Личный кабинет

Общественное управление школами.

Порассуждаем о том, что будет, если школами будут управлять родители (общество)...
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Серж Андреев, 16.03.2010, 15:37) <{POST_SNAPBACK}>
Я тут пишу о том, чтобы систему поменять изнутри хотя бы. Вы мне скажете, что это невозможно.

Я не скажу, что невозможно. Но это -- длительные (этакие тектонические) процессы. Когда некие общие векторы, равнодействуюшие массы факторов тянут-тянут, система сдвигается-сдвигается.....
Цитата
Вы тут пишите. что я только со шпаргалочниками общался. Вы не правы. У меня есть знакомый

Ну вот Вы у ЭТОГО знакомого и спросите: как ОН учился? Отсиживал -- или тужился-разбирался? Гнобили его за "выход за рамки" или не гнобили? Требовали от него только наизусть повторять то, что продиктовано -- или наоборот, лезли посмотреть, как он лично способен понять и на каверзные вопросы ответить лично....?
И сокурсники его остальные -- тоже все поголовно на лекциях ничего не понимали? Или были не понимавшие (и потом не ставшие спецами) -- а были понимавшие, которые, как и он, спецы теперь?
Вот ЕГО слушать -- можно.

Я Вам, Серж, доложу про известный мне давным-давно феномен. Допустим, есть в некоей группе --Сильный и Слабый. И этот Сильный -- тоже не всё сразу, тодже не всё наизусть, но в итоге разбирается, наминает себе извилины.
Но если спросит его Слабый: "Ну-ка, ответь -- вот это как да почему?" -- так Сильный ведь не с ходу помнит. Ему, допустим, надо минут двадцать, чтобы снова провернуть у себя в голове ту логику, разлоджить по полочкам. И он говорит Слабому:"Да я с ходу не знаю... И вообще, нет у меня сейчас двадцати минуто".
АГА! -- по-своему понимает Слабый.-- И ОН тоже не знает! А значит, "никто не знает" -- как и я! У нас ВСЕ не знают.

И рассказывает потом -- как он "такой же как все", потому что "а лекцию и никто не понимает". Да нет же, Сильный понял на лекции половину -- а на практике потом решит пару задач -- и поймёт уже на 98%. А Слабый -- понял 10%, а потом и не почешется разбираться дальше. Итак "оба сначала не поняли"?

Да не может слепой оценить -- НАСКОЛЬКО зрячий -- видит! Зрячий же тоже -- не всегда видит, ему, может, надо в лупу посмотреть. Иногда ошибочно видит... И так далее. И слепой начинает рассказывать, что зрячий только притворяется, что он тоже -- только подмазывается к преподам, что тот зрячий "наизусть" тоже учит, где что изображено......

Просто давно знаю. Среди каких-нибудь первокурсников есть практически необучаемые. Так и от них сотни раз слышишь: я, дескать, к нему несправделив, ибо остальные ТОЖЕ не понимают! Никто не понимает, если ему верить!
Но я же сейчас принимаю зачёт -- и ВИЖУ: нет, вот эта треть группы нормально ориентируется, ещё треть похуже -- но тоже не совсем уж слепые. Слепых, как он, допустим, ЧЕТВЕРТЬ группы. А никак не "все". И кто старался продрать глаза -- в основном продрал, лучше или хуже. А кто привык полагать, что "и так сойдёт" -- и не продирал. И ОН теперь мне рассказывает!

Цитата
...он вообще интересный человек. И как-то он в одном институте местном решил поработать - двух месяцев не протянул. Сказал, что там одни идиоты. Почему, как вы считаете? Может в нем проблема? Может он просто не может быть конформистом?

Не могу сказать. Всякое бывает. И некая часть какого-то института, в которой ему привелось вращаться -- может преобладающе состоять из идиотов. Или многие из них -- не идиоты, но не разбираются в том, что ЕМУ кажется важным, но зато разбираются в чём-то НЕ МЕНЕЕ важном. Может, характер у Вашего знакомого.... специфический. Что не противоречит тому, что он "интересный".....

Вы как-то странно обобщаете. То с уважением пишете о тех химиках-экологах, биологах, с которыми работали. То вдруг начинаете обобщать: "у вас всё плохо, у вас среда не та, у вас критической мысли нет". Что, все немногие спецы -- Вам известны? А кто где Вам неизвестен -- не спец? Вы ему готовы рассказать, что он НЕПРЕМЕННО дурак, забрила, приспособленец... и далее по списку?
Александр Седельников ( Пользователь )
Седельников А.А.: Извините, Григорий Олегович, что задержал с ответом - был в поездке по поводу гос-общественного управления (далее - ГОУ) в Москве (в комитет по образованию СФ вносил предложения в закон по ГОУ, вел семинары с членами управляющих советов в Московской области) и в Ханты-Мансийске (вел семинары с членами школьных и детсадовских управляющих советов, далее УС, муниципальных советов по образованию городов и поселков автономного округа). Работаю не один - нас большая группа межрегиональная. С 2004 года по 2006 был эксперимент и мы создавали в 7 экспериментальных регионах штучные УС, те и сегодня не ФДП, реальные продукты. Потом 2006-2009 - массовое внедрение в 32 регионах. Вот тут качество потерялось, конечно, согласен. Из всего количества (100% школ в 32 регионах) не более 10 % реальных. И это не только личное впечатление (были полномочия на мониторинг, посещал регионы лично, проводя в поездках эти годы по 5-6 месяцев ежегодно по этим практикам массового внедрения)...

ГО:
Я лично создавал городской государственно-общественный совет по образованию (г. Обнинск, 1989 год). Была "указивка" создать. Все кинулись создавать. И быстренько рапортовать "а у нас уже! готово!". Я сказал, - и это было трудно сделать, - не будем спешить...

Седельников А.А.: И, правильно, что не спешили тогда, не до того обществу и государству было и последнее готовилось развалиться. Да и отменили тот закон советский 1989 года, где Совет в школе был по закону управляющим. Просто, с нормативно-правовой стороны, мы пытаемся вернуть ситуацию, потому что социальная ситуация нынче другая, более располагает к таким социальным экспериментам. А не спешить я не могу, возраст уже не позволяет не спешить...

Г.О.: Да, в "европах" это есть и работает. Но там не было столько лет КПСС и не порушили столько церквей... Культура штука хрупкая, - поломать легко. А обратно? Во! обратно очень долго. Очень тонкими слоями ложиться она. Вспахали целину, и тут же почву ветром сдуло. А новую? уууу! несколько миллионов лет ждать надо...

Седельников А.А.: Согласен и учитываю в своей работе: именно так - долго ждать еще придется... Но вспаханную целину - хаос этот - надо несколько упорядочить, технические условия, так сказать, создать для накопления формирующейся почвы, чтобы и далее не выдувало, некие искусственные почвоудержатели нужны по типу снегозадержания, иначе - еще дольше получится почву растить, КПД снижается почвоформирования.

Г.О.: Есть такое явление ФДП - фиктивно-демонстративный продукт. Гнать туфту, делать показуху, - запросто! Это наше население умеет. Научили. ..
Седельников А.А.: Да, двумя руками согласен!! И это учитываю: на 90% ФДП если получается 5% реальных и 5% формальных ГОУ - УС - согласен на такое соотношение. Пока так и есть и потому согласен. А далее - опять искусственная целенаправленная деятельность на преобразование ФДП, постепенно, не спеша. И здесь используем социальный ускоритель - организацию обучения, образования на эту тему. Именно эту задачу в данный момент решаем - организовать коммуникации между реальными ГОУ и его ФДП и обучение тех, кто в ФДП попал. Вот если у нас в Красноярском крае сегодня 11 тыс. человек в школьных УС и 5% из них реально что-то уже делают и демонстрируют - это реально-демонстрационный продукт + образец + площадка для стажировки + ...
Вот и надо устроить не себя лично "паровозом", а вот эти РДП превратить в "толкачей" (но тут еще и специальные надстройки муниципальные делаем) и "замкнуть" их на обучение тех, кто в ФДП. Собственно, уже 4 года как обкатали эту сетевую модель обучения=преобразования ФДП в РДП в нескольких муниципалитетах. Задачи: 1) перенести это в систему в других муниципалитетах и чем более - тем лучше и 2) иметь на выходе - реально работающие продукты - РРП.

ГО: Я даже "за!". Я даже делаю это же самое, только другим способом. С помощью этого способа получается "почва", на которой потом (очень не скоро) смогут прорасти ваши "советы". Они прорастут, но только при наличии почвы, - качество людей нужно совсем не сегодняшнее. И даже не "людей", а населения. ..

Седельников А.А.: Именно только на это и надежда, что есть люди в России которые взращивают почву, иначе и начинать нашу работу не следовало. Зачем создавать почвоудержатели без надежды, что есть формирователи почвы? Сегодняшние советы - это технические (организационно-правовые) конструкции для удержания нарастающей почвы, не более... А прорастет реально потом - гражданско-государственное управление, общественно-государственное в образовании - вот оно - растение на почве...

Г.О.: А пока ничего, кроме ФДП не получится....

Седельников А.А.: Пусть очень мало - но получается. Задача - умножение через преобразование (см. выше). И пока живы - делаем, что можем по максимуму, а там уж что получится. Главное - сделали, что могли в сегодняшних условиях и совесть чиста.

Седельников А.А.: И Вам спасибо за ценные и существенные замечания по данной теме - это важно понимать всем участникам данного действа, о том что Вы написали.

С уважением, А.С.

Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Седельников А.А.: И пока живы - делаем, что можем по максимуму, а там уж что получится. Главное - сделали, что могли в сегодняшних условиях и совесть чиста.

ГО: Я бы продолжил чуть-чуть с моделью эрозии почвы, если позволите... Но при этом мы будем с Вами помнить, что "все модели ложны, хотя некоторые бывают полезными".

А что, если "ветер" в 1000 раз мощнее, чем Ваши 5% культуры? Что тогда?

И ведь это в самом деле так. Хотя, может быть, и не в 1000 раз, но так намного мощнее, что никакие крупинки не удержатся? На этом я прекращаю использовать эту модель, так как дальнейшие аналогии не имеют силы, не обоснованы.

Зато я приведу пример. Как Вы знаете, я живу в Германии. Здесь турки, которых после войны пригласили для восстановления хозяйства и сделали полноправными гражданами, размножаются в разы быстрее, чем немцы. Сегодня в школах от 20 до 70 процентов детей-мигрантов (это не только турки). Какие бы меры ни принимало правительство, ничто не сможет остановить процесс туркизации Германии. Думаю, демографам не составляет труда подсчитать, через сколько лет, - через очень мало! - всё в Германии станет турецким, включая и государственный язык.

В чём тут аналогия с Россией? Аналогия в том, что культурные нормы, продуцируемые государством бандитского капитализма, в разы мощнее того процесса, который двигаете (заметьте! не выращиваете, а именно двигаете!) Вы.

Я не буду останавливаться на сути культурных норм такого государства, - важно то, что они имеют громадную силу. Нажива и ничего кроме наживы.

Печально? Грустно? Прекрасно? Руссофильно? - да хрен же его знает! И не важно это. Важно то, что "так есть", что реальность вот такая и другой нету. Есть только вот такая. И поэтому всё, что мы делаем, можно делать лишь в этой реальности, - в гонке за выживание и за наживой.

Занятие "плевать против такого ветра" очень скучное, как оно по мне. А плевать по ветру? Можно ли "плеванием по ветру" использовать его для вращения нашей мельницы? Вот в этом вопрос и заключается.



Есть ещё другая сторона медали... Как нам в своём блоге рассказал Айрат Димиев, в США, где всевозможные органы самоуправления очень давно и сильно развиты, ситуация в образовании весьма печальная... Может быть, усилия по созданию управляющих советов ведут к такому же результату?

Александр Седельников ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 29.03.2010, 01:46) <{POST_SNAPBACK}>
Модель Ваша, Григорий Олегович, только иллюстрирует необходимость почвоудержания, чем сильнее ветер, тем эффективней должны быть механизмы собирания и удержания почвенного слоя....

Бандитский (мягко сказано) социализм не мог породить другого каптализма, хотя и сам капитализм принципиально в интенции всегда бандитский в той или иной мере...

В реальности приходится действовать в той, что есть, другой нет и не будет. Плевать за или против - это не действие - это поза, не позиция даже. Действие же предполагает адекватность предмету, вот исходя из логики предмета и надо действовать... Можно и ошибаться искренне, деятельность покажет и это, если это имеет место быть...

Рисков недостижения цели всегда много больше, чем вероятность ее реального достижения. И что же? Ничего не делать? Или делать то, что способен и так как способен понять логику предмета и в этой логике продвинутся к опредмечиванию цели?

Относительно Штатов - да, знаком с их опытом самоуправления в школе и в обществе вполне и лично и согласен с Вашей оценкой. Собственно прогноз такого исхода развития бессодержательной формально-правовой демократии - диктатура среднего или ниже уровня - дал еще А. де Токвиль, побывав там на заре их демократии. Риск достижения такого результата вполне реальный у нас сегодня, тоже согласен. Но пока это ЕЩЕ только риск одного из возможных нежелательных вариантов результата, но никак не результат. Потому и возможности не закрыты пока для достижения другого результата, надежда еще не беспочвенна, следовательно. И это сегодня вопрос скорее надежды и веры, чем логики... Все возможно пока еще: и так, и так...

Советы, многосоветие, соборность - это из русской идеи, культуры и философии, да и православия. Бог поможет, возможно, если в этом есть смысл, который пока неведом. Ну а нет смысла - не состоится. Нам же дано только делать что-то или не делать согласно нашему разумению, от которого скрыто многое. Человек живет в предметной деятельности - так уж он устроен, куда нам деваться? Только что-то делать и остается, или - не делать, что есть другое, но тоже действие.

С уважением, А.С.
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
ШКОЛЬНЫЙ СОВЕТ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

(Панихиду по школьным советам заказывать еще рано,

но бить в колокола – самое время!).



Многолетний опыт функционирования школьных советов в России и за рубежом свидетельствует: школьный совет является ведущим звеном всей системы школьного управления и самоуправления.

Действительно, несмотря на важность и необходимость раздельных органов самоуправления – педагогического, ученического и родительского –общеобразовательная школа и ее разновидности (гимназия, лицей, центр образования и др.) не смогут сегодня надлежащим образом выполнить свою важнейшую – воспитательную функцию, в том числе обеспечить гражданское воспитание (формирование будущих граждан государства).

Какова ситуация сегодня со школьными советами? – В процессе подготовки «Круглого стола» 26 марта 2010г. наряду с приглашением на него членов Ассоциации из Германии, 8 стран СНГ мною были отправлены электронные письма-приглашения в адрес 106 участников Всероссийского Интернет-Педсовета, исходя из моего убеждения, что в его работе принимают участие наиболее творческие и активные участники образовательного процесса.

Из 106 приглашений 14 посланы участникам Интернет-Педсовета в зарубежные страны (Республика Беларусь - 4, Молдова - 1, Эстония - 1, Украина – 4, Латвия – 1, Казахстан – 2, Узбекистан – 1) и 92 письма – во все 83 субъекта Российской Федерации (в Московскую область послано 4 приглашения, в Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Самарскую, Тульскую области, Республику Башкортостан и г. Санкт-Петербург – по 2 приглашения, в остальные – по 1 приглашению), что потребовало больших затрат времени и сил (просмотрено свыше 10 тысяч сведений об участниках Педсовета). Всем 92 адресатам отправлены приглашения как для очного, так и для заочного участия (прислать статью до 3 стр. для публикации без какой-либо оплаты в сборнике материалов международного «Круглого стола»). Приглашались как сами участники Педсовета, так и члены их школьных советов (директора, учителя, старшеклассники, родители), если такие советы имеются в их образовательных учреждениях.

Позитивно отнеслись к моему приглашению учитель школы Сухиничи Калужской области Симонова М.В., директор филиала Алтайского ИПКРО в г. Бийск Алтайского края Падалко Т.В., зам. директора школы г. Надым Ямало-Ненецкого АО Джура Л.Ю. А социальный педагог школы № 9 г. Ливны Орловского области Бабарыкина М.Н. и учитель Сотниковской школы Бурятской Республики Оскорбина Н.П. записали меня в своих друзей на Педсовете.

Отказ пришел от директора школы № 8 г. Владимира Куликова Ю.В., методиста Владимирского ИПКРО Кобякиной Ю.А., учителя школы из села Джанай Астраханской области Нурманбековой М.Ш. и учителя лицея № 3 г. Чебоксары Чувашской Республики Клинк Н.Ю.

От остальных 83 приглашенных на «Круглый стол» участников Интернет-Педсовета не поступило никакого ответа. Что же касается самого участия (очного и заочного) в заседании «Круглого стола», итог такой: ни один участник Интернет-Педсовета из приглашенных 106 человек и ни один член их школьных советов не принял участия в работе «Круглого стола», и не прислал соответствующей статьи. Ради справедливости необходимо уточнить: для написания статьи, раскрывающей опыт работы своего школьного совета, в их распоряжении было от 14 до 19 дней.

Конечно, «Круглый стол» состоялся. И состоялся обмен опытом работы школьных советов. В его работе приняли участие свыше 50 директоров, учителей, учащихся и их родителей из средних школ № 70, 158, 865, 1191, 1268, гимназии № 625, центров образования № 97 и 1048 города Москвы, директор школы № 67 г. Минска Республики Беларусь Дашкевич В.П., директор школы № 177 г. Баку Азербайджанской Республики Мамедова А.Ш., заместитель начальника Управления образования г. Душанбе Республики Таджикистан Шарипов Е.Ш., заместитель начальника Управления по делам образования г. Челябинска Коузова Е.А., председатель российского отделения Ассоциации всемирного образования Шкоркина Л.Г., зав. лабораторией Института инновационных исследований в образовании РАО Курдюмова И.М., методист Дворца творчества детей и молодежи Восточного округа г. Москвы Балясная Л.К., председатель Совета родительской общественности СЗАО г. Москвы Тамилина Т.В. и многие другие.

Участники «Круглого стола» выразили удовлетворение своим общением, а содержание их выступлений будет опубликовано в сборнике.

А можно ли сделать какие-то оценки вышеизложенного факта полного неучастия школьных коллективов участников Педсовета из России?

Уточним положение в образовательной сфере участников Педсовета, которым были направлены приглашения: письма были посланы 64 учителям образовательных учреждений (12 работают в гимназиях, 11 – в лицеях и 41 – в школах), 11 заместителям директоров и 11 директорам школ, гимназий и лицеев, 6 сотрудникам учреждений повышения квалификации работников образования.

Для нас не является откровением факт невысокого интереса многих рядовых педагогов к вопросам школьного самоуправления. Но чтобы все до одного 64 учителя проявили полное равнодушие к этой проблеме – это новое явление в образовательном сообществе. И совершенно непонятно и тревожно выявленное равнодушие к проблеме школьного самоуправления со стороны 22 директоров и их заместителей (стопроцентное!). Такого положения не было все последние 20 лет.

Объяснение напрашивается только одно: руководители нынешнего образовательного ведомства ведут ярко выраженную линию на приоритет интеллектуального развития обучающихся в ущерб их гражданского воспитания. И эта линия блестяще сегодня реализована! Министр образования и науки РФ Фурсенко А.А. может себя и своих подчиненных поздравить с таким результатом. Только этот дикий перекос в целях системы образования скажется, к сожалению, самым негативным образом на гражданском обществе и будущем Российской Федерации. Не подтвердилось и недавнее утверждение Фурсенко А.А. о создании так называемых управляющих советов в большинстве общеобразовательных учреждений. Только насильственное внедрение этих недемократичных органов негативно сказалось на деятельности отечественных школьных советов.

Что думаете по этому вопросу Вы, уважаемые участники Педсовета?

Тем не менее, думаю, что панихиду по школьной демократии заказывать все же еще рано, но в колокола бить – самое время!


Своим опытом работы члены школьных советов, научные работки призваны убедить власти всех уровней, что никакими сверхвысокими результатами в формировании интеллекта у обучающихся не решить воспитательную задачу и социальную миссию школы. Эту простую истину необходимо сделать достоянием представителей власти и управленческих кадров в сфере образования. Будем надеяться, что эта истина будет все же воспринята высшими руководителями страны и по их указанию реализована органами управления образованием при поддержке образовательного сообщества.



Какие проблемы встают перед современными школьными советами?

И при их создании? Важнейшие причины отсутствия или низкой эффективности деятельности школьных советов находятся во внешней по отношению к образованию сфере – в политической, социальной, педагогической линии государственной власти и государственных органов управления образованием.

Нынешняя власть и управленческая элита не озабочены реализацией требований действующего Закона РФ «Об образовании» о демократическом, государственно-общественном характере управления образованием, о реализации прав обучающихся, их родителей и работников образовательных учреждений на участие в управлении образовательными учреждениями, что обеспечивается, в том числе, и через деятельность школьных советов. Этот вывод подтвержден отсутствием какой-либо реакции на нашу озабоченность, выраженную в письмах президенту России Д.А. Медведеву, председателю Правительства РФ В.В. Путину, генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке, руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Н. Глебовой и другим руководителям.

К сожалению, позиция власти дошла и принята к сведению многими руководителями общеобразовательных учреждений, особенно теми, кто не понимает, что без активного участия педагогов, учащихся и их родителей в управленческом процессе невозможно добиться настоящих успехов в гражданском, нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения.

Но власть пока и не запрещает (слава богу!) руководителям образовательных учреждений создавать школьные советы. Значит, особенно актуализируются сегодня задачи повышения квалификации руководителей школ, гимназий, лицеев, центров образования; формирования у них понимания необходимости и важности этой работы. Что является уже внутриобразовательной проблемой. И здесь нужны усилия демократических организаций в сфере образования, учреждений повышения квалификации работников образования, требования самих участников образовательного процесса о предоставлении им возможностей участвовать в принятии и реализации управленческих решений в своих образовательных учреждениях.

Участники «Круглого стола» в своих выступлениях и анкетах определили следующие пути совершенствования деятельности школьных советов:

- методическая поддержка и помощь в организации деятельности школьных советов (50% опрошенных): чтение лекций, разработка и публикация методических рекомендаций, обучение будущих и действующих членов школьных советов, проведение для них семинаров, «круглых столов» и др.,

- обеспечение их нормативно-правовыми документами и материалами, регулирующими процессы создания и повышения эффективности деятельности школьных советов, их взаимодействия с администрацией общеобразовательных учреждений (43% опрошенных),

- обмен опытом работы школьных советов, организация общения их членов (свыше 40% опрошенных),

- информационная поддержка школьных советов (35% опрошенных) и др.

Именно в этом направлении и действует наша Ассоциация:

1) ее члены читают лекции, проводят «круглые столы», семинары и т.д. Ежегодно мы публикуем сборники международных научно-практических конференций, «круглых столов». Вот только действующих, а тем более – будущих членов школьных советов, мы обучаем, к сожалению, редко – без разрешения и поддержки органов управления образованием это делать невозможно. Нами разработана и апробирована Программа повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений (40 часов) по теме: «Демократическое, государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением», которая никем пока не используется,

2) нами разработаны и публикуются в печати и Интернет-Педсовете наиболее грамотные концепции, уставы, положения, нормативно-правовые документы (в блоге Вениамина Бочкарева на Педсовете – Концепция демократического, государственно-общественного управления государственным (муниципальным) общеобразовательным учреждением, положения о школьных советах средней школы № 41 г. Челябинска, средней школы № 1268, центра образования № 1048 г. Москвы и др.,

3) особенно много внимания наша Ассоциация уделяет организации обмена опытом работы школьных советов. Так, за последние 10 лет в сборниках проведенных нашей Ассоциацией международных научно-практических конференций в 537 их материалах освещен опыт работы

органов педагогического, ученического, родительского самоуправления, органов их совместного управления образовательными учреждениями и их взаимодействия с администрацией учреждений. Раскрытию опыта деятельности школьных советов в этих сборниках посвящено около 150 статей,

4) кроме многочисленных публикаций о школьных советах в журналах «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», в «Учительской газете», в областных газетах Тверской, Челябинской и других областей, московских городских газетах - в последнее время мы уделяем большое внимание информационной поддержке школьных советов в рамках Всероссийского Интернет-Педсовета. В этих целях открыта специальная консультационная линия, а также в «Моем профиле» (в разделе «управление образованием» помещены материалы, затрагивающие и раскрывающие данную проблему – «Образовательная политика: новая ли «Наша новая школа?», «Педагог – ведущее звено школьного самоуправления», «Актуализация столетней позиции Н.К. Крупской в современной России», «Второе послание президента Федеральному Собранию и демократические принципы управления образованием». Приглашаем всех желающих к обсуждению проблем деятельности школьных советов на указанном профиле Интернет-Педсовета,

5) для руководителей общеобразовательных учреждений, почувствовавших социально-педагогическую необходимость создания школьного совета, нами разработана пошаговая методика организации этой деятельности. Ее можно найти в Интернет-Педсовете в разделе «Блоги» в моей теме: Демократическое, государственно-общественное управление государственным (муниципальным) общеобразовательным учреждением», в материале под названием «Пути и средства демократизации управления общеобразовательным учреждением». Приглашаем к его творческому использованию и обсуждению,

В современной России весьма тревожно выглядят перспективы школьных советов: проводимый курс на усиление административной власти на всех уровнях и навязывание образовательным учреждениям модели чужеродных управляющих советов затрудняют создание и развитие школьных советов. Однако, наша Ассоциация не намерена «опускать руки».

На состоявшемся 27 марта с.г. заседании Правления Международной ассоциации содействия школьным советам приняты решения об усилении организационно-информационной и научно-методической деятельности: намечено проведение в апреле 2012 года 14-й международной научно-практической конференции «Роль органов школьного самоуправления в формировании гражданских качеств учащихся», подготовка учитывающих национальные особенности азербайджанского, белорусского, казахстанского, таджикского и украинского вариантов принятой в Ассоциации Концепции демократизации управления общеобразовательным учреждением, создание в Интернет-Педсовете уникальной библиотечки научно-методических материалов и рекомендации в помощь школьным советам.
А какая помощь нужна уважаемым участникам Педсовета? Выскажитесь, пожалуйста.

Да осилит дорогу идущий, тем более – к такой благородной цели!
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Вениамин Бочкарев, 17.04.2010, 09:50) <{POST_SNAPBACK}>
[b]Что думаете по этому вопросу Вы, уважаемые участники Педсовета?


Как человек, пятый год вплотную занимающийся на практике проблемами общественного управления школой, скажу вот что.

На мой взгляд школьные советы в их сегодняшнем виде как были беспомощными, так и останутся. Причина, на мой взгляд, проста - они непрофессиональны, но не в смысле квалификации участников, а в смысле подхода к участию.
То есть - всякая структура, берущая на себя задачу общественного участия в школьных процессах, должна прежде всего стать СТРУКТУРОЙ, то есть иметь некий(пусть не очень большой) костяк людей, работающих в этой структуре не 4 раза в год на собраниях, а ЕЖЕДНЕВНО. Это как в партии, или общественном движении - есть членство, а есть аппарат.

Второй момент -чтобы быть реально эффективными,школьные советы должны быть абсолютно независимы от школы. Точнее - от администрации школы.

Третий момент - школьные советы должны иметь сой реальный бюджет, который могут направлять на реализацию тех образовательных задач,которые считают приоритетными. И этот бюджет тоже должн быть абсолютно независим от администрации школы.

Это так, вкратце....
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
[quote name='Павел Максименко' post='148007' date='19.04.2010, 20:13']


Уважаемый Павел Юрьевич!
Прежде всего, спасибо Вам большое за проявленное внимание к моему обращению.
Соглашаюсь в целом с Вашими суждениями. Действительно, члены совета школы должны быть в гуще школьных событий и жить интересами школы не 4 раза в год, а повседневно. Но я не вижу причин, которые бы в реальной жизни мешали деятельности таких людей: разве члены совета - педагоги и учащиеся не каждый день находятся в школе? Разве трудно найти из числа родителей несколько человек, которые бы систематически бывали в школе и вели общественную работу в качестве членов школьного совета?
Вы вначале сказали о непрофессионализме членов совета, а потом отказались. И зря. Действительно, надо, чтобы члены совета школы были подготовлены к ведению общественной работы. Для этого нужна соответствующая помощь со стороны администрации - в вооружении членов совета необходимыми знаниями, а потом и умениями в области управленческой деятельности. Там, где это делается, из родителей (да и старшеклассников) получаются неплохие организаторы. И мой личный опыт подтверждает это.
Относительно абсолютной независимости школьного совета от администрации и наличия у него определенных финансовых средств. Верная мысль, но только не стоит ее абсолютизировать. Сегодня (да и раньше) невозможна деятельность школьных советов без поддержки со стороны администрации школ. Совет школы может и должен, на мой взгляд, выполнять функции только второго, а не первого управленческого совета, и не в отрыве, а во взаимодействии с администрацией школы. Их разведет четкая целевая установка: администрация реализует государственную политику в своей школе, а совет школы призван заняться реализацией образовательных потребностей и интересов учащихся, их родителей и педагогов (там. где они совпадают или близки). Сотрудничество получится, потому что у администрации и участников образовательного процесса очень много общих задач.
Что касается бюджета школьного совета, то он может образоваться из привлекаемых советом средств - это тоже решаемая задача, как показывает массовая школьная практика.
Еще раз спасибо. Вот таких бы как Вы родителей - да побольше в школах. Они появляются при правильной позиции директора школы. Кстати, а в каком органе Вы занимаетесь проблемами общественного управления школой? Если, конечно, это не секрет.
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Вениамин Бочкарев, 20.04.2010, 18:35) <{POST_SNAPBACK}>
Разве трудно найти из числа родителей несколько человек, которые бы систематически бывали в школе и вели общественную работу в качестве членов школьного совета?


А Вы как считаете, легко найти оюдей на систематическую бесплатную работу?????

Цитата (Вениамин Бочкарев, 20.04.2010, 18:35) <{POST_SNAPBACK}>
Действительно, надо, чтобы члены совета школы были подготовлены к ведению общественной работы. Для этого нужна соответствующая помощь со стороны администрации


На мой взгляд это детский сад :-) Анатолий Пинский разработал целую программу по подготовке общественных управляющих - и уж явно администрация школы не в силах реализовать такую программу подготовки. Да и сама администрация нередко малоподготовлена для эффективного управления.

Цитата (Вениамин Бочкарев, 20.04.2010, 18:35) <{POST_SNAPBACK}>
Сегодня (да и раньше) невозможна деятельность школьных советов без поддержки со стороны администрации школ.


При таком подходе Совет моментально становится карманным и теряет смысл.

Цитата (Вениамин Бочкарев, 20.04.2010, 18:35) <{POST_SNAPBACK}>
Их разведет четкая целевая установка: администрация реализует государственную политику в своей школе, а совет школы призван заняться реализацией образовательных потребностей и интересов учащихся, их родителей и педагогов (там. где они совпадают или близки).


А тут вопрос у меня - а если Совет школы не согласен с политикой администрации? Если политика администрации противоречит интересам родителей?

Цитата (Вениамин Бочкарев, 20.04.2010, 18:35) <{POST_SNAPBACK}>
Что касается бюджета школьного совета, то он может образоваться из привлекаемых советом средств - это тоже решаемая задача, как показывает массовая школьная практика.


Привлекаемых как средств? Через поборы?
Если бы задача была столь легко решаема, то у нас бы школы не стонали от безденежья. И учителя имели бы совсем другие зарплаты.

Цитата (Вениамин Бочкарев, 20.04.2010, 18:35) <{POST_SNAPBACK}>
а в каком органе Вы занимаетесь проблемами общественного управления школой? Если, конечно, это не секрет.


В разные периоды по разному.
Был причастен к разработке "Эврикой" модели участия попсоветов в общественном управлении школой.
Был директором попсовета, председателем Совета школы.
Совместно с "Солингом" принимал участиве в неудавшейся попытке создать объединённый московский Совет школ.
Участвовал во множестве конференций на эту тему, и т.п.

Некоторое времяназад добровольно исознательно отказалсяот реализации общественного управления на уровне школы и по сути создал "независимый" класс со своей системой общественного управления,своим бюджетом и т.п.
На сегодняшний день класс реализует собственную образовательную программу, имеет бюджет, сравнимый с бюджетом всей школы, от имени родителей заключает собственные договора,участвует в разного рода образовательных форумах,конференциях и т.п. Именно как класс, а не школа.
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
[quote name='Павел Максименко' post='148085' date='20.04.2010, 22:37']

Уважаемый Павел Юрьевич!
Мне интересно общаться с Вами по вопросам, которым я отдал фактически всю свою 50-летнюю деятельность.
Вы затрагиваете проблемы, для раскрытия которых необходимо длительное очное общение. Да, для повышения управленческого уровня общественных участников в школе необходима соответствующая работа, обучение по специальной программе. Но вот Ваша ссылка на А.А.Пинского неудачна, поскольку он велением судьбы возглавлял группу по разработке методических рекомендаций, касающихся Управляющих советов. Вся беда в том, что у него в своей московской школе никогда не было ни школьного, ни управляющего совета - в общепринятом понимании. Более того, на одном из высоких мероприятий он прямо заявил примерно следующее: "Пока я директор в школе - учащимся не быть в школьном совете". Он никогда не занимался исследовательской работой проблемой общественного управления школой. Я ему предлагал свою научную помощь, он отказался.
Уважаемый Павел Юрьевич! Можно ли верить рекомендациям любого человека по вопросу, которым он никогда не занимался? Я лично в надуманные рекомендации не верю.
Если Вы заглянете в мой блог "Демократическое, государственно-общественное управление образованием", то найдете необходимые разработки, основанные на многолетней, в том числе личной, практике по всем этим вопросам. Там же увидите мою безответную критику управляющих советов и подготовленную мною Программу повышения квалификации директоров школ (40 часов) по данной проблеме.
Совет школы становится карманным у недалеких и незаинтересованных в эффективности образовательного процесса директоров, их, к сожалению, сегодня немало. Если совет школы не согласен с политикой администрации (таких случаев в 1989-1991 годах было много, в том числе и в Москве), если политика администрации противоречит интересам родителей - проблема разрешается в вышестоящих организациях, учредителем или судом. О таких фактах я в последние 10 лет ни разу не слышал. Если такой факт имеется, я готов выступить на стороне участников образовательного процесса.
Но нам следует четко знать, что только родители (в том числе все вместе взятые в одной школе) не уполномочены решать что-либо относительно всей школы - у них такого права нет и быть не может (в государственной или муниципальной школе).
Относительно привлекаемых средств. Я не говорил, что это легкая задача, но она решаема, тем более в Москве. Я категорически против КАКИХ-ЛИБО поборов с родителей! Имеются иные пути и механизмы. О них я частично говорю на своей консультационной линии.
Теперь о бесплатной общественной работе. 23 апреля исполнится 19 лет, как я бесплатно выполняю функции президента МАСШС. В ее работе принимают бесплатное участие многие родители, директора, старшеклассники и др.
А в школе обязательно найдется несколько родителей, которые в интересах своих детей будут вести общественную работу - если им дать такую возможность, да еще поддержать.
Интересно было бы узнать о работе общественных органов управления отдельно взятого класса.
Павел Максименко ( Пользователь )
Мне интересно общаться с Вами по вопросам, которым я отдал фактически всю свою 50-летнюю деятельность.

Взаимно, тем более, что у Вас такой огромный стаж деятельности в этом направлении.

Вы затрагиваете проблемы, для раскрытия которых необходимо длительное очное общение.

Был бы искренне рад.

Но вот Ваша ссылка на А.А.Пинского неудачна, поскольку он велением судьбы возглавлял группу по разработке методических рекомендаций, касающихся Управляющих советов. Вся беда в том, что у него в своей московской школе никогда не было ни школьного, ни управляющего совета - в общепринятом понимании. Более того, на одном из высоких мероприятий он прямо заявил примерно следующее: "Пока я директор в школе - учащимся не быть в школьном совете".

Честно говоря, я согласен с Пинским, что в Совете не должно быть учащихся - для учащихся должен быть другой Совет,совет учащихся.
Также и про общепринятое понимание Совета - а почему именно данное понимание мы должны считать модельным?

Он никогда не занимался исследовательской работой проблемой общественного управления школой.

Честно говоря, я тоже научно к этому не подходил никогда. Я пытался (и пытаюсь) решить некие проблемы,встающие передо мной и перед другими родителями через те или иные формы участия общества в управлении школы. Мои попытки носят исключительно практический характер, и я даже не готов обобщать ошибки, считая их локальными их субъективными.


Если Вы заглянете в мой блог "Демократическое, государственно-общественное управление образованием", то найдете необходимые разработки, основанные на многолетней, в том числе личной, практике по всем этим вопросам. Там же увидите мою безответную критику управляющих советов и подготовленную мною Программу повышения квалификации директоров школ (40 часов) по данной проблеме.

Загялнул. Интересно. Хотя я и во многом не согласен, но понятно, что Ваш подход очень продуман и скрупулёзен.

Совет школы становится карманным у недалеких и незаинтересованных в эффективности образовательного процесса директоров, их, к сожалению, сегодня немало.

Раз Вы признаёте, что оных директоров немало, значит, как минимум, нужно искать пути деятельности Совета при этих директорах. Это минимум, на самом деле проблема есть и с умными директорами. Она просто иная и более сложная.

Если совет школы не согласен с политикой администрации (таких случаев в 1989-1991 годах было много, в том числе и в Москве), если политика администрации противоречит интересам родителей - проблема разрешается в вышестоящих организациях, учредителем или судом. О таких фактах я в последние 10 лет ни разу не слышал. Если такой факт имеется, я готов выступить на стороне участников образовательного процесса.

Это очень тонкий вопрос. Интерес родителей - это понятие почти эфемерное. В стандартной московской школе в среднем 600-700 учеников. Сформулировать интерес всех этих родителей - на мой взгляд невозможно. Значит, речь идёт об интересах некоей активной массы. Эта активная масса (чаще всего небольшая, по моим ощущениям человек 20 на школу в лучшем случае, чаще - человек 5-8) тоже часто неоднородна. Её неоднородность не случайна - она задаётся той пиар-моделью, которую транслирует школа. Кроме того, внутри активной массы всегда есть процент (и он не мал) хоть и активных, но граждански трусливых.
На мой взгляд, речь может идти ТОЛЬКО о реализации многих разных интересов внутри одной школы. Исключение может быть только в очень маленьких школах.


Но нам следует четко знать, что только родители (в том числе все вместе взятые в одной школе) не уполномочены решать что-либо относительно всей школы - у них такого права нет и быть не может (в государственной или муниципальной школе).

Нет и не может быть - очень спорно. Но это вопрос больше юридический, в котором, как я уже понял, всерьёз никто не компетентен. Мои многочисленные попытки юридически определить некоторые вещи упёрлись в стену. Притом люди очень уважаемые и очень грамотные в этой части часто просто разводили руками и говорили - "не знаю, это вопрос традиций". Конечно, традиции это хорошо, но всё-таки правовое поле - несколько иная штука.

Относительно привлекаемых средств. Я не говорил, что это легкая задача, но она решаема, тем более в Москве. Я категорически против КАКИХ-ЛИБО поборов с родителей! Имеются иные пути и механизмы.

Безусловно, иные пути и механизмы есть. И их немало. Вопрос - а почему же они не используются многими? Почеу всё сводится к поборам?


Теперь о бесплатной общественной работе. 23 апреля исполнится 19 лет, как я бесплатно выполняю функции президента МАСШС. В ее работе принимают бесплатное участие многие родители, директора, старшеклассники и др.


Не удивили- я и сам работаю бесплатно. Но речь не о Вас и необо мне, а о системе.

А в школе обязательно найдется несколько родителей, которые в интересах своих детей будут вести общественную работу - если им дать такую возможность, да еще поддержать.

Смотря что понимать под общественной работой. Легче найти 100 родителей, которые бесплатно покрасят всю школу, чем одного, который будет нудно и планомерно заниматься бюрократической рутиной по отстаиванию своих прав.

Интересно было бы узнать о работе общественных органов управления отдельно взятого класса.

Тут не так уж много интересного. Изначально всё началось с того, что внутри класса сформировалась группка, которая захотела несколько изменить содержание образования. И постепенно под этот запрос сформировалось общественное управление процессом.
Если очень тезисно - класс живёт и существует в рамках обычной государственной школы. Формально он класс как класс. Но, скажем, кадровый состав работающих в классе учителей определяется родителями, есть даже учителя, работающие только с нашим классом и в школе не числящиеся. Внутри класс определяется расписание, расчасовка и т.п.
При этом нам приходится соблюдать некие правила игры школы. Если они не очень нас отягощают, то хорошо, если очень - ищем пути выхода из ситуации.
Независимости класса определяется и собственным бюджетом (не из кармана родителей), и установившимися связями с разными учебными заведениями, и научными руководителями, патронирующими так или иначе наш процесс.
Изначально класс сформировался и жил в одной школе, смена руководства школы привела к жесточайшей конфронтации, в которой класс не проиграл, но дальнейшее существование в этой школе хоть и было возможным, но требовало больших постоянных усилий, и мы сменили школу пребывания, и сейчас в целом у нас очень позитивный диалог с администрацией.

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+