Личный кабинет

Свободная тема

У кого что болит, тот о том и говорит.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Мне интересно, какие произведения искусства волнуют наших детей, трогают их души. Ведь это, во-многом, формирует их духовный мир и определяет их жизненную позицию. Я время от времени даю им возможность свободно полистать книги, посмотреть репродукции, фотографии, послушать музыку или принести и показать что-то своё. Мне это нравится. Мне интересно смотреть, на чём останавливаются их глаза, что западает им в души без нашей указки, но благодаря нам, взрослым.
Нередко их выбор заставляет очень серьёзно задуматься и приоткрывает такие грани их личности, о которых ты до этого и не подозревал.
Вот однажды девочка остановилась на этой картине М.Воробьёва...

Интересно следить за движениями души и взрослых людей. И побуждать к этому детей. А М. Нестеров вспоминал, что "когда коллекция С. М. Третьякова находилась еще в Пречистенском переулке, В. Серов говорил ему: «Я каждое воскресенье хожу туда смотреть «Деревенскую любовь», – а Серов знал, что смотреть, еще молодым, еще юношей знал». И сам Нестеров, вспоминая о Париже, писал: «Пювис и Бастьен-Лепаж из современных живописцев Запада дали мне столько, сколько не дали все вместе взятые художники других стран». Почему?
Я взяла именно эту картину, потому что совсем недавно и случайно я встретила рассуждения о ней на нашем Камчатском Форуме. А потом почти сразу же ещё на одном Форуме "Художники - Статьи на ШколаЖизни.ру."

http://shkolazhizni.ru/tag/%F5%F3%E4%EE%E6%ED%E8%EA%E8/

Вот эта картина.

Oda ** ( Пользователь )

Разговор вы предлагаете интересный и серьёзный, Лилия Алексеевна.
И самое главное , на мой взгляд, предлагаете редкий на ВИП разговор о детях,
об их выборе и их реакциях, о ваших(наших) наблюдениях за их ростом ,развитием.

В контексте предложенной вами темы, вырисовывается необходимость поиска большого количества времени ( перераспределения его) для детского погружения в произведение- художественное или музыкальное.
Нужно достаточное время, чтобы эмоции, чувства настроились на нужную волну. Процесс этот естественный и потому не быстрый : как растение неспеша поворачивается к солнцу , как медленно укореняется, как замирает при пересадке. Нужно время.
Как вы его находите, сколько вам с детьми его нужно?

На днях мои дети будут делать сообщение на ежемесячной конференции - доклады и презентации на темы естеств.-научной направленности, но есть и литературная часть , и худож.блок. В качестве опоры предложила детям задействовать книгу-
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4009791/
Франсуаза Барб-Галль
Как говорить с детьми об искусстве
Comment parler d'art aux enfants
Издательство: Арка, 2007 г.
Мягкая обложка, 192 стр.
ISBN 978-5-91208-008-1 978-5-91208-052-4


Выбор имён, названий репродукций - за детьми. Самой интересно посмотреть- послушать!
А как вы учите детей вербально- словесно выражать свои эмоции от просмотра-прослушивания произведений искусства ?
Как у вас с детьми происходит работа со словом после просмотра картины/репродукции ?
Как происходит подготовка к написанию эссе; или спонтанно всё?
А надо ли учить говорить -проговаривать - свои чувства? ..надо ли , чтобы ребёнок умел описать картину, раскрыть музыкальные достоинства произведения, надо ли, чтобы хорошо разбирался в жанрах?
Как-то Луи Амстронга спросил журналист :
-В каком жанре эта песня? Может быть, би-боп?
-Не знаю))) Для меня музыка или хорошая , или плохая, а все эти жанры, стили...а!))))..

С удовольствием послушала бы на эту тему Павла Юрьевича , Эльвиру Евгеньевну , Татьяну Васильевну,
всех учителей, кто сегодня ещё и папы-мамы, и обожаемые внуками бабулички -дедулички .)


Николай Куриленко ( Пользователь )
А как и о чем разговаривать с детьми,которые вообще не интересуются никаким искусством ?Разве что кино... ну и интернет,конечно... Это характеристика времени или обычная вещь,ведь искусство интересовало лишь меньшинство ?
Серж Андреев ( Пользователь )
Ну сейчас, Уважаемый Николай Викторович, редкий молодой человек совершенно не интересуется искусством. Другое дело, что часто мы, взрослые, его искусство искусством не считаем. Вот слушает он рок, а мы говорим, что у тебя, мол, вкус плохой. Или он, например, принадлежит к эмо, которые увлекаются аниме, которое так же нам кажется не искусством. А, собственно, почему? Ведь мы можем судить об этом альтернативном потоке только со своей позиции, напрочь отвергая позицию чужую. И как тогда быть? То же граффити - это ведь тоже искусство, при этом искусство древнее и народное, т.к. ещё в ту допотопную эру этим многие занимались. Наскальные рисунки, напрмер, свидетельствуют о чрезвычайно широком распространении граффити среди культурных слоев неолита. А расцвет граффити в эпоху эллинизма вообще был прорывом.

Так что же называть искусством? Как пытаться "внедирть" в сознание ребенка тягу к нему, если сами мы остаемся по отношению к нему (к искусству) в лучшем случае в качестве пассивного созерцателя, ничего в оном непонимающего? При этом мы можем называть искусство, которое нравится ребенку, маргинальным, а увлечение оным - моветоном. Как же мы хотим посеять интерес, а сами при этом остаемся безучастны к чужим вкусам? Это невозможно. Если вы хотите объяснить панку красоту Моцарта, то стоит начать с похоронного реквиема, провести параллели с панк-роком, который часто сам "поет" о бренности бытия. Всего можно достичь, если попытаться найти общее между интересным ребенку, и пока ему неинтересным. Это не так и сложно, особенно если вы - мастер.
Николай Куриленко ( Пользователь )
Хороший поворот ! У каждого поколения свои любимые виды и формы искусства !Молодежь всегда хочет иметь свое новое...стили музыки,новые формы живописи,другое кино...но остаются вопросы :как оценить художественную составляющую этого нового ?Попса или просто у каждого со временем формируются свои пристрастия к форме искусства ?
Серж Андреев ( Пользователь )
Николай Викторович, а каким образом вообще можно оценить неоценимое? Был уже разговор где-то тут на тему прекрасного, высокого, искусного, ... И пришли тогда к выводу, что искусство воспринимается субъективно. Кто-то восхищается сценой деревенской любви, в которой я лично ничего не вижу вообще, что бы кто мне ни говорил. Кто-то восхищается чем иным - не суть важно. Нравится или не нравится - это субъективная реакция на форму и содержание. Кто-то восхитится квадратом Малевича, а кто-то спрсит: "ну и где тут художественная ценность?" А кто-то сподобится восхититься историческо-бытовым контекством создания подобного произведения в состоянии "с похмела". Все относительно, и то пространство, относительно которого все измеряется, мы задаем субъективно, на основании полученного опыта, социализации, социоадаптации, прочих вещей. А кто-то просто имеет развитое правое полушарие, воспринимающее целостность того или иного творения, которая недоступна, например, мне.

Но все же вопрос-то был в другом: как наладить передачу социокультурного в следующие поколения, как учить любить родину-мать (со всеми вытекающими). Так вот никак не научить, извините. Только собственным примером, собственным заражающим восхищением теми или иными социокультурными объектами. И, разумеется, никто не будет интересоваться объектами вашего восхищения, если вы даже не попытаетесь понять, что может быть хорошего в иных объектах (в том же панк-роке, например). А ведь часто детвора восхищается подобным из-за банального состояния подросткового протеста против упрямого навязывания "вечных ценностей" со стороны "знающих" взрослых. При этом часто сказывается и культурный вакуум садиков и начальных классов, где вместо Шопена, Бетховена и Моцарта чаще звучат песни уровня "В лесу родилась [йо]лочка", а вместо репродукций Шишкина, Репина и прочих "корифеев", мы наблюдаем различных покемонов, Миккимаусов и прочих "супергероев".

Что посадишь, то и пожнешь (с). Или вы думаете, что дед, посадивший репку, найдет на её месте ананас, который как-то более соответствует современному состоянию общества?
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Oda, 12.01.2010, 06:08) <{POST_SNAPBACK}>
В контексте предложенной вами темы, вырисовывается необходимость поиска большого количества времени ( перераспределения его) для детского погружения в произведение- художественное или музыкальное.
Нужно достаточное время, чтобы эмоции, чувства настроились на нужную волну. Процесс этот естественный и потому не быстрый : как растение неспеша поворачивается к солнцу , как медленно укореняется, как замирает при пересадке. Нужно время.
Как вы его находите, сколько вам с детьми его нужно?


Если Вы не возражаете, Екатерина Ивановна, я буду по частям отвечать. Мне кажется, так более качественно можно ответить.
Конечно, времени на погружение в культуру нужно много. Я полностью согласна с Вами. Но у меня его достаточно, поскольку Программа моя рассчитана на 7 лет (с 5 по 11 класс), и каждую неделю у меня 6 часов занятий. Правда, не все, и не всегда могут использовать их полностью, всё-таки основная школа - главное. Но, тем не менее... Но я полагаю, что и в начальной школе может быть курс, типа "Введение в искусство". Потому что я всегда ощущала, что мне нужно уже в 5 классе на что-то опираться. А нужной опоры нет. Я даже как-то пыталась этот курс набросать, но поскольку в начальной школе не работаю, забросила.
У меня было уже два выпуска, и по своим детям я заметила следующее. В пятом-шестом классах дети впитывают всё как губка. 7-9 классы - самый сложный возраст. Здесь надо держать ухо востро. Телевидение, глянцевые журналы, в целом массовая культура очень сильно на них действуют, и если в это время не противопоставить этому столь же мощное контрдействие (а это можно сделать), то можно проиграть. Зато, если не терять времени и упорно "настраивать их на нужную волну", то в 10-11 классах уже можно пожинать хорошие плоды. Конечно, это примерно. Могут быть индивидуальные различия.
Мне очень приятно, когда бывшие выпускники в качестве своих интересов пишут "искусство, история".
Таким образом, я полагаю, что для погружения в культуру, как минимум, нужно 7 лет, как максимум - 11.
Причём, я имею в виду, мировую культуру, а не только российскую.

Упустила очень важную вещь. Такой подход выгоден ещё со следующих позиций. В пятом классе начинается изучаться история. Изучается история древних людей, и параллельно, достаточно подробно, изучается их духовная культура. В 6 классе изучается средневековье, и параллельно изучается духовная культура средневековья. И т. д. А если ещё с пятого класса изменить преподавание литературы (начать изучение литературы древних людей), а потом вести изучение литературы по периодам, то совсем будет хорошо. Можно рассчитывать на более или менее систематическую работу в плане знакомства с духовной культурой. В том числе и с искусством, в том числе с литературой. А какие возможности интеграции открываются! Волшебные!
Николай Куриленко ( Пользователь )
Цитата (Серж Андреев, 12.01.2010, 14:21) <{POST_SNAPBACK}>
Николай Викторович, а каким образом вообще можно оценить неоценимое? Был уже разговор где-то тут на тему прекрасного, высокого, искусного, ... И пришли тогда к выводу, что искусство воспринимается субъективно. Кто-то восхищается сценой деревенской любви, в которой я лично ничего не вижу вообще, что бы кто мне ни говорил. Кто-то восхищается чем иным - не суть важно. Нравится или не нравится - это субъективная реакция на форму и содержание. Кто-то восхитится квадратом Малевича, а кто-то спрсит: "ну и где тут художественная ценность?" А кто-то сподобится восхититься историческо-бытовым контекством создания подобного произведения в состоянии "с похмела". Все относительно, и то пространство, относительно которого все измеряется, мы задаем субъективно, на основании полученного опыта, социализации, социоадаптации, прочих вещей. А кто-то просто имеет развитое правое полушарие, воспринимающее целостность того или иного творения, которая недоступна, например, мне.
Т.е. все субъективно,никакой гармонии нет,никакого искусства нет(ведь все можно назвать искусством,а значит ничего...) ?


Но все же вопрос-то был в другом: как наладить передачу социокультурного в следующие поколения, как учить любить родину-мать (со всеми вытекающими). Так вот никак не научить, извините. Только собственным примером, собственным заражающим восхищением теми или иными социокультурными объектами. И, разумеется, никто не будет интересоваться объектами вашего восхищения, если вы даже не попытаетесь понять, что может быть хорошего в иных объектах (в том же панк-роке, например). А ведь часто детвора восхищается подобным из-за банального состояния подросткового протеста против упрямого навязывания "вечных ценностей" со стороны "знающих" взрослых. При этом часто сказывается и культурный вакуум садиков и начальных классов, где вместо Шопена, Бетховена и Моцарта чаще звучат песни уровня "В лесу родилась [йо]лочка", а вместо репродукций Шишкина, Репина и прочих "корифеев", мы наблюдаем различных покемонов, Миккимаусов и прочих "супергероев".
Ну это контрабанда,откуда взялась потребность в передаче,да еще субъективного,да еще при наличии у молодежи своего ? И по какому параметру Вы отделяете корифеев от прочих ?



Что посадишь, то и пожнешь (с). Или вы думаете, что дед, посадивший репку, найдет на её месте ананас, который как-то более соответствует современному состоянию общества?

Осталось ответить на вопрос,как связаны мероприятия по посадке репки(?) и последующие урожаи ?...
Серж Андреев ( Пользователь )
3. Связаны они прямо, т.е. семечко реализует потенциал, заложенный в нем природой.

2. Потребность в передаче взялась из исторической действительности. Нужно передавать этнообразующее, иначе этнос перестает им быть, теряя имманентное культурное наследство. И когда говорят о том, что национальной составляющей в России все меньше, то я не удивляюсью, зная отчего это происходит.

1. В том-то и дело, что нет ничего ни для вас, ни для меня, что бы было за пределами черепной коробки. Все внешнее нами познается косвенно, т.к. наши органы чувств передают нам (в мозг) сконвертированную ими информацию. Мы можем определить искусство, как объект или же совокупность объектов (инсталляцию, комплекс, прочую совокупность), которые передают некий культурноисторический контекст этноса. Вот видим мы произведение искусства и определяем его, как принадлежащего к тому или иному жанру, культуре, народности. Вот мы говорим, что такой-то дом является памятником русского зодчества такого-то века, и мы в кладываем в это понятие определенный смысл. А когда приходим домой, то наслаждаемся удобством евроремонта, евромебели, евротехники, европрограмм в ТВ, прочих евровещей. И нам удобно, мы наслаждаемся жизнью (я, например, наслаждаюсь). Но иногда, глядя на произведение искусства другой (или даже и своей собственной, но древней) культуры, мы получаем некое наслаждение из-за того, что вышли за рамки привычного мира. Поэтому, опять же возвращаясь к вопросу: "о чем же разговаривать с детьми, которых вообще ничего не интересует". - можно совершенно точно сказать, что таких детей нет. А то, что кто-то (возможно, вы) потерял с ними связь - это уже ни в коей мере не является проблемой ребенка.

Вот как-то так.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Николай Куриленко, 12.01.2010, 20:36) <{POST_SNAPBACK}>
А как и о чем разговаривать с детьми,которые вообще не интересуются никаким искусством ?


А таких детей нет. И взрослых - тоже. Они так же как некто, не понимающий долго, что разговаривает прозой, постоянно имеют дело с искусством. Но разным. И оно по-разному влияет на их души. Поэтому, потом мы имеем, с одной стороны, людей, которые размещают видеоролики, глядя на которые "зал плакал" (и это слёзы восхищения, слёзы людей, столкнувшихся с возвышенным), а другие - видеоролики, на которых дети снимают "битвы" которую ведут их одноклассники против своего же соученика. И здесь тоже зал плачет. Только это уже совсем другие слёзы.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+