Личный кабинет

Стратегия внедрения СПО

Как эффективно перейти на СПО (легализовать ПО)
Андрей Калеников ( Пользователь )
Чиновники от образования в плане внедрения пакета свободного ПО для ОУ РФ выбрали самый "простой" и, как им, видимо, кажется эффективный способ - заставить. Причем, все бы ничего, - прикажите и будем исполнять. Так они не приказывают, а просят всякими письмами (видимо, "счастья") организовать в каждом ОУ "опытные зоны" и т.п.

Причем все это очень напоминает сказочу про лису, которая сначала на лавку хвостик положила, потом на краешек присела, а потом и полностью там развалилась... Т.е. сегодня нас попросили (или все-таки приказали?) поставить Линукс на один ПК, завтра попросят на 10, послезавтра - на все?..

Вот, например, даже наткнулся на интервью с руководителем образовательного проекта EduMandriva к.т.н., доцентом Александром Сергеевичем Казанцевым в сентябре 2009 года.

вопрос: Изменилось ли отношение к СПО после пилотного проекта? Растет ли число школ, желающих использовать СПО?

А.К.: Изменилось, но в сторону "придется делать так, как прикажут". Не секрет, что школы ставят себе пришедшие в рамках "Первой помощи" дистрибутивы Linux, так как сверху пришли указания "попробовать и, если не будет денег, то перейти". Но я считаю, что это не тот вариант, которого добивались. Учителя, школы, регионы должны выбрать для себя Linux не как бесплатный выход из положения, а как надежного и стабильного партнера для учебного заведения.

Источник: http://citkit.ru/articles/1513/

Я не знаю, как насчет выбора Линукса в качестве надежного партнера, но на данном этапе школам СПО было предложено как замена СБППО (проприетарного софта). Т.е. решение проблемы легализации ПО (использования в ОУ только легального, лицензионного ПО). Это Закон, с этим никто не спорит.

Спорить хочется с безапелляционной позицией ФАО, что решение проблемы использования легального ПО - это только "свободный" Линукс. Тот факт, что есть много ОУ, в которых уже имеется вполне легальный софт (например, oem-версии Виндовс, стоявшие на компьютерах - срок их действия ограничен сроком "жизни" компьютера; просто купленные лицензии), что за этот софт уже отданы государственные деньги, как-то даже и не рассматривается.

И, наверное, не стоит забывать главное - что само по себе "свободное" ПО означает не только Линукс, но и массу приложений для других ОС, в т.ч. Виндовс. Т.е. можно использовать СПО, но оно будет под Виндовс.

На мой взгляд все, что делается под шапкой "внедрения СПО в ОУ РФ", в частности, создание "опытных зон" - это делается для галочки (и освоения денег). Галочка поставлена, машина выключена (или включается раз в неделю для отправки данных) - реальной работы, реального внедрения (проникновения) СПО в регулярную работу школы нет. Не было и не будет. Если делать дела так, как их начали делать "согласно письму ФАО".

Можно ли как-то иначе? Можно.

Меня спросили: "назовите хоть пару-тройку действенных методов" - легко.
Дублирую сюда эти мысли, т.к. на некоторых ресурсах пользователи подвергаются репрессиям, другие ресурсы со временем "умирают"... и только @П живее всех живых.

Итак, что можно сделать лучшего, чем "опытные зоны":


1 шаг. Переведите всю систему повыш. квалификации учителей в области ИТ на использование Линукса.

Вспомните, как это было в годы, когда компьютеры только появлялись в школах (не в кабинетах информатики)... Да, часто люди ходили на курсы "Использование ИКТ в таком-то предмете" и причитали, мол, зачем мен все это, если у меня компа нет в кабинете. Но когда комп появился он был им знаком, узнаваем...

Сколько сейчас в ваших регионах курсов, где что-то про СПО есть? В 2009-2010 уч. году в Москве 21 курс для учителей информатики и с полтора-два десятка ИТ-курсов в категории "педагогическое совершенствование" и "для руководителей". Так касаемо СПО штуки три, от силы. Причем не одного ИТ-СПО-курса для предметников.

И палец о палец не ударил никто за те годы, что "Первая помощь 1" действовала и все знали, что будет СПО. Причем даже не про Линукс я говорю, а именно о СПО: Опенофис, Gimp и т.п. для Виндовса. Вот где первый шаг.

Вот, весной будут публиковать списки курсов на будущий год. надеюсь, благодаря нашей активности, там что-то появиться. Верить хочется, но :-/ уверенности нет.


2 шаг. Всем известно, что рыба гниет с головы. Но и "свежеть" она может с головы.

Переведите сперва все начальство на СПО. Начните опять же с открытытх форматов (Опен Офис и т.п.) хотя бы. У школ весь документооборот (не говоря про бухгалтерию) на Виндовс. Что интересно мне сейчас скажут, если я начну документы "наверх" не в doc-формате отправлять? Или в doc (понятно, что ОпенОфис "совместим" в какой-то мере), но что-то там не совместится?.. Чхать они хотели на Линуксы (и особенности его внедрения), ты им документ давай и все.


3 шаг. Разошлите в школы не стопки дисков, а книжку-методичку "из опыта пилотных регионов", где описываются примеры работы в Линуксе на уроках (не информатики). Например, типа этого - "Золотая рыбка в сети" (Золотая рыбка в сети. Интернет-технологии в средней школе (Практическое руководство) // Под редакцией Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т, Силаевой А.Г. - М.: Прожект Хармони, Инк., 2001. - 168 с.)

Не ля-ля-ля, пустые слова, а конкретно: предмет, тема урока, ход урока, какие и как ИТ используются. Тогда простой учитель предметник увидит конкретный и реальный пример, как СПО может применяться на его уроке. Перестанет бояться неведомого "зверя".

Что еще можно сделать для эффективного внедрения СПО?
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Aron, 13.04.2010, 18:24) <{POST_SNAPBACK}>
Что еще можно сделать для эффективного внедрения СПО?

Все правильно Вы пишите... Только есть еще один фактор - фактор времени. Пока проводились дурные "мероприятия" - типа разработки якобы "школьного" дистрибутива (на самом деле - самого обычного), псевдообучения, "опытных зон" и т.п. - реальная работа - методическая, работа по портированию или замене необходимого школам прикладного софта пракически не велась. И теперь начинать ее - уже и позновато... То есть СОВСЕМ поздно.
До 1 января 2011 года остались считанные месяцы, реального массового перехода школ на Линукс нет и быть не может (не с чем переходить, нырять в "пустой бассейн" никто кроме отдельных редких учителей информатики-"линуксоидов" - не хочет). А частичный переход единиц никаких проблем не решает, только хаос создает.

Я вижу выход только в одном - однозначный отказ от перехода школ на Линукс + активное внедрение виндового СПО (покупка для школ Фотошопа и т.д. - это - тоже - бред в стиле крушавельских застолий с тоннами черной икры).
Евгений Крупчатников ( Пользователь )
Ну, если тема звучит именно так - Что еще можно сделать для эффективного внедрения СПО?, то есть ещё немаловажный момент - бумажки, отчеты и т.п. Если ПО свободно, то нафига нужны отчеты по внедрению? Нужно, что бы была легальность - хорошо, но так она уже есть - у всех школ есть "Первая помощь", все отчитались о её внедрении - всё, шабаш! Есть приказ (ну, или будет) снести всё с 1.1.2011 - снесем. А дальше - свобода! Но, блин, нет - душат её всякими отчетами. Сколько чего и как внедрили. Да ёлки-палки - техподдержка и пусть регистрирует все обращения. Будут проблемы - будет статистика. А если у школы 100% легальный виндовс-софт - нафига ему эти опытные зоны и иже с ними? Нет, блин - извольте отчитаться. Не могут у нас без этого. Не могут. Потому и отпадает желание что-то внедрять - потом же отчетами замордуют. Потому и не торопятся все на линукс уходить - теплится надежда что таки купят лицензии. Ну, не знаю. Вот тут сказали что не купят.
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Евгений Крупчатников, 13.04.2010, 20:34) <{POST_SNAPBACK}>
Потому и не торопятся все на линукс уходить - теплится надежда что таки купят лицензии.
Ну, не знаю. Вот тут сказали что не купят.

У нас возможен любой сценарий.
Переход школ на Линукс идет по "нашему классическому" сценарию хрущевской кукурузной кампании:
ничего не продумано, ничего не подготовлено, специалистов забыли спросить, лозунги, демагогия,
прекраснодушные мечтания, надежда на чудо, хаос и абсурд со ссылкой на "непреклонную волю начальства"...
Все это было бы очень забавно наблюдать, если бы не было безумно жаль тех "оленей", которые наверняка помрут с
голода в результате ударного распахивания тундры под курурузу...
Александр Казанцев ( Пользователь )
Вопрос не в инструменте (коллеги, большинство начинали с машин типа Корвет, БК-32 и ничего, как то работаем и предмет знаем), а в наличии вектора развития и применения СПО в учебном процессе (желательно в лице государства) и методик.

Я вот тут пытался "понять", а что можно вообще использовать с Linux и СПО хотя бы из учебников (про дополнительные пособия уже молчу): http://linuxformat.ru/download/LXF130.school.pdf

Проблема опять же проста - недостаток интереса и специалистов в данной области.
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Казанцев А.С., 13.04.2010, 21:09) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос не в инструменте (коллеги, большинство начинали с машин типа Корвет, БК-32 и ничего, как то работаем и предмет знаем), а в наличии вектора развития и применения СПО в учебном процессе (желательно в лице государства) и методик.

Если говорить о векторе развития, то уже пора не менять одну ОС для десктопных компьютеров на другую, а готовиться к
"пришествию" нового поколения техники - "тонких", "дружественных к "чайнику"" web-клиентов типа iPad и его более дешевых аналогов.
Грядет большая переоценка ИКТ-ценностей, даже более радикальная, чем переход с БК-32 на IBM PC.
Вполне вероятно, что из многих секторов (в том числе и из школ) традиционные компьютеры и софт с любой лицензией вообще "вылетят", замененные более простыми и удобными в работе web-сервисами (чья лицензия юзеру безразлична).
Не совсем завтра, конечно, учитвыая наши "дороги и дураки" (каналы и... чиновники), но - неизбежно.
В США процесс уже пошел... 300 тысяч iPad'ов за один день продаж - веселый старт "нового вектора развития".
Уже в этом сентябре некотрые "продвинутые" наши школьники вместо уже привычных PSP и т.п. принесут в школу такие
"таблетки"... Для игр, конечно. Но в отличие от PSP iPad - не только для игр... Вот о чем надо начинать думать.

Надо не менять полудохлую платную клячу на совсем дохлую (но зато - бесплатную), а учиться водить автомобиль.
Сергей Косаченко ( Пользователь )
Цитата (Харитонов А.Л., 14.04.2010, 01:46) <{POST_SNAPBACK}>
Если говорить о векторе развития, то уже пора не менять одну ОС для десктопных компьютеров на другую, а готовиться к
"пришествию" нового поколения техники - "тонких", "дружественных к "чайнику"" web-клиентов типа iPad и его более дешевых аналогов.
Грядет большая переоценка ИКТ-ценностей, даже более радикальная, чем переход с БК-32 на IBM PC.
[...]
Надо не менять полудохлую платную клячу на совсем дохлую (но зато - бесплатную), а учиться водить автомобиль.

Козьма Прутков: "Поспешай медлено".
В школах до сих пор используются компьютеры, которым 9..13 лет, которые по всем бухгалтерским нормативам по срокам эксплуатации (макс 5 лет) должны быть списаны, но используются из-за катастрофического НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ образования. Если Вы надеетесь, что тонкине клиенты пора менять, то я полагаю, что эта "пора" (когда пройдет полная замена на web-клиенты) наступит еще ой как нескоро...
Добавьте сюда закон о ПДн, который запрещает хранить персональные данные школьников вне школы. Есть и другие соображения...

В данной ситуации, прийдется использовать то, что есть, а именно: старый парк ПК + купленные ранее лицензии ПО+СПО.

Цитата (Aron, 13.04.2010, 22:24) <{POST_SNAPBACK}>
Итак, что можно сделать лучшего, чем "опытные зоны":

Что еще можно сделать для эффективного внедрения СПО?


Описали все правильно. Ваше негативное отношение (как мне показалось) к созданию опытных зон и Linux для себя объясняю неизвестностью Linux'а. Неизвестность - пугает.
От себя добавлю, что для эффективного внедрения СПО, да и вообще ИКТ, можно нужно ввести в школы ставки системных администраторов. Без этих специалистов ИКТ будут использоваться в школах крайне неэффективно и далее.
Ольга Ягодова ( Пользователь )
О внедрении системного администратора в школы пишу давно. Последние данные: в школу пришёл терминальный класс. Очень долго его не могли установить, истёк льготный период и он теперь не работает. Переустановить сервер лицензий не могу: нет системного диска. Что делать? А я ведь не системный администратор, а обычный учитель информатики. Я обучаю детей и не знаю абсолютно всех тонкостей системного администрирования. Да у меня на изучение этого очень мало времени. Теперь новая заморочка: до тонкостей изучить Линукс. Сразу столкнулась с проблемой подключения к Интернету. В ядре Линукс не было драйвера моей сетевой карты. Скачала новую версию Линукс. Обновляться старая не хочет и компьютер не хочет с диска ставить новую версию, буду пробовать установить с флэшки. В службе техподдержки сообщили, что вероятно проблемы с материнской платой. С Windows таких проблем не было. К кому обратиться за помощью? Живём в селе.
Сергей Косаченко ( Пользователь )
Цитата (Ягодова О.В., 14.04.2010, 12:39) <{POST_SNAPBACK}>
В службе техподдержки сообщили, что вероятно проблемы с материнской платой. С Windows таких проблем не было. К кому обратиться за помощью? Живём в селе.

Я тоже из села :). Попробуйте написать точную модель материнки. У меня была решена подобная проблема на всех компьютерах в новом компьютерном классе с сетевой платой (опозналась в линуксе как "RTL8111/8168B PCI Express Gigabit") интегрированной в материнку ASUS (модель P5GC-MX/GBL ): устанавливал АльтЛинукс Мастер 4.0 - сетевая плата определялась (номер чипа показывался), но не работала. Подключился к репозитарию бранч 4.1 и обновил ядро (новый драйвер сетевой содержится в ядре), после этого снова переключился на репозитарий 4.0 . Если у Вас подобная материнка, то напишу подробно, что я делал Вам в личку. Или можете посмотреть на этом сайте, где я подробно описал решение, которое мне помогло: http://pedsovet.intergu.ru/index.asp?main=...1333&page=0
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Сергей Косаченко - с.Каргасок, 14.04.2010, 07:59) <{POST_SNAPBACK}>
(когда пройдет полная замена на web-клиенты) наступит еще ой как нескоро...

Разумеется, не очень скоро. Но - произойдет. Зато очень скоро начнется (уже начинается) активное муссирование данной темы.
А потом школьники начнут все чаще таскать в школы и использовать на переменах (а то и на уроках) "таблетки". Их станет трудно не замечать (и глупо не задействовать в учебном процессе) и переход на web-клиенты пойдет сам собой, даже без всякого финансирования.

Цитата (Сергей Косаченко - с.Каргасок, 14.04.2010, 07:59) <{POST_SNAPBACK}>
Добавьте сюда закон о ПДн, который запрещает хранить персональные данные школьников вне школы. Есть и другие соображения...

Проблема есть, но в закон может быть (и будет со временем) включена оговорка-исключение про сертифицированные web-сервисы. Чиновники страсть как любят сертифицировать и с умным видом выдавать "одобрямс" тем, кто умеет с ними дружить :). А куда попало данные и вправду нехорошо выкладывать. Короче, проблема непростая, но - вполне решаемая, когда вопрос созреет.

Цитата (Сергей Косаченко - с.Каргасок, 14.04.2010, 07:59) <{POST_SNAPBACK}>
В данной ситуации, прийдется использовать то, что есть, а именно: старый парк ПК + купленные ранее лицензии ПО+СПО.

Именно так. Только на компьютер 10-ти летней давности с 64Мб памяти Win'98 с более-менее современным набором прикладного СПО (которое часто все еще совместимо с Win'98, а уж с win'2000 - почти всегда!) поставить можно, и работать будет!
А Линукс на такой компьютер можно поставить только ископаемый и с никуда не годным ископаемым набором ПО... Современные Линуксы (даже урезанные до предела "легкие") на него не встанут (у них минимальная память - от 128мб, и то - на бумаге, на самом деле - от 256).

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+