Личный кабинет

Информационные компьютерные технологии на уроках физики

Светлана Зайцева ( Пользователь )
Простите за значительную задержку с ответом. К сожалению, анализ предыдущих сообщений сделать не смогла, но поясню свою позицию. возможно, Артем Викторович найдет ответы на свои вопросы.
Информационные технологии - большой плюс в обучении при невозможности других видов качественного обучения:
1. Удаленности места проживания от школы (в этом случае есть большие сомнения в наличии интернета, но можно эффективно использовать мультимедиа учебники).
2. В случае обучения на дому. Особенно хорошо может быть, например, для обучения детей с ДЦП, которые не имеют возможности писать, но могут «нажимать на клавиши».
3. В случае, если предмет ведет учитель – не специалист. (Например, как указывалось в сообщениях выше, физику ведет химик или биолог, и при этом он просто «пересказывает учебник».
Сразу еще раз оговорю, что считаю пустой тратой времени создание собственного сайта каждым учителем-предметником. Просмотренное количество таких сайтов убеждает меня в этом. Кому польза от того, что учитель рядом со своей фотографией написал формулу равномерного прямолинейного движения? Разве у другого учителя эта формула будет выглядеть иначе? Польза может просматриваться исключительно в саморазвитии учителя. (Ольга Владимировна, ну. как отнестись к Вашему – «если формулы известны, может, физику вообще убрать»? Во-первых, практичекски убрали... что в скором времени скажется, несомненно. Во-вторых, а на математике Вы изучаете исключительно нечто досель неизвестное? Только при чем здесь лишний сайт с еще раз написанной формулой? Откройте учебник. Не стесняйтесь, напишите на доске и т.д. smile.gif ) Все обучающие программы, мультимедиасредства должны разрабатываться специалистами-предметниками совместно с программистами. Дело учителя – выбрать из предложенного спектра наиболее подходящее.
Будем теперь рассматривать случай, что физику, как предмет, ведет физик по образованию, при этом знающий свой предмет. Тогда степень применения компьютерных технологий зависит от уровня изучения предмета.
1. Если это – гуманитарный уровень, цель изучения физики на котором – знакомство с предметом и современным состоянием науки, то здесь, как мне представляется, роль ИТ, в том числе мультимедиа средств обучения может быть велика.
2. Если это – базовый уровень, где целью может быть поставлено развитие мышления, формирование научной картины мира, приобретение ЗУНов – здесь я бы использовала ИТ технологии более осторожно, степень их использования в этом случае зависит от целей и задач, которые ставит учитель конкретно по отношению к данному коллективу учащихся и к отдельному ученику.
3. Если это – повышенный и углубленный уровень изучения, то я не стала бы использовать ИТ и мультимедиа на каждом уроке. Здесь уровень использования компьютера, интернета и мультимедиа – совсем другой.
Попробую перечислить, в каких случаях я бы использовала компьютер в обучении. Во-первых, ни в коем случае не заменяла бы те физические эксперименты, которые можно провести в лаборатории, компьютерным экспериментом. Исходя из этого считаю бесполезным написание прграммы, по которой ученики что-то там рассчитывали бы при сборке простейших схем на параллельное и последовательное соединение проводников (пример, который выше приводил Роман Николаевич). Эти простейшие опыты провести и обработать можно и нужно вручную, чтобы начать понимать, «у чего откуда руки-ноги растут», и чтобы элементарно писать, считать не разучиться. А вот те опыты (демонстрационные) и эксперименты, которые невозможно показать или поставить в школе, хорошо бы показать (проделать) на компьютере. Особенно это касается современной физики. Которая «наскоком» вся изучается в 11 классе. Незаменимы такие демонстрации также там, где нужно хорошо представить пространственную модель или в случае, когда реальный процесс занимает много времени. Во-вторых – про тестирование. Компьютерное тестирование я бы применяла при решении наиболее простых заданий в два-три действия. Если цель учителя, чтобы учащийся не просто запомнил что-то, а сначала понял, а потом запомнил в процессе выполнения достаточного количества разных заданий, тогда система «ученик сто (1001) раз делает типовое задание, пока не справится, а учитель в это время может заниматься другими делами» - не срабатывает. Увидели, что у ученика несколько раз не получилось – придется подойти и разобраться, где и в чем его «заклинило». Там же, где задания не такие простые, я бы от любого тестирования вообще отказалась. В этом случае меня интересует сам процесс размышления учащегося над заданием, который я не смогу отследить с помощью ИТ. Итак: компьютерное тестирование я использовала бы для промежуточного контроля и простых заданий. Т.е. такое тестирование уменьшается при повышении уровня изучения предмета. В-третьих, можно было бы использовать компьютер при постепенном усложнении физической модели, приближении ее к реальности, с одновременной демонстрацией на экране (в графике и анимации) соответствующих изменений. Например, свободное падение в отсутствие сопротивлени воздуха, при учете сопротивления, когда оно скажется наиболее значительным образом. Замечательную роль может играть компьютерное моделирование физических задач. Но это относится к углубленному уровню изучения физики (или факультативному). Т.о., ежедневное использование разработанных ИТ курсов я уменьшала бы при повышении уровня изучения. При этом сложность решаемых с помощью компьютера задач повышается при повышении уровня.
Ну, и последнее. При наличии двух часов физики в неделю, на мой взгляд, вряд ли может идти речь о систематическом процессе развития мышления, приобретении навыков проведения эксперимента, вообще качественного учения-обучения-изучения. Речь может идти только об ознакомлении с предметом. Что, собственно, соответствует гуманитарному уровню.
Здоровья всем и радости. smile.gif
Светлана Александровна.
Владислав Воронин ( Пользователь )
Прекрасно сформулировано и разложено по полочкам, Светлана Александровна!

Абсолютно верно. Упования на глубокие качественные изменения в обучении предмету благодаря пресловутым ИКТ -- совершенно наивны. И Вы показываете, что и как можно и стоит применять -- в физике. Действительно, преимущественно на низких, ознакомительных уровнях. И в какой-то степени, очень осторожно -- на продвинутых факультативных темах.
В математике... все еще дальше. Там на самом деле и картинок, и экспериментов показывать... почти нет. Разве что тестирование -- да и то на низких ступенях.
А электронный учебник... Монитор вместо книги -- это вообще содержательно никакой не прогресс. Вопрос разве что экономии бумаги. А не "качества образования".
Тамара Спесивцева ( Пользователь )
Светлана Александровна, полностью согласна с вами, очень хорошо написали. Мультимедийные учебники нужны, необходимы детям. Учителю они нужны, чтобы научить ученика пользоваться им. Иногда применять на уроке, как помощь, когда невозможно по другому показать. Но сейчас, чтобы интерес к предмету, к учёбе держать на уровне, необходимо пользоваться мультимедиа.
Рамиль Мустафин ( Пользователь )
(воронн @ 14.11.2007, 16:58) <{POST_SNAPBACK}>
Прекрасно сформулировано и разложено по полочкам, Светлана Александровна!

Абсолютно верно. Упования на глубокие качественные изменения в обучении предмету благодаря пресловутым ИКТ -- совершенно наивны. И Вы показываете, что и как можно и стоит применять -- в физике. Действительно, преимущественно на низких, ознакомительных уровнях. И в какой-то степени, очень осторожно -- на продвинутых факультативных темах.
В математике... все еще дальше. Там на самом деле и картинок, и экспериментов показывать... почти нет. Разве что тестирование -- да и то на низких ступенях.
А электронный учебник... Монитор вместо книги -- это вообще содержательно никакой не прогресс. Вопрос разве что экономии бумаги. А не "качества образования".

- Сколько времени (и денег) нужно чтобы переиздать учебник, чтобы издать методические пособия (да есть ли они в бумажном виде для учеников)?

- с другой стороны - сколько творческих, желающих создавать новое - педагогов? их мало, и их опыт необходимо тиражировать.

- "пресловутым ИКТ" - может создавать каждый, тиражировать - через инет - почти бесплатно,

- противопоставлять книги - классические учебники - "пресловутым ИКТ" - нет необходимости, и не правильно, это разные вещи - они вполне могут существовать вместе, помогая друг другу.

- "глубокие качественные изменения в обучении предмету благодаря пресловутым ИКТ " - ИКТ в данном случае - это инструмент тиражирования опыта выдающихся педагогов, ничего более, удобный, быстрый дешевый - инструмент, и им необходимо пользоваться.
Зульфира Кусаинова ( Пользователь )
Цитата (Лаврентьева Ирина, 03.05.2007, 11:40) <{POST_SNAPBACK}>
В Красноярском крае два года назад работали 1300 учителей физики, в этом учебном году - 1100. Вымирают, исчезают. Из оставшихся половина - пенсионеры, около 10% не имеют специального образования (механизаторы, учителя начальных классов, выпускники школ, и пр.), когда ведут физику математики, химики, географы или биологи - уже вариант нормы. Работают учителями физики в основном женщины (хотя на физфаке больше студентов-юношей). Редкая из них будет заниматься с детьми кружковой работой по созданию новых оригинальных приборов, паять, строгать и т.п. Думаю, что ситуация будет ухудшаться. Сейчас не проглядывается тенденции к каким-либо позитивным изменениям в физическом, да и вообще естественнонаучном образовании. Похоже, что мы должно обязательно что-то хорошее, что имели в образовании до основания разрушить, а потом на голом месте с огромным напряжением создавать новое. :help:

Может ответят работники вузов, готовящих учителей физики. Нам действительно скоро на пенсию, но мы поколение любящих учиться, узнавать новое, осваивать компьютер. С вузов в нашу школу пришли молодые специалисты ( физики, историки, биологи) которые не умеют загрузить в компьютер готовую программу, использовать Pover Point ля создания презентаций. Неужели этому не уделяют внимание при подготовке современных учителей? Еще добавить их безразличие и получился современный учитель для наших очень сложных детей.
Виктор Устинов ( Пользователь )
Энштейн ошибался, а создатели коллайдера даром тратят время?
Владимир Русаков ( Пользователь )
Ильичева Вера Александровна, 04 февраля 2009 г. 20:13:21
...озаботилась поиском материала по голографии. Есть диафильм, но он такой уже старый.
Подскажите, где можно найти материал интересный.
Сруль Шнеерзон ( Пользователь )
Цитата (Борис Рюмшин, 17.05.2007, 15:39) <{POST_SNAPBACK}>
Физики не вымирают. Физику вытравливают, как и всю фундаментальную науку.

Астрономию уже уничтожили в школах, гады. Теперь мне уже попадаются студенты, которые имеют смутное представление о даже солнечной системе...

Я - учитель физики и математики. В школе не работаю с 2003 года, хотя потомственный учитель, очень-очень люблю свою профессию. Но мне надо кормить свою семью, у меня ведь жена тоже учительница с зарплатой в 5 тыс. рублей. Приходится работать дома репетитором. Зарегистрирован в налоговой, оплачиваю официально все налоги и сборы. В нашем городе (112 тыс. населения) в настоящий момент НИ В ОДНОЙ школе нет НИ ОДНОГО учителя физики, выпускника-очника какого-нибудь физического факультета какого-нибудь ВУЗа. Только тётечки, которым без разницы, что преподавать - физику ли, ОБЖ ли, физкультуру ли, ещё что-нибудь ли... Им "по барабану", главное, чтобы часов побольше, тогда хоть чутть-чуть будет похоже на зарплату.
Я согласен, что такую ситуацию провоцируют агенты американского влияния, получают за это свои "сребренники", открывают ларьки магазины... 


Сруль Шнеерзон ( Пользователь )
Цитата (Потопахин Виталий, 04.06.2007, 12:59) <{POST_SNAPBACK}>
До врагов я конечно не доберусь. Руки конечно коротки, но посудачить же можно, может быть мне легче от этого. ВАм хорошо, вы управленец, а я с результатами вражьей работы сталкиваюсь каждый день лицом к лицу (вы тоже сталкиваетесь но через бумаги, а это не одно и тоже). Разве мне не простительна маленькая слабость!?

Что касается на себя оборотится. Каждый день смотрю в зеркало и спрашиваю, а не дурак ли я (по совету дедушки Крылова). И прихожу к выводу, что пока еще нет, если мне 10-классников приходится учить работать с дробями, то видимо дурак не я (а я соответственно не дурак).

Дураки не все и шпионы не все. Но есть, встречаются, вы не будете отрицать очевидного. Кстати по поводу моей шпиономании. Вы же должны видеть долю шутки в моей шутке. Я имел ввиду простые вещи. Заказывает музыку тот кто платит. И надо посмотреть кто за что платит в образовании. И почему не платят за развитие образования физико-математического и активно платят за то, что это образование замещает.


Молодец, друг! Прав - ты, дружище. И очень хорошо, что ты говоришь в шутливом тоне! С шендеровичами надо говорить исключительно в шутливом тоне, даже осерьёзных вещах. Они этого шибко терпеть не могут! Потому что ЭТО можно только им, шендеровичам!!!
Сруль Шнеерзон ( Пользователь )
[quote name='anisol' date='05.06.2007, 19:26' post='48607']
 
Научить учителей давать такие проекты, в которых учащиеся не только используют уже имеющиеся знания, но и добывают в процессе работы новые, - вот цели Интела.
Кстати, он же участвует и в THINK_QVEST- конкурсе проектов школьников. Так вот победить там можно только сделав эксперименты не только на компьютере.
И еще: надо уметь организовать групповую работу так, чтобы лодыря не гонял никто. Что достаточно сложно. И физически - подготовить задания, и морально - как же, не во всем будет участвовать, что-то пропустит.. По себе знаю.
 
anisol и есть один из этих американских агентов влияния из проамериканской "страны". Шутка. В духе шендеровичей.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+