Личный кабинет

Структура современных учебников

Андрей Лукутин ( Пользователь )
Коллеги! Хотел бы выяснить Ваше мнение по поводу структуры, оформления, современности наших школьных учебников( вне зависимости от предмета). Именно этого, а не содержательной части. Может быть затронуть вопрос о целостности УМК по предмету.
Что не устраивает, что необходимо изменить?
Oda ** ( Пользователь )
.. как мама детей , получающих образование в семейной форме , скажу?)

Учебникам при избыточной наукообразности не хватает
- ссылок на интернетные ресурсы ;
- олимпиадных заданий ( аналогичных в ссср под звёздочкой- требующих нестандарного решения, непривычного логического рассуждения, алгоритма построения научных гипотез и т.д.);
- блоков для детей с ОВЗ (тема инклюзии);
- чтобы не утяжелить такие учебники, пусть бы они были рассыпные;
- УМК сейчас , на мой взгляд, должны быть не только для учителей, но и для ученика: к учебнику - непременно тесты ( детям нравится себя проверить!), карты контурные (не обязательно географические)), карточки с заданиями, творческие тетради (только это и есть) , игры на основе пройденного материала (например, хорошо закрепляет материал игра "Отличник"-
http://www.smartytoys.ru/igrushka_238_35 ) и т.п.
- ко всем статьям , претендующим на наукообразность , необходимы ссылки на первоисточники!



"Коллектив товарищей учёных" - сегодня это "каменный век" , извините.
На чью точку зрения вы опираетесь в споре, кто утверждает то или это? Вася Пупкин ?
Коллектив товарищей учебника за 5-й (3-й,7 и т.д.) класс?
Если взять для примера учебник литературы для 10 кл. под ред.А.Архангельского, то в книге сразу видно, какие материалы принадлежат перу Архангельского и кто автор других статей. Удобно, адекватно, приучает оппонировать конкретному человеку с присущим ему типом мышления. А какой тип мышления прослеживается в статьях учебника А.Данилова- иногда страшно сказать..
В связи с чем , учебник под ред. А.Данилова, на мой взгляд, на оценку три с минусом по пятибалльной шкале.
В школах, кстати, учебник под ред.Архангельского не идёт ...стадно выбираются и навязываются родителям другие учебники.(

Андрей Владимирович, а почему по содержательной части нельзя ? )

Отвратительного качества иллюстрации, есть развороты учебников для шестиклашек , где вообще сплошной текст, к тому же вода водой.. ( Фактологических ошибок достаточно....Скуден и убог язык учебника..- и не худож.литература, и не справочник, а ещё ведь и "нелепые красивости яркие надо пришпандорить" (попытка арт-дизайна ) , чтобы внимание ученика цеплять..хоть на пять минут...- вот и получилось среднее нечто.....Вам ли, как преподавателю истории не знать.

И ещё.. ..читаю ответы на экзаменационные билеты или задания ЕГЭ , допустим, по истории..)..
В отдельной книжке под ред., скажем, Данилова.
А листаем учебник ... к примеру, тема Киевская Русь - в каком классе изучается?...правильно, в шестом...
Материал для шестиклассников , понятно, упрощён, сокращён ,примитивизирован , подчас ("сообразно возрасту"?)) .. А к ГИА на эту же тему предлагается ТАКОЙ развёрнутый и серьёзный ответ, что-о-о...
Вопрос: Откуда дровишки?(Некрасов)..
В шестом классе материал убог , а к 11-му - будьте любезны знать..
Вообще, вот этот разрыв , отсутствие преемственности в содержании учебников средней школы, старшей и отдельно -содержание справочников и учебников для абитуриента является фактором, который превращает учебники не то что в устаревший-не-успев-родиться, а подчас ненужный и опасный (переучивать потом приходится) хлам, съедающий человеко-часы, время детства наших детей -золотой век человечества -Эллада каждого человека, как его называл Ролан Быков.. "..Энергия постижения этого возраста - невероятна. (...) Ребёнок органически идеальная конструкция совершенного развития", -его же..

По-моему, в Японии, все учебники для школьников превратили в одну флэшку и тонкий браузер для пролистывания электронных страниц...И проблемы тяжёлых портфелей нет, опять же.. А у детей в школах РФ - сколиоз не на последнем месте..
Елена Ковалева ( Пользователь )
Я бы тоже высказалась в пользу электронных учебников. Некоторые темы по биологии, касающиеся физиологии, поведения, происходящих процессов в организме, образнее было бы показывать.
Вот, например, как описан в обычных учебниках большой круг кровообращения:
"При сокращении левого желудочка сердца кровь выбрасывается в аорту, затем в артерии. Артерии многократно ветвятся, сужаются и переходят в капилляры. Собирается кровь в вены большого круга. Вены верхней половины тела впадают в верхнюю полую вену, вены нижней половины тела - в нижнюю полую вену. Обе вены несут кровь в правое предсердие сердца. Здесь завершается большой круг кровообращения. Венозная кровь переходит в правый желудочек, откуда начинается малый круг."
Описание верное, но дети не представляют по этому описанию самого процесса движения крови. Уже существуют электронные пособия по биологии и при изучении таких тем они более эффективны, чем описание в учебнике.
Однако, хочу сказать в защиту учебников, что информация там всё-же структурирована. Даётся самое главное. И пусть неинтересно детям читать в учебнике зоологии, что "....типы делятся на классы, классы делятся на отряды, отряды делятся на семейства, семейства - на роды и т.д.", а интереснее смотреть передачи о животных. Но, если учесть, что "Animal Planet" - это круглосуточный канал, где показывают жизнь животных в дикой природе, а дети способны смотреть всё подряд, то возникает опасность хаотичного несистемного самообразования. При этом некоторые темы "на отлично", а в других темах - полный провал!
У меня был ученик, который знал назубок латинские названия всех известных на сегодняшний день ископаемых динозавров и мог узнать их по картинке. Объяснил это тем, что часто играет в настольную игру "ДИНОЗАВРЫ". Но в других вопросах биологии разбирался слабовато. Тогда просьба у меня, как учителя, к разработчикам настольных игр: чтобы настольные игры выпускались по многим и основным темам биологии, чтобы знания учеников не были отрывочны и фрагментарны, раз уж игры так эффективны в процессе обучения.
Ольга Б. ( Пользователь )
Цитата (Oda, 29.05.2010, 05:50) <{POST_SNAPBACK}>
Учебникам при избыточной наукообразности не хватает
- ссылок на интернетные ресурсы ;
- олимпиадных заданий ( аналогичных в ссср под звёздочкой- требующих нестандарного решения, непривычного логического рассуждения, алгоритма построения научных гипотез и т.д.);
- блоков для детей с ОВЗ (тема инклюзии);
- чтобы не утяжелить такие учебники, пусть бы они были рассыпные;
- УМК сейчас , на мой взгляд, должны быть не только для учителей, но и для ученика: к учебнику - непременно тесты ( детям нравится себя проверить!), карты контурные (не обязательно географические)), карточки с заданиями, творческие тетради (только это и есть) , игры на основе пройденного материала (например, хорошо закрепляет материал игра "Отличник"-
http://www.smartytoys.ru/igrushka_238_35 ) и т.п.
- ко всем статьям , претендующим на наукообразность , необходимы ссылки на первоисточники!

Отвратительного качества иллюстрации, есть развороты учебников для шестиклашек , где вообще сплошной текст, к тому же вода водой.. ( Фактологических ошибок достаточно....Скуден и убог язык учебника..- и не худож.литература, и не справочник, а ещё ведь и "нелепые красивости яркие надо пришпандорить" (попытка арт-дизайна ) , чтобы внимание ученика цеплять..хоть на пять минут...- вот и получилось среднее нечто.....

Все пункты (в том числе и про излишнюю наукообразность) - прямое попадание в цель. От себя могу добавить пожелание использовать приёмы интерактивности ("окошки", "раскладушки", бумажные модели и т.д.). Могу ещё и бесплатность добавить, но это вроде бы не по теме. Ещё одно пожелание не по теме - определиться наконец-то со стандартами. Горы макулатуры в виде невостребованных (и совершенно новеньких) учебников ничего, кроме тоски, не вызывают.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Ольга Б., 29.05.2010, 13:02) <{POST_SNAPBACK}>
Горы макулатуры в виде невостребованных (и совершенно новеньких) учебников ничего, кроме тоски, не вызывают.

ГО: Да? Ничего, кроме тоски? Хммм... А как насчёт того, чтобы самой делать учебники? Ой!!! не спешите с возмущениями! Вы подумали, - конечно? - об обычном процессе создания авторского учебника? И это - ошибка, я имею в виду другой процесс создания "учебника", - г-жа Ода тут не случайно упомянула "рассыпной" учебник. Заметили? Хотите попробовать? Я могу рассказать Вам, - не здесь! не в этой теме! - как это можно делать, почти не прикладая собственных рук и времени. Приходите к нам в подраздел по парному обучению, там поговорим, если есть желание или, хотя бы, любопытство.
Ольга Б. ( Пользователь )
Григорий Олегович, за приглашение спасибо - заглядывала, интересовалась. Лично я не так зависима от учебников, как большинство учителей (умею делать и рассыпные учебники, пробовала, нравилось). А вот как школьному библиотекарю мне грустно: захожу в "хранилище" и вижу те самые горы, о которых написала. Книги-то жалко!
Кстати, с этого года мне, как новичку, объяснили, что школа не будет закупать учебники. Нет смысла. Рациональнее потратить деньги на художественную и отраслевую литературу, которая будет востребована не один год. Да и деньги-то небольшие - хватит на то, чтобы обеспечить набором будущей "макулатуры" два-три класса (это в лучшем случае).
Лилия Кузнецова ( Пользователь )
Многоуважаемая Oda! Спасибо за такой глубокий родительский анализ. В самом деле с учебниками проблема стоит остро. Учебник не пишется, он создаётся в классе, когда автор находится тет-а-тет с учениками и чувствует их живое биение мысли. Тогда приходят идеи организации учебного материала. Попробуйте найти учебники издательства Мнемозина "Химия" Лилии Кузнецовой., хотя бы для 8 класса. Можно через интернет-магазин издательства. Буду благодарна, если выскажете своё суждение. Надеюсь, вы найдёте ответы на Ваши запросы.
Скажу ещё остальным участникам обсуждения: учебник создаётся для ученика, а не для учителя. Учебник - это застывший живой учебный процесс, в котором участвуют прежде всего дети. Поэтому в тексты должны включатся задания, выполняя которые ребёнок как бы ведёт диалог с учебником. Согласна с Od'ой, что в учебнике ученик должен находить сложные задания, над которыми он должен поломать голову. Один из учеников написал мне "Задания в учебнике трудные, но если подумать, то можно решить". Это мне бальзам на душу. К тому и стремилась: детей нельзя "кормить" только манной кашей, им надо давать пищу для мозга, иначе он атрофируется. Учительская фраза: "Я всё тебе разжевала, в рот положила, тебе осталось только проглотить" - направлена против ребёнка. Ему самому все нужно проделать. Тогда он получит образование через собственную деятельность, в которой и развивается ум ребёнка.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+