Личный кабинет

Технология работы в парах - - .П Р О Ф С А М О О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. - - само-исследование профессий . . Нажмите на "скрепочку" ==>>

Сейчас мы здесь обсуждаем организацию системной работы по профсамоопределению в школе в целом - см. от сообщения #116 и дальше
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
... рекомендую посмотреть также...

Ещё один вариант работы - дистанционный.

Я сделал удобную форму для записи участников в "Школу Радости" -
Пожалуйста, перешлите эту форму своим знакомым,
имеющим детей на домашнем обучении.


И ещё одна форму для записи в "ПрофСАМОопределение" -
Пожалуйста, перешлите эту форму своим знакомым,
желающим повысить свою квалификацию в качестве
проф-САМ-себе-консультант.


Спасибо!


Вот к этому сообщению приложен файл "ПрофСАМОопределение учащихся 8-11 классов. Серия занятий", в котором детально (домашнее задание, материалы на входе и на выходе, алгоритм работы в парах) проработаны первые три занятия.

Для удобства людей, читающих нашу тему, приведу самое важное, что уже есть в этой теме и что может пригодиться для практической работы учителя, -

- урок профсамоопределения в парах в школе, 9 класс, - описание занятия Луговых Т.А.

- урок профсамоопределения в парах в группе несовершеннолетних воспитанников отделения социальной реабилитации, в возрасте 14-17 лет, - описание занятия Самолётовой Т.П.


- по этим описаниям можно просто "брать и делать".


===
Процесс профсамоопределения, оснащённый теми способоми, которые на сегодня (2011 год) имеются, никуда не ведёт и никаких практических результатов не даёт, - ну, если не считать удовлетворения любопытства тех, кому за это фэдэпэ* платят деньги.

Единственной надеждой на то, что этот процесс когда-нибудь приобретёт прикладное значение, является технология Гаврилова В.Е. Здесь я приложу две его работы.

1. В этой работе описывается весь процесс использования модулей в целом, 10 стр. в виде jpg-сканов, -

[attachment=28402:1._Гаври...рофессий.zip]

2. В этой работе даются алгоритмы выделения психологических модулей профессий и приводятся в таблицах примеры модулей, 15 стр. в виде jpg-сканов, -

[attachment=28403:2._Гаври...рофессий.zip]

В нашей теме появилось сделанное дело, - два урока в 8-х классах, работа в парах с очень интересным результатом. Татьяна Луговых, психолог московской школы, опубликовала "отчёт" о двух урока по профсамоопределению в 8-ых классах. Она сделала очень тщательное описание подготовки, проведедени и анализ парной работы в классе и приложила листок учёта и сканы вопросов, полученных в результате работы в парах, - в приложении к сообщению три Word-файла.
Посмотреть отчёт можно здесь.
____

*фэдэпэ - фиктивно-демонстративный продукт.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Профсамоопределение в школе, видимо имеет проблем значительно меньше, чем по предметам.
Такой вывод можно сделать из того, что никто ничего не написал в данную тему, - по крайней мере, здесь, на педсовете.


Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
====
Ещё была бы просьба ко всем учителям - свяжите меня, пожалуйста, с Вашим библиотекарем?
Можно через педсовет, а можно и просто по е-почте po4ta@gmx.net
Спасибо!

Когда-то давным-давно попал я в Ленинграде во Всесоюзный НИИ профтехобразования... И там встретил Гаврилова В.Е, кандидата психологических наук, который разработал модульный подход к психологической классификации профессий и создал систему психологических модулей профессий.

Его система позволяет из небольшого количества модулей создать модели всех существующих на свете профессий, впрочем, и также тех профессий, которые будут. При этом, зная, какими модулями обладает данный человек, можно быстро и очень точно определить, какая профессия ему лучше подходит.

Повстречал я Гаврилова в 1988-ом году. С тех пор НИИ этот давно исчез. И что стало с системой психологических модулей профессий теперь, - вот этого я не знаю. Может быть, Вы знаете? Тогда расскажите?

Две его статьи у меня есть в виде сканер-копий, могу прислать, если кому нужно. Пишите мне не е-почту, - адрес посмотрите в моём профиле, пожалуйста.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Может быть, я напрасно открыл эту тему? Не понимаю... В школе что? совсем никто этим не занимается?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Мы тут, - "мы" это кое-какие коллеги-предсоветчики", - придумали простенький алгоритм работы учеников в парах, который позволяет в игровой форме детям знакомиться с миром профессий. Пока я не буду этот алгоритм публиковать, - нам нужен учитель, который возьмёт этот алгоритм и попробует его на уроке. Есть желающие?? Ау? Алгоритм в самом деле очень просто и от учителя не требует практически никаких затрат времени на подготовку, - всю работу делают дети сами.

Сегодня в разговоре по скайпу о профориентации услыша "карта профессии". Я спросил "а в каком классе это проходят?", говорят "в 10 и 11-ом". Полез в яндекс... Мммм... Тут не только в 17 лет, но и в 57 не разобраться. Неужели школьники в состоянии это понимать? и хоть как-то практически для своей жизни применять?
Татьяна Луговых ( Пользователь )
Как ни странно, школьники 8-9 класса вполне в состоянии воспринять карту профессий. Но ни в каком классе это не проходят, только если на уроках технологии учитель взял раздел "Выбор профессии", что крайне редко.

Карта разработана Соломиным и она использована в тесте профориентации "Ориентир". http://www.imaton.com/metodiki/met/45/

От модульной системы, которую вы описываете, это далеко. По сути, карта дает школьнику возможность понять в какой части (или частях) мира профессий находятся его интересы и желания. Методика предназначена конкретно для начального этапа профконсультации, далее должна следовать индивидуальная работа. Когда у подростка есть потребность в этом, получается вполне эффективно. Но это именно профессиональная работа профконсультанта с клиентом, а не массовый вариант.

Я использовала эту методику след. образом:
-вводное занятие с классом (знакомство с картой, практическая работа по классификации интересующих профессий)
- индивидуальная комп. диагностика+ инд. консультация

Вводное занятие мне нужно было не для того, чтобы дети усвоили карту (это не более чем вариант классификации, есть и другие), а только для экономии времени на индивидуальной консультации: подросток воспринимает результат в неких общих координатах.

Тема, поднятая Вами, Григорий Олегович, очень интересна.
К сожалению, профориентация в школе стоит, что называется "за кадром". И реализуется усилиями отдельных энтузиастов.
Мне кажется, парная технология здесь была бы очень эффективной.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Луговых, 02.04.2011, 20:20) <{POST_SNAPBACK}>
Тема, поднятая Вами, очень интересна. К сожалению, профориентация в школе стоит, что называется, "за кадром". И реализуется усилиями отдельных энтузиастов. Мне кажется, парная технология здесь была бы очень эффективной.

ГО: Спасибо Вам, г-жа Луговых, за двольно подробное описание ситуации с этим делом в школе! Почему Вы считаете, что "парная технология здесь была бы очень эффективной"? Каким образом Вам видится её использование для нужд профориентации?
Татьяна Луговых ( Пользователь )

Уважаемый Григорий Олегович, упомянутая Вами разработка психологических модулей профессий меня заинтересовала. Не могли бы Вы прислать скан работ Гаврилова? Как школьный психолог, я занимаюсь и профориентацией. Очень заинтересована в разработке экономичных и активизирующих подходов в работе со школьниками.
Мне представляется, что использование парной технологии в профориентации как раз и является активизирующим и экономичным подходом.
В профориентации традиционно решаются задачи:
- информирование (мир профессий, рынок труда, информация о конкретной профессии и т.д.)
- самопознание (способности, склонности, интересы и др. особенности)
- сопоставление полученной информации о себе и о профессиях.

Трудно представить себе современного подростка, который читает справочники о профессиях, зачастую написанные скучным для него языком, сосредоточенно изучающего результаты тестов способностей или характера (а их понимание требует профессиональной консультации психолога) и, затем, сопоставляющего всю эту информацию.

Мне кажется, что применение парной технологии как раз и подвигнет подростка всем этим заниматься. Разговор с самим собой - труден для подростка, это скорее прерогатива более старшего возраста. Разговор с консультантом-взрослым - априори неравноправный. А вот совместная работа со сверстником - это то, что нужно.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Луговых, 02.04.2011, 21:46) <{POST_SNAPBACK}>
...упомянутая Вами разработка психологических модулей профессий меня заинтересовала. Не могли бы Вы прислать скан работ Гаврилова?

ГО: Я подготовлю в ближайшее время и приложу их к сообщению здесь на форуме, - чуть позже. А пока у меня есть к Вам вопросы, - могли бы Вы мне пояснить кое-что?

Цитата (Татьяна Луговых, 02.04.2011, 21:46) <{POST_SNAPBACK}>
Мне представляется, что использование парной технологии в профориентации как раз и является активизирующим и экономичным подходом.

ГО: Есть ли какие-нибудь у Вас для таких представлений основания?

Цитата (Татьяна Луговых, 02.04.2011, 21:46) <{POST_SNAPBACK}>
Разговор с самим собой - труден для подростка, это скорее прерогатива более старшего возраста. Разговор с консультантом-взрослым - априори неравноправный. А вот совместная работа со сверстником - это то, что нужно.

ГО: Мне все эти Ваши соображения очень симпатичны, - особенно про равноправность очень понравилось. Я так понимаю, что Вы пока основываетесь лишь на названии "парная технология"?

Как Вы посмотрите на то, чтобы нам с Вами совместно сконструировать подходящий алгоритм работы учеников в парах и попробовать его практически?

Сканы работ Гаврилова я приготовлю и обязательно здесь выложу. Очень рад Вашей заинтересованности в этом деле, г-жа Луговых! С работами Гаврилова я познакомился в 1988-ом году в Ленинграде, а потом, - уже живя в Германии, - добывал их заочно из библиотеки уже несуществующего института...
Татьяна Луговых ( Пользователь )
Я считаю работу в парах полезной в профсамоопределении по следующим основаниям:
- "профсамоопределение" - это по сути определение себя относительно будущей жизни, в том числе и профессии. Для того, чтобы определиться - надо пообсуждать информацию, высказать свое мнение,послушать оппонента и сделать свои собственные ( а не учителя, и не вообще, как правильно) субъективные выводы. Эта работа, по моему разумению, может быть определенным образом организована в парах.
- абсолютное большинство профориентационных методик основано на самоотчете, самопонимании, к чему многие подростки непривычны. Заглядывая в листок соседа, подросток начинает думать, а почему у меня так? а у соседа как? А почему? Вот это-то нам и нужно.
- помимо прочего, одноклассники, основываясь на нескольких годах наблюдений, могут довольно точно описать качества друг друга и даже прогнозировать успешность в той или иной профессии.
Не случайно, и в активизирующих методах профсамоопределения (в частности, у Пряжникова, используются различные приемы работы в паре, например, упражнение "Профконсультант" и др.).

Использование парной технологии в полном объеме, вероятно, не получится, т.к. во многих случаях у нас нет регулярных уроков. Эпизодичность встреч не дает и возможности научить детей правилам и порядку парной работы.
Однако используя некоторые алгоритмы, сделать небольшой курс, предположим, на 10 занятий - вполне приемлемо.
Ваше предложение, Григорий Олегович, мне интересно и я могла бы поработать с Вами.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+