Личный кабинет

ПЕДАГОГ - ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Предложения по повышению статуса педагогического работника
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
ПЕДАГОГ – ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ



Статус педагогического работника имеет внешне- и внутриобразовательное измерения. Внешнее измерение определяется положением педагогического работника в государстве и обществе, оно сегодня весьма незавидное и некомфортное. Предпринимаемые сегодня правительством шаги и планируемые изменения в порядке финансирования (переход от сметы к субсидиям, переход к нормативно-подушевому финансированию школ, определение зарплаты учителей в соответствии с новыми системами оплаты труда и т.д.) образовательных учреждений пока положительных изменений в статусе педагога не дали и не могли еще дать.

Внутриобразовательное измерение определяется положением педагогического работника внутри его общеобразовательного учреждения (размерами и своевременностью получения зарплаты, отношением к нему со стороны администрации учреждения, психолого-педагогическим микроклиматом в нем, реальными возможностями влиять на деятельность учреждения, взаимоотношениями с учащимися и их родителями и т.д.).

Сегодня статус педагога во многих учреждениях общего среднего образования далеко не комфортный, перед ним встает немало проблем и перспективы пока не радужные.

Что необходимо, на наш взгляд, сделать для того, чтобы обеспечить высокий статус педагога как основного субъекта школьного самоуправления?

Для поднятия статуса педагога в государстве и обществе (внешние условия) нам представляются необходимыми следующие шаги и решения:

1) устранить имеющийся сегодня пагубный перекос в сторону интеллектуальных целей в образовании, подняв значение и роль воспитательных функций школы, повысив внимание к гражданскому и духовно-нравственному воспитанию учащихся. Этому могли бы способствовать разработка и принятие новой Концепции развития отечественного образования (так называемая национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» этой роли не содержит),

2) вывести систему образования из административного своеволия чиновников и перевести ее в правовое поле. Демократизацию управления образованием можно обеспечить, предприняв усилия по выполнению требований Закона РФ «Об образовании» о демократическом, государственно-общественном характере управления образованием (статья 2), о сочетании принципов единоначалия и самоуправления (статья 35), о праве на участие в управлении образовательным учреждением обучающихся (статья 50), родителей (законных представителей) обучающихся (статья 52) и работников образовательного учреждения (статья 55),

3) разработать и принять на государственном уровне научно-методические основы реализации принципа государственной политики в сфере образования «Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений». В течение 5 лет работы в лаборатории государственно-общественного управления образованием Института управления образованием Российской академии образования нам удалось подготовить эти научно-методические основы (в том числе – Концепцию ДГОУ государственным (муниципальным) общеобразовательным учреждением, технологию создания указанного управления на уровне учреждения, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и др.). В своих обращениях в министерство образования и науки, в адрес председателя Правительства РФ В.В. Путина, президента России Д.А. Медведева мы предлагали наши разработки для рассмотрения, однако наткнулись на глухую стену равнодушия. Я вновь предлагаю эти весьма обоснованные и проверенные в массовой практике материалы абсолютно без какого-либо ответного вознаграждения,

4) разработать и реализовать программу подготовки студентов педагогических вузов для выполнения ими уже в качестве педагогов функций педагогов-наставников органов школьного самоуправления,



5) переориентировать учреждения повышения квалификации педагогов с проблем формирования интеллекта обучающихся на хотя бы равновесное внимание к задачам их гражданского воспитания, вооружение педагогов научно-методическими основами организации школьного управления и самоуправления. Мною разработана и прошла апробацию Программа повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений по теме «Демократическое, государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением», рассчитанная на 40 часов. Мы готовы передать ее для творческого использования указанным учреждения также безвозмездно,

6) обеспечить необходимое финансирование сформулированных выше шагов, установив паритетные нормативы оплаты труда педагогов за их обучающую и воспитывающую деятельность,



7) разработать и ввести в действие критерии и показатели оценки результатов работы педагогов по развитию школьного управления и самоуправления. В качестве одного из возможных вариантов мы предлагаем разработанные нами критерии и показатели определения эффективности демократического, государственно-общественного управления образованием,

Для поднятия внутриобразовательного статуса педагога по нашему мнению целесообразно осуществить следующие действия:

1) при назначении педагога на должность в образовательном учреждении заработную плату его устанавливать из двух равных частей: ставки (18 часов) за проведение учебных занятий и такой же ставки за классное руководство. В условиях повышения финансовой самостоятельности образовательных учреждений, предусмотренных обсуждаемым в настоящее время законопроектом это будет реально выполнимо,

2) размер ставки педагога за классное руководство доплачивать также педагогам-консультантам органов ученического, родительского самоуправления и их различных подразделений – комиссий, комитетов, советов, штабов и др.,



3) установить количественные и качественные показатели определения эффективности работы педагога с органами школьного самоуправления и регулярно (один раз в триместр или учебное полугодие) оценивать степень их реализации, на основе чего и устанавливать размеры доплаты педагогу за ее проведение на очередной период его деятельности,



4) в рамках методических объединений классных руководителей (воспитателей) и педагогов-консультантов органов ученического и родительского самоуправления ежегодно проводить работу (в том числе и самообразовательную) по повышению научно-методического уровня педагогов по вопросам организации и совершенствования общественного управления учреждением, педагогического, ученического и родительского самоуправления. Это позволило бы им отличать действительные органы школьного управления и ученического самоуправления от их чиновничьих аналогов в виде «Управляющих советов», а также от «государств», «республик», «земель» во главе с президентами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами и др.,



5) с целью повышения управленческой культуры учащихся и воспитания у них гражданских качеств руководителям школ, гимназий, лицеев и других типов общеобразовательных учреждений обеспечить создание и функционирование органов совместного общественного управления учреждением (школьных советов), в процессе деятельности которых организовать передачу управленческих знаний умений и навыков педагогов своим воспитанникам. В руководимой мною Международной ассоциации содействия школьным советам накоплен за 19 лет деятельности накоплен громадный опыт работы школьных советов, изданный тиражом в 200-300 экземпляров, который, при волеизъявлении соответствующих руководителей образовательного ведомства можно размножить и направить в общеобразовательные учреждения,

Осуществление этих и других внешних и внутриобразовательных действий вполне посильно, на наш взгляд, в современных условиях – была бы политическая воля просвещенных руководителей нашего государства. Встающие в этом случае проблемы вполне могут быть решены с помощью научно-педагогической общественности.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+