Личный кабинет

Информационные компьютерные технологии на уроках физики

Виталий Потопахин ( Пользователь )
(Roman @ 07.06.2007, 18:31) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте попробуем провести эксперимент.
Сколько найдется желающих собраться с вами в этот путь?


Здесь упомянули Интеловские курсы. Это реальные курсы специально разработанные под среднестатистического учителя.


Нужен компьютер учителю, не нужен, полезен математику или нет, каждый должным образом подготовленный сам разберется когда и где применять ИКТ.

С уважением,
роман


Добрый день Роман. Я решил выйти из дискуссии. Когда я беседую о чем нибудь у меня спустя некоторое время возникает ощущение, что я уже все сказал и все услышал. Сейчас у меня именно такое чувство, поэтому последняя реплика.

Эксперимента проводить не надо. Я около 20 лет сотрудничаю с нашим институтом повышения квалификации и настроение учителей знаю как свое. Но у нас с вами очень небольшой выбор. Или мы будем искать и находить объяснение ситуации и превращаться в третьеразрядную нацию или мы поймем, что вопрос кто виноват не так уже важен. Важнее, что делать.

Интелловские курсы разработаны как чисто рекламная компания. Их педагогическая полезность для учителей сравнима с нулем. Повторюсь еще раз. Я сам преподавал на этих курсах. И если от нас была польза, то только потому, что люди работающие по программе исходили не из программы, а из соображений здравого смысла. Интелловские учебники мы пускали на макулатуру.

Еще. У меня наиболее успешной была группа физруков и учителей труда. Причины две: мужчины (да простят меня женщины) и их специальность предполагающая отсутствие педагогических комплексов. С другой стороны это были люди которым компьютер вообще не нужен и подготовлены к работе они были наименее. Отсюда для меня следует очевидная бессмысленность обучения компьютеру. Вторая очевидная бессмыслица заключается в том, что учителя школьные практически не имеют отношения к компьютерной грамотности школьников. Средний школьник знает намного больше среднего учителя.

О полезности и качестве всяких мультимедиа уже было сказано достаточно много

А теперь о физике. Сейчас один мой ученик решает задачу. Ему нужно построить модель движения тел в поле собственных сил тяготения. Мы с ним потратим на эту задачу месяца 2 не меньше. На что мы будем тратить время. Перечислю проблемы:

1) Нам надо понять как непрерывный процесс представить в виде дискретного.

2) Для этого надо понять что есть непрерывность, как получаются дифференциальные уравнения, как применять численные методы.

3) можно ли вообще уйти от дифура.

4) Чем отличается действие от взаимодействия.

5) Проблемы масштаба, единиц измерения

Это принципиальные проблемы. Есть еще много мелких вопросов (Хотя это кому как). Например, оказалось, что с его точки зрения более тяжелое тело падает быстрее и он не слышал о опыте Галилея, ну и т.д.

Обратите внимание, мы строим компьютерную модель, но проблемы у нас не с этим. Как только мы решим проблемы физики и математики все остальное будет уже такой в сущности мелочью.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Светлана Александровна Зайцева @ 08.06.2007, 00:37) <{POST_SNAPBACK}>
]Роман Николаевич и все участники обсуждения[/b],[/color] как Вы думаете, станет ли первая и вторая категория лучше знать и понимать физику, если они сами все подряд начнут создавать свои сайты, выписывая давно всем известные формулы в цветных рамочках или даже «анимируя» движущиеся тележки?

Светлана Александровна! Скажите, пожалуйста, где вы увидели предложение всем поголовно делать сайты и анимировать? Я как-то пропустила...
Если же вы о презентациях для урока, то гораздо разумнее вставить туда то, что есть готового, с разных дисков. Физикам и химикам здесь повезло больше остальных: ), есть что вставлять.
У меня только такой вопрос: при двух часах в неделю сколько времени Вы отвели бы на эксперименты? Вживую?
И еще: если формулы давно и всем известны, может вообще физику убрать? За ненадобностью? sarcastic.gif
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Светлана Александровна Зайцева @ 08.06.2007, 01:45) <{POST_SNAPBACK}>
1. Гораздо нужней сейчас бы был такой проект: хороший, качественный мультимедиаучебник по физике. (Об этом говорил Густокашин, и я его полнстью поддерживаю). С задачами, опытами, анимациями, хорошими объяснениями. Для его создания нужен коллектив высокопрофессинальнных людей: физиков и программистов. Я понимаю, что организовать совместную работу и продуктивную коммуникацию людей способных и талантливых, уважающих себя – это искусство, требующее хороших организационных навыков, знание психологии и пр. Но главное - сделали бы очень нужное дело, не только учителя школ России спасибо бы сказали. Вы считаете такой вариант слишком сложным? Давайте рассмотрим другой вариант.
2. Можно сделать проект поменьше. Например, написать программу итоговой (четвертной, годовой) контрольной работы в виде игры. Даже сделать такую работу интегрированной. Ну, скажем, для первой ступени изучения физики такой вот сценарий (просто с лету): Вас пригласили на новогодний бал в дворец. Который находится на таком-то расстоянии от вашего дома. В вашем распоряжении есть легковая автомашины таких-то марок. Средние скорости такие-то. Какую машину Вы выберете и за какое время до начала бала вы должны выехать из дома? Учтите время на заправку. Сколько вам понадобится бензина? А если Вы по пути захотите заехать в лес, куда можно проехать только на коне (скорость такая-то), в котором живут заяц, белка, медведь, (и т.д.), что вы возьмете с собой. Кого и чем будете кормить из пречисленного. Дети должны учесть. Что медведь – в зимней спячке, его лучше не буспокоить и к берлоге не подходить с поименованным в перечне горшочком меда. Игра может иметь несколько уровней, например: на расстоянии х метров от вашей движущейся машины через дорогу перебегает олень со скоростью такой-то. Какое должно быть ускорение торможения, чтобы вы избежали столкновения?
В общем, ясно. Такую контрольную-игру у вас с большим удовольствием делали бы все дети, даже самые немотивированные «двоечники». И «формулы» нужные бы нашли и решали бы, старались бы самого верхнего уровня достичь. Согласитесь, это не одно и тоже, что тупо нажимать на кнопки, 1001 раз получая неправильный ответ. И не то же самое, что писать всем подряд низкопрофессиональные сайты.
3. И эта идея не понравилась? Так вот тут как-то давно Владислав Иванович предлагал написать физику в сказках для маленьких детей. Представляете, как здорово бы было (я вспоминаю, что какое-то время самой любимой книжкой моей дочери, которую она всегда просила почитать перед сном была математика для маленьких - про Кубарика и Томатика)? И опыты бы там простые показали, которые маленькие дети легко смогли бы вместе с родителями сделать. Сами сделать. Потому что, слава Богу, в нежном детском возрасте компьютеризация еще не сделала из детей «механических болванчиков», они все хотят попробовать сделать сами.
На мой взгляд, любой из предложенных проектов мог бы быть гораздо полезней для детей и учителей. Учителей тогда надо обучить просто, как пользователей.
Всем здоровься. smile.gif
Светалана Александровна.

Светалана Александровна! Так ведь уже давным давно есть то, что вы предлагаете:
например -"Физика для малышей" , есть замечательная программа "Живая физика", там такие детективные сюжеты и, если задачу решаешь неправильно могут погибнуть альпинисты, на оптику-не найти следов преступника и т.д. у нас эта программа с 1995 года, но, как правильно пишет Ольга Владимировна ещё нужны часики и только учитель, видя конкретных детей, выбирает что и как он будет использовать.
Мне так думается smile.gif
Светлана Зайцева ( Пользователь )
(Татьяна @ 08.06.2007, 09:35) <{POST_SNAPBACK}>
Светалана Александровна! Так ведь уже давным давно есть то, что вы предлагаете:
например -"Физика для малышей" , есть замечательная программа "Живая физика", там такие детективные сюжеты и, если задачу решаешь неправильно могут погибнуть альпинисты, на оптику-не найти следов преступника и т.д. у нас эта программа с 1995 года, но, как правильно пишет Ольга Владимировна ещё нужны часики и только учитель, видя конкретных детей, выбирает что и как он будет использовать.
Мне так думается smile.gif


Вот и замечательно, что есть, Татьяна Васильевна! Если можно, дайте ссылочку.
1) Если хорошие мултимедиаучебники с задачами к каждому разделу курса физики?
2) Есть ли альтернативные пособия, чтобы учитель именно мог выбрать, чем, как и когда пользоваться?
3) Имеются ли эти пособия для разных уровней сложности обучения?

Именно соглашаясь с этим вашим тезисом и спрашиваю, есть ли, из чего выбрать (хорошего качества). Так как, если написана одна хорошая книга, это не значит, что надо перестать писать вообще...

Только ведь основная мысль была не об этом. А о том, чему предлагать учить учителей физики Роман Николаевич. И о том, нужно лиучителя по любому предмету учить самого писать программки или лучше, чтобы это делали специалисты, а учитель этим пользовался. Выбирая из имеющихся средств то, что соответствует его целям и задачам на уроке. Возможно, я неправильно его поняла, но где-то по его ссылкам я посмотрела: каждый учитель сделал свой сайт. Выписал там формулы, которые спокойно можно в учебнике посмотреть. Ну, и для чего на это каждый конкретно тратил время? Уж лучше, по-моему, для отобранных учителей, знающих физику, организовать курсы по компьютерному моделированию физических задач, например.
Повторю еще раз. Не шла здесь речь о том, использовать компьютеры или нет. Речь шла о том, в каких случаях это стоит делать, а в каких нет. Когда от этого польза. а когда - вред. Нужно ли, чтобы каждый предметник тратил время на написание собственных программ (не пишет же каждый свой собственный учебник) или лучше воспользоваться тем, что сделали специалисты.
Артем Андреев ( Пользователь )
(Светлана Александровна Зайцева @ 08.06.2007, 20:11) <{POST_SNAPBACK}>
Именно соглашаясь с этим вашим тезисом и спрашиваю, есть ли, из чего выбрать (хорошего качества). Так как, если написана одна хорошая книга, это не значит, что надо перестать писать вообще...

Давайте сделаем допущение: есть. Что дальше учителю делать с этим(и) мультимедиа учебниками? Каким образом использовать в образовательном процессе?
Светлана Зайцева ( Пользователь )
(Артем @ 08.06.2007, 21:43) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте сделаем допущение: есть. Что дальше учителю делать с этим(и) мультимедиа учебниками? Каким образом использовать в образовательном процессе?


Арьем Викторович, Вы предлагаете дать конркретные рекомендации по поводу применения отсутствующего предмета обсуждения?
Я не могу давать рекомендации по поводу того, каким образом можно спользовать "допущение". Пожалуйста, предмет обсуждения - на стол! Т.е. ссылочку на тот мультимедиаучебник, который, на Ваш взгляд является качественным. Посмотрим вместе, подумаем, обсудим.
С уважением.
Светлана Александровна.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Светлана Александровна Зайцева @ 08.06.2007, 21:08) <{POST_SNAPBACK}>
! Т.е. ссылочку на тот мультимедиаучебник, который, на Ваш взгляд является качественным. Посмотрим вместе, подумаем, обсудим.

http://www.college.ru/
Артем Андреев ( Пользователь )
(Светлана Александровна Зайцева @ 08.06.2007, 22:08) <{POST_SNAPBACK}>
Арьем Викторович, Вы предлагаете дать конркретные рекомендации по поводу применения отсутствующего предмета обсуждения?

Я предлагаю для начала дать хотя бы общие рекомендации по использованию учебника, который Вы бы назвали "хорошим мультимедиа учебником". Как в принципе, например, Вы, как физик, стали бы использовать подобный учебник на занятиях? Что бы Вам для этого понадобилось?

Но, если Вы в принципе не приемлите подобное допущение, можно другой вопрос? По поводу этой фразы:
Нужно ли, чтобы каждый предметник тратил время на написание собственных программ (не пишет же каждый свой собственный учебник) или лучше воспользоваться тем, что сделали специалисты.

Вы тут что под программой подразумеваете? Когда Вы говорите о том, что лучше бы иметь несколько пособий, чтобы можно было выбрать, значит ли это, что учитель должен выбрать одно и полностью следовать ему? Или это значит, что он строит свою программу обучения, используя несколько источников?
Светлана Зайцева ( Пользователь )
Спасибо, Ольга Владимировна, мне это кажется качественней, чем то, что я нашла в открытом доступе на английском. (Я не говорю про многочисленные дорогие, для нашего учителя - очень дорогие, мулльтимедиа разработки).
Как уже неоднократно повторялось, плюсы мультимедиа учебника по сравнению с книгой - в анимации. Которая бесплатно не доступна по вашему источнику. Поэтому, тому, у кого денежек нет, может быть, пригодится и это:
http://www.physicsclassroom.com/Default2.html
http://www.glenbrook.k12.il.us/gbssci/phys.../energy/au.html

Артем Викторович Андреев
Вы тут что под программой подразумеваете? Когда Вы говорите о том, что лучше бы иметь несколько пособий, чтобы можно было выбрать, значит ли это, что учитель должен выбрать одно и полностью следовать ему? Или это значит, что он строит свою программу обучения, используя несколько источников?


Артем Викторович, если речь идет лично обо мне, то я предпочитаю не только "строить свою программу обучения, используя несколько источников", но и перерабатывать их. Учитывая уровень классного коллектива.
У меня к Вам просьба: не могли бы Вы прочитать дискуссию на несколько страниц назад, чтобы не приходилось повторять одно и то же? Потому что на этот, например, вопрос я уже отвечала в сообщении № 115: "Выбирая из имеющихся средств то, что соответствует его целям и задачам на уроке. " По первому вопросу:
Сообщение №95
...
И последнее. Светлана Александлровна и другие участники правлиьно огтметили что компьютером не заменить реальных физических опытов. Помню как однажды учитель физики пришла провогдить медиаурок с учащимися 9-го класса, мальчишки несли приборы, провода и прочее лаб оборудование, разложили в центре на столах, сели за компьютеры, сначала слушали инструкции учителя, потом работали с учебной программой, по моему темы была Электрические цепи, по мере выполнения расчетов, конструирования с использованием программы, ученики подходили к столу, собирали цепи, перепроверяли, опять возвращались к анимациям, презентациям чтобы в конце урока подготовить отчет об экспериментах, описать все что поняли и отпавить на печать, две копии, одну учителю, - другую себе в портфолио и заодно показать родителям.


Я так поняла Романа Николаевича, что учителя эту программу сами писали. В сообщении № 115 писала, что, возможно, неправильно его поняла. Надеюсь, он уточнит. Роман Николаевич на этом форуме разговор не начинает, а продолжает. Поэтому я и писала:
Возможно, я неправильно его поняла, но где-то по его ссылкам я посмотрела: каждый учитель сделал свой сайт. Выписал там формулы, которые спокойно можно в учебнике посмотреть. Ну, и для чего на это каждый конкретно тратил время? Уж лучше, по-моему, для отобранных учителей, знающих физику, организовать курсы по компьютерному моделированию физических задач, например.

И еще раз по этому поводу: я (на данный момент) считаю это напрасной тратой времени и загрязнением информационного пространства.
ЕСЛИ (гарантировать не могу) у меня найдется достаточно свободного времени, я постараюсь кратко подытожить, какие "за" и "против" и "при каких условиях это может быть использовано", а то мы так и будем ходить по кругу. Это профессиональное. Учитель привык повторять 1001 раз одно и то же. Уверывает в то, что говорит. И не может услышать другую точку зрения. Может, мы уже обо все договорились, но каждый свое продолжает повторять, не замечая этого? Попробуем подытожить имеющиеся на данный момент позиции.
Успехов всем и радости. smile.gif
Светлана Александровна.
Артем Андреев ( Пользователь )
(Светлана Александровна Зайцева @ 09.06.2007, 00:36) <{POST_SNAPBACK}>
У меня к Вам просьба: не могли бы Вы прочитать дискуссию на несколько страниц назад, чтобы не приходилось повторять одно и то же? Потому что на этот, например, вопрос я уже отвечала в сообщении № 115: "Выбирая из имеющихся средств то, что соответствует его целям и задачам на уроке. " По первому вопросу:

Я внимательно читал всю дискуссию и перед тем как писать последний ответ как раз перечитал последние 2 страницы smile.gif
Так вот, в том же сообщении 95 (которое Вы цитировали), если не ошибаюсь, фаза №3 именно об интеграции средств ИКТ в свою учебную программу:
(Roman @ 06.06.2007, 20:11) <{POST_SNAPBACK}>
в) Этап-3. Медиапедагогика - разработка и планирование. Учитель прошедший два этапа разрабатывает программу интеграции ИКТ в программу обучения предмету, прничем каждый должен реально взщвесить свои силы, интерес и возможности.

Не видел я в том сообщении прямого создания мультимедиа учебников или нечто подобного. Потому у Вас на всякий случай еще раз уточнил, о чем речь ведете... Кроме того, по поводу "Выбирая из имеющихся средств": а если нету удовлетворяющего учителя материала? Ждать пока появится или пробовать самому создавать? Да и "специалисты" - понятее относительное, откуда они взялись то? Постепенно сами росли... А в учебниках Физикона ничего запредельного в принципе нет: большую часть грамотный учитель (хорошо владеющий ИКТ, а не только своим предметом) сам сделает, где сам не сможет что-то - учеников подключит (что не значит, что велосипеды надо заново изобретать).

По поводу моего вопроса насчет того, как учитель будет использовать этот хороший мульимедиа учебник - он возник из Вашего утверждения, что хороший мульитмедиа учебник нужен. Вот у меня и появился вопрос, зачем нужен то, что и как делать то с ним? Интересна ведь позиция предметника...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+