Личный кабинет

Технология работы в парах - - .П Р О Ф С А М О О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. - - само-исследование профессий . . Нажмите на "скрепочку" ==>>

Сейчас мы здесь обсуждаем организацию системной работы по профсамоопределению в школе в целом - см. от сообщения #116 и дальше
Татьяна Самолетова ( Пользователь )
Да уж, по мне и на работе скучали с декабря месяца. Сейчас приступила к работе. Продолжим!

Повторю что имею:

Дети: 13 - 16 лет (все вместе)
Количество: до 10 человек.
Помещение группы (метров 18-20, два стола, диван и стулья). Правда есть ещё на первом этаже зал, туда можно 4 стола из столовой вынести.
График общения с детьми - сменный, сутки через трое (но бываеет что и сутки через двое, и даже сутки через сутки).
Срок прибывания детей в Центре от 3 до 6 месяцев, но бывает гораздо дольше.
Характеристика: педагогическая запущенность, социально дезадаптированны, эмоционально нестабильны, тревожны, неуравновешанны, неустойчивое внимание, неусидчивы. Даже при наличии собственного мнения, затрудняются устно его формулировать. Но уж если тема занятия их заинтересовала, то часть детей и рассуждают, и примеры из жизни приводят, и аналогии находят.


Спецификой реабилитационной работы является то что обучающие цели (как в школе по предметам) не ставятся на первое место. Мною реализуется программа по профориентации, поэтому я хотела бы провести занятие именно по этой программе.

Постараюсь в ближайшее время определить тематику для разработки занятия именно по вашей методике парного обучения. Только если у Татьяны Луговых дети собирали информацию дома, то моим детям это не совсем подойдет, а вернее совсем не подойдет.

Мне кажется можно рассмотреть несколько вариантов тем:

1. Дети закрепляют знания о классификации профессий (после вступления воспитателя):

а) Р1 называет Р2 выбранную им профессию и кратко рассказывает о ней (или может просто назвать, а отвечать на уточняющие вопросы будет лишь по просьбе Р2 в случае затруднений). Р2 называет тип, класс, отдел, группу данной профессии (на видном месте надо разместить шпаргалку что например тип профессии означает ведущий предмет труда и т.д.). Р1 заносит ответ Р2 регистрируя таким образом формулу своей профессии (в личном листе учета напротив фамилии Р2). ! Все дети могут заранее составить формулы своих профессий (что бы самому быть уверенным в правильности формулы) , при необходимости получив помощь у воспитателя). Затем Р2 и Р1 меняются ролями.

б) Происходит смена пар. Работа проходит по тому же алгоритму.


2. Дети делают собственные предположения о влиянии префессиональных вредностей на здоровье человека (обозначают проблему для следующей темы по профориентации).

а) Р1 называет Р2 свою профессию (или любую). Р2 называет Р1 как эта профессия может отразиться на его здоровье. Р 1 делает краткие записи. Затем Р2 и Р1 меняются ролями.

б)Смена пар. К завершению круга ребенок будет иметь список вредностей по своей профессии.

Можно после первого круга (по формуле профессии), на втром круге использовать задание о профвредностях. Затем попросить детей (по желанию) сделать полученные ими предположения о влиянии профессии на здоровье человека, обозначив следующую тему "Профессия и здоровье". Получится комбинированное занятие, в котором роль парного обучения не только закрепление знаний, но и искать проблемные зоны в процессе выбора профессии.

Думаю что есть достаточно альтернатив по конструированию занятия с использованием парного обучения, даже при моих имеющихся конкретных условиях. Будем работать.
Жду Ваших вопросов, предложений, замечаний.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Самолетова, 07.02.2012, 21:13) <{POST_SNAPBACK}>
Сейчас приступила к работе. Продолжим!

ГО: Приятно и радостно мне это слышать, г-жа Самолоётова (а можно в ник добавить отчество? а то лень лезть за ним в профиль...))) )!

Цитата (Татьяна Самолетова, 07.02.2012, 21:13) <{POST_SNAPBACK}>
Повторю что имею: Дети: 13 - 16 лет (все вместе). Количество: до 10 человек.

ГО: Во времени Вы не ограничены, - сколько получится, да? РС и Интернет? Принтер? Ксерокс? Доска или доски и мел? Вы живёте в Саратове, большой город, - это для нас важный ресурс.

Цитата (Татьяна Самолетова, 07.02.2012, 21:13) <{POST_SNAPBACK}>
Спецификой реабилитационной работы является то что обучающие цели (как в школе по предметам) не ставятся на первое место. Мною реализуется программа по профориентации, поэтому я хотела бы провести занятие именно по этой программе.

ГО: Я вижу много возможностей для того, чтобы незаметно и попутно кое-что из обучающего втягивать в процесс, который Вы сконструировали... Ну, это Вы и без меня знаете и не упустите, когда случаи будут, - в этом я уверен.

Цитата (Татьяна Самолетова, 07.02.2012, 21:13) <{POST_SNAPBACK}>
Постараюсь в ближайшее время определить тематику для разработки занятия именно по вашей методике парного обучения. Только если у Татьяны Луговых дети собирали информацию дома, то моим детям это не совсем подойдет, а вернее совсем не подойдет.

ГО: Ага. Читая Ваши алгоритмы, я выискивал возможности для расширения источников информации детей. Алгоритмы мне понравились, - видно, что Вы легко ими владеете, так что можете по ходу дела их менять. Я не буду в них вдаваться, - у Вас там всё хорошо. Я просто напишу "мысли и вопросы по поводу".

Всё-таки какие-то контакты у детей с внешним миром были до того, как они оказались в Вашем центре. Из них они помнят каких-нибудь людей с профессиями, - такими, какие им бы хотелось обсуждать здесь. Лучше было бы, мне кажется, если бы они в общении друг с другом называли бы "а вот я знаю Н, она работает..." - и далее, как у Вас.

Мне показалось, что у Вас реально есть возможность иногда приглашать к себе каких-нибудь внешних людей, работающих по одной из профессий, которые обсуждались. Так ли? Было бы замечательно изредка это делать...)))

Дальше моя мысля поворачивает в сторону моей корысти, - а чего из сделанного мы увидим на педсовете в виде приложений к Вашим сообщениям? Листки учёта - это само-собой! Описания профессий, сделанные от руки и снятые на сканере? Видео с парной работой? Лосы - листы опорных сигналов по профессиям? Ваши впечатления, - ну, это понятно.

До встречи! Душевно рад такому продолжению!
Татьяна Самолетова ( Пользователь )
Уважаемы Григорий Олегович!

Время занятия ограничено - 40 минут.

Дети хоть и не маленькие, но общую характеристику группы я дала ранее.

PC имеется, но очень старый процессор (тормозит конкретно). Интернета, принтера и ксерокса нет. Можно для занятия принести магнитную доску (школной доски нет).

Саратов не маленький город, но большинство детей из маленьких областных городков или поселков и деревень. Соответственно и круг их знакомых ( с точки информации о профессиях) крайне ограничен. Родители в основном не работают, или работают как говориться то тут, то там. Дети часто просто придумывают "крутые должности и престижные места работы" своих родителей. В их ситуации это нормально.

В диагностическом тесте по профориентации ( в данной группе) детьми упоминались такие профессии как: стюардесса, повар-кондитер, воспитатель, парикмахер, художник, учитель, крановщик, таксист, психолог, маникюрша, адвокат, медсестра, киллер (вот ведь тоже как профессию назвали).
Из всех перечисленных профессий у нас нет возможности пригласить стюардессу (да это лишь дополнительная мечта девочки собирающейся стать поваром-кондитером), а киллер слава Богу не профессия. Представители всех других профессий есть в самом нашем Центре.

Было так же установлено что большинство ребят рассматривают профессию не только как средство заработка, но и хотели бы стать профессионалами в своей профессии. Предпочитение отдают горизонтальной карьере. Однако на продолжительное обучение (4-7 лет) так же большинство не согласны. Хотят скорейшей самостоятельности. Поэтому круг профессий такой узкий. В городе есть достаточно учебных заведений для получения названных детьми профессий.

Я как-то про корысть не поняла. Все что Вы перечислили как возможный видимый отчет для ВИПа о проделанной работе, на самом деле есть составляющая (средства обучения, наглядный и раздаточный материал) самого занятия. Так что в Вашу корысть как то не верится, просто хотите увидеть результат. Так и мне интересно что получится. Хочется что бы не только необычно (вроде как инновации в работе), но и чтобы полезно и удобоваримо для детей было.
Поэтому поразмышляю ещё над возможными вариантами профориентационных тем для использования парного обучения. Надеюсь найти вариант для достижение эффективного применения предлагаемой Вами методики для решения проблем профвыбора моими воспитанниками.

С уважением Татьяна Павловна.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Самолетова, 09.02.2012, 23:12) <{POST_SNAPBACK}>
В диагностическом тесте по профориентации ( в данной группе) детьми упоминались такие профессии как: стюардесса, повар-кондитер, воспитатель, парикмахер, художник, учитель, крановщик, таксист, психолог, маникюрша, адвокат, медсестра, киллер (вот ведь тоже как профессию назвали).

ГО: Ну, что же, ситуация понятная.

К сожалению киллер в кино преподносится именно как профессия, причём, герой чаще всего такой Робин Гуд, делающий добрые дела... Поэтому я считаю, что эту профессию (пишу без кавычек, так как считаю, что так оно и есть) нужно оставить в списке и рассматривать на полном серьёзе, - думаю, что её рассмотрение во многом поможет пристальнее взглянуть и разобраться с другими профессиями.

Просматривается вот такая схема организации этой работы.

За каждым ребёнком закрепляем по одной, - можно и по две, если кто захочет, - профессии. Он становится "хозяином" темы, - "хозяином" в парном обучении обычно называют того, кто по данному вопросу знает суть дела. Того, кто с хозяином работает в паре обычно называют "гость".

Каждый хозяин профессии собирает по ней всевозможную информацию, - во всех возможных или доступных ему видах, - тексты, фото, вырезки из газет, аудио-интервью, видео. Важно наладить хранение этой информации, ведь она может быть потом передана "по наследству" другим детям. Может быть, есть смысл хранить оригиналы, а хозяину отдать навсегда копии?

Учитель помогает детям найти источники информации, - в сети, встретиться с живыми людьми, приносит газеты и журналы. Встреч с живыми носителями профессий нужно сделать не менее двух по каждой профессии, - лучше три или более.

Учитель вместе с детьми составляет общий список вопросов, на которые по профессии нужно иметь ответы.

Теперь переходим к парной работе.

У Луговых в материалах (см. приложения к сообщению) есть описание парной работы, когда дети составляли список вопросов. Вы можете сочинить себе подобный алгоритм работы в парах.

По мере накопления информации по профессиям можно организовывать парную работу по её рассмотрению в парах. Я говорю "рассмотрению", так как в этом случает собственно обучения профессии не происходит, а происходит знакомство. При этом важно включить в алгоритм парной работы такое действие, как -

- гость задаёт дополнительные вопросы хозяину, а хозяин эти вопросы записывает.

То есть мы нацеливаем работу в парах также на расширение описания профессии за счёт вопросов, которые возникают у детей, - дети любопытны, они могут задавать очень неожиданные вопросы! Их и нужно не потерять!

Теперь об оформлении и анализе накопленных материалов.

Здесь на педсовете, в нашем парном подразделе форума, есть тема об интеграции парного взаимного обучения с системой Шаталова. Пожалуйста, изучите её тщательно. Мы будем оформлять материалы по профессиям в виде лосов - листов опорных сигналов и приложений к ним.

В первом сообщении темы, в которой мы с Вами сейчас находимся, приложены две работы Гаврилова В.Е. о модульном подходе к профессиям. Пожалуйста, изучите их тоже тщательно. Мы будем использовать подход Гаврилова при систематизации собранных материалов.


===
Теперь скажу пару слов о моей корысти от этой работы. Я работаю на Вас, Вы работаете на меня. ОК? Моя корысть тут в том, чтобы Вы наш с Вами разговор на форуме оформили в виде Word-файла. При этом текст должен быть понятен любому человеку, который начнёт его читать, то есть в тексте нужно написать всю необходимую информацию, в том числе алгоритмы работы в парах и листки учёта, - чтобы любой человек лишь с помощью этого документа мог такую работу проделать самостоятельно. Уже можете начинать это делать...))) - присылайте мне, пожалуйста, в личной почте, будем обсуждать и корректировать. Потом в готовом виде выложим здесь. Договорились?
Татьяна Самолетова ( Пользователь )
Эка Вы мне работы предложили... Бысто не смогу (по ряду объективных причин). Но уже поняла важность предлагаемой для изучения информации. Что правильно назову вордовский файл (как Вы обозначили) уверена. В дальнейшем буду отправлять письма по электронной почте..
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Самолетова, 10.02.2012, 13:14) <{POST_SNAPBACK}>
В дальнейшем буду отправлять письма по электронной почте..

ГО: Только я хучу уточнить, - по личной почте Вы шлёте мне лишь те наши с Вами здесь разговоры, которые уже в этой теме произошли, то есть в файле мы накапливаем то, что уже есть в теме форума.

Само обсуждение всех вопросов мы продолжаем вести здесь, - в открытом виде, чтобы все могли с ними знакомиться и участвовать. В формируемый в Word-е "протокол" обсуждения Вы вставляете также сообщения других участников, если они будут, - пока их нет, но они могут появиться.

А в файле мы лишь превращаем форумные сообщения в удобочитаемый, связный рассказ.
Татьяна Самолетова ( Пользователь )
Все понятно.

1. Предлагаю что бы информацию о профессиях (пока ограничимся входящими в круг интересов самих детей) ребята получили из книг (у меня есть такие) и личных индивидуальных бесед с соответствующими специалистами работающими в нашем Центре. Полученную информацию дети запишут на карточки (оформим в виде таблицы с указанием: главного объекта труда, целей труда, орудий труда, условий данного труда).

Завтра попробуем с детьми такую таблицу разработать.

2. Так как группа небольшая (что согласно вашему мнению в других постах не лучший ресурс для парного обучения), то можно на втором круге все же предоставить детям возможность пообщаться по проблеме возможных профессиональных вредностей. При этом информацию (как в случае с первоклашками, которым еще запланированных знаний не дали), ребята будут генерировать сами (выдвигать свои предположения).

Если в первом круге, Р1 будет информировать Р2 о своей профессии, и потом Р2 информирует Р1 (информируемый при этом может задавать дополнительно интересующие его вопросы о профессии. Вопросы записываются.), то на втором круге Р1 делает предположения о проф.вредностях для P2, после чего Р2 делает предположения для Р1 (предположения записываются).

В результате на первом круге дети получат достоверную информацию о различных профессиях, а на втором создадут список предполагаемых проф.вредностей о которых затем сами или с помощью специалистов ( и воспитателя) будут искать более подробную информацию. Найдя информацию, дети смогут оформить банк данных (элемент рассыпного учебника) о влиянии ряда профессий на здоровье человека.

Вот только есть большое опасение, что на первом круге детям надоест расказывать семи-девяти партнерам одно и тоже. Сталкивались ли с такой проблемой те кто уже работает по технологии парного обучения? Как они её решали?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Самолётова Т.П.: на втором круге Р1 делает предположения о проф.вредностях для P2, после чего Р2 делает предположения для Р1 (предположения записываются).
ГО: Здесь надо бы уточнить, что
на втором круге Р1 делает предположения о проф.вредностях - по какой профессии? по своей или по той, что У Р2? - для P2, после чего Р2 делает предположения для Р1 (предположения записываются).

Самолётова Т.П.: В результате на первом круге дети получат достоверную информацию о различных профессиях, а на втором создадут список предполагаемых проф.вредностей о которых затем сами или с помощью специалистов ( и воспитателя) будут искать более подробную информацию. Найдя информацию, дети смогут оформить банк данных (элемент рассыпного учебника) о влиянии ряда профессий на здоровье человека.
ГО: Тут, конечно, хорошо бы также собирать данные о социальных параметрах профессии, - сколько зарабатывает, сколько часов работает, какой график работы, сколько нужно учиться на эту профессию и так далее... - ну, тут Вы, наверное, сами лучше меня знаете, что там есть ещё важное для жизни. Например, важный параметра профессии для молодых людей "возможность на работе найти себе спутника/спутницу жизни"...

Самолётова Т.П.: Вот только есть большое опасение, что на первом круге детям надоест расказывать семи-девяти партнерам одно и тоже. Сталкивались ли с такой проблемой те кто уже работает по технологии парного обучения? Как они её решали?
ГО: Это очень просто, - можно сказать им, что рассказываете два-три раза, а потом, - когда захотите и партнёр согласен, - передаёте свою информацию партнёру, и дальше он рассказывает уже о другой профессии. Можно менять вообще с первого раза, - тут решите сами.

Хотел бы спросить у Вас, Вы с работами Гаврилова познакомились? Есть ли у Вас какие-то идеи о том, как его работы включить в наш процесс? Ну, не сейчас. Не сразу, а потом, позже. Например, дети могут у носителей профессии спрашивать "какие нужно иметь качества личности, чтобы на Вашей профессии работать?" и записывают. Потом друг друга расспрашивают в парах "а как ты думаешь, у меня есть такие качества?", - и так далее.

Также было бы хорошо, если бы в лосах были какие-то фотографии, картинки...
Татьяна Самолетова ( Пользователь )
ГО:Здесь надо бы уточнить, что

Уточняю.

На втором круге Р1 делает предположения о возможных вредных влияниях профессии выбранной Р2 (при этом заинтересованное лицо - Р2 делает записи того что предположил Р. А затем Р2 делает предположение для профессии выбранной Р1, а Р1 записывает для себя его предположения. В дальнейшем, вне занятия, дети должны будут получить информацию (из СМИ, специалистов и др. источников) подтверждающих или опровергающих данные предположения, а также смогут уточнить перечень факторов которые могут оказать вредное влияние на здоровье человека выбравшего данную профессию


ГО:Тут, конечно, хорошо бы также собирать данные о социальных параметрах профессии, - сколько зарабатывает, сколько часов работает, какой график работы, сколько нужно учиться на эту профессию и так далее...


Это можно! Например на первом круге, после того как Р1 ознакомил Р2 с информацией о своей профессии (как у Татьяны Луговой), Р2 может задать дополняющие вопросы, Р1 их запишет. При работе передатчиком информации Р2, дополнительные вопросы ему может задать Р1, а Р2 их запишет. Можно, при наличии времени (т.е. по ситуации в конкретной группе), организовать пресконференцию, чтобы каждый из участников мог озвучить хотя бы по одному (наиболее взволновавшему его) вопросу из списка дополнительных. А если их тут же записывать (исключая повторение) то можно получить перечень вопросов, ответы на которые будут актуальными для претендентов на профессию. А если для человека что то актуально (или хотя бы интересно) то он будет с эти работать.


Г.О.:Хотел бы спросить у Вас, Вы с работами Гаврилова познакомились? Есть ли у Вас какие-то идеи о том, как его работы включить в наш процесс? Ну, не сейчас. Не сразу, а потом, позже. Например, дети могут у носителей профессии спрашивать "какие нужно иметь качества личности, чтобы на Вашей профессии работать?" и записывают. Потом друг друга расспрашивают в парах "а как ты думаешь, у меня есть такие качества?", - и так далее.

Со сканами работ Гаврилова я познакомилась. Но на данном занятии использовать их не планирую, так как думаю двух кругов работы в парах ,по объему информации, моим воспитанникам достаточно. Даже, для закрепления информации, можно будет лосы (конечно с фото или картинкой) разместить на "раскладушке" и какое то время ещё подержать в открытом доступе (чтобы при желании дети могли ещё раз прочитать заинтересовавшие их материалы).

Перечень требований той или иной профессией к личностным качествам претендента на неё можно взять из специальной литературы (у меня таковая имеется) иили найти в Интернет. Высказать свое мнение по вопросу наличия у пертнера того или иного профессиональноважного качества конечно же большинство детей смогут. Но это будет всего лишьсубъективная оценка. Хотя опять же можно заинтересовать ребят и проверить объективность оценок данных им другими детьми (психологическое тестирование, различные пробные задания и др.). В случае обоснованного выявления наличия проблем по тому или иному качеству, можно будет работать в направлении его коррекции (чтобы как минимум соответствовать данной профессии). Но это уже другой этап работы.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Самолетова, 17.02.2012, 21:12) <{POST_SNAPBACK}>
ГО:Здесь надо бы уточнить, что
ТС: Уточняю.

ГО: Ага. Хорошо. Мне кажется, что у нас всё готово для практической работы. Теперь ждём Вашего рассказа "как и что было на самом деле". Очень интересно будет узнать!

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+