Личный кабинет

Информационное общество на пороге, скажем завтра... чему и как учить сегодня?

поговорим о новом обществе... как в нем быть, жить?...
Татьяна Жилина ( Пользователь )
Новые технологии настолько стремительно внедряются в нашу жизнь, что не оставляют времени на осознание, еле-еле успеваем осмыслить...
Вижу информатику в ряду с приоритетными предметами - математика и языки... пока на ней ответственность - подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.... а как учителя?
недавно здесь я предъявила схему определения статуса учителя - стандарт, аналог, авторская... а сегодня, обсуждая эту схему, мы пришли к интересному результату: учитель, работающий по передовому аналогу или авторской программе, рискует через некоторое время попасть в разряд стандарта, т.к. стремительное развитие - стандартом будут становиться завтра то, что сегодня было передовое... и это есть развитие, это есть наступающее новое общество, где не будет "экспертов" не в теме (а судьи кто?), каждый будет занимать место себе достойное... руководить сможет тот, быть элитой общества, кто сможет видеть и мыслить системно... системно вне своего содержания...
Наиль Рафиков ( Пользователь )
К сожалению один учитель не сможет работать эффективно в смысле обучения и воспитания в современной классической школе. Человек, потому что, продукт деятельности многих учителей. Но, к сожалению, скорость реагирования, работы многих учителей в одном направлении очень низок. Пока то да сё, время уже ушло и коллектив со своим тормозным мышлением уже в истории.
Школьно - классно-урочная система всё время будет натыкаться на непреодолимое препятствие в виде своей же заторможенности и медлительности. Упущенные возможности.
Поэтому энергия познания должна исходить прежде всего от ученика. И он должен быстро найти себе преподавателей. Думаю - не зря в последнее время популярными становятся репетиторы.
Дальше больше - этих преподавателей он будет находить в сети интернет. В итоге вырисовывается картина обучения в будущем - один ученик - куча учителей - советников (ведущих).

Даже системно мыслящий руководитель не сможет расшевелить учительский коллектив в классическом его понимании. Особенно на селе, где в принципе не могут быть найдены учителя одинакового уровня. А для ускорения действия системы именно таковые учителя и нужны. В итоге он вынужден прибегнуть к жесткому стилю, что в свою очередь приведет к конфликтам. Результат - директор освобождается от должности, система рушится, школа оказывается у разбитого корыта. Или школа начинает плавное рецессивное движение в полусонном благостном состоянии. Все всем довольны. И поезд информатизации проскакивает мимо.

Выход:
1. Дети в школу ходят обычно. Но уровень нагрузок должен учитывать работу ученика в сети. То есть школьные требования должны быть динамичны и свободны. Учет самостоятельных изысканий ученика.
2. Возможно при достаточно высокой степени информатизации, социализации общества школы сами по себе отпадут, но они пока нужны как скелет, на котором держится самостоятельное образовательное пространство ребенка.
Серж Андреев ( Пользователь )
А учитель для знакомства ребенка и компьютера - лишний. Этому дети учат друг друга куда лучше.
Татьяна Жилина ( Пользователь )
Цитата (Наиль Рафиков, 12.01.2010, 22:32) <{POST_SNAPBACK}>
К сожалению один учитель не сможет работать эффективно в смысле обучения и воспитания в современной классической школе. Человек, потому что, продукт деятельности многих учителей. Но, к сожалению, скорость реагирования, работы многих учителей в одном направлении очень низок. Пока то да сё, время уже ушло и коллектив со своим тормозным мышлением уже в истории.
Школьно - классно-урочная система всё время будет натыкаться на непреодолимое препятствие в виде своей же заторможенности и медлительности. Упущенные возможности.
Поэтому энергия познания должна исходить прежде всего от ученика. И он должен быстро найти себе преподавателей. Думаю - не зря в последнее время популярными становятся репетиторы.
Дальше больше - этих преподавателей он будет находить в сети интернет. В итоге вырисовывается картина обучения в будущем - один ученик - куча учителей - советников (ведущих).

Даже системно мыслящий руководитель не сможет расшевелить учительский коллектив в классическом его понимании. Особенно на селе, где в принципе не могут быть найдены учителя одинакового уровня. А для ускорения действия системы именно таковые учителя и нужны. В итоге он вынужден прибегнуть к жесткому стилю, что в свою очередь приведет к конфликтам. Результат - директор освобождается от должности, система рушится, школа оказывается у разбитого корыта. Или школа начинает плавное рецессивное движение в полусонном благостном состоянии. Все всем довольны. И поезд информатизации проскакивает мимо.

Выход:
1. Дети в школу ходят обычно. Но уровень нагрузок должен учитывать работу ученика в сети. То есть школьные требования должны быть динамичны и свободны. Учет самостоятельных изысканий ученика.
2. Возможно при достаточно высокой степени информатизации, социализации общества школы сами по себе отпадут, но они пока нужны как скелет, на котором держится самостоятельное образовательное пространство ребенка.


Думаю, Рафиль, что нужно развести Ваш текст по составляющим, не все и сразу рассматривать: информационное общество и информация неразделимы... информация - это некоторая структура данных... так будет проще понимать...:)

общество завтра и общество сегодня - это разное... не надо одни мерки применять... тот, кто сегодня понимает, хотя бы, что значит мыслить системно, тот завтра будет лидером... по-моему, возможно, уже сегодня отдельно взятому учителю начать выстраивать свой предмет в системе, и нести его детям в такой парадигме... дети к Вам потянутся, поэтому сегодня Вы можете репетиторством наращивать потенциал и в классе, везде, главное, что дети, Вами обученные с понятием системного мышления, завтра могут быть лидерами... дети, которых сегодня обучают в линейной парадигме, едва ли в новом обществе достигнут нужного уровня, если, конечно, после школы не будут заниматься дополнительно системным мышлением...

если наберутся такие учителя, воспитают детей в парадигме нового мышления, система сарафана заставит школы перейти к новой парадигме образования... то, что сегодня умники ввели в школах - тупиковая система... как я ее называю - деятельность в яичной скорлупе...

по педсовету здесь видно, что учителя в замкнутом круге, об одном и том же говорят, и все без толку... мы отстаем в мышлении от запада, хотя когда-то четырех классов приходской школы хватало, чтобы потом решать задачки своим детям и внукам лучше, чем это могли делать учителя следующих поколений... и это факт...





Цитата (Серж Андреев, 12.01.2010, 22:58) <{POST_SNAPBACK}>
А учитель для знакомства ребенка и компьютера - лишний. Этому дети учат друг друга куда лучше.


Вы правы, Серж, уже давно, лет десять назад стали говорить, что изучать работу на компьютере в школе - терять драгоценное время... но пока в России ставят проблему - все учителя должны уметь работать на компьютере... по-моему подход в руководстве не тот: нужны грамотные программы, которые включали бы уже компьютерную деятельность учителя... но это невозможно, т.к. некому эти грамотные программы писать... порочный круг скудоумия надо разрывать...
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Жилина, 13.01.2010, 09:49) <{POST_SNAPBACK}>
Вы правы, Серж, уже давно, лет десять назад стали говорить, что изучать работу на компьютере в школе - терять драгоценное время... но пока в России ставят проблему - все учителя должны уметь работать на компьютере... по-моему подход в руководстве не тот: нужны грамотные программы, которые включали бы уже компьютерную деятельность учителя... но это невозможно, т.к. некому эти грамотные программы писать... порочный круг скудоумия надо разрывать...


Татьяна, я ведь очень рад тому, что хоть кто-то это понимает. А на счет того, кому писать программы - учителям и ученикам. Но не за оценку, а за доброе имя. Та же концепция, что и с СПО. А доброе имя - это, прежде всего, бонус в портфолио. Помню, как мы писали программы в школе для обучения математике, русскому языку, некоторым прочим предметам. Это были простые программы на языке BASIC (куда я часто вставлял вставки из машинного кода, т.к. инвертировать область экрана на бейсике для УКНЦ было иначе практически невозможно), которые позволяли уже тогда, в 1995-м году, пройти и проверить в режиме ученик-компьютер достаточно большой массив знаний.

А почему бы ученикам не написать нужные программы сейчас? Почему не объединиить усилия нескольких школ, где учатся дети, которые могут это сделать? Отчего школы поддерживают такую автономию, что не хотят сотрудничать друг с другом в таких областях, где сотрудничество вполне может быть? Почему ДО не сотрудничает со школами? Интернет ведь все меняет: появилась возможность создать в сети сайт с проектами, обмениваться идеями, коллективно обсуждать то, что нужно сделать или что нужно поменять в сделанном. Интернет предлагает достаточное количество средств для решения всех проблем с ПО для нужд учителей. И мне почему-то кажется, что программы, которые сделают дети, будут куда лучше программ, которые сейчас делают взрослые. Давайте создадим такую площадку в сети, а, Татьяна? Вы готовы поддержать подобную инициативу?

Вообще у нас любят плакаться в жилетку виртуальному миру о том, как много проблем. Но не так часто кто-то предлагает вариант решения, которое не требует больших вложений. Школы, на мой взгляд, пытаются монополизировать среднее образование, делая его весьма посредственным, ибо без дополнительных курсов редкий абитурьент может поступить на бюджет (да и ВУЗы своих "курсантов" помнят, поэтому при прочих равных возьмут именно тех, кто окончил их курсы, при этом жалуясь, что абитура стала гораздо хуже знать). Поэтому я предлагаю идею межшкольного сотрудничества. Вот есть в школе юный гений-программист (пусть и не совсем гений, но это вообще не важно). Почему бы не попросить его поработать над проектом? А если успех проекта станет очевидным, то почему бы не дать авторам каких-нибудь материальных благ, которые можно привлечь через обращение к общественности. Вот ВИКИ обратилась к общественности, и та пожертвовала фонду ВИКИ 7 миллионов баксов за три недели. У нас, конечно, общество жмотов, но всегда найдутся те, кто предпочтет сотню другую пристроить на доброе дело. Нужно просто попробовать.

Ну а на счет овладевания компьютером учителей информатики (хотя бы), то к этому есть замечательный пусть: OS Linux. Как он сможет помочь? Ну ведь бытует мнение, что пользователи Linux более подкованы в теме железа и софта, чем пользователи Windows. Так почему бы не внедрить что-то более сложное, чтобы через преодоление сложного получить резерв для работы с простым?

Вот как-то твк.


ЗЫ: Ну а если под словом "программы" понимать именно педагогическую программу освоения того или иного продмета, то я, напрмер, сомневаюсь в необходимости программы вообще. Да, нужно знать, какие знания понимать под базовыми компетенциями, на фундаменте которых можно осуществлять профессиональное образование. Но все дело не сколько в системности программ, сколько в умении ученика ориентироваться в информационных потоках. И иначе, как через опыт, это не получить. Если на уроке литературы читать определенные тексты, то ученик рано или поздно, но заскучает (пусть и не все, но ради 10% детей мучить 90% - это глупость), а если же дать детям выбрать произведение по одному критерию: объем текста не менее, чем... Вот тогда ребенок, который прочитает того же Гарри Поттера, уже не просто прочитает его, а отрефлектирует, сможет написать сочинение на тему этих событий. И если каждый урок литературы превратится в чтение и обсуждение в малых группах определенных произведений (кто-то фантастику, кто-то любовный роман, кто-то детектив будут обсуждать - не важно), то итогом будет именно интерес к чтению, к поиску интересного произведения, которое не плохо было бы обсудить.

ЗЫЗЫ: В некоторых городах России некоторое время назад начались показы фильмов под лозунгом "Антипопкорновое кино", На этих показах собирается молодежь, которая любит думать. Смотрится фильм, после фильма проходит обсуждение, часто затрагивающее вопросы, которые к фильму относятся весьма косвенно. Почему бы такие просмотры не организовать в школах? А формат встреч прост: чай, бананы, финики, вафельки, интересная компания, большой телевизор, сто рублей. И поверьте, нисколько ста рублей не жалко.
Наиль Рафиков ( Пользователь )
1.Я предложил весной 2009 года организовать при нашей школе летний лагерь программистов. Собрать представителей (продвинутых). - КОроче я в пролёте.
И я понял, что в формате РОНО делать подобные вещи - система ужасно неподвижная. Там сейчас начнутся документация, формальности, питание, ......безопасность.....в соответствии с этим проверки многократные...
Куда проще - договориться несколько пацанов и без всяких там формальностей начать заниматься с целью, скажем, подготовиться к олимпиаде по программированию.
Дальше больше - связь через скайп и тд. в течение всего периода.
2. Насчет взаимопомощи. У нас тут кто - то создал учительский форум района с этой целью. - Никого нет вообщем на этом форуме. А ведь у каждого куча проблем. Вообщем нет заинтересованности. Каждый пытается решать свои проблемы в одиночку и желательно втайне.

Всё новое идёт, особенно в селе, через преодоление огромной инерционности, через преодоление общественного мнения, которое обычно как снежный ком - на всём этом необходимо держать пальцы на пульсе.
Основной тормоз в данный момент по подключению домашних ПК к сети интернет - боязнь родителей (от порнух, суперотвлекаемости детей, здоровье и прочее).
Хотя с огромным трудом нам удалось "уговорить" многих родителей купить Компьютер. 70% учащихся уже имеют домашний ПК. Теперь моя задача - как "возбудить энергетику", чтобы произошло массовое подключение к Интернет. А дальше уже - совместная проектная деятельность.
Дмитрий Колосов ( Пользователь )
Цитата (Наиль Рафиков, 13.01.2010, 13:52) <{POST_SNAPBACK}>
1.Я предложил весной 2009 года организовать при нашей школе летний лагерь программистов. Собрать представителей (продвинутых). - КОроче я в пролёте.
И я понял, что в формате РОНО делать подобные вещи - система ужасно неподвижная. Там сейчас начнутся документация, формальности, питание, ......безопасность.....в соответствии с этим проверки многократные...
Куда проще - договориться несколько пацанов и без всяких там формальностей начать заниматься с целью, скажем, подготовиться к олимпиаде по программированию.
Дальше больше - связь через скайп и тд. в течение всего периода.
2. Насчет взаимопомощи. У нас тут кто - то создал учительский форум района с этой целью. - Никого нет вообщем на этом форуме. А ведь у каждого куча проблем. Вообщем нет заинтересованности. Каждый пытается решать свои проблемы в одиночку и желательно втайне.

Всё новое идёт, особенно в селе, через преодоление огромной инерционности, через преодоление общественного мнения, которое обычно как снежный ком - на всём этом необходимо держать пальцы на пульсе.
Основной тормоз в данный момент по подключению домашних ПК к сети интернет - боязнь родителей (от порнух, суперотвлекаемости детей, здоровье и прочее).
Хотя с огромным трудом нам удалось "уговорить" многих родителей купить Компьютер. 70% учащихся уже имеют домашний ПК. Теперь моя задача - как "возбудить энергетику", чтобы произошло массовое подключение к Интернет. А дальше уже - совместная проектная деятельность.


А Интернет действительно необходим из образовательных целей?

Просто сеть не подойдёт?

Десять лет назад группа новосибирских учителей, в которую я входил, создала на основе технологии FTN (Fidonet technology network) образовательную сеть FOKnet. FOK- это Force Of Knowledge.
Компьютер + модем + телефонная сеть общего пользования.
Соединили таким образом районы нашего мегаполиса, был гейт в город Томск.
Само построение такой сетки - целый социально-ориентированный проект.

Наиль Рафиков ( Пользователь )
Дмитрий.
Как то я думал об объединении только сельских пацанов в сеть. Но подумал, что все же интернет нужен....Сначала разберусь с FTN. Спасибо за мысль и участие. Возможно это ближайший выход по решению многих проблем....

Хотя, Дмитрий, какое программное обеспечение необходимо для этого, оборудование? По русски.
Серж Андреев ( Пользователь )
Фидонет уже давно весь свой трафик передает через Интернет. Да и не нужна она стала при современных реалиях. Ведь для того, чтобы иметь к ней доступ, нужен телефон. В то время как для доступа в Интернет телефон совершенно не нужен. Более того, для того, чтобы в ФИДО что-то найти, необходимо подать запрос, который нода (узловой сервер связи) не сразу исполнит. А вот гугл - этот сразу. Так что, на мой скромный взгляд, технология фидонет совершенно лишнее в данной теме. Хотя, если Интернет запретят, то фидо вполне сможет продолжить жить. Но до этого, надеюсь, никто не додумается.
Наиль Рафиков ( Пользователь )
Серж. У нас в селе в каждом доме телефон. Протянули оптоволоконный кабель. Ждём оборудование соответствующее (это ответ связистов на вопрос - в чем загвоздка?)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+