Личный кабинет

Доклад: "Система работы по осуществлению преемственности"

Светлана Нифонтова ( Пользователь )
Система работы по осуществлению преемственности
между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования
город Муравленко ЯНАО Тюменская область
заместитель заведующей МДОУ ЦРР д\с «Солнышко».Нифонтова С.Н.
Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки». С одной стороны - дошкольная ступень, сохраняя самоценность «радость» этого периода, формирует фундаментальные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны – школа, как преемник дошкольной ступени, подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. На мой взгляд, основное противоречие кроется в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.
Учителя, как правило, недовольны. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели обижены. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. подвергают ребенка форсированному обучению, лишая возможности наиграться в волю в самый благодатный для игровой деятельности период.
Решение проблемы было передоверено психологам. С их точки зрения «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечить предпосылки к школьному обучению, т. е. общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.
С целью объединить всех заинтересованных участников педагоги нашего детского сада сделали попытку разработать научно - практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной педагогической работы.
Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое вы видите на экране, нами были определены ведущие дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой мы обозначили важнейшие аспекты проблемы преемственности . Схема, которую вы видите на экране, отражает научный базис нашего проекта. Т. о. задача свелась к созданию условий для реализации обозначенных нами аспектов. Разработка подхода осуществлялась с учетом условий действующего Договора о сотрудничестве между средней школой № 5 и детским садом с опорой на современные нормативно – правовые документы в области образования.
Прежде всего, нами была осуществлена целевая преемственность. Для этого мы сопоставили модели выпускника детского сада и первоклассника. На уровне администрации детского сада и начальной школы №5 привели в соответствие общие требования к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в переходный период их подготовки к поступлению школу.
Практическая реализация системы работы по осуществлению всех аспектов преемственности включает включает 4 -х взаимосвязанных этапа, объединенный в замкнутый цикл:
На 1 – ом этапе в ходе комплексного психолого - медико-педагогического экспресс – наблюдения за детьми производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада. Именно в этот период обеспечиваются основания для осуществления психологической преемственности: изучаются особенности и возможности каждого будущего выпускника, определяется адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. Вся информация заполняется в соответствующие таблицы.
На 2 –ом этапе на основе полученных данных устанавливаются сотрудничество: планируются коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями, создаются сопряженные согласованные планы реализации воспитательно – образовательных программ с учетом ведущей детской деятельности.
Анализ развивающих задач позволяет исключить дублирование программного материала. В организации дополнительного образования учитывается преемственность в реализации приоритетных направлений ДОУ – СШ №5. Это спортивные секции, художественно – творческие, интеллектуально - познавательные кружки, в том числе, обучение игре в шахматы. На протяжении 4 – х лет реализации Программы развития ДОУ воспитатели выпускных групп отслеживают востребованность тех способностей, развитие которых обеспечивает образовательная программа под ред. Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. Эта программа реализуется в нашем детском саду с 1999 года. Ее содержание наиболее совместимо с программами начальной школы по направлениям развивающего обучения В.В. Занкова и Л.В. Давыдова. К сожалению, в городских школах 1 – ых классов с такими программами немного. Экспериментальная работа, которая проводится в детском саду с 2002 года, позволяет осуществлять корректировку программы без ущерба ее образовательному потенциалу путем оптимального отбора и сочетания общих развивающих средств, методов и форм педагогической работы с детьми. Таким образом, на этом этапе нами осуществляется содержательная и технологическая преемственность.
С целью выравнивания стартовых возможностей детей 6,5 и 7 лет на этапе их подготовки к школе педагогом - психологом нашего детского сада С.А. Рудницкой разработана Программа коррекционно – развивающей работы с детьми 5 -6 лет. Эта система игровых занятий направлена на психологическую подготовку воспитанников старших групп к обучению в школе на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития». Авторская работа представлена на городской конкурс «Фестиваль методических идей - 2005». Координирующим центром в организации деятельности преемственного содержания по всем направлениям является творческая группа «Выпускник» (рук. М.П. Губская - воспитатель д/ с «Солнышко»). Согласованность педагогических действий находит отражение в планах работы. Слайд 8.
Управленческая и структурно – организационная преемственность осуществляется в течение года (с октября по май) в ходе контрольных мероприятий, которые составляют содержание 3 – го этапа в системе работы. Направления и виды контроля обеспечивают реализацию общих подходов к управлению и организации работы по осуществлению преемственных связей. Отслеживание личностных качеств воспитанников производится по 12 показателям, которые представлены на экране. Слайд 11. Итоги по подготовке детей к школе обсуждаются на Совете педагогов ДОУ, совместных со школой минипедсоветах, представляются на городскую ПМПК. На основании принятых решений для выпускников ДОУ оформляются пакеты сопровождающих документов.
Завершает цикл диагностический этап мониторинга по отслеживанию успешности адаптации и обучения выпускников детского сада в 1 – ых классах городских школ. Результаты адаптации получаем в ходе посещений уроков, собеседований с зам. директора школы, учителями первых классов, которые участвуют в заполнении соответствующих таблиц эффективности. По результатам сравнительного анализа полученных данных подводятся итоги работы. На 4 –ом завершающем этапе реализуется одновременно и психологическая и целевая преемственность. Выявленные педагогами – психологами причины дезадаптации служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности.
Мониторинг успешности адаптации и обучения выпускников детского сада за последние три года позволяет нам сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты.
Количество детей с высоким уровнем обучаемости повысилось на 4%, с уровнем выше среднего – увеличилось на 9%, низкого – за последние два года нет. Учителя начальных школ №№ 4,5 отмечают, что наиболее успешно выпускники нашего детского сада учатся по предметам математического и гуманитарного циклов, при этом имеют достаточно высокий уровень развития эмоционально – положительного отношения к окружающей действительности, коммуникативности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности. В школьных кружках, городских секциях, учреждениях дополнительного образования продолжают успешно развивать свои способности до 60% выпускников детского сада «Солнышко».
Надеемся, что опыт нашей совместной работы со школой №5 заинтересовал Вас и послужит поводом для разговора о совершенствовании деятельности в данном направлении на уровне городских методических объединений.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+