Личный кабинет

Новая методика ведения учебного процесса

Может быть пора уже прислушаться к существующим принципиально новым системам организации учебного процесса
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Валентина Лампига, 26.02.2010, 03:08) <{POST_SNAPBACK}>
Давно уже пора переходить на новую систему образования,а то как-то мы засиделись на старом, и детям совсем не итересно,скучно в школе стало.Очень интересно обсудить с вами этот вопрос.

Валентина Ивановна, а новое - это что? Лично для Вас?
И что мешает лично Вам на это новое перейти?
Николай Леонов ( Пользователь )
Повышение качества и эффективности учебного процесса содержит множество резервов, основанных на очень простых даже примитивных приемах.Например.
Давайте посмотрим на такую мелкую банальную вещь как организация процесса обучения на уроке, на необходимость и достаточность такого построения урока.
Для наглядности рассмотрим организацию учебного процесса с точки зрения её целесообразности в сравнении с организацией производственного процесса. Например, применительно к специальности токарь. Перед тем как приступить токарю к самостоятельной работе по вытачиванию детали, с ним проводится инструктаж по изготовлению конкретной детали. Определяется вид материала, из которого надо изготовить деталь, конфигурация детали, размеры детали, каким оборудованием её можно изготовить, устанавливаются параметры и критерии качества изготавливаемой детали (допуски, посадки, чистота обработки и мн, др.) и как будет оплачиваться его труд в зависимости от качества. Только после исчерпывающего инструктажа токарь получает необходимые материалы, инструменты, оборудование и приступает к самостоятельному выполнению производственного задания. В процессе изготовления детали он поэтапно в соответствии с полученными критериями качества производит оценку качества работы, систематически производя измерения этой детали. Токарь четко и качественно выполнит самостоятельную работу по вытачиванию детали.
Коль скоро учение это есть труд ученика, такой же обязательный, как и у рабочего. Его труд – такой же тяжёлый интеллектуальный, аналогичный по организации труду нашего токаря – такой же производственный процесс. Но только очень скверно организованный! Как правило стандартная организация процесса обучения на уроке происходит следующим способом. После проверки домашнего задания, объясняется новый материал. Вначале учитель мотивирует учащихся, поясняет, зачем и для чего им нужен, допустим (второй закон Ньютона, или почему у них может, сложится жизнь без знания логарифмов), Далее учитель приступает к объяснению нового. Затем проводит какое-то закрепление и в конце, чаще всего в спешке даёт домашнее задание, в виде номеров задач и параграфов. А ведь домашнее задание предполагает самостоятельную работу ученика. Причём такую же самостоятельную по организации, как и при работе токаря.
Я привёл это сравнение для того что бы показать глупейшую организацию - построение процесса обучения - деятельность учителя. Сравните, что получил токарь перед выполнением самостоятельной работы и что получил ученик для выполнения самостоятельной домашней работы.
А теперь поменяйте организацию работы местами. Запишите домашнее задание учащимся, перед объяснением нового, затем дайте конкретную инструкцию учащимся по выполнению самостоятельной домашней работы, и критерии качества её выполнения, а потом объясните новый материал с акцентом как лучше выполнить домашнее задание. На следующем уроке вы чётко заметите, что качество и количество выполнения домашнего задания значительно подскакивает.
И мысленно поставьте токаря в условия ученика. Какую он деталь выточит при такой организации? И выточит ли вообще!
Поэтому только изменение такой мелочи как организация обучения, качество и эффективность обучения значительно подскакивает. И таких существенных «мелочей» В учебном процессе накопилось море. Более подробно в книжке «Новая эффективная дидактика».
Софья Перовская ( Пользователь )
Цитата (Елена Чигодайкина, 24.01.2010, 20:19) <{POST_SNAPBACK}>
"ЕСЛИ НЕ НУЖНО И МОЖНО НЕ ДЕЛАТЬ - ЗАЧЕМ НАПРЯГАТЬСЯ?"
Может быть, для удовольствия? Или из любопытства? Нет?


А сколько таких любопытных будет в классе? Один, два?
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Софья Перовская, 23.03.2010, 00:36) <{POST_SNAPBACK}>
А сколько таких любопытных будет в классе? Один, два?

Это зависит в первую очередь от учителя.

"Искусство обучения состоит в том, чтобы будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее. Когда же насильно забивают голову знаниями, они лишь гнетут и засоряют ум." (Анатоль Франс).

А мы свою, простите, педагогическую импотенцию прикрываем стандартами и программами.
любовь жигалина ( Пользователь )
Я учитель с большим стажем работы.Главным моим кредо всегда было- сделать обучение радостным, строить учебный процесс в зоне ближайшего развития обучающегося.Система организации учебного процесса без двоек- дело неплохое.Но как быть с объективной оценкой знаний, если не соответствуют хотя бы базовому уровню.Ничег о не ставить?! А слысл? Если безоценочная система, там должны свои особенности.Отслеживание уровня подготовки обязательно_ пусть не при помощи отметок, а словесно или символами.А как себя чувстувют сами дети.Мне кажется у них занижена самооценка, нет стремления самомовершенствования, не с кем сравниться.Он сам не знает какой он.А дополнительные занятия изначально несут другую функцию- развитие интеллектуальных способностей и продвижение их, подготовка к олимпиадам, монитонрингам. А это- ликвидация пробелов в знаниях, а каких? Что подтягивать?Это моё мнение.Организаторы такой системы оценки знаний, наверняка, у вас отслеживается динамика знаний.Расскажите о рубежных результатах этого ввведения.Буду благодарна.
Михаил Крекин ( Пользователь )
Цитата (Николай Леонов, 26.02.2010, 21:41) <{POST_SNAPBACK}>
Перед тем как приступить токарю к самостоятельной работе по вытачиванию детали, с ним проводится инструктаж по изготовлению конкретной детали. Определяется вид материала, из которого надо изготовить деталь, конфигурация детали, размеры детали, каким оборудованием её можно изготовить, устанавливаются параметры и критерии качества изготавливаемой детали (допуски, посадки, чистота обработки и мн, др.) и как будет оплачиваться его труд в зависимости от качества. Только после исчерпывающего инструктажа токарь получает необходимые материалы, инструменты, оборудование и приступает к самостоятельному выполнению производственного задания. В процессе изготовления детали он поэтапно в соответствии с полученными критериями качества производит оценку качества работы, систематически производя измерения этой детали. Токарь четко и качественно выполнит самостоятельную работу по вытачиванию детали.
...
А теперь поменяйте организацию работы местами. Запишите домашнее задание учащимся, перед объяснением нового, затем дайте конкретную инструкцию учащимся по выполнению самостоятельной домашней работы, и критерии качества её выполнения, а потом объясните новый материал с акцентом как лучше выполнить домашнее задание. На следующем уроке вы чётко заметите, что качество и количество выполнения домашнего задания значительно подскакивает.

Вопрос в том, является ли целью обучения выполнение домашних заданий «на делай раз, делай два, делай три...». Конечно, внешне все будет выглядеть эффектно.
Вот только в результате мы получим биоробота, умеющего очень качественно (или не очень качественно — «заготовки» всё же разные) выполнять работу исключительно по готовой инструкции.
Сергей Галаган ( Пользователь )
[quote name='Oda' date='23.01.2010, 13:12' post='141469']
Речь об элементарном утолении жажды . Как в школах дети про чай говорят, знаете?
"это не ноги помыть, это носки постирать"

---
Во всех(помоему..) школах Москвы в каждом классе или коридоре стоят кулеры.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (любовь жигалина, 31.03.2010, 19:06) <{POST_SNAPBACK}>
Если безоценочная система, там должны свои особенности.

Любовь Ивановна, еще в классических работах В. И. Фармаковского, Б. Г. Ананьева, Ш. А. Амонашвили доказано, что балльная отметка не столько измеряет уровень знаний, сколько служит мотивирующим фактором, приводным ремнем всей образовательной системы. Поэтому все зависит от цели.

Если нашей целью является формирование знаний, умений и навыков (или даже ключевых компетенций, как сейчас модно говорить про общеучебные умения) в соответствии со стандартами и программами -- без отметки не обойтись. Если же целью является создание условий для максимальной самореализации ребенка в его (индивидуальной, а не единой для класса или для всей страны) зоне ближайшего развития -- балльная отметка работает плохо, здесь более эффективна рефлексивная самооценка, папка достижений (сейчас в моде словечко "портфолио").

И той, и другой системе мониторинга учебных достижений посвящены сотни диссертаций и других исследований. Я не сравниваю эти две цели и соответствующие им методы мониторинга учебных достижений, я просто говорю, что система мониторинга (или оценки, как его частного случая) должна соответствовать цели обучения. Одинаково нелепы как порфолио в традиционной образовательной системе, так и балльная отметка в открытых образовательных системах.
Николай Леонов ( Пользователь )
Цитата (Михаил_К, 31.03.2010, 18:36) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос в том, является ли целью обучения выполнение домашних заданий «на делай раз, делай два, делай три...». Конечно, внешне все будет выглядеть эффектно.
Вот только в результате мы получим биоробота, умеющего очень качественно (или не очень качественно — «заготовки» всё же разные) выполнять работу исключительно по готовой инструкции.


Уважаемый Михаил
Домашнее задание, конечно, не является целью обучения. Домашнее задание - один из этапов формирования понятия. Выполнение домашнего задания это есть самостоятельная работа учащегося по усвоению знаний и формированию умений. Новый материал и выполнение домашнего задания – входит в единый цикл управления самообразованием учащихся. Здесь абсолютно не уместна фраза «на делай раз, делай два, делай три...» Учащийся уйдя с урока должен чётко представлять как выполнять задание, как оценивать качество его работы и как оценивается количество выполненных частей задания. Как показывает опыт мы получаем не биоробота как у Вас, а получаем работягу парня. Мы не даём ни каких конкретных инструкций по выполнению домашней работы, мы тщательно объясняем учебный материал, но так чтобы ученик чётко знал, как выполнить задание чтобы иметь самую высокую оценку. Мы делаем ученика успешным. Это для него главное в учёбе.
С уважением Н.Леонов


Цитата (Александр Гольдин, 31.03.2010, 12:35) <{POST_SNAPBACK}>
Это зависит в первую очередь от учителя.

"Искусство обучения состоит в том, чтобы будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее. Когда же насильно забивают голову знаниями, они лишь гнетут и засоряют ум." (Анатоль Франс).

А мы свою, простите, педагогическую импотенцию прикрываем стандартами и программами.


Уважаемый Александр Гольдин
Для Анатоль Франса это может быть так. Но меняются времена, меняется реальность.
Современная реальность требует от педагога выполнения государственного стандарта образования. Стандарт – необходимый и достаточный уровень знаний и умений выпускника школы для реальной жизни в обществе. Так же как любому животному необходим набор знаний и опыта для добычи пропитания и продолжения рода.
Не зависимо есть у ученика интерес, любознательность он должен освоить этот стандарт.
(Я так же как и Вы не уверен в целесообразности многих пунктов стандарта, но это мы опустим) А учитель обязан этому научить. Поэтому целесообразнее рассматривать учение не как удовольствие, или любознательность а как труд учащегося.- Нормальный производственный процесс. Для ученика это производство его знаний и умений. Для учителя это управление производством. Процесс обучения в этом случае состоит из двух согласованных систем управления. Одну систему управления возглавляет ученик, управляя учителем и собой изнутри, другую возглавляет учитель, управляя обучением извне обеспечивая условия полного освоения всеми учащимися очередного понятия.
В этом случае всё происходит весьма эффективно, качественно и ни какой импотенции:-))))
С уважением Н.Леонов


Цитата (Александр Гольдин, 31.03.2010, 19:16) <{POST_SNAPBACK}>
Любовь Ивановна, еще в классических работах В. И. Фармаковского, Б. Г. Ананьева, Ш. А. Амонашвили доказано, что балльная отметка не столько измеряет уровень знаний, сколько служит мотивирующим фактором, приводным ремнем всей образовательной системы. Поэтому все зависит от цели.

Если нашей целью является формирование знаний, умений и навыков (или даже ключевых компетенций, как сейчас модно говорить про общеучебные умения) в соответствии со стандартами и программами -- без отметки не обойтись. Если же целью является создание условий для максимальной самореализации ребенка в его (индивидуальной, а не единой для класса или для всей страны) зоне ближайшего развития -- балльная отметка работает плохо, здесь более эффективна рефлексивная самооценка, папка достижений (сейчас в моде словечко "портфолио").

И той, и другой системе мониторинга учебных достижений посвящены сотни диссертаций и других исследований. Я не сравниваю эти две цели и соответствующие им методы мониторинга учебных достижений, я просто говорю, что система мониторинга (или оценки, как его частного случая) должна соответствовать цели обучения. Одинаково нелепы как порфолио в традиционной образовательной системе, так и балльная отметка в открытых образовательных системах.



Да и ещё Уважаемый Александр Миронович
Психологи правильно говорят о ведущей роли оценки в мотивации человека.
Но кроме мотивации оценка это управленческая информация поступающая педагогу для принятия регулирующих решений процесса обучения. С помощью оценок мы получаем систематизированную информацию обратной связи от каждого учащегося по всем этапам формируемого понятия причём получаем её до начала каждого урока. На основе этой балльной информации доводим знания всех учащихся до необходимого уровня. Подчёркиваю балльной.
Портфолио! Согласен это нелепость.
С уважением Н. Леонов
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Николай Леонов, 01.04.2010, 01:05) <{POST_SNAPBACK}>
...для принятия регулирующих решений процесса обычения.

Вот с этим согласен. Именно процесс обычения в школах и происходит. Превращаем детей в послушных быков, чтобы они потом тянули чужие плуги. Спасибо Вам, это точный термин.

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+