Личный кабинет

Анализ речи ученика ка способ оценки восприятия предмета

В качестве дискуссии и обмена мнениями
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Вернусь к первым сообщениям темы.
Специально наблюдал за речью учеников и дочери. Интересным оказалось то, что дочь использует обе словоформы: и отругать, и наругать, но применительно к разным ситуациям и людям.
К примеру: бабушка наругала(сь), воспитательница отругала.
Спрашиваю: "Почему?".
- Ну, баба все время ругается, но не страшно. Она меня любит.
- А воспитательница любит?
- Да, тоже любит, но она отругала, потому что сильно.
- А бывает, когда воспитательница не отругает вас, а наругает?
- Да, сегодня меня наругала: "Вера, Вера, что ты так плохо кушаешь и вертишься", а я смеялась, тогда она мена отругала: "Будешь болтать, тогда будешь кушать одна."

Из данного диалога я сделал вывод, что для нее существует два понятия, оба понятия образованы от одного корня, но отличаются приставками. Эти приставки дают понятиям разуню эмоциональную окраску: "на" – означает поверхностно, несерьезно, "от" – напротив, сильно, серьезно.

Подобные различия я обнаружил в речи школьников. Например, идти на математику, но в информатику; в "Остров", но на ансамбль; ехать на экскурсию или идти в Политехнический музей. Причем, у разных людей "в" и "на" отличались, к примеру, те, кто начали заниматься у меня на проф. тех. ходят на "Издательское дело", а учащиеся второго года обучения ходят уже в "Издательское дело". (Также, редко присутствовал и такой оборот "идти к...".)

Задавал вопрос – почуму иногда так, иногда так?
Наиболее яркий ответ попробую привести в диалоге.
- Ты иногда говоришь "на концерт", иногда "в концерте", почему, в каких случаях как?
- Когда я присутствую на концерте (смотрю), то "на концерт", если я его готовлю, то "в концерте". То есть, либо присутствую НА концерте, либо участвую В концерте.
- А почему тогда идешь в "Остров*"? Это означает в помещение?
- Нет, это может быть и в подвал, и в актовый зал, а в лагерь...
- Тогда почему "в", а не "на", так, вроде бы, более ествественно? На "Остров"?...
- Наверное, потому что В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ иду (простите мне мой русский (смеется)).
- Получается, что на уроках ты деятельностью не занимаешься?
- Почему, в химию хожу (смеется) биологией заниматься без всяких там "в" и "на".
- А как быть с "иду к МихВену"?
- Так и понимать: к МихВену, потому, что МихВен, а не потому что математика. У него интересно, но математику не люблю.

* - "Остров Сокровищ" – детская организация в школе.

Плюсуя оба примера сделаю предположение, что "на" в качестве приставки или предлога неосознанно используется для обозначение несерьезности, поверхностности предстоящего занятия. "В" - обозначает некую деятельную позицию (там, естественно, где это не противоречит естественной традиции речи: "в магазин" а не "на магазин").
Понимаю, что есть множество факторов, которые влияют на речь, в том числе культура и грамотность речи, традиция, удобство словоформ, однако (видимо) на естественную речь влияют и внешние обстоятельства, к которым применяются те или иные языковые формы. Но это уже не филологический, а психологический вопрос.
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 02.03.2010, 18:51) <{POST_SNAPBACK}>
Вернусь к первым сообщениям темы.
Специально наблюдал за речью учеников и дочери.


ОЧень любопытные наблюдения. Кое-где очевидные, кое-где оставляющие много неясностей.

И мне кажется, что такие наблюдения нужно делать не фрагментарно, а постоянно и со всеми участниками процесса. Тогда вот картинка будет очень любопытной.
Валентина Лампига ( Пользователь )
Речь ученика должна быть грамотной, а не как,на базаре,преподаватель должен следить за этим.Русский язык и так уже испорчен.
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Валентина Лампига, 02.03.2010, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
Речь ученика должна быть грамотной, а не как,на базаре,преподаватель должен следить за этим.Русский язык и так уже испорчен.


А кто должен следить за грамотностью речи преподавателей? И что включает в себя грамотность - фонетику, скажем, включает? Икакую фонетическую норму считать грамотной?
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Валентина Лампига, 02.03.2010, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
Речь ученика должна быть грамотной <url="http://www.beau***travel.ru">,</url> а не как,на базаре,преподаватель должен следить за этим.Русский язык и так уже испорчен.

Еще вопрос: кто должен (и должен ли) следить за грамотностью набора текста? На отсутcтвие на компьютере вирусов, а в сообщениях рекламы? :) (Извините за офтоп.)
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 03.03.2010, 02:06) <{POST_SNAPBACK}>
Еще вопрос: кто должен (и должен ли) следить за грамотностью набора текста? На отсуствие на компьютере вирусов, а в сообщениях рекламы? :) (Извините за офтоп.)

Если компьютер мой, то и следить я должен.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Прошу меня извинить, видимо я слишком витиевато выразил свою мысль. Дело в том, что Вы беседуете с рекламным спамером под ником "Валентина Лампига". :)

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+