Личный кабинет

Второе послание Президента Федеральному Собранию и демократические принципы управления образованием

Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
Цитата (Анатолий Булатов, 30.12.2009, 14:34) <{POST_SNAPBACK}>
А что автономия даст школе при мизерном финансировании? Какой демократии вам не хватает?


Уважаемый Анатолий Терентьевич!
Согласен с Вами, что надо говорить народу правду. Мне кажется, что мы с Вами именно это и делаем на педсовете. А до выхода на педсовет я оправил данную статью в редакции многих известных, в том числе и оппозиционных, газет ("Новая газета", "Учительская газета", "Аргументы и факты", "Правда", "Завтра", "Независимая газета", "Комсомольская газета", "Известия", "Советская Россия", "Московская правда", "Мир новостей"), часть которых называет свою газету национальной, народной и т.д. Хочется сказать спасибо редакции педсовета за публикацию "опасной" для ведущих газет критической статьи.
Конечно, автономия школы не заменит необходимое ей финансирование. В этом вопросе школы полностью зависят от решения властей. А относительно демократии положение не столь безысходное. Реальную демократию в конкретной школе может обеспечить ее руководитель во взаимодействии с основной массой участников образовательного процесса. Исходя из этой точки зрения я и включился в состав участников Педсовета, надеясь встретить на нем заинтересованных руководителей школ, а также живущих интересами своей школы педагогов, старшеклассников и родителей учащихся. Именно им я и надеюсь стать полезным помощником.

Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 03.01.2010, 05:58) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Вемнамин Иванович! К сожалению,большую часть года библиотека Ушинского находится вне моей зоны доступности, эдак на 9000 км :(

Извините за непрошенный совет (обычно я стараюсь их избегать), но первым шагом к "поделиться с коллегами на Педсовете результатами и опытом работы Ассоциации" могла бы стать публикация работ в электронном виде.


Уважаемый Сергей Михайлович! Вы пока единственный участник обсуждения, который проявил интерес к результатам и опыту работы Международной ассоциации содействия школьным советам, президентом которой я являюсь с 1991 года. Чтобы не отвлекать остальных участников Педсовета, я приглашал Вас в свою электронную почту, чтобы выяснить характер Ваших потребностей в и попытаться удовлетворить их нашими материалами. Жду Вас на эл. почте samaykino@mail.ru. Эти материалы весьма объемны и вряд ли они будут уместны здесь. На днях собираюсь открыть отдельный блог, где буду их размещать - по заявкам и просьбам (советам) его посетителей. Назвать его планирую так: "Демократическое, государственно-общественное управление образованием".
Александр Черный ( Пользователь )
Вениамин Иванович! Почему Вы предлагаетеу Сергею Михайловичу уединиться с Вами в личной переписке? Ведь вопросы любого участника ВИПа и Ваши ответы на них могут быть интересны остальным, поскольку сегодня мало кого не волнуют проблемы управления школой. Но если Вам более удобна такая форма взаимодействия с участниками Педсовета, то Вы, пожалуйста, публикуйте на Вашей консультационной линии хотя бы самые, на Ваш взгляд, важные из них.
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
[quote name='Александр Черный' date='09.01.2010, 14:04' post='140253']
Уважаемый Александр Григорьевич!
Я предложил Сергею Михайловичу не уединяться со мною, а использовать мой дополнительный эл. адрес. Чтобы он мог высказать свои конкретные ожидания от нашего общения на Педсовете, потребности в каких-то материалах, поскольку здесь он этого не сделал.
Сам же я предпочитаю публичное обсуждение общих проблем и вопросов - ради этого я с Вашей помощью и вышел на Педсовет.
Что касается моей консультационной линии, то мне ее модератор не утвердил - без какого-либо объяснения. Вот такая реальная демократия царит на рекомендованном Вами Интернет-Педсовете!
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Уважаемый Вениамин Иванович, так как Вы начали публиковать материалы в блоге, мне пока не с чем обращаться по дополнительному эл. адресу. Что, разумеется, не означает моего "отказа вообще" от такого общения.

Пока у меня возник такой - вопрос:
Я полагал, что концепция - это компактное изложение основного содержания рассматриваемого предмета/деятельности.
Чем вызвана необходимость введения в Ваши концепции столь подробной росписи по уровням?
На мой взгляд, в концепции им просто не место :(
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
[quote name='Сергей Михайлович (sermivoz)' date='10.01.2010, 06:53' post='140293']
Уважаемый Сергей Михайлович!
Спасибо за вопрос и изложенную точку зрения о концепции. Дело в том, что по жанру концепция - второй после теории уровень научного материала, в содержание которого входят раскрытые мною компоненты, призванные в совокупности образовать целостную систему.
Во-вторых, концепция посвящена одной из наиболее сложных проблем образования - системе его управления. В-третьих, требуемый законом характер управления затрагивает интересы всех без исключения участников образовательного процесса, а их во многих городских школах насчитывается много тысяч человек (скажем, 1500 учащихся, свыше 150 педагогов и свыше 2000 родителей учащихся). Вы хотите описать их управленческие и самоуправленческие взаимоотношения простыми характеристиками? Но это невозможно.
В моем понимании, демократический, государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением обеспечивается в результате взаимодействия пяти вертикалей управления (администрация учреждения и органы общественного управления школой) и самоуправления (системы педагогического, ученического и родительского самоуправления). А внутри каждой из вертикалей - не только органы школьного уровня, но и на уровне классных коллективов (последний уровень я здесь опустил, хотя он тоже разработан и требует своего раскрытия). Разве можно изложить кратко всю систему их взаимодействия?
Очень важно было также раскрыть специфику функций, целей, содержания, организационной структуры каждого из субъектов внутришкольного управления и самоуправления.
И последнее. В данной концепции я старался вооружить не только директора школы (гимназии, лицея и др.) нужной для его практической деятельности информацией - бери ее и используй в работе, но и общественных участников ДГОУ учреждением. Здесь же конкретный материал - четкое непротиворечивое распределение содержания деятельности, позволяющее в то же время организовать взаимодействие и сотрудничество всех пяти субъектов ДГОУ общеобразовательного учреждения. На мой взгляд, в концепции нет ничего лишнего. А вот добавить в нее уровень классных коллективов - надо. Чтобы вооружить нужными ориентирами классных руководителей. Эти материалы имеются у меня в других работах.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Вениамин Бочкарев, 10.01.2010, 21:30) <{POST_SNAPBACK}>
Вы хотите описать их управленческие и самоуправленческие взаимоотношения простыми характеристиками?


Я бы предпочёл, чтобы сделанную работу представили в виде нескольких документов:

Предельно сжато изложенная концепция - как дОлжно быть.
И приложения к ней. В которых будут размещены критерии, индикаторы, механизмы реализации и т.п.

Очень плохо воспринимается текст. Если смотреть на него глазами, скажем, родителя.

Следующий вопрос. Существует почти столетний опыт разноуровневого управления в вальдорфских школах. Почему этот опыт никак (по крайней мере, мне не удалось увидеть) не отражён в представленных разработках?
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
[quote name='Сергей Михайлович (sermivoz)' date='10.01.2010, 11:54' post='140299']

Уважаемый Сергей Михайлович!

Не могу с Вами согласиться: научная работа в форме Концепции не может быть представлена в виде нескольких документов. Как я уже сказал, концепция и так предельно сжата. Если кто-то может предложить иную, тем более - предельно сжатую концепцию - милости просим. Хочу обратить внимание, что за все годы действия закона РФ "Об образовании" наша концепция - единственная. Пути и механизмы реализации данной концепции разработаны несколько лет назад, их я имею в виду опубликовать в Интернет-Педсовете через некоторое время.
Прошу обратить внимание: концепция - научный документ, предназначенный для творческого использования (с учетом местных условий) управленцами всех уровней управления образованием, научных работников, сотрудников учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Что касается рядовых педагогов, старшеклассников и родителей учащихся, то они с помощью руководителей общеобразовательных учреждений и их заместителей будут использовать из концепции тот материал, который адресован участникам самоуправленческой деятельности.
Концепция - не директивный документ, она раскрывает не "как должно быть", а как можно обеспечить, в данном случае, демократический, государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением.
И последнее. Я с большой осторожностью отношусь к иностранному опыту, накопленному в иных исторических, социально-политических и педагогических условиях. Если Вы владеете ценной в управленческом плане информацией о работе вальдорфских школ - поделитесь ею с участниками Педсовета. У них будет возможность сопоставить ее с опытом отечественных школ, более продвинутых, на мой взгляд, в организации в них управления и самоуправления.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Уважаемый Вениамин Иванович, когда будете публиковать
Цитата (Вениамин Бочкарев, 11.01.2010, 03:17) <{POST_SNAPBACK}>
Пути и механизмы реализации данной концепции
хорошо бы дополнить эти материалы
Цитата (Вениамин Бочкарев, 11.01.2010, 03:17) <{POST_SNAPBACK}>
опытом отечественных школ, более продвинутых, на мой взгляд, в организации в них управления и самоуправления

Пока у меня возникает настороженность в отношении научной работы, выполненной с сознательным игнорированием и зарубежного, и отечественного опыта.
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
[quote name='Сергей Михайлович (sermivoz)' date='11.01.2010, 08:08' post='140348']
Уважаемый Сергей Михайлович!
Честно говоря, Ваши претензии меня несколько шокируют: то Вы требуете разбить цельный документ (концепцию) на несколько частей, то обвиняете меня в сознательном игнорировании зарубежного и отечественного опыта... Вынужден дать свои разъяснения. Я тоже стараюсь не давать непрошенных советов, но в данном случае хотел бы Вам посоветовать быть более внимательным к обсуждаемым материалам. И если опубликована концепция, то и воспринимать ее надо в качестве такого документа, а не описания какого-то опыта работы.
Я надеялся, что в Интернет-Педсовете принимают участие продвинутые педагоги, ищущие научных и методических основ совершенствования образовательного процесса, делящиеся своими творческими находками и отличающие научную концепцию от описания опыта работы. И обсуждающие вопросы по предложенной теме, а не "блуждающие" по всем лабиринтам всеобщей педагогики.
Кстати, я совсем не навязываю никому свое понимание ДГОУО. У Вас, наверное, имеется собственное его понимание. Так поделитесь им с участниками Педсовета. У меня к Вам встречный вопрос: какие научные рекомендации Вы даете своим слушателям по проблеме внутришкольного управления? На что опираетесь? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.
И последнее. Давайте все же обсуждать проблему внутришкольного управления, а не те или иные высказывания участников Педсовета. Мой ответ - вынужденная реакция на отвлекающие от темы обсуждения вопросы и суждения, за что приношу свои извинения остальным участникам Педсовета.
Надеюсь, надобность в подобных объяснениях больше не возникнет.



Вениамин Бочкарев

Уважаемые участники Педсовета!
Предлагаю Вашему вниманию Резолюцию международной научно-практической конференции, посвященной той же проблеме демократического, государственно-общественного управления образованием. Надеюсь, что она будет интересна Вам и Вашим педагогическим коллективам.





Р Е З О Л Ю Ц И Я

13-й международной научно-практической конференции
«Субъекты демократического, государственно-общественного
управления общеобразовательным учреждением:
актуальность создания, содержание деятельности и механизмы их
взаимодействия» 21-23 апреля 2009г., город Москва


328 участников конференции (сотрудники органов управления образованием и учреждений повышения квалификации работников образования, научные работники, руководители общеобразовательных учреждений, педагоги, студенты, учащиеся, их родители, представители общественных организаций и др.) из Азербайджанской Республики, Республик Беларусь, Казахстан, Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины, проанализировав законы об образовании своих стран, отмечают близость содержащихся в них правовых ориентаций на создание в общеобразовательных учреждениях органов общественного управления и самоуправления, организацию их взаимодействия, придание управлению образованием демократического, государственно-общественного управления.

В то же время мы вынуждены констатировать, что во многих общеобразовательных учреждениях участники образовательного процесса не знают, что означает требуемый законодательством наших государств демократический, государственно-общественный характер управления и как обеспечить его реализацию в практической работе.
И это не случайно: в наших государствах наблюдаются в настоящее время признаки ослабления внимания органов управления образованием к развитию демократических процессов в общеобразовательных учреждениях.

Несмотря на более чем пятнадцатилетний период функционирования действующих ныне национальных законов об образовании, требующих обеспечения указанного характера управления, до сих пор в наших государствах не приняты на государственном уровне определения принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием; образовательные учреждения не обеспечены научно-методическими, нормативно-правовыми материалами и рекомендациями по его формированию и функционированию; не вооружены научно обоснованными критериями определения степени реализации указанного характера управления.

Оставленные на произвол судьбы школьные сообщества часто вынуждены заниматься несвойственными им проблемами - искать ответы на многие актуальные вопросы: как в условиях сокращения финансирования, вызванного современным финансовым кризисом, обеспечить устойчивое функционирование общеобразовательного учреждения; в чем состоят резервы оптимального включения участников образовательного процесса в управление общеобразовательным учреждением; каковы организационные, нормативно-правовые, информационные условия развития мотивационных стимулов общественной активности педагогов, учащихся и их родителей; как сориентироваться относительно существующей в массовой практике чересполосице форм, структур, подходов к организации общественного участия в управлении центром образования, школой, гимназией, лицеем и т.д.

Не найдя своевременного и правильного ответа на эти и многие другие вопросы, образовательные коллективы иногда допускают серьезные ошибки, снижающие эффективность деятельности учреждения: создаются так называемые управляющие советы, которым ошибочно приписываются функции государственно-общественного управления; к управлению школой привлекаются посторонние по отношению к ней представители проживающего в данной территории населения; создаются органы самоуправления учреждением, ученическим коллективом, ассоциацией родителей, которые наделяются только совещательными и рекомендательными полномочиями; работа с активом учащихся, родителей и их лидерами преподносится как функционирование органов их самоуправления; в систему внутришкольного управления неправомочно включаются различные общественные объединения взрослых и детей; органы ученического самоуправления ошибочно подменяются школьными парламентами, думами, правительствами, президентами, премьер-министрами, министрами и другими аналогами административного управления, и т.д.

Положение усугубляется незаинтересованным отношением органов управления образованием к развитию демократических процессов в управлении общеобразовательными учреждениями; чиновники от образования проявляют полное непонимание и неприятие осуществляемой общественными организациями (МАСШС, Российское отделение Ассоциации всемирного образования, Московский Центр «Социальное партнерство» - в России; республиканский орган самоуправления учителей в Азербайджанской Республике; Ассоциация родителей и учителей г. Душанбе в Республике Таджикистан и др.) деятельности по демократизации управления образовательными учреждениями, неготовность к заинтересованному взаимодействию с ними.

Участники конференции считают необходимым:


1.Просить органы государственной власти стран - участниц конференции:

а) повысить требования к руководителям органов управления образованием в части развития демократических форм управления образованием, потребовать от них систематической поддержки деятельности общественных организаций, направленной на расширение участия общественности в управлении образовательными учреждениями и системами,

б) направить деятельность органов управления образованием на реализацию требований законов об образовании, в частности – на обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления образованием, обеспечение прав педагогов, учащихся и их родителей на участие в управлении общеобразовательными учреждениями,

в) начиная с 2009-2010 учебного года, ежегодно выделять (как это делается многие годы в Великобритании и других странах) государственные ассигнования на обучение членов общественных советов образовательных учреждений по специально подготовленным программам и учебным планам,

г) пресекать факты насильственного внедрения в массовую практику бездумно заимствованных за рубежом форм общественного управления (управляющих советов, например), снижающих уже достигнутый в наших странах уровень демократизации управления учреждениями образования.


2. Рекомендовать органам управления образованием стран-участниц конференции:

а) усилить внимание к деятельности по выполнению законодательно установленных требований обеспечения демократического, государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями и системами, по развитию в образовательных учреждениях форм прямой демократии,

б) использовать в своей деятельности уже подготовленные научно-методические материалы и рекомендации по вопросам демократизации управления образованием (в частности, материалы, подготовленные в 2000-2005 гг. лабораторией государственно-общественного управления образованием ИУО Российской академии образования), организовать их тиражирование и направление в общеобразовательные учреждения,

в) всемерно поддерживать деятельность общественных организаций и объединений, направленную на развитие общественного участия в управлении образованием, принимать участие в проводимых ими научно-практических конференциях и иных мероприятиях,

г) организовать изучение, обобщение и распространение передового опыта демократического, государственно-общественного управления общеобразовательными учреждениями и системами.


3. Рекомендовать учреждениям повышения квалификации и переподготовки работников образования:

а) повысить внимание к проблемам повышения квалификации руководителей образовательных учреждений (и их заместителей) по вопросам обеспечения демократического, государственно-общественного управления образовательными учреждениями, включения педагогов, учащихся и их родителей в управление образовательными учреждениями,

б) активнее использовать в этой работе передовой опыт и имеющиеся в МАСШС научно-методические материалы и рекомендации.


4. Просить органы прокуратуры наших государств повысить контроль за выполнением органами управления образованием требований законов о реализации демократического, государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями.

5. Просить средства массовой информации усилить внимание к освещению процессов демократизации в образовательных учреждениях, успешной практики включения педагогов, учащихся и их родителей в управление общеобразовательными учреждениями и системами, чаще проводить публичные дискуссии и обсуждения по данным проблемам с приглашением всех заинтересованных и профессионально подготовленных специалистов и участников образовательного процесса.

6. Организаторам данной конференции (Международная ассоциация содействия школьным советам, Российское отделение Ассоциации всемирного образования, Педагогическое общество России, Инновационный центр ФИРО, Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах, средние общеобразовательные школы № 865 и 1268, гимназия
№ 625, центры образования № 1048, 1420 и 1444) выразить благодарность за подготовку и проведение данной конференции и просить их впредь продолжать свою бескорыстную деятельность в данном направлении.
Михаил Комаров ( Пользователь )
Уважаемый Вениамин Иванович!
Извините за стилистику. Не удивительно, что двойственное впечатление. Ведь образование это основа, начало жизни человека. Наверное, по этому образованию присуща отчасти консервативность и новизна проблематична. Наряду с положительным движением в оборудовании школ нет ответа в Послании, что делать с управлением школой. Как я сегодня знаком со школой и с образованием, усиленный контроль мешает творчески работать педагогам.
Действительно проглядывается невыполнение принципов государственной политики в области образования. Такая ситуация ставит старые известные вопросы. Что делать? Кто виноват? И т.п. Как сделать управление образованием, хотя бы в школе демократичным? Вы даете в своем обращении ответ, основываясь на опыте и научных исследованиях, то есть обоснованный взгляд по принципу управления образованием – государственно- общественный характер управления. Автономность образовательных учреждений. Как в законе.
Тираж правомерных обоснованных наукой методических материалов действительно низок. Наверное, чиновники их не читали, по каким либо причинам или до них они не доходят. Ждут команды сверху. Поэтому и деятельность не профессиональна. Хотя, как мне известно, Международная ассоциация содействия школьным советам существует и широко действует на общественных началах восемнадцать лет и пытается подсказать, как надо организовать управление школой, чтобы выполнялись законные права всех участников образовательного процесса.
Думаю, что наши обсуждения позволят вернуться к правомочности этих вопросов и необходимости демократизации управления системой образования. А вопиюще безответственное отношение чиновников на Обращение и пожелание не просто граждан, а исследователей этих вопросов, это безобразие.
С уважением, Комаров М.Н.

 

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+