Личный кабинет

Образование: услуга на открытом рынке или общественное благо?

Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Цой Любовь, 19.05.2010, 21:58) <{POST_SNAPBACK}>
Павел, а может обсудим в чем сущностное различие между " свободной услугой на открытом рынке" и "общественным благом"?


А эта разница очень точно объяснена в головном сообщении. И мне тут нечего добавить.
Любовь Цой ( Пользователь )
Хотелось бы все-таки раскрыто, что же есть общественное благо в образовании.

Все-таки его нельзя же уравниваь с пенсионным обеспечением или охраной правопорядка.
Любовь Цой ( Пользователь )
Хотелось бы все-таки раскрыто, что же есть общественное благо в образовании.

Все-таки его нельзя же уравниваь с пенсионным обеспечением или охраной правопорядка.
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Цой Любовь, 19.05.2010, 22:15) <{POST_SNAPBACK}>
Хотелось бы все-таки раскрыто, что же есть общественное благо в образовании.

Все-таки его нельзя же уравниваь с пенсионным обеспечением или охраной правопорядка.


В понимании общественного блага - как раз можно, ибо оно даётся априорно и без учёта пожеланий/интересов потребителя.
Вот меня останавливают на посту ГИБДД и проверяют багажник автомобиля. При этом никого не интересует моё мнение на этот счёт, но в целом (по идее) это делается во благо, дабы некто не провёз что-нибудь способствующее террору. В этом случае передо мной даже не извиняются,что проверив багажник, ничего там не нашли. То есть по сути - меня как бы обвинили в терроре, обвинение не подтвердилось, но извиняться... а зачем? Это общественное благо. И на самом деле это во многом так.

Аналогично образовании - потребителю предлагается некий набор услуг, который ни обсуждать, ни изменять, ни корректировать потребитель не может. Но набор услуг бесплатен и обязателен - а дарёному коню в зубы не смотрят :-)

Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Павел Максименко, 20.05.2010, 02:01) <{POST_SNAPBACK}>
Но набор услуг бесплатен и обязателен - а дарёному коню в зубы не смотрят :-)

При этом еще не ездок стегает коня плеткой, а наоборот :)

Это, кстати, неплохой критерий различения общественного блага и свободной услуги в образовании — кто кого оценивает? Вы можете себе представить, чтобы не посетители оценивали качество блюд, а наоборот, администрация ресторана оценивала посетителей, заставляя их на выходе отрыгнуть что-нибудь на оценку? При этом, кстати, каждый должен отрыгивать одно и то же (ЕГО — единая государственная...)
Андрей Тихов ( Пользователь )
Александр Миронович... Ну не ёрничайте, пожалуйста...))) Давайте зададим вопрос по-другому.
Образование должно быть бесплатным? - благо, которое предоставляется всем без исключения в равных долях.
или
Образование должно быть платным? - услуга, которая предоставляется в той степени, в коей кто-либо может оплатить. Мало платишь - мало и получишь. И наоборот...
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Филолух, 20.05.2010, 18:04) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте зададим вопрос по-другому.
Образование должно быть бесплатным? - благо, которое предоставляется всем без исключения в равных долях.

Андрей Николаевич, первый вопрос не вполне корректен. Бесплатного не бывает ничего, кроме погоды ;)
Бесплатным для получателя/потребителя... может быть...

И насчёт "в равных долях" у меня сильное сомнение...
"В равных долях" выдаётся что?
- место в школе за партой;
- комплект учебников;
- время учителя;
- доступ в школьную библиотеку;
...

Образование ли это?
Александр Гольдин ( Пользователь )
Вопрос о бесплатности на самом деле очень серьезен. Но дело обстоит совсем не так, как может показаться (общественное благо "бесплатно", так как финансируется из бюджета, а услуга на рынке платна). На самом деле речь должна идти о механизмах доведения бюджетных денег до гражданина. Или деньги идут напрямую школе в рамках бюджетного финансирования, или они идут опосредованно через ваучеры, банки-посредники, открывающие школе кредит и гасящие его после предъявления школой к оплате ваучеров, данных ей гражданином, и т. д. Механизмов много.

То есть мысль моя в том, что проблема, заявленная в названии темы, и проблема бесплатности (механизмов финансирования) напрямую жестко не связаны, как это кажется на первый взгляд.
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 20.05.2010, 05:54) <{POST_SNAPBACK}>
Это, кстати, неплохой критерий различения общественного блага и свободной услуги в образовании — кто кого оценивает?


Абсолютно согласен!

Цитата (Александр Гольдин, 20.05.2010, 08:54) <{POST_SNAPBACK}>
То есть мысль моя в том, что проблема, заявленная в названии темы, и проблема бесплатности (механизмов финансирования) напрямую жестко не связаны, как это кажется на первый взгляд.


Верно!
Есть медицина - и есть ОМС. Медицина бесплатна? никак нет! А потребитель платит, прийдя в госмедучреждение? Тоже нет - по крайней мере не платит "здесь и сейчас". Но платит, например, налогами.

Мне кажется, тут краеугольным вопрос именно тот, кто кого оценивает. Вопрос же оплаты - вторичен. Хотя бы потому, что всё равно всё платное - вопрос в плательщике.
Вот, скажем, ведь возможна частная школа (НОУ), где потребитель не будет ничего платить. Возможна без проблем.

Поэтому вопрос о механизмах финансирования - это вопрос ДРУГОЙ темы.
Любовь Цой ( Пользователь )
Размышления.

Общественное благо в образовании может быть связано:
а) с представлением о благе со стороны общества, а точнее государства.
Напимер, благом является бесплатнотый доступ к образовательной системе: - место в школе за партой;
- комплект учебников;
- время учителя;
- доступ в школьную библиотеку.
Это "бесплатно" для детей, родители которых платят налоги государству, а государство возвращает налоги родителей (всем в равной доле) и такой возврат называется БЛАГО.

б) с оценкой БЛАГО по принципу "даренному коню в зубы не сморят".

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+