле приступают к выпуску моих настольных образовательных игр,знакомящих с буквой в русском, иврите, английском.
С уважением! Михаил Яковлевич

Еще одно дополнение.К сожалению, производители игрового мира также ничего не смыслят в познавательном развитии.Почему? Да потому что игрушка должна быть ТОЧНОЙ КОПИЕЙ того мира,который познается в ощущениях.Игрушечный слон должен быть ПОХОЖ на настоящего не только ПО ФОРМЕ но и по ПОВЕДЕНИЮ.Он должен умывать себя с помощью хобота, ходить.Ребенок в МОДЕЛИ должен видеть почти живое существо а не ЗЕЛЕНЫХ ЗАЙЦЕВ или ОРАНЖЕВЫХ КРОКОДИЛОВ.Так не развивают воображение ребенка,а вносят путаницу в познавательный процесс.То же касается настольной игры.
Дело в том что об игровом освоении мира первый сказал Леонтьев в 1972 году выпуская первых психологов.Я не учился у Леонтьева, но считаю его своим учителем потому что ПРОДОЛЖАЮ начатое им и Выготским.
Что происходит в процессе познания? Свертывание познавательной информации,которое называется АБСТРАГИРОВАНИЕМ.
Сегодня процесс образования берет СРАЗУ познавательную информацию НА СИМВОЛИЧЕСКОМ УРОВНЕ и начинает ее цедить в зависимости от возраста.Происходит лишь КОЛИЧЕСТВЕННОЕ изменение символической информации или ее увеличение или ее раскрутка по символической познавательной плоскости.Такая концепция развития как увеличение или уменьшение названа Лениным ПЕРВОЙ концепцией и охарактеризована как "МЕРТВАЯ,СУХАЯ,БЛЕДНАЯ" Где? Да в той же статье "К вопросу о диалектике" А спираль познавательного развития должна разворачиваться не на символической плоскости а в возрастном пространстве,меняя качественно познавательную информацию.Как я к этому пришел? Сдела диссертацию у Талгата Акбашева "Математические основания проектирования содержания БАЗОВОГО образования"
Помните у К.Пруткова "Отыщи всему начало и ты многое поймешь" Нужно было найти начало познавательного развития.Без математики я бы ничего не нашел.Математическое образование - это тот луч света который светит в темном царстве познавательного невежества.Даже такая умница как Редюхин и то не понял фундаментальный смысл математического образования.Впрочем, подлинное математическое образование я нашел в топологии и функциональном анализе,которые опять - таки открыл длясебя самостоятельно и увидел содержательный смысл оператора как продукта снятия.
Пока процесс познавательного развития не начнется с рождения ребенка все образовательные реформы напоминают мне крыловский квартет.
В России есть умные люди, у которых можно учиться.Здесь, в Израиле я их не нашел.Казалось бы евреи...Увы, еврей Выготский был куда умнее израильских евреев.То что делается тут в образовании - это БИХЕВИОРИЗМ чистой воды.Идеи Торндайка оказались более доступные МАССАМ чем идеи Выготского - Леонтьева.Увы,но деятельностный подход умер на Леонтьеве и сегодня торжествует западное мракобесие с тестами, которое добралось и до России(ЕГЭ)
Пока Россия не осветит путь к познавательному развитию планета будет бродить в ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТЕМКАХ.
ПавелМ ( Пользователь )
Цитата (Михаэль Арест, 08.06.2010, 10:50) <{POST_SNAPBACK}>
значит востребован ответ.


Опять длинноты очевидностей. Мне нужна конкретика - она есть у Вас? Конкретно - что именно КОНКРЕТНО Вы предлагаете, лучше сразу с механизмами внедрения.
Потому что всё, что Вы пишете, лично для меня и так очевидно, да и не только дя меня, думаю.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+