Личный кабинет

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СУБЪЕКТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Ольга Брыксина ( Пользователь )
Е.И. Тихомирова, д.пед.наук, профессор СГПУ, Д.С. Тихомирова, сотрудник лаборатории субъектной самореализации, инновационных технологий СГПУ

Современная педагогическая наука обращает пристальное внимание на инновационные технологии субъектной самореализации. Внедрение инновационных технологий субъектной самореализации в образовательный процесс происходит различными путями. Один из них - освоение этих технологий студентами. Существует различные направления внедрения инновационных технологий субъектной самореализации в образовательный процесс: информационное, коммуникативное, креативное, личностное...
Любовь Цой ( Пользователь )
Аксиома: Конфликты являются закономерным сопутствующим процессом инновационных технологий в образовании


(Брыксина О.Ф. @ 05.10.2005, 14:26) <{POST_SNAPBACK}>
Современная педагогическая наука обращает пристальное внимание на инновационные технологии субъектной самореализации. Внедрение инновационных технологий субъектной самореализации в образовательный процесс происходит различными путями. Один из них - освоение этих технологий студентами. Существует различные направления внедрения инновационных технологий субъектной самореализации в образовательный процесс: информационное, коммуникативное, креативное, личностное...



Добрый день!.
Тема про инновационные технологии обсуждалась на сайте ГУРу http://pedsovet.intergu.ru/RazdelList.aspx...&rand=323793761

Разработан спецкурс. http://gugnsociology.narod.ru/tsoy.html
Опубликовано много статей на эту тему на нашем сайте http://conflictmanagement.ru/

Проблем в этой области еще достаточно, поэтому она требует пристального внимания исследователей и практиков.
Наша группа занимается исследованием инновационных технологий в образовании более 10 лет.


Мы выявили одну ГЛАВНУЮ проблему в образовании, она заключается в том, что предлагая инновационные технологие школам и вузам, многие авторы не учитывают одной закономерности, которой сопровождаются ВСЕ инновации - а именно КОНФЛИКТЫ. А если и учитывают, то исходя из стереотипного отношения к конфликтам.
Посылаю краткие тезисы, подробнее можно ознакомиться на нашем сайте.

Несомненным фактом является то, что в России созданы предпосылки для паритетного сосуществования образовательных моделей разного типа. Можно выделить два подхода в образовательном процессе.
Первый, условно назовем его культурно-информационным подходом в образовании заключается в том, что программы строятся образом, где выделяются центральные понятия и к ним подбираются выдержки из классиков философии».
Второй – проблемно-деятельностный, предполагает, вовлечение участников в решение проблем в знакомство с предметом не извне, а изнутри, используя для начала обычный повседневный язык».
Оба эти подхода имеют как преимущества, так и недостатки.
Первый подход – информативный встраивает участников в течение культурно-исторического времен, учит уважению к интеллектуальным героям, способствует путем сопоставления различных концептуальных схем формированию недогматического, исторического мышления. Минусы – теория (история) выступает авторитарной властью, сковывающую собственную инициативу человека, язык прошлого требует толкования и перевода, хрестоматии с неизбежностью этноцентричны, выбор текстов в них произволен и т.д.
Второй подход проблемно-деятельностный направлен на воспитание культурной самоидентичности и формирования научной рефлексии. У него есть преимущества: научная мысль прошлого предстает здесь не в виде музейных экспонатов, а в виде универсально значимых проблем, имеющих отношение к жизненному опыту, рассуждая о которых человек видит как «работают» знания и легче понимает ее суть.
Есть и компромиссные подходы, в которых делается попытка соединить преимущества двух главных подходов и нейтрализовать их недостатки.
Объединяющим началом этих двух подходов является то, что оба они сопровождаются конфликтами.
Разъединяющим началом является отношение к конфликтам.
Можно сказать, что во втором подходе конфликты являются некоторой ценностью, так как содержание занятий максимально приближено к анализу реальных событий, особенно это относится к конфликтным ситуациям, в которые вовлечены все участники образовательного процесса.
Поэтому, организация образовательного процесса по принципу «сократического диалога», точнее, полилога является наиболее оптимальной формой усвоения знаний направленных на индивидуализацию личности в обществе и формирования морального и правового сознания.
Если образовательный процесс рассматривать как движение к демократическому обществу то цель такого образовательного процесса заключается не столько в приобретении знания, умений и навыков, не социализация личности, это - его «вторичный результат», а в научении ученика учиться в любой ситуации.
Инновации в образовательном процессе это особый тип инновационных технологий, которые содержат в себе все характеристики социальных инноваций. Основные характеристики социальных инноваций следующие [3]:
• высокий риск и высокая степень неопределенности;
• актуализация противоречий и обострение конфликтов;
• наличие сложно - прогнозируемого побочного продукта (результата);
• гибкость форм и переход на новый уровень организации не только учебного процесса, но и отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Так как конфликты являются сопутствующим элементом социальных инноваций, то тогда вполне логично, что инновационная технология обучения конфликтогенна по своей сути. И в этой конфликтогенности учителям и педагогам предстоит разрабатывать такие технологии, которые бы способствовали значительному увеличению скорости восприятия, понимания и глубокого усвоения огромных массивов знаний, необходимых студентам на пороге третьего тысячелетия. Инновационные технологии в образовании должны свести к минимуму или полностью устранить нерациональные затраты и не продуктивные потери времени, так или иначе связанные с образовательным процессом. Это такой режим обучения, при котором на единицу затраченных интеллектуальных усилий ученик (студент) получает максимальный объем высококачественных и хорошо усвоенных знаний.
Именно поэтому следует оценивать систему образования не по принципу “от достигнутого”, который создает иллюзию ложного благополучия, а с учетом новых, беспредельно жестких требования выживания.
Большинство учителей конфликтов боятся, так как существует страх перед ними (конфликтофобия). Это связано с тем, что конфликт как механизм разрешения противоречий, обеспечивающий развитие человека и общества до сих пор отождествляется в сознании большинства людей с идеями бесконфликтного общества и неантагонистических противоречий, которые господствовали в нашей стране многие десятилетия. С одной стороны, существует попытка отказаться от этих идей, как от наследия, научного коммунизма; с другой - трудность в признании конфликтов, как неизбежных процессов становления демократизации и рыночных отношений
Большинство учителей к конфликтам относятся отрицательно, можно сказать скрыто агрессивно, так как негативный опыт конфликта имеется практически у каждого, позитивный опыт есть у единиц.

Если будет возможность и желание, то можно сотрудничать с нашей группой на уровне конференций, и публикаций на эту тему.

С уважением, Любовь Цой - канд. соц. наук, ст.н.сотрудник Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН, Директор центра социологических исследований МГЛУ
Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!

Если позволите, я тоже включусь в обсуждение.

Шепотом: желательно - без конфликтов wink.gif

Цитирую : Марина Галушкина "Изменение институциональных условий деятельности системы образования должно проходить синхронно со сменой образовательных технологий" .

"Начало нового года всегда сопряжено с оценкой перспектив и новых возможностей. Один из признанных источников нового — образование. Системы образования порождают технологические и социальные инновации. Они формируют новые индивидуальные характеристики и новые качества жизни больших групп людей. Они делают людей мобильными. Это в идеале. Фактически же все перечисленное может стать реальностью, а может так и остаться потенциальными возможностями.

Какие изменения происходят с мировым образованием, которые мы должны учитывать? К каким нововведениям приведут национальные образовательные проекты? Что нужно перестраивать в нашем образовании, чтобы оно задавало изменения, а не подстраивалось под них? Эти вопросы мы обсуждали с Андреем Волковым, помощником министра образования и науки и руководителем экспертной группы по образованию в рамках председательства РФ в странах G8".

Далее - по ссылке. "Россия выдвигает три образовательные инициативы..."

Елена
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Зачесова @ 19.02.2006, 20:30) <{POST_SNAPBACK}>
Шепотом: желательно - без конфликтов wink.gif

Елена


Как хорошо я Вас слышу. angel.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+