Личный кабинет

Малая социальная группа

Виктор Дроганов ( Пользователь )
Учитывая, что всю свою жизнь мы проводим в малых социальных группах (семье, трудовом коллективе и т.д.), то и малой социальной группе должно быть уделено особое внимание. К сожалению ни в школах, ни в других учебных учреждениях изучению структуры и законов (морали, проавил поведения) малой социальной группы должного внимания не уделяется.

Не смотря на то, что мы не изучаем малые социальные группы, большинство из нас прекрасно знает как структуру, так и мораль (законы) малой социальной группы к которой он принадлежит. Поэтому я предлагаю Вам уважаемые коллеги, сформулировать эти законы и сравнить их с законами примитивной группы, после чего поделиться своим мнением на форуме.

Структура и мораль примитивной группы наиболее полно изучена известным ученым, врачом – психотерапевтом А.Б. Добровичем. См. прикрепленный файл.
Серж Андреев ( Пользователь )
В школах есть малые группы, построенные по авторитарному или конфликтному принципу. Эгалитарных малых групп в обычных школах нет. А необычные школы в рамках этого топика рассматривать абсолютно бесполезно.

С другой стороны, это может быть и нужно учителям, т.к. у них тоже своя авторитарная или конфликтная малая группа с круговой порукой. Именно поэтому они часто не хотят пускать родителей в образовательный процесс, всячески этому сопротивляясь. Это стандартное поведение члена малой группы, охраняющего своё искусственное сообщество. Разбить подобный механизм не представляется возможным. А уровень нейросоциальных сетей в качестве механизма социального взаимодействия для учителей совершенно непонятен, да и в рамках классно-урочной системы невозможен.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 23.01.2010, 13:15) <{POST_SNAPBACK}>
Структура и мораль примитивной группы наиболее полно изучена известным ученым, врачом – психотерапевтом А.Б. Добровичем.

ГО: Я бы обратил внимание уважаемых участников также на работы Якоба Леви Морено, создателя социометрии и театра спонтанности (по этим словам в Яндексе легко найти его тексты). В своей книге "Социометрия" он подробно описывает социальный атом, который, - ну, на мой взгляд, - может лечь в основу теории педагогики, которой, - ну, на мой взгляд, - пока просто не существует в природе.

Цитата (Серж Андреев, 23.01.2010, 13:49) <{POST_SNAPBACK}>
А уровень нейросоциальных сетей в качестве механизма социального взаимодействия для учителей совершенно непонятен, да и в рамках классно-урочной системы невозможен.

ГО: Я так не думаю. Практика показывает, что есть в классе используется парная технология обучения, - уж извините! я всё про неё, - то существовавшие до этого неформальные группы разрушаются и создаются новые на совершенно других основаниях, а именно на основе лидерства в обучении и на способности хорошо объяснять товарищу учебный материал. При этом лидеры прежних групп остаются просто не у дел... Им приходится перестраиваться, и они это делают, так как положение становится для них безвыходным.
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Добрович А.Б.Правило нормальности. Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует.
Обычный человек в примитивной группе сформулировать правила (законы) по которым она живет, может быть и не может, но учитель , не зависимо в какой группе он находится, в состояния сформулировать законы по которым живет его группа.



Цитата (Громыко Григорий Олегович, 23.01.2010, 14:23) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Я бы обратил внимание уважаемых участников также на работы Якоба Леви Морено, создателя социометрии и театра спонтанности (по этим словам в Яндексе легко найти его тексты). В своей книге "Социометрия" он подробно описывает социальный атом, который, - ну, на мой взгляд, - может лечь в основу теории педагогики, которой, - ну, на мой взгляд, - пока просто не существует в природе.

Полностью с Вами согласен.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 23.01.2010, 14:28) <{POST_SNAPBACK}>
...но учитель, не зависимо в какой группе он находится, в состоянии сформулировать законы по которым живет его группа.

ГО: Никогда! Для этого нужно иметь развитую рефлексию, которую у учителя подчистую вырезают в педвузе. Увы. Исключения есть, но они обясняются причинами, находящимися в личной жизни студента педвуза, - их, по моим оценкам, 1 на 1000 или меньше.

Редактирую
Цитата из Г.П. Щедровицкого. "Раньше я думал, что психология вредная лженаука. Теперь я так не думаю! Теперь я думаю, что психология вредная лженаука всех времён и народов". - лично мною от него многожды слашано и точно записано.
Виктор Дроганов ( Пользователь )
[quote name='Громыко Григорий Олегович' date='23.01.2010, 14:41' post='141483']
ГО: Никогда! Для этого нужно иметь развитую рефлексию, которую у учителя подчистую вырезают в педвузе. Увы. Исключения есть, но они обясняются причинами, находящимися в личной жизни студента педвуза, - их, по моим оценкам, 1 на 1000 или меньше.

То, что большинство педагогов прекрасно знает законы малой социальной группы, сомнений не вызывает. При желании они могли бы их сформулировать, в крайнем случае, прочитать законы, сформулированные Дрбровичем и сравнить их с законами своей группы.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 23.01.2010, 14:50) <{POST_SNAPBACK}>
То, что большинство педагогов прекрасно знает законы малой социальной группы, сомнений не вызывает.

ГО: Откуда Вам это известно?

.
.
= = = О = = = = = = О = = = = = = О = = = = = = О = = = = = = О = = =
.
Редактирую
.
Из любопытства зашёл по Вашей ссылке. Просмотрел, - море "кривых" высказываний... Просто - море! Не хочется их разбирать. Вот одно для примера, -

===
Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому "узаконенному" поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.
===
Читать автора, который считает, что культурные нормы создаются сознательно... Хммм?... Не хочется.

К тому же, если эти Ваши "социальные законы" не создаются сознательно, и люди учатся ими пользоваться и пользуются неосознанно, то мне просто жаль учителя, который начнёт в эти дела в учебной группе влезать...

Но Вы "пропустили мимо ушей" мою основную мысль о том, что учителя не владеют рефлексией. Вы её как бы не заметили и "поехали дальше". Так дискуссия не продвинется.
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 23.01.2010, 21:36) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Откуда Вам это известно?
.Из любопытства зашёл по Вашей ссылке. Просмотрел, - море "кривых" высказываний... Просто - море! Не хочется их разбирать. Вот одно для примера, -
Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому "узаконенному" поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.
К тому же, если эти Ваши "социальные законы" не создаются сознательно, и люди учатся ими пользоваться и пользуются неосознанно, то мне просто жаль учителя, который начнёт в эти дела в учебной группе влезать...


Психология еще молодая наука, много в ней надуманного, ложного, недоказанного, но законы (правила поведения) действующие в малых социальных группах действуют независимо от того сформулированы они или не сформулированы, осознаны или неосознанны.
Вы не согласны с высказыванием:» "социальные законы" не создаются сознательно».
Прочитайте законы ( правила поведения, примитивные межличностные реакции), и назовите какие из них созданы сознательно.

Пример 1. Правило (закон) рангового соответствия. Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе. Одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного.
В быту это правило звучит примерно так: »Я начальник, ты дурак. Ты начальник, я дурак » Разве это правило создано сознательно? Конечно – нет. Оно осознано? ДА, так как большинство людей знает формулировку данного закона.
Пример 2. Правило отпора. Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т. е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений.
Данный закон так же, не создан сознательно. Но, в отличие от предыдущего закона, он в большинстве случаев не осознается членами группы.
Социальные законы, так же как законы физики, химии не могут создаваться человеком, они могут быть только открыты , описаны и сформулированы.

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 23.01.2010, 21:36) <{POST_SNAPBACK}>
ГО:
Но Вы "пропустили мимо ушей" мою основную мысль о том, что учителя не владеют рефлексией. Вы её как бы не заметили и "поехали дальше". Так дискуссия не продвинется.


Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Почему учителя должны владеть рефлексией, самостоятельно изучать законы малой социально группы, самостоятельно изучать законы физики, химии и т.д.? У них в этом есть потребность?

Дети изучают законы физики, потому, что от них этого требуют взрослые. Только те лица самостоятельно изучают законы физики, у которых в этом есть потребность (физики, инженера и т.д.).

Я разместил это тему в разделе обществознание, в надежде, что ей заинтересуются преподаватели обществоведения. К сожалению этого не произошло. Но, и их понять можно. Зачем что-то искать самостоятельно, если у них есть программа и рекомендована литература по изучению малых социальных групп.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+