Личный кабинет

Портфолио: конкурс и оценка

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Альянс трех сетевых сообществ - ВИПа, Открытого класса и Campus предполагает совместно провести Конкурс портфолио педагогических работников. Там где Конкурс, - там и оценка... Логично встает вопрос об основаниях оценивания - каковы они и откуда они возьмутся?

Уважаемые коллеги, так как от нас, виповцев, многое в этом Конкурсе зависит, предлагаю обсудить его на этой ветке. А начать с вопроса, - кому и зачем нужно портфолио в нынешней школе? Раз кому-то это нужно, - значит, именно по их критериями портфолио и нужно оценивать?

Так кому и зачем нужно сегодня портфолио?
Роман Еннер ( Пользователь )
А почему в закрытой ветке?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Что такое порфолио, - говорят многие

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)


А вот кому и зачем оно нужно, я что-то не смог найти.

Цитата (Roman Enner, 07.04.2010, 22:53) <{POST_SNAPBACK}>
А почему в закрытой ветке?


Так не ОБСУЖДАТЬ, а СДЕЛАТЬ Положение о Конкурсе надо быстро. Документ...А чем больше народу, тем труднее выбрать главное. Здесь же "сливки"общества... Потом вывесим и публично обсудим. По готовности

Рассуждать мы все горазды... Вот только то появился на ИнтерГУРУ сводный отчет по теме «Портфолио педагога». Зная как неохотно коллеги ходят по ссылкам, приведу его тут полностью:

-------------------
Тему обсуждения представила Рябова Татьяна Сергеевна: Уважаемые коллеги. Порт-фолио педагога входит в нашу жизнь и вот уже является одним из этапов аттестации педаго-гов. Как грамотно его оформить? Кто может поделиться опытом и дать посмотреть собствен-ное портфолио? Буду очень благодарна.

По сути, на этой ветке не предполагалось обсуждение темы, а была высказана четкая просьба в оказании практической помощи.
Первый и очень подробный ответ дала Михеева Светлана Васильевна. Она дала чет-кое определение понятию «Портфолио педагога», представила его возможную структуру (5 разделов и их содержание). Подробно была описана процедура представления (защиты) порт-фолио.

Ответ был дан на таком высоком методическом уровне что, как справедливо отметили участники обсуждения, «Вы так по полочкам всё разложили, что нам добавить нечего». «Все расписано подробно, бери и работай. СПАСИБО!!!».
В дальнейшем обсуждении участники форума уточняли детали представления материа-лов, способов визирования, регистрации документов, входящих в портфолио.

Кратко затрагивались в обсуждении различия в моделях аттестации педагогов в различ-ных регионах и в связи с этим востребованность в портфолио в том виде как представлено в описании С.В.Михеевой. Было высказано и негативное отношение к портфолио педагога как материалу пред-ставляемому педагогом в качестве документа, подтверждающего успешность в профессио-нальной деятельности за аттестационный период. К сожалению, критические замечания вно-сили скорее деструктивную, чем конструктивную составляющую в содержание обсуждения. Однако данные реплики можно взять на заметку педагогу выбирающему защиту портфолио как утвержденную форму аттестации педагогических кадров. Данные критические высказыва-ния позволят подготовиться к парированию высказываний «черного оппонента».

Представленная тема и прошедшее обсуждение заслуживают пристального внимания независимо от того, как скоро предстоит аттестоваться педагогу и какую форму аттестации он выберет. В материале подробно описан процесс формирования портфолио педагога в межатте-стационный период, который позволит структурировать свои личные документы, определить свое продвижение в профессиональной деятельности. Материал имеет практическую ценность для руководителей и членов аттестационных комиссий, ответственных за аттестацию педаго-гических кадров в образовательном учреждении, общественных методистов.

Отчет подготовила Евтушевская Софья Валентиновна


Ну, вот, и заинтересованные в портфолию люди появись. Скажите, пожалуйста, - кто такие "общественные методисты"? Нужно ли портфолио и зачем самому учителю? Есть ли у него действительно, потребность структурировать свои личные документы, определить свое продвижение в профессиональной деятельности.
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 07.04.2010, 22:53) <{POST_SNAPBACK}>
Ну, вот, и заинтересованные в портфолию люди появись. Скажите, пожалуйста, - кто такие "общественные методисты"? Нужно ли портфолио и зачем самому учителю? Есть ли у него действительно, потребность структурировать свои личные документы, определить свое продвижение в профессиональной деятельности.


"Общественные методисты" - это опытные учителя, занимающиеся методической работой с менее опытными на "волонтерских" началах, бесплатно. Как правило, они же являются членами экспертных групп разного уровня и проводят экспертизу документов, предъявляемых в процессе аттестации учителем.

Владислав Иванович, я поделюсь наблюдением по поводу "нужно ли... и зачем учителю?"
Из нескольких сотен учителей, собиравших документы на грант в рамках ПНПО, писавших впервые развёрнутый самоанализ, одна-единственная , не получившая в первый год этого гранта-"премии", пришла, рассказала, в чём она видит причины "поражения", поблагодарила за помощь в написании самоанализа и отметила, что она нисколько не жалеет о том, что потратила время "зря". "Я теперь, по крайней мере, могу объяснить и самой себе, и кому угодно другому, ЧТО я на самом деле делаю, ЧТО в моей деятельности от традиционного, ЧТО является проблемой, КАКИЕ инновации (новшества) помогут мне снимать эти проблемы, какие цели я должна ставить перед собой, как помочь учащимся ставить или хотя бы видеть поставленные кем-то цели, на какие результаты я могу на самом деле рассчитывать, а что появляется как сопутствующие эффекты" и т.д.
На следующий год эта учительница была в первых строчках рейтинга всех участников конкурса. И это были объективные оценки экспертной группы.
Многие другие учителя, даже получив заветные "премии", считали напрасной работой оформление документов и особенно написание самоанализа, хотя он теперь стал обязательным документом, оформляемым в аттестацию.
Вы ведь видите, что и в приведенном Вами отчёте С.В. Евтушевской всё сводится к необходимости иметь портфолио для аттестации. И чем больше портфолио, самоанализ и т.п. будут привязываться к аттестации учителей (а именно это и происходит сейчас), тем формальнее всё это будет. Я понимаю, что портфолио необходим учителю и является действительно средством обобщения собственного опыта, проблематизации и дальнейшего профессионального развития при условии, что учитель делает это без внешнего требования и контроля, каковыми и является аттестация.

Я буду очень рада прочитать возражения учителей на мои выводы из наблюдений.
Сергей Сафронов ( Пользователь )
Цитата (Roman Enner, 07.04.2010, 23:53) <{POST_SNAPBACK}>
А почему в закрытой ветке?

Потому что пока не объявлено и не принято решение о проведении - идет пристрелка... :-)
Андрей Тихов ( Пользователь )
Портфолио в Белгородской области имеет электронную версию, но в основном оно необходимо для аттестации работника на ту или иную категорию.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Васильевна (wera), 08.04.2010, 09:14) <{POST_SNAPBACK}>
"Общественные методисты" - это опытные учителя, занимающиеся методической работой с менее опытными на "волонтерских" началах, бесплатно. Как правило, они же являются членами экспертных групп разного уровня и проводят экспертизу документов, предъявляемых в процессе аттестации учителем.
Я понимаю, что портфолио необходим учителю и является действительно средством обобщения собственного опыта, проблематизации и дальнейшего профессионального развития при условии, что учитель делает это без внешнего требования и контроля, каковыми и является аттестация.

Замечательный пример того, Татьяна Васильевна, как в единичных случаях портфолио выступает тем, для чего, вроде бы, оно и предназначено, - как инструмент личного и профессионального саморазвития. Что до наличия или отсутствия "внешних побуждений", не кажется ли Вам, что дихотомическая постановка вопроса никуда не приведет?

Власть должна дать отдохнуть обществу активных граждан от своего назойливого присутствия.

Власть никому ничего не должна. Это глубочайшее заблуждение и основа поражения всех искренних гражданских начинаний. Власть - это альфа-самцы, одержавшие победу над бета-самцами. Или, если необходимо более научно - вооруженные отряды людей, узурпировавших право на насилие. Хотите иметь нечто, что власть вам не предлагает - боритесь и становитесь властью. Нет. Ешьте ту тюрю, которую предлагают. "Отстаивать свои интересы" можно только с позиции силы. Все остальное - лирические стансы.

(Конец цитаты)

И тогда введение третьего фокуса оценки - "общественных методистов", наряду с желаемой, но столь редкой "самооценкой" и неотвратимой и неизбежной оценкой аттестации, мог бы породить движение к изменению нынешней ситуации пата и ступора.
Я, конечно, повторяюсь, со своим тезисом оценивания как публичного открытого диалога между самооценкой, внутренней оценкой ("общественные методисты" и многопозиционной оценкой, но сам я убежден, что только взаимное оценивание с механизмами ннаступления ответственности и общих и персональных рисков может запустить атраетор спмоизменений ситуации в стране.

Спасибо за блестящий пример, Татьяна Васильевна. Что скажете, уважаемые коллеги:
В. К. ( Пользователь )
Портфолио может быть средством самоанализа, самооценки, самопрезентации или самопредставления, профессионального совершенствования. Но его нельзя оценивать как средство прохождения аттестации.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 08.04.2010, 12:43) <{POST_SNAPBACK}>
Портфолио может быть средством самоанализа, самооценки, самопрезентации или самопредставления, профессионального совершенствования. Но его нельзя оценивать как средство прохождения аттестации.

ПО-ЧЕ-МУ-?

Gavrikova
В педагогике много форм оценивания деятельности педагога. Портфолио наиболее приемлемая форма оценки.


-----------------------------------------------

Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 08.04.2010, 13:37) <{POST_SNAPBACK}>
ПО-ЧЕ-МУ-?

Gavrikova
[i]В педагогике много форм оценивания деятельности педагога. Портфолио наиболее приемлемая форма оценки.
[/i]


А если я так отвечу на свой вопрос и реплику коллеги, Владимир Владимирович:

Оценка нужна для принятия субъектом оценивания управленческого решения. В самооценивании субъектом принятия решения выступает сам учитель. Во внешнем оценивании он или объект, и тогда возникает конфликт интересов, или , возможно, - он может быть субъектом и своей внешней оценки тоже, но тогда содержание и механизмы внешней оценки должны быть с ним самим согласованы. Автора (а учитель, это автор, даже, если он "творческий исполнитель" как пишет Бим-Бад), нужно оценивать по законам самого автора. Это так писал Пушкин


Тогда стартовать к Конкурсу нужно от онтологии самооценки. Я взглянул на себя... Оранжевые квадратики, - это статика, ее я ОПИСЫВАЮ как состояния СИТУАЦИИ. ее я описыааю в существительных.
Оранжевые стрелочки, - это мои ДЕЙСТВИЯ. Их я описываю в глаголах.




УЗНАЮ
- какие методики существуют
какие теории появились
- каков опыт коллег...

УСТАНАВЛИВАЮ
- шляпы мышления Боне мне не подходят, потому-то,
-а вот опыт теьестудии я буду применять, потому-то

ПРИМЕНЕНИЕ
- уже столько-то лет применяю вот это
- появилось вот это там-то и с теми

ИСПОЛНЕНИЕ
- делаю я вот это и это и вот так

ДОСТИЖЕНИЯ
- ну, это понятно

ОЦЕНИВАНИЕ
- то, как я работаю, я оценивал раньше вот так, а теперь, вот как

Понятно, что это бессодержательная пустографка, но для меня важно удержать целостность с самого начала. Что скажете?
Елена Селезнёва ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 08.04.2010, 05:47) <{POST_SNAPBACK}>
Так кому и зачем нужно сегодня портфолио?


Для аттестации в обязательном порядке. А в идеале каждый человек, не только учитель, должен собрать свое портфолио для представления себя потенциальному работодателю.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+