Личный кабинет

Взаимное влияние педагогики и развития языка в эпоху ИКТ

Игорь Кузора ( Пользователь )
На Десятой научно-практической конференции "Новые информационные технологии в образовании" (Повышение эффективности обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий "1С") 3.02.2010 года состоялась дискуссия о взаимном влиянии педагогики и развития языка в эпоху информационно-коммуникационных технологий. Подобно симфонии дискуссия состояла из четырех частей. Не пытаясь составить их тезисный план, лишь процитирую здесь некоторые высказывания. Видеозаписи выступлений спикеров и расшифровку четвертой дискуссионной части можно просмотреть на этой странице.

Часть 1. Ольга Ивановна Руденко-Моргун, д.п.н., профессор кафедры русского языка РУДН:

- Ответить на вопрос о разрушении языка должны не лингвисты, не филологи, ответить на него должны мы, педагоги. У нас в руках есть возможность руководить этими процессами. Мы воспитываем новое поколение, которое должно не только уметь грамотно писать, но и понимать красоту русского языка, его своебразие. Весь курс обучения русскому языку должен содержать стержневую мысль о своеобразии нашего языка, и для этого нужны такие учебники, которые бы позволили отойти от принципа минимизации учебного материала, наблюдаемого в печатных учебниках.

Часть 2. Сергей Александрович Сафронов, главный редактор Интернет-педсовета:

- У нас часто возникают дискуссии, почему на форумах учителя пишут с ошибками. Никакими репрессивными способами эту ситуацию не изменишь. Нужно создавать мотивацию к грамотному письму. Задача - сделать русский язык "от Кутюр", чтобы он был "вкусный". Мы часто отделяем образование от культуры. Если бы они были едины - проблема бы решилась.

Часть 3. Елена Ивановна Ярославцева, с.н.с. Института философии РАН:

- Всякие отношения в классе у нас больше непосредственные: визуальный, аудиальный контакт, тактильный. Но в ситуации, когда есть экран, всё меняется, он становится инструментом общения. В сети появляются эмоции, выраженные символами и их уже нельзя выкидывать. И отношение к грамотности написания становится иным, поскольку действие становится отложенным - ну запала кнопка. И надо учитывать, что это включится в поведенческий компонент. И учебные программы меняют поведение учителя - у него появляются новые задачи, а прежние исчезают.

Часть 4. Реплики из зала.
- Если мы будем с вами продолжать говорить на классическом русском языке, не отбрасывая нового, но просеивая через себя, через своё сердце, через свой опыт то, что употребляем мы сами, тогда у нас будет всё нормально.

- Когда моя дочь пишет от себя, она абсолютно не обращает внимания на грамотность. Но когда она пишет моим коллегам под диктовку, как будто это я отвечаю, она обязательно обращает внимание на грамотность, потому что мама у неё - кандидат наук, и она не может писать неграмотно.

- Если мы сейчас начнем запрещать его развивать, в том числе терминами информационных технологий, мы потеряем его самобытность, его основное достоинство, я считаю.

______________

Коллеги, итак, вопросы:
- Что происходит с русским языком?
- Какова в этом роль информационных технологий (есть мнение, что она велика)?
- Что делать в связи с этим учителю?
- Можете ли вы привести примеры из вашей практики, иллюстрирующие сказанное?
Ирина Нечитайло ( Пользователь )
"обогощается" - с каких это пор от слова БОГАТЫЙ могло образоваться подобное слово?
Серж Андреев ( Пользователь )
Моя угадать правильный ответ, аднака )))

Цитата (Ирина Нечитайло, 11.03.2010, 00:31) <{POST_SNAPBACK}>
"обогощается" - с каких это пор от слова БОГАТЫЙ могло образоваться подобное слово?


У всех бывают опечатки.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Мне кажется, с русским языком всё в порядке. Он впитал в себя и английский "футбол", и немецкий "плюс", и французский "шарф", и турецкий "халат", и многое другое. У нас на глазах перевёл в средний род "пальто" и "кофе". Его мощь неизмерима, и не надо думать, что мы с ним чего-то можем сделать. Всё равно - улучшить или ухудшить.

Проблема, на мой взгляд, в уровне общей культуры носителей языка. В первую очередь, новых поколений.
При этом я не имею в виду молодёжные жаргоны, медведа, йад и т.д. Каждое молодое поколение создавало свой птичий язык, а потом его перерастало. Это - нормально.

ЗЫ. Мне кажется, что выражение "пренебрежимо слабо" - некорректно. правильно было бы - "пренебрежимо мало" :(
Игорь Кузора ( Пользователь )
Сергей Михайлович, возможно, Вы правы. Но на этот вариант ответа уже есть голос, поэтому и не вполне корректно поменять его формулировку.

Относительно опечаток дело обстоит хуже. У всех бывают свои "любимые" ошибки. С ними можно сосредоточенно бороться, но практически нельзя избежать их просачивания. Несколько лет назад мы издавали разработку Сергея Вячеславовича Киевского "Почитай-ка" http://ito.edu.ru/2004/Moscow/II/2/II-2-4751.html. Там использовался ряд исследований о происхождении "неизлечимой" неграмотности, так называемой "врожденной" грамотности и др. Одно из запомнившихся утверждений: для тех, у кого родной язык русский, говорение увязывается в мозгу с написанием. Хотя сам я говорю с московским произношением, дед родом из ленинградской области, говорил на о. Поэтому случаются ошибки в безударных "а" и, увы, нередко.
И еще заметил одно интересное психологическое свойство. Есть ошибки, которые бесят страшно, например, с "ь" в возвратных глаголах. А есть такие, которые с легкостью отнес бы к опечаткам и не стал обращать внимания.

Дарья Олеринская ( Пользователь )
Изменяется пространство, из которого мы получаем тексты, информацию. Где мы раньше могли прочитать столько текстов, написанных представителями самых разных социальных слоев? Ну разве что это были письма родственников и друзей. Все же остальное доходило до читателя после того, как корректор проставил запятые, а редактор отлакировал текст до требуемого эпохой блеска.
Сейчас же с одинаковой легкостью можно почитать и записки 13-ти летнего школьника, и записки строителя/пожарного/медсестры - причем, записки, написанные прямо в этом пространстве, практически в прямом эфире. Это уже иной, новый формат текста, отличный от того, в котором приняты черновики и исправления. Это вид "устно-письменной" речи, в которой подчас важнее успеть записать мысль, чем правильно выразить ее в буквах. И даже более того - ошибки не просто игнорируются, ошибки многими делаются умышленно, потому что это придает авторам некоторое чувство свободы.
В этом контексте меня больше всего интересует вопрос с отсутствием пробелов. Очень многие пользователи не ставят пробелы после знаков препинания, сразу же начиная следующее слово.
Например,вот так.При этом они набирают,игнорируя пробелы после запятых,достаточно большие тексты.
У меня есть теория, откуда появилось это явление, но пока теория не очень подтверждается..
Игорь Кузора ( Пользователь )
Цитата (Дарья Олеринская, 26.03.2010, 00:22) <{POST_SNAPBACK}>
У меня есть теория, откуда появилось это явление, но пока теория не очень подтверждается..

Если это не материалы диссертации, которые нельзя раньше времени публиковать, чтобы не стащили, просьба намекнуть, в чем идея. У меня, например, нет понимания, хотя явление наблюдаю. Есть тенденция к написанию имен собственных без заглавной буквы - это понятно, это от смс пошло, где позицию долго менять. Экономия на пробелах позволяет в смс меньше знаков поставить, уложиться в меньшие деньги, но читать на маленьких экранах телефонов неудобно единую строку, скорее это не оттуда.
Дарья Олеринская ( Пользователь )
Цитата (Кузора Игорь, 26.03.2010, 10:36) <{POST_SNAPBACK}>
Если это не материалы диссертации, которые нельзя раньше времени публиковать, чтобы не стащили, просьба намекнуть, в чем идея.

Моя версия все-таки - смс, потому что по отслеженным мной примерам отсутствия пробелов этой "привычке" больше подвержены старшеклассники школ или взрослые, занимающиеся не-офисной работой (строители, например), то есть те, кто скорее склонен экономить на длине смс-сообщений.
Маргарита Кузьмина ( Пользователь )
Я ЗА то, чтобы новые технологии помогали формировать грамотность и служили обогащению русского языка. Наверняка мы все пользуемся функциями проверки орфографии и словарями в текстовых редакторах. И мы и наши ученики. Это просто замечательно, что нам предоставлены такие возможности: и ошибки проверить помогут и синонимы подберут и многое другое. Чем не революция в работе над созданием текстов. А новые технологии - это и новые термины, понятия. Здесь все закономерно: развиваются технологии, методики и средства обучения - язык обогащается новыми терминами и понятиями.
Игорь Кузора ( Пользователь )
Цитата (Дарья Андреевна, 29.03.2010, 11:17) <{POST_SNAPBACK}>
Моя версия все-таки - смс <...> экономить на длине смс-сообщений.


Возможно и так. Экономический фактор часто на язык влияет. Вспомнить хотя бы французских монахов с оплатой за количество букв при переписывании, и что из-за этого с письменностью произошло.

Ну и что мы тут с Вами коллегам можем посоветовать? Относиться к такой пунктуации, когда экономят на пробелах между словами и знаками препинания, с понимаем ее возможного "смсного" происхождения, наверно, и при этом абсолютной бессмысленности в такой экономии где бы то ни было еще. Ученикам, которые "подсели" на новомодный прием и не любят удовлетворяться словами "так надо", на все объяснений ищут, можно привести примеры древнерусской письменности, где отсутствие пробелов приводит к увеличению времени на прочтение. Все-такиэтонеоченьнеудобно-читатьтакойтекст.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+