Личный кабинет

Образование: услуга на открытом рынке или общественное благо?

Любовь Цой ( Пользователь )
Размышления.

Общественное благо в образовании может быть связано:
а) с представлением о благе со стороны общества, а точнее государства.
Напимер, благом является бесплатнотый доступ к образовательной системе: - место в школе за партой;
- комплект учебников;
- время учителя;
- доступ в школьную библиотеку.
Это "бесплатно" для детей, родители которых платят налоги государству, а государство возвращает налоги родителей (всем в равной доле) и такой возврат называется БЛАГО.

б) с оценкой БЛАГО по принципу "даренному коню в зубы не сморят".
Александр Гольдин ( Пользователь )
Да нет, "общественное благо" — это устоявшийся в экономике термин, означающий услуги, заказываемые и оплачиваемые государством для своих граждан.
Oda ** ( Пользователь )
..из области "зачем нам враги, когда у нас такие друзья"..

http://www.bg.ru/article/8491/

"Когда я сам был школьником, было только два способа не закончить школу дураком: учиться самому или ходить к дорогим репетиторам. Сейчас, после крушения империи, освобождения и нового закрепления, способов все равно два, и они ровно те же самые. Если за обычные школьные уроки придется доплачивать — а качества обучения доплата, я уверен, не изменит, — это не будет ни плохо, ни хорошо. Это будет сигнал. Давайте подумаем, платить ли за бессмысленную трату времени (с которой сейчас мы молча соглашаемся, потому что она бесплатная) — или учить самостоятельно и с помощью наемных профессионалов. Может, введение платы заставит нас принять не самое удобное и дешевое, но единственно эффективное решение.
Не самое дешевое — потому что репетиторы обойдутся гораздо дороже доплаты за муниципальное убожество. Речь идет примерно о $2 000 в месяц за полноценную программу занятий, заменяющую школу. Не самое удобное — потому что, если этих денег нет, придется тратить свое время, которого обычно тоже не бывает. Но единственно эффективное, потому что остальные — обычное самоуспокоение: мол, государство обещало бесплатное всеобщее среднее, а теперь вот выполняет. Не выполняет оно ни черта, ни бесплатно, ни за деньги."
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Цитата (Oda, 20.05.2010, 18:18) <{POST_SNAPBACK}>
..из области "зачем нам враги, когда у нас такие друзья"..

http://www.bg.ru/article/8491/


"Ключевыми словами" в публикации почему-то обозначены "деньги"...
Александр Гольдин ( Пользователь )
Еще раз: проблема платности–бесплатности образования — это другая проблема. Проблема, заявленная в названии темы, к платности отношения не имеет.
Людмила Кривошеина ( Пользователь )
Александр Миронович, а разве бывают на рынке услуги бесплатные?
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Людмила Кривошеина, 22.05.2010, 03:57) <{POST_SNAPBACK}>
Александр Миронович, а разве бывают на рынке услуги бесплатные?

Бесплатность понимается в данном случае как бесплатность для потребителя "здесь и сейчас". Понятно, что любая рыночная услуга оплачивается, но если она оплачивается из налогов граждан, а не непосредственно из кармана потребителя, создается иллюзия ее бесплатности. Классический пример — медицина со страховым принципом оплаты услуг. Собственно, принцип подушевого финансирования "деньги следуют за учеником" — это по сути то же самое. И это не мешает открыть рынок образовательных услуг.
Людмила Кривошеина ( Пользователь )
Собственно, принцип подушевого финансирования "деньги следуют за учеником" — это по сути то же самое. И это не мешает открыть рынок образовательных услуг.
-
..В таком случае, очень интересно было бы узнать, как Вы себе представляете механизм работы такого рынка.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Одна из моделей (предложенная М. А. Балабаном) состоит в следующем. Каждому ребенку школьного возраста выдается образовательный ваучер на определенную сумму. Этот ваучер может быть в безбумажной форме, например, в виде специального счета в уполномоченном банке. Деньги с этого счета снимать, естественно, никто не может, в том числе и родители учащегося.

Понятно, что одновременно с выдачей образовательных ваучеров детям орган казначейства перечисляет из бюджета соответствующую сумму уполномоченному банку. Такой банк может быть, например, один на муниципальное образование. В случае переезда ребенка в другой город в середине учебного или финансового года путем несложного механизма отстаток средств на его ваучерном счете переводится в другой уполномоченный банк.

Каждой школе по ее заявке банк открывает кредит, из средств которого школа и производит текущие траты. По окончании определенного периода обучения (полугодия, например — это удобно тем, что не рвется финансовый год) учащиеся "сдают" школе определенные "кусочки" своих ваучеров; проще говоря — разрешают списать со своего ваучерного счета определенную сумму в соответствии с совокупностью услуг, полученных за истекшее полугодие. Цены и тарифы при этом регулируются государством или муниципалитетом — это совсем не противоречит рыночным принципам.

Может быть, разумнее делать это не по истечении полугодия, а сразу после оказания услуги — в электронном виде это несложно. Например, ученик, уходя с урока, "прокатывает" свою магнитную карточку через специальный аппарат, и соответствующее поручение в электронном виде "подписывается" в сводное поручение школы.

Уполномоченный банк, получив от школы этот "пакет" ученических поручений, списывает с детских ваучерных счетов соответствующие суммы и на эту сумму гасит школе выданный ей кредит.

Естественно, ребенок имеет право потратить свои "ваучерные" средства не только в традиционной школе, но и в любой другой законным образом существующей организации (или, например, перечислить их описанным выше способом частному репетитору, зарегистрированному, конечно). Таким образом, следует отменить государственную аккредитацию, дающую право на бюджетное финансирование — "аккредитация" будет производиться самими потребителями.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Образование - социальное, социализирующее явление. Если государство позволяет себе не воспроизводить общество, которое его порождает, то результат может государство неприятно удивить.
Логично предположить, если речь идёт о самостоятельном государстве, что перенаправление денежных потоков - попытка государства привести страну к более высокому уровню внутренней устойчивости, сбалансированности - индивидуальной ответственности за своё и своих детей, социальное в том числе, преуспеяние. Но это предполагает аналогичный подход ко всем другим социально-государственным отношениям...
И здесь без глубокого и широкого анализа и общества и государства не обойтись. Где этот анализ, кто-нибудь может дать ссылочки на подобные материалы, государственный или не доступен или ..? Не государственные упоминают, что многие реформы в государстве делались без обнародованных анализов, которые не афишируются откуда появлялись.
Поэтому приходится смотреть на проблему шире: каково место российского образования в поддержании планеты в современном состоянии и в будущем?

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+