Личный кабинет

Профессиональный кодекс учителя

Антон Огородников ( Пользователь )
На Педагогической ассамблее, которая завершилась сегодня в Санкт-Петербурге, состоялось представление Профессионального кодекса учителя. Его цель - определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Как в известной песенке "чтоб не пил, не курил...".

Подробнее
Марина ( Пользователь )
А нтон Викторович, а можно прочитать этот документ в первоисточнике. Ведь важно не только то, ЧТО , но и КАК прописано. Спасибо.
Wladislav Nosyrev ( Пользователь )
Года три назад, , для того чтобы мы не открывали рот , нам усиленно навязывали термин толерантность. Сегодня с той же целью придумали новую тему...До чего же развита у наших руководителей фантазия, чего только не придумают, лишь бы деньги не платить.
Документ я не видел , но подпишу всё что угодно, лишь в том случае, если поднимут зарплату учителям хотя бы до нижней планки среднеевропейского уровня ))
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Пункт 1.2
- взаимное уважение.

Не очень понятен пункт, из него получается, что если тебя не уважает ученик, то и ты его не обязан уважать.

Пункт 2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни полу-чение взятки, ни ее дача.

Думаю, стоит разнести на 2 пункта:
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство.
и
2.7 С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

Так как это два разных аспекта.

Пункт 3.1
Тоже, что и в 1.2 - неадо менять формулировку.

Учитывая наличие пункта 3.8, пункт 3.7 – не имеет смысла.
Или же 3.7 надо переформулировать примерно так: "Допустив педагогическую ошибку учителю следует исправить ее."

Пункт 3.10
Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

Он понятен, но очень опасен. Так как в устах словоблудов может стать удобным инструментом репрессий учителей.
Например, под него уже попадает просьба учительницы: "Вася помоги, пожалуйста, отнести реактивы в лаборанскую." Я бы от него отказался совсем.

Пункт 3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

Не могу понять, но что-то смущает в формулировке.

PS Во втором разделе голосования, имхо, не хватает пункта "Подпишусь, так как согласен."
Wladislav Nosyrev ( Пользователь )
Если я правильно понял обсуждению подлежит этот текст:
http://www.vz.ru/information/2010/1/22/368819.html
Проект Профессионального кодекса учителя

22 января 2010, 15::37

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения

Раздел 1

1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
- гуманность;
- законность;
- демократичность;
- справедливость;
- профессионализм;
- взаимное уважение.

Раздел 2

Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3

Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни на каких основаниях, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Заключительные положения

4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе Кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного Кодекса.
4.2. Нарушение положений Кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

Источник: сайт Педагогической Ассамблеи.
Сергей Сафронов ( Пользователь )
Цитата (Марина Симоненкова, 22.01.2010, 20:59) <{POST_SNAPBACK}>
А нтон Викторович, а можно прочитать этот документ в первоисточнике. Ведь важно не только то, ЧТО , но и КАК прописано. Спасибо.


Марина Валентиновна, в тексте новости есть ссылка, но Владислав Викторович уже скопировал текст в форуме, так что речь идет именно об этом документе.

Цитата (Виталий Лебедев, 22.01.2010, 21:10) <{POST_SNAPBACK}>
PS Во втором разделе голосования, имхо, не хватает пункта "Подпишусь, так как согласен."

Добавлено!
Михаил Крекин ( Пользователь )
IMHO у авторов приступ графомании.
Очередная бумажка, не несущая никакого смысла, кроме удовлетворения личных амбиций («вот какой Я хороший, уже крылышки вот-вот прорежутся») авторов.
К сожалению, велика вероятность, что эта смесь вольного пересказа существующих нормативных документов, банальных утверждений и благих пожеланий будет-таки принята и даже получит подобие официального статуса.
С другой стороны, очень надеюсь, что даже будучи принятым, этот «Кодекс» будет «работать» так же как сходный с ним по сути Кодекс, знакомый старшему поколению учителей. То есть никак.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Антон Огородников, 22.01.2010, 19:01) <{POST_SNAPBACK}>
Цель кодексаопределить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

ГО: Всего один мелкий вопрос к авторам кодекса, которых, как я понимаю, тута не видно и не слышно (?). Впрос к ним следующий. Они назвали цель кодекса, - определить. Хорошо. Определили. А для чего определяли? То есть само это определение для чего? Что им делать?

Анекдот на эту тему из застойных времён.

Секретарь райкома собрал председателей колхозов и читает им призывы ЦК КПСС из газеты к 1 мая. Прочитал и спрашивает "вопросы есть?". Одна рука, - "скажите, а как эти призывы применить к повышению урожайности?". Ответ, - "это очень просто! это можно сказать даже в двух словах - вкалывать надо!!!".

Мораль из моего сообщения? Да очень простая. Всё, что написано в кодексе, это попытка записать моральные нормы на бумаге. При этом следует учитывать тот печальный факт, что как только эти нормы записаны, они перестают быть чьей-либо моральной нормой. Почему? Потому что таковы свойства морали, - это неписаные законы жизни. Писаные - это не мораль.

Всем известный печальный исторический пример, - моральный кодекс строителя коммунизма. Такая, знаете ли, славная штука! Просто загляденье! Ну точь-в-точь! И даже называется так же - кодекс. Может быть, у них и автор один и тот же?

К сожалению, - или даже! к счастью! - создавать моральные нормы невозможно с помощью печатных текстов. Ну, это уже из нешкольного предмета "прикладная философия"... Этому, похоже, в педвузах не обучают.

Редактирую
Браво, Михаил!
Цитата (Михаил_К, 22.01.2010, 21:29) <{POST_SNAPBACK}>
у авторов приступ графомании... даже будучи принятым, этот «Кодекс» будет «работать» так же как сходный с ним по сути Кодекс, знакомый старшему поколению учителей. То есть никак.

Пока я писал моё сообщение, Вы успели сделать Ваше! Браво! Я его не видел, когда отправлял моё сообщение. Мы с Вами совпали вполне! Ура.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Михаил_К, 22.01.2010, 21:29) <{POST_SNAPBACK}>
IMHO у авторов приступ графомании.
Очередная бумажка, не несущая никакого смысла, кроме удовлетворения личных амбиций («вот какой Я хороший, уже крылышки вот-вот прорежутся») авторов.


Аналогично! Кодекс выше - подлинный учительский соц-арт !
Для начала правки добавили бы введенную накануне года учителя норму законодательства, учителей должно штрафовать!!!
Так все "должен" в документе меркнут, и вполне подлежат замене на "может", что более соответствует действительности, реальной жизни.
Документ крайне похож на произведения современного "искусства" ( не могу раскавычить ), например "Целующиеся миллиционеры". :-)
К заглавию документа уместен эпиграф: "Якобы имеющие право не целовать директора... везде, но навсегда всем всего раздолжные учителя""
Хорошо бы переименовать документ в
"Кодекс покорнейше вседолжного-с учителя", который весь в долгах, скорее в нынешней системе навсегда...
Андрей Лукутин ( Пользователь )
А можно выяснить легитимность этого Кодекса?
Неужто педассамблея?)))

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+