Личный кабинет

Семья как фактор формирования личности

Татьяна Пихтарь ( Пользователь )
Семья как фактор формирования личности



Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.



C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, планета, страна, общество и государство. Во вторую группу входят мезофакторы: тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия. Среди микрофакторов выделяют семью, школу и ближайшее окружение ребенка. Несмотря на использование термина «микро» – это наиболее значимый фактор для формирования личности.

Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.( слайд) К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Условия успешности семейного воспитания.



Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.

Вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах:

1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.

2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.

3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.

4. Наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.

Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.

6. Традиции в семье. Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.

7. Учет особенностей пола ребенка. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец.



Условия успешного семейного воспитания



Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.



Каковы же условия успешного семейного воспитания?

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.

Пихтарь Татьяна Алексеевна

Учитель русского языка и литературы
Анна Александрова ( Пользователь )
Какая важная тема... Удивляюсь только тому, что она не была раньше так чётко сформулирована...
Татьяна Алексеевна, к Вам вопрос: как Вы держите баланс между мамой и учителем, когда Вы дома? Члены учительской семьи порой говорят маме:"Ты же не в школе" (с разной коннотативной окраской).
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Пихтарь, 18.12.2009, 07:02) <{POST_SNAPBACK}>
... Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.

ГО: Всё правильно, всё - умно, со всем согласится любой педсоветчик. Ура! Но у меня есть вопрос к Вам, - каким образом из "просто родителей" сделать таких родителей, о которых Вы пишите?
Светлана Борисенко ( Пользователь )
Если рассматривать вопрос формирования личности ребенка в контексте воспитания его в семье, то не лишнем будет упомянуть о воспитании прежде всего родителей. Не всегда учителя наблюдают грамотное, нравооучительное, поучительное воспитание родителей по отношению к своим детям.
Разговаривать именно с родителями о вопросах воспитания детей очень важно. Поговорив с ними, рассказав как нужно общаться с ребенком, чему именно его следует учить, что ему следует показывать.
Совершенно все вопросы, касающиеся любви к родине, к искусству, наукам, людям, животным воспитываются изначально в семье. Прививать эти прекрасные чувства своему чаду призвана только семья. Школа выступает в роли вторичного фактора, гда подобные основополагающие качества для кажого человека закрепляются и дополняются учителем.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Светлана Борисенко, 20.12.2009, 13:11) <{POST_SNAPBACK}>
... не лишнем будет упомянуть о воспитании прежде всего родителей.... Разговаривать именно с родителями о вопросах воспитания детей очень важно.
ГО: Правильно я Вас понимаю, что Вы думаете, что учитель своими "разговорами именно с родителями" может существенно изменить качество воспитательного воздействия семьи на детей?
АЛЕКСАНДР БЫЧКОВ ( Пользователь )
Дорогая Татьяна! Внимательно прочитал Вашу работа. Она замечатеьна тем, что в ней так много веры в нечто идеальное. Она мне почему-то так напомнила мои молодые годы, а именно 70 ые. Мы так искренне во многое верили. Я читал Вашу работу и думал: да, с академической точки зрения все правильно. Конечно, семья должна быть такой и именно так оказывать на ребенка свое влияние. Я работаю в сельской школе 37 лет, и сегодня могу сказать: нет , к сожалению , такой семьи, о которой вы пишете с такой любовью(это не ирония, но восхищение Вашей добротой и неравнодушием к судьбам детей). Мне кажется, что семья сегодня больше напоминает некое сообщество по выживанию. К сожалению, социально лицо семьи сегодня несколько изменилось.На духовность, на стремление родителей совместно со школой воспитывать ребенка надеяться не приходится.Школа все больше с проблемами воспитания оказывается в одиночестве. Многое в современной педагогике должно быть изменено ввиду изменившихся условий в обществе. Спасибо вам за вашу статью. Она заставляет задуматься и это просто замечательно Успехов Вам.
С уважением А. Бычков, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Елена Арефьева ( Пользователь )
Цитата (АЛЕКСАНДР БЫЧКОВ, 08.08.2010, 22:19) <{POST_SNAPBACK}>
Дорогая Татьяна! Внимательно прочитал Вашу работа. Она замечатеьна тем, что в ней так много веры в нечто идеальное. Она мне почему-то так напомнила мои молодые годы, а именно 70 ые. Мы так искренне во многое верили. Я читал Вашу работу и думал: да, с академической точки зрения все правильно. Конечно, семья должна быть такой и именно так оказывать на ребенка свое влияние. Я работаю в сельской школе 37 лет, и сегодня могу сказать: нет , к сожалению , такой семьи, о которой вы пишете с такой любовью(это не ирония, но восхищение Вашей добротой и неравнодушием к судьбам детей). Мне кажется, что семья сегодня больше напоминает некое сообщество по выживанию. К сожалению, социально лицо семьи сегодня несколько изменилось.На духовность, на стремление родителей совместно со школой воспитывать ребенка надеяться не приходится.Школа все больше с проблемами воспитания оказывается в одиночестве. Многое в современной педагогике должно быть изменено ввиду изменившихся условий в обществе. Спасибо вам за вашу статью. Она заставляет задуматься и это просто замечательно Успехов Вам.
С уважением А. Бычков, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Уважаемая Татьяна! Я полностью согласна с Александром Бычковом. Я работаю в сельской школе около 20 лет и с каждым годом «институт семьи», к сожалению, угасает все больше и больше. Например, в моем классе ровно половина семей, в которых детей воспитывают матери – одиночки. И основное внимание они уделяют обеспечению жизнедеятельности своих детей, то есть, чтобы у них было все самое необходимое, чтобы они не выделялись на фоне других детей. О каком же духовном воспитании можно здесь говорить. Да и в полных семьях существует такая же проблема. Надо обеспечить достойное будущее своего ребенка, а его духовность оставляет желать лучшего. Поэтому, я считаю, что статья Татьяны интересная, но, к сожалению не современна.

С уважением, Арефьева Елена Александровна, учитель начальных классов.

Татьяна Дубинкина ( Пользователь )
Цитата (Анна Александрова, 18.12.2009, 07:41) <{POST_SNAPBACK}>
Какая важная тема... Удивляюсь только тому, что она не была раньше так чётко сформулирована...
Татьяна Алексеевна, к Вам вопрос: как Вы держите баланс между мамой и учителем, когда Вы дома? Члены учительской семьи порой говорят маме:"Ты же не в школе" (с разной коннотативной окраской).

По-моему, дети применяют такой ход, чтобы оправдаться перед самим собой.
А вообще мне с такой ситуацией сталкиваться не приходилось.
То что родителями нужно заниматься это точно. Не редки случаи, когда родители обращаются к учителям повоспитывать их ребенка, потому что самих родителей он не слушается.

Цитата (Елена Арефьева, 21.09.2010, 15:16) <{POST_SNAPBACK}>
... Например, в моем классе ровно половина семей, в которых детей воспитывают матери – одиночки. И основное внимание они уделяют обеспечению жизнедеятельности своих детей, то есть, чтобы у них было все самое необходимое, чтобы они не выделялись на фоне других детей. О каком же духовном воспитании можно здесь говорить. Да и в полных семьях существует такая же проблема. Надо обеспечить достойное будущее своего ребенка, а его духовность оставляет желать лучшего.
С уважением, Арефьева Елена Александровна, учитель начальных классов.

Тогда и нам учителям можно оправдывать себя тем, что целый день навоспитываешься с чужими детьми, а на своих уже сил нет. Это всё безответственные отговорки! Тем более сейчас можно общаться с детьми и в течение дня. Понимаю, что женщине одной трудно, сочувствую, но она сама это выбрала: не умеем выбирать мужей, не умеем удержать, не умеем планировать детей, а в результате не можем их воспитывать. Сейчас дети больше выделяются поведением, а не внешностью.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Викторовна Д., 21.09.2010, 19:30) <{POST_SNAPBACK}>
Тогда и нам учителям можно оправдывать себя тем, что целый день навоспитываешься с чужими детьми, а на своих уже сил нет. Это всё безответственные отговорки! Тем более сейчас можно общаться с детьми и в течение дня. Понимаю, что женщине одной трудно, сочувствую, но она сама это выбрала: не умеем выбирать мужей, не умеем удержать, не умеем планировать детей, а в результате не можем их воспитывать. Сейчас дети больше выделяются поведением, а не внешностью.

А где бы женщина научилась выбирать мужей и выстраивать семейные отношения, ежели дома семья не идеальна, а в школе и ВУЗе этому не учат?
Не хочет ли школа взять и себе кусочек ответственности и заменить никому не нужную в жизни теорию Дарвина или лживую историю государства Российского на уроки по планированию семьи, выращиванию детей и т.д. и т.п.
А то смотришь на пьющую и курящую мать и хочется порекомендовать ей аборт и перерезку труб, чтобы не дай бог не нарожала подобных....
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Шишкалов, 12.02.2011, 20:03) <{POST_SNAPBACK}>
А где бы женщина научилась выбирать мужей и выстраивать семейные отношения, ежели дома семья не идеальна, а в школе и ВУЗе этому не учат?.


Помнится мне, что "а вот в советские годы" был такой предмет, как "Этика и психология семейной жизни". Хороший и нужный предмет. Только в современном мире, построенном теми, кто этот предмет в свое время изучал, все подобное образование сводится к обучению пользования прокладками и надеванию презерватива. Дальше как-то не идет. Да и среди учителей весьма немало матерей-одиночек. Чему они научат детей собственным примером? Ведь дети ещё обращают внимание не только на слова, но и на суть, хотя учителя и стараются, чтобы до сути никто не достучался )))

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+