Личный кабинет

Технология работы в парах - - .П Р О Ф С А М О О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. - - само-исследование профессий . . Нажмите на "скрепочку" ==>>

Сейчас мы здесь обсуждаем организацию системной работы по профсамоопределению в школе в целом - см. от сообщения #116 и дальше
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Луговых, 04.04.2011, 19:29) <{POST_SNAPBACK}>
...сделать небольшой курс, предположим, на 10 занятий - вполне приемлемо. Ваше предложение мне интересно и я могла бы поработать с Вами.

ГО: Тогда начнём. Попробуем прояснить ситуацию нашей с Вами работы.

Что меня интересует в первую очередь? В первую очередь мне интересно узнать, в какие примерно сроки возможна такая "серия" из десяти занятий? То есть сколько времени у нас есть на подготовку алгоритмов?

Далее... Как велика может быть группа детей? Для парной работы это очень важный параметр, как Вы понимаете, - при малом количестве участников процесс идёт неустойчиво. Желательно бы иметь группу хотя бы в 20 человек, но лучше в 30 или в 40.

Какой возраст детей? и где они живут, - город, село?

И ещё вот что... Есть ли возможность подготовительного контакта с будущими участниками парной работы? можно ли их попросить предварительно что-то сделать? найти? подготовить? Ну, типа домашнего задания? Тогда у нас будет уже на первом занятии материал для работы в парах.

Это касается параметров проектируемого нами с Вами процесса. Ещё кое-какие мелочи по нашей с Вами кооперации. Я человек жадный и эгоистичный, - это всем педсоветчикам хорошо (надеюсь :) известно. Мой интерес в нашей с Вами кооперации заключается в получении "обратной связи", - мы их называем "рассказы" или "отчёты", то есть мне нужна информация о том, как и что происходит во время парной работы.

К этой информации относятся, -

- материалы, которые используют ученики при работе в парах, в виде сканов или как-то ещё;
- реальные алгоритмы работы в парах и листки учёта (тоже в виде сканов);
- видео материалы непосредственно с парной работы.

Вот, пока что так. Жду продолжения. Обещанные работы Гаврилова я приложил к первому сообщению нашей темы, - вот прямой путь туда.
Татьяна Луговых ( Пользователь )
Григорий Олегович, серия - это в новом учебном году, сейчас не успеть - майские каникулы и конец года. Сейчас, в мае можно только попробовать 1-2 занятия.
Но думаю, это будет иметь смысл скорее для меня - что-то проиграть, почувствовать "живьем" как идет. Кроме того, я пока не очень представляю, с какой содержательной точки начинать, хотелось бы реально понять - а дети сами откуда начнут?
Группа - школьный класс, около 25 чел. Возраст - 14-15 лет. Город - Москва.
Подготовительная работа детей возможна.
Что касается вашего интереса в кооперации - да.
Буду изучать технологии парной работы, Гаврилова и обдумывать, как лучше выстроить серию.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Луговых, 04.04.2011, 22:00) <{POST_SNAPBACK}>
...как лучше выстроить серию.

ГО: Мне всё, - буквально всё! - в Вашем ответе симпатично, г-жа Луговых. Итак, в мае можем чуть-чуть попробовать, - 1-2 урока, 25 детей.

Теперь определимся уже с самой сутью нашей задачи, - то есть с ситуацией, в которой находимся мы и дети. Дети живут в большом городе, большинство из них имеет интернет дома. Так? У них есть всякие родственники и знакомые, которые где-то работают, - то есть находятся внутри профессий.

Мы с Вами люди занятые, поэтому постараемся всю подготовительную работу свалить на детей. Для этого мы их попросим раздобыть и принести на урок фото человека на его рабочем месте. Не "любого человека", а именно такого, с которым у ребёнка есть достаточный контакт и возможность общаться. Можно принести больше, чем одну фотографию.

Теперь нам нужен алгоритм работы пары учеников с этим контентом (с принесёнными фотографиями). Что они с ними в паре делают? В этом - следующий шаг нашей работы.

Но пока вернёмся к нашей ситуации. В неё входит также и модульный подход Гаврилова, - очень важный компонент нашей ситуации! Нам нужно так сконструировать алгоритмы парной работы учеников, чтобы в результате мы получили психологические модули профессий. В этом наша задача. Это - наш продукт.

Модули выделят для нас ученики сами. Вот пока такая прикидка-раскладка-план.
Татьяна Луговых ( Пользователь )
Спасибо за идею с фотографиями, Григорий Олегович! Это действительно именно то содержание из мира профессий, которое каждый подросток имеет. Буду обдумывать дальше.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Луговых, 05.04.2011, 21:07) <{POST_SNAPBACK}>
Буду обдумывать дальше.

ГО: Конечно, каждый имеет привычные способы работыы... Но в данном случае такой способ "буду обдумывать" - не эффективный способ! Крайне неэффективный. Да-с.

Мы применяем ту же парную технологию для взаимодействия
учителей, чтобы сэкономить силы и время друг друг при
достижении гораздо больших результатов, чем самостоятельная работа.


"Фотографии" - это всего лишь один из многих вариантов контента.. Я предлагаю нам поговорить по скайпу. Как психолог, Вы, - вероятно? - понимаете разницу качества трансакций письменных и устных.
Татьяна Луговых ( Пользователь )
Григорий Олегович, статьи Гаврилова я прочитала. Давайте обсудим, что мы из этого сможем использовать.
Идея с фото мне нравится. Другое дело, что в большинстве случаев из самой фотографии ничего неясно - во многих группах профессий это будет человек за столом или компьютером. Но в данном случае, мне кажется, фото - это просто некий символ содержания.
Детей можно попросить узнать, что конкретно (какие действия) выбранный ими человек совершает.
На первом этапе стоит наверное, организовать работу в сменных парах следующим образом: каждый рассказывает каждому о трудовых действиях человека со своей фотографии. Это может обсуждаться и корректироваться. Предвижу, что будут совпадения - менеджеры, экономисты, юристы, ветеринарные врачи и т.д.
Выделенные действия каждый фиксирует в своей тетради.
Можно попросить формулировать действия с т.зр. цели-предмета-средств труда-условий труда. Тогда надо предварительно давать небольшое введение - что такое цель, предмет, средства труда и т.д.. В принципе, это много не даст, т.к. в профессиях типа "человек-человек", "человек-знак" - действия и в отношении предмета и цели и средств будут практически одинаковы.
Что имеем в конце: у каждого есть общий перечень профессий и соответствующие трудовые действия.
На все это в моем представлении уйдет около часа.
Какое значение имеет такой список?
Наверное, познавательное - из практики знаю, что подростки часто не имеют представления, какие именно трудовые действия совершаются в той или иной профессии. Ориентируются лишь на название, и, в лучшем случае, предмет труда.

Далее, этот список можно как-то группировать или сокращать, убирая повторы. Получим краткий вариант, к которому далее можно прицеплять соответствующие психологические качества. Но это, мне кажется, уже на следующем занятии.
Ваше мнение и предложения?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 18:11) <{POST_SNAPBACK}>
Идея с фото мне нравится... из самой фотографии ничего не ясно - это просто некий символ содержания.

ГО: Да-да! просто "надо же с чего начать?!", то есть за что-то осязаемое (не абстрактное) зацепиться.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 18:11) <{POST_SNAPBACK}>
Детей можно попросить узнать, что конкретно (какие действия) выбранный ими человек совершает.

ГО: Да, именно! Но лучше не ограничивать детей жёсткими рамками типа "одно фото" и "обязательно человек с профессией", - думаю, можно дать свободу для выбора фото. Скажем, на фото может быть какой-то интересный предмет (в том числе, среди других), для изготовления которого нужны "вот такие" (а какие?) профессии.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 18:11) <{POST_SNAPBACK}>
На первом этапе стоит наверное, организовать работу в сменных парах следующим образом: каждый рассказывает каждому о трудовых действиях человека со своей фотографии. Это может обсуждаться и корректироваться.

ГО: Мне кажется, лучше разбить работу в парах на части (?). В первой части (15 минут работы в парах) алгоритм работы пары примерно такой, -

1. Р1 показывает Р2 свою фотографию Ф1 и произвольно рассказывает о том, что именно на фото он хочет связать с профессией.
2. Р2 слушает и диктует Р1 вопросы, на которые Р1 найдёт ответы позже. Р1 записывает эти вопросы "кто задал вопросы плюс сами вопросы".
3. Р2(1-2) - то есть смена ролей в паре.


Отмечают в листке учёта с кем поработал. Выбор нового партнёра и работа с ним. За 15 минут быстрые ученики могут поработать с тремя партнёрами. По окончании работы в парах можно дать нескольким ученикам "доклад", - по желанию они рассказывают, что теперь будут делать дома по собранным вопросам.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 18:11) <{POST_SNAPBACK}>
Предвижу, что будут совпадения - менеджеры, экономисты, юристы, ветеринарные врачи и т.д. Выделенные действия каждый фиксирует в своей тетради.

ГО: Совпадения, - это не беда, нормально. А вот про действия... Мне кажется, пока рано говорить о действиях. Пока пусть нить работы идёт по направлению "коллективного любопытства" детей, - именно оно проявляется и фиксируется в первом алгоритме.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 18:11) <{POST_SNAPBACK}>
Можно попросить формулировать действия с точки зрения цели-предмета-средств труда-условий труда.

ГО: Мне кажется, это не в русле идеи модулей Гаврилова. По окончании работы учитель делает вводное объяснение, на что в домашней работе обратить внимание (под запись, естественно - дети записывают).

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 18:11) <{POST_SNAPBACK}>
Что имеем в конце: у каждого есть общий перечень профессий и соответствующие трудовые действия.

ГО: По моему варианту в результате мы имеем, -

- зафиксированное любопытство детей и
- адресность ответов, то есть "кто спросил".
- чёткие индивидуальные планы домашней работы.

Возможно, что учитель в конце работы попросит учеников записать "мой" список вопросов на отдельном листке и сдать учителю. Тогда у учителя будет "сборный список". Можно предложить добровольцам этот список обработать и выложить в сети.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 18:11) <{POST_SNAPBACK}>
На все это в моем представлении уйдет около часа.

ГО: Думаю, что по моему варианту несколько меньше, вполне можно уложиться в 30 минут.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 18:11) <{POST_SNAPBACK}>
... подростки часто не имеют представления, какие именно трудовые действия совершаются в той или иной профессии. Ориентируются лишь на название, и, в лучшем случае, предмет труда.

ГО: Мне кажется, что для детей полезно было бы включить в поле внимания также некоторые околопрофессиональные аспекты, например, "надо ли и сколько этой профессии учиться?", "какие заработки получаются?", "влияет ли такая работа на здоровье?" и тому подобное. Как Вы думаете? То есть ниточки социализации задать.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 18:11) <{POST_SNAPBACK}>
Далее, этот список можно как-то группировать или сокращать, убирая повторы. Получим краткий вариант, к которому далее можно прицеплять соответствующие психологические качества. Но это, мне кажется, уже на следующем занятии. Ваше мнение и предложения?

ГО: Я пока не знаю. Нам нужно с Вами очень аккуратно вести нашу с Вами (проектную) работу, чтобы не утонуть в деталях. То есть обсуждение наше расширять медленно. Сначала обсудить "общую схему" работы (вот уже теперь мы тонем в подробностях). Что бы я отнёс к "общей схеме"? Я попробую сформулировать...

Общая задача, - раскрыть ребятам мир профессий, которые находятся от них "на расстоянии протянутой руки", то есть среди которых они живут каждый день (позже можно этот круг расширить). "Раскрывать" этот мир они, естественно, будут сами, - для себя и для нас (заодно).

Подзадачи, -
- выделить в профессиях модули по-Гаврилову.
- приблизительно определиться, каким набором качеств обладает данный ребёнок.
- соотнести первое со вторым.

Похоже?
Татьяна Луговых ( Пользователь )
Согласна, могут быть фото предметов или чего-то еще. Это активизирует и расширит подготовительную работу детей.
Далее, задавание вопросов - да.
Если я правильно поняла, вводим лимит времени - и каждый работает с партнерами, сколько успеет?

Слушаем нескольких желающих, какие вопросы были заданы и как можно получить на них ответы?
Здесь же можно подбросить вопросы об уровне образования, условиях работы, мед. противопоказаниях и т.д.

Списки, я думаю, надо собрать и обобщить - получится интересное свидетельство, что же на самом деле подростков интересует в профессиях.

С общей задачей согласна. Делаем первый шаг и проясняем тот мир профессий, с которым реально имеют дело подростки.

Одно сомнение - подростки теперь прагматики, им надо с собой унести что-то новое и практичное. Только список вопросов ?

С подзадачами - мы можем заново изобретать велосипед. Или вечный двигатель.

Цель-предмет-средство-условия - именно по этим критериям строил модули Гаврилов.
Его модули включают 300 проанализированных [b]рабочих профессий. За другие категории он не брался, только предполагал, что это возможно с помощью компьютерного анализа. Не могу утверждать однозначно, но мне кажется, что его идея и лежит в основе многих профориентационных методик типа Профи и т.д.

В профессиях типа "человек-человек" - модули могут вообще получиться одинаковые. Попробуйте на взгляд выделить модули в профессиях менеджер по продажам и политик. Получится одно и то же. Вопрос только в масштабе.




Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 22:04) <{POST_SNAPBACK}>
Если я правильно поняла, вводим лимит времени - и каждый работает с партнерами, сколько успеет?

ГО: Тут есть два варианта, - общий лимит дать на всю работу в парах или "по сигналу учителя" смена партнёров в парах. Зависит от того, какие дети. Какой способ Вам больше нравится?

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 22:04) <{POST_SNAPBACK}>
Слушаем нескольких желающих, какие вопросы были заданы и как можно получить на них ответы?

ГО: Да. Ещё забыл сказать, - работу в парах и "доклады" снимаем на видео. Есть у Вас возможность?

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 22:04) <{POST_SNAPBACK}>
Здесь же можно подбросить вопросы об уровне образования, условиях работы, мед. противопоказаниях и т.д.

ГО: Я бы предложил другой "ход", - предложить детям составить список причин, влияющих на выбор места работы (не профессии! а именно места работы!). Вообще, надо иметь в виду (нам с Вами), что эта часть работы лишь часть работы ребёнка по ориентации в мире профессий. То есть работа эта имеет продолжение "всю оставшуюся"... Включая взрослые и зрелые годы.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 22:04) <{POST_SNAPBACK}>
Списки, я думаю, надо собрать и обобщить - получится интересное свидетельство, что же на самом деле подростков интересует в профессиях.

ГО: Спросить у детей "кто хочет обобщить?" (потом "доклад") и "кто хочет и может выложить в интернет?"(например, прямо здесь, в этой теме).

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 22:04) <{POST_SNAPBACK}>
С общей задачей согласна. Делаем первый шаг и проясняем тот мир профессий, с которым реально имеют дело подростки.

ГО: Да. Думаю, сейчас мы с Вами можем уже начать формализовать (для себя!) весь технологический процесс. Надо записать поэтапно (возьмётесь?), -

- вступительное слово учителя (что он говорит, когда даёт задание подобрать фотографии);
- А-1 - первый алгоритм работы в парах (тот, что мы уже написали);
- что получаем на выходе после работы по А-1;
- форма листка учёта;
- вступительное слово учителя (что теперь дома с этими вопросами делать и как оформить результаты этой работы);
- А-2 - второй алгоритм работы в парах (как работаем с полученными результатами)
- что получаем на выходе после работы по А-2;
- форма листка учёта;

... и так далее. Желательно сделать это в отдельном Word-файле и приложить к сообщению в виде приложения. В этом случае другие педсоветчики смогут легко воспользоваться результатами нашего труда.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 22:04) <{POST_SNAPBACK}>
Одно сомнение - подростки теперь прагматики, им надо с собой унести что-то новое и практичное. Только список вопросов?

ГО: Уууу! Это не просто "список"! За ним психологический заряд партнёров по паре, которые эти вопросы задали! За этим списком "спрятаны" те личные отношения, которые возникли во время Встречь в парах. Это - большая сила! Они унесут в этих вопросах законсервированный азарт.

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 22:04) <{POST_SNAPBACK}>
Цель-предмет-средство-условия - именно по этим критериям строил модули Гаврилов.

ГО: Могли бы Вы своими словами (здесь) изложить алгоритм Гаврилова для выделения одного модуля?

Цитата (Татьяна Луговых, 18.04.2011, 22:04) <{POST_SNAPBACK}>
В профессиях типа "человек-человек" - модули могут вообще получиться одинаковые. Попробуйте на взгляд выделить модули в профессиях менеджер по продажам и политик. Получится одно и то же. Вопрос только в масштабе.

ГО: Ой! да ни Боже мой! даже близко не лежало! Я знаю обе профессии не понаслышке! Очень близко жил в обеих средах! Как небо и земля различаются! Давайте так договоримся. Вы даёте алгоритм выделения модулей Гаврилова, а я по нему выделяю модули этих профессий. Ага?
Татьяна Луговых ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 19.04.2011, 01:57) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Тут есть два варианта, - общий лимит дать на всю работу в парах или "по сигналу учителя" смена партнёров в парах. Зависит от того, какие дети. Какой способ Вам больше нравится?

Мне больше нравится лимит.

ГО: Да. Ещё забыл сказать, - работу в парах и "доклады" снимаем на видео. Есть у Вас возможность?
Первое занятие, скорее всего снимать не буду - слишком непривычная форма работы для детей, а они хотят "выглядеть".

ГО: Я бы предложил другой "ход", - предложить детям составить список причин, влияющих на выбор места работы (не профессии! а именно места работы!).

Не уловила логики

ГО: Спросить у детей "кто хочет обобщить?" (потом "доклад") и "кто хочет и может выложить в интернет?"(например, прямо здесь, в этой теме).

Да, обобщить предложу - если увижу энтузиазм. Выложу сама

ГО: Да. Думаю, сейчас мы с Вами можем уже начать формализовать (для себя!) весь технологический процесс. Надо записать поэтапно (возьмётесь?), -

- вступительное слово учителя (что он говорит, когда даёт задание подобрать фотографии);
- А-1 - первый алгоритм работы в парах (тот, что мы уже написали);
- что получаем на выходе после работы по А-1;
- форма листка учёта;

Какая может быть форма листка учета?

- вступительное слово учителя (что теперь дома с этими вопросами делать и как оформить результаты этой работы);
- А-2 - второй алгоритм работы в парах (как работаем с полученными результатами)
- что получаем на выходе после работы по А-2;
- форма листка учёта;

Григорий Олегович, мы же пока, в мае, только одно занятие планируем. Второй этап не получится объективно - конец учебного года. Единственно, если увижу желание детей, могу с ними встретиться "накоротке" и обсудить, что у них получилось и с чем столкнулись.


ГО: Уууу! Это не просто "список"! За ним психологический заряд партнёров по паре, которые эти вопросы задали! За этим списком "спрятаны" те личные отношения, которые возникли во время Встречь в парах. Это - большая сила! Они унесут в этих вопросах законсервированный азарт.

Да, этого бы я очень хотела. Хотя, наверное, не стоит слишком многого ждать от одного занятия.

ГО: Могли бы Вы своими словами (здесь) изложить алгоритм Гаврилова для выделения одного модуля?


ГО: Давайте так договоримся. Вы даёте алгоритм выделения модулей Гаврилова, а я по нему выделяю модули этих профессий. Ага?

Попробую.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+