Личный кабинет

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики
Светлана Рожкова ( Пользователь )
Новая образовательная  инициатива «Наша новая школа» предъявляетновые требования к  организации учебнойдеятельности учащихся.

 

 В условиях высокой динамики общественныхпроцессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальнойстановится задача развития активности и самодеятельности школьника, егоспособности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

 

Современное обществозаинтересовано в таком выпускнике, который успешно адаптируется в социуме, умеетдумать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применятьполученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением;владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании знаний.

Моя задача как учителя информатики заключается втом, чтобы подготовить такого ученика, который может

1.     гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,самостоятельно приобретая необходимые знания;

2.     самостоятельно критически мыслить;

  1. грамотно работать с информацией;
  2. быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации;
Решить  поставленную задачу для меня представляетсявозможным через личностно-ориентированное обучение.

В условияхличностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию вучебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системеобучения, но иную. В новой парадигме образования учитель выступает больше вроли организатора самостоятельной активной познавательной деятельностиучащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умениядолжны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а надиагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиямиустранить трудности в познании и применении знаний.

 

Ребята должны быть вовлечены висследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатсяизобретать, понимать и осваивать новое, неизведанное. Своеобразным средствомподдержки творческой среды, обеспечения возможности самореализации талантливыхучащихся на уроках информатики является метод проектов, развивающийпознавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельноконструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Основнойтезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя,заключается в понимании учащимися, длячего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своейжизни.

 

Метод проектовв информатике интересен спектром его применения на уроках различных типов и наразных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом, которыйпомогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи.

Проектныйметод разнообразен как по видам, так и по целям. Его успешно можно использоватьи для контроля знаний и для исследовательской работы учащихся, для отработкипрактических умений и навыков, а также на этапе закрепления знаний.

Эффективнойформой обучения информатике является практикум, но если эту не слишкомтворческую форму объединить с проектной деятельностью, то получим оченьинтересную деятельность, которая нравится учащимся.

Такиепрактикумы-проекты сочетают в себе элементы репродуктивной  и продуктивной деятельности, представляютучащимся выбор содержания работы и значительный простор для проявления своеготворчества. Эти свойства воплощаются за счет предоставления учащимся широкоговыбора содержательного выполнения проекта при его фиксированной структуре иалгоритмизации технологической стороны проекта.

 

Проектныйметод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Егоможно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объемузадачи.

Информатика вучебных заведениях стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же приизучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначалапроекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Basic,Pascal), в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется наприкладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, языкгипертекстовой разметки HTML).

 

Информационные среды для разработкипроектов, используемых в образовательной деятельности:

1.            Разработки в Word;

2.            Разработки в Excel;

3.            Графические материалы;

4.            Публикации;

5.            Базы данных;

6.            Презентации.

Разработки для публикаций в Интернете:

1.            Материалы учащегося, ориентированныена размещение в Internet.

2.            Web- сайты.

3.            Сетевые энциклопедии.

Здесьпредполагается самостоятельная работа с информацией, причем  информацией на различных носителях. Это могутбыть книги, журналы, могут быть электронные и сетевые носители информации(информационные ресурсы Интернет). Проекты могут быть межпредметными итребовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.

 

       На основе анализа опыта проведенияпроектов можно построить их типологию.

Приорганизации проектной деятельности использую типологию проектов, представленнуюв таблице.

Типологические

признаки

Типы проектов

Примеры

По доминирующей
 деятельности

Исследовательские

Поисковые

Творческие

Ролевые, игровые

Прикладные (практико-ориентированные)

Информационные (ознакомительно-ориентированные)

«История вычислительной техники»

«Системы счисления»

«Компьютерные сети»

«Сравнительные характеристики поисковых служб Интернета»

«Создание личного Web-сайта»

«База данных класса»

По предметно-содержательной
области

Монопроекты

Межпредметные

«История ЭВМ»

«Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»

«Грибоедов: Горе от ума»

По количеству
участников проекта

Личностные

Парные

Групповые

«Визитка»

«Капля никотина убивает…»

«Энегросберегающие технологии»

По продолжительности выполнения проекта

Краткосрочные

Средней продолжительности

Долгосрочные

«Скажи наркотикам Нет!»

«Деньги из воздуха»

Создание Web-сайта

 

Внезависимости от типа проекта работа над любым проектом включает определенныеэтапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижениямаксимальной эффективности проектной работы.

Основныеэтапы метода проектов

1.      Подготовительный: Определениетемы и целей проекта

2.     Планирование

a.     Определение источников информации.

b.    Определение способов сбора и анализа информации.

c.     Определение способа представления результатов.

d.    Установление процедур и критериев оценкирезультатов и процесса.

e.     Распределение задач (обязанностей) между членамигруппы.

3.     Исследование:

a.     Сбор информации.

b.    Решение промежуточных задач.

c.     Основные инструменты: интервью, опросы,наблюдения, эксперименты.

4.     Результаты:

a.     Анализ информации. Формулирование выводов.

5.     Подготовкак защите проекта:

a.     представление проекта на конференции;

b.    оформление портфолио;

c.     подготовка стендовой защиты;

d.    разработка электронной презентации и т.д.

6.     Презентация(отчёт):

a.     Возможные формы отчёта: устный,  устный с демонстрацией материалов, письменный

7.     Оценкарезультатов и процесса (рефлексия)

Последовательность работы над проектом.

Деятельность учащихся

Подготовительный: Обсуждаютпредмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.Устанавливают цели.

Учащимся необходимо:

1.     Рассмотреть темы предоставленные учителем. Выбрать.

2.     Сформулировать проблему

3.     Осуществить выдвижение гипотез – путей решенияпроблемы.

4.     Сформировать сюжетную ситуацию

5.     Определить цель и задачи проекта

6.     Определить формы будущего продукта

 

Планирование: Вырабатываютплан действий. Формулируют задачи. Также выполняют следующее:

·       актуальность и важность данной проблемы;

·       анализ разнообразной информации;

·       программа действий;

·       разработка варианта реализации своей программы.

Учащимся необходимо:

1.      Определитьактуальность проблемы.

2.      Проанализироватьразличную информацию

3.      Создатьпланирование деятельности по реализации проекта.

 

Исследование: Выполняютисследования, решая промежуточные задачи.

Учащимся необходимо:

  • Осуществить сбор информации.
  • Выработать структурирование информации.
  • Определить виды и формы исследования: анкетирование, социологический опрос, наблюдение с последующих оформлением, интервью и т.д.
 

Результаты: Анализируютинформацию.

Учащимся необходимо:

1.      Подвестиитог работы

2.      Оформитьрезультаты исследования

3.      Сделатьвыводы.

 

Подготовка к защитепроекта:

·       представляют проект на конференции

·       оформляют портфолио

·       готовят стендовую защиту

·       разрабатывают электронную презентацию и т.д.

Учащимся необходимо выполнить следующее:

  • Изготовить продукт.
  • Оформить продукт
  • Выбрать формы презентации.
  • Подготовить презентации.
 

Презентация (отчёт): Отчитываются,обсуждают.

Учащимся необходимо:

1.      Осуществитьзащиту проекта

2.      Ответитьна вопросы слушателей

 

Оценка результатов ипроцесса: Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.

Учащимся необходимо:

1.      Сделатьсамоанализ своей работы

2.      Оценитьработу участников своей группы.

 

В начальной школе программой по информатике и ИКТ предусмотреновыполнение учащимися проектов.  Приорганизации проектной деятельности  смладшими школьниками я руководствуюсь  особенностямиразвития ребенка. Поэтому первые творческие работы  лучше предложить выполнить ученикусамостоятельно,  выбирая  интересующую его тему, например:

—       Моя семья

—       Фамильное дерево

—       Домашние животные

—       Комнатные растения

—       Алгоритмы в нашей жизни

Учащийсявы­полняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично длянего, и при этом:

·       осваивает модели учебной деятельности,

·       приобретает конкретные технические навыки виспользовании ИКТ, получа­ет представления о широком спектре техническихрешений (оборудования и информационных ресурсов),

·       получает наиболее существенные базовые знания изобласти информацион­ных технологий,

·       развивает навыки общения.

Веськурс обучения информатике и ИКТ в начальной школе можно представить в видебольшого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, какиндивидуаль­ные, так и групповые. Работа в одном проекте может естественнымобразом пере­текать в следующий, объемлющий его проект. Например, проект«Фамильное де­рево» служит естественным продолжением проекта «Моя семья».

Всепроекты должны предполагать как компьютерную, так и предваритель­нуюбезкомпьютерную технологию реализации. Работа над со­держательным проектом типа«Моя семья» может быть продолжена или частично дублирована в реальномпространстве - созданием аппликации из фотографий, от­печатанных на принтере,набранных на компьютере текстов и рисунков, сделанных красками и фломастерами.

 

В основной школев соответствии свозрастными особенностями школьников  8-9классов, проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах.При этом не следует  лишать возможностиученика выбора индивидуальной формы работы. Кроме тематических проектов,программой курса информатики и ИКТ для основной школы предусмотрено выполнениепроектов из других предметных  областей:история, филология, математика, искусство и др. Для успешной реализации межпредметных проектов, я  организовываю совместную деятельностьучащихся с  учителем  соответствующей предметной области.  Выполненные в результате проектнойдеятельности работы стали  методическимили справочным пособием по соответствующему предмету. Пример:

—       Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова

—       Грибоедов: Горе от ума

—       Новогодняя открытка

—       Компьютерные сети

—       Заработная платасотрудников

—       Вредные привычки

—       Кроссворд

—       Буклет, визитка,календарь

Изучаятему «Графический редактор Paint», учащиеся создают мини-проекты «Школабудущего», «Новогодняя открытка», «Геометрическиезадачи на построение», которые помогают им развить воображение итворчество. При изучении темы «Текстовый редактор Microsoft Word» — мини-проекты:«Реклама (услуг, продуктов, товаров)», «Расписание уроков», «Кроссворд». Сцелью закрепления основных работ в программе Microsoft Word создают творческиепроекты газет на тематику, которая им наиболее интересна. При создании своейгазеты учащиеся собирают информационный материал по выбранной теме, оформляютего таким образом, чтобы он был интересен читателям. Для графическогооформления вставляют автофигуры, готовые стандартные картинки, отсканированныекартинки. Изучение темы «Publisher» заканчивается созданием буклетов и календарей, на страницах которыхучащиеся  должны поместить своифотографии. Особое внимание отводится теме «Создание презентаций», так какполучаемые знания и умения по программе PowerPoint помогут учащимся в старших классах создаватькомпьютерное сопровождение любому докладу или реферату. После изучения определенного модуля проводитсяконкурс-выставка работ учащихся. Все эти мини-проекты учащиеся помещают в своипапки достижений.

Предлагаяучащимся выполнение заданий за компьютером, я предоставляю детям возможностьстать исследователем, открывателем. При таком подходе каждый ребенок, не выходяза рамки учебной программы, имеет возможность работать над вопросами, которыезаинтересовали именно его, то есть делать все «по-своему», идти пустьнеширокой, но своей тропой. Всё это послужит базой для дальнейшей деятельностиучащихся.

 

В старшей школе вкурсе «Информатика и ИКТ» программой предполагается  проведениепрактикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостногосодержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Науроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов,связанных с учебной и практической деятельностью.

Презентациюрезультатов проектирования целесообразно проводить на уроках обобщения, а такжена заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции. При этом язаранее оговариваю реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующимобразом планирую завершение работ обучающихся, — даю тем самым шансобучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление вразвитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

Длятого чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектнойдеятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Япредусматриваю ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузкиобучающихся. Приступая к работе, обучающиеся уже владеют необходимыми знаниями,умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта илиисследования. Новые знания для обучающихся в ходе проекта я могу дать, но вочень незначительном объёме и только в момент их востребованности обучающимися.

Каждыйпроект должен быть обеспечен всем необходимым. Необходимо предусмотретьматериально-техническое и учебно-методическое оснащение,  информационные (фонд и каталоги библиотеки,Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологическиересурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационноеобеспечение (специальное расписание занятий, выхода в Интернет). Разные проекты потребуют разное обеспечение.Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространстваобразовательного учреждения.

Приоценке успешности обучающегося в проекте я считаю, что самой значимой оценкойдля него является общественное признание состоятельности (успешности,результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутыхрезультатов. Можно оценивать:

•  степеньсамостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

•  степеньвключённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

•  практическоеиспользование предметных и общешкольных ЗУН;

•  количествоновой информации использованной для выполнения проекта;

•  степеньосмысления использованной информации;

•  уровеньсложности и степень владения использованными методиками;

•  оригинальностьидеи, способа решения проблемы;

•  осмыслениепроблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

•  уровеньорганизации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта,обеспечения объектами наглядности;

•  владениерефлексией;

•  творческийподход в подготовке объектов наглядности презентации;

•  социальноеи прикладное значение полученных результатов.

Кначалу работы над проектом учащиеся должны владеть навыками работ в программныхсредах, при помощи которых он создается.

Тематика выполняемыхпроектов моих учеников затрагивает разные школьные дисциплины. Краеведческийматериал, на основе которого выполняются проекты, открывает широкое поле длядуховно-нравственного воспитания учащихся. Ребята ориентируются на собственныеинтересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.Например, проекты в виде WEB-сайтов 10-11 классов по

—       Экологические проблемыСтаврополья

—       Энергосберегающиетехнологии

—       Информатизация глазамиучащихся

—       Героев не забудем имена

и другие.  Работа над проектом кроме развитиясамостоятельности и творчества на уроках создает дополнительную мотивацию дляучеников: 

•  удовлетворенияобразовательных потребностей старшеклассников в углубленном изученииопределенных областей знаний;

•  расширениякруга общения старшеклассников через сеть Интернет;

•  освоения современныхинформационных технологий.

Также мы должны незабывать, что кроме детей с теоретическим складом ума, есть практики, ихбольшинство. Таким ребятам просто необходимо давать возможность работать,именно так они реализуют свой творческий потенциал. Они участвуют вдистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах; выполняютпроекты для учащихся на краевых и всероссийских конкурсах. Проекты,посвященные  Году семьи, «Скажинаркотикам:  Нет!» и «Детивыбирают здоровье-2008», Дню Победы,«Интернет мой друг и помощник»  и многиедругие принесли их авторам победы на конкурсах разного уровня. Проект позволяетрешать проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ученика.Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древнейвосточной мудростью: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

 

Результативность

Проектированиепомогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестаютбыть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждомусамостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося всоздание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способычеловеческой деятельности.

Отслеживаниерезультатов  применения проектного методапроводилось с помощью как промежуточного, так и итогового контроля, как тоустный и письменный опрос, тестирование при помощи специального тестовогокомплекса, контрольные срезы по текстамадминистрации, зачеты по каждой теме, экзамены.

 

Порезультатам трехлетней работы с применением проектного метода можно сделатьследующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результатыобучения школьников информационным технологиям.

Методпроектов является исследовательским методом, способным сформировать уобучающегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постояннуюпотребность  в творческих поисках. Впроцессе подготовки проекта, школьники пополняют недостаток знаний из разныхисточников, учатся применять полученные знания для решения познавательных ипрактических задач. Работая в коллективе, приобретают и развивают следующиекоммуникативные умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ ит.д.

Ребятавидят, что результаты их труда могут быть использованы и одноклассниками, иучителями. Это стимулирует их на создание новых интересных работ, осознанносоздаются группы для реализации масштабных проектов. Последние два года всебольше учеников в качестве выпускного экзамена выбирают информатику и ИКТ.

Вклассах, в готорых я работаю, снизилось количество учащихся, работающих нарепродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять заданиятворческого исследовательского характера, значительно возросло, а потому при100% успеваемости наблюдается возрастание качества знаний учащихся и степениобученности класса. 

 

Сравнительный анализ качества знаний при100% успеваемости по информатике  в 4 А,7 Б, 8 А, 9 А, 9 Б, 10 Б, 11 Б классах  (проектнаятехнология обучения в этих классах используется с середины 2007-2008 учебногогода).

 

 

Класс

Качество знаний

2007 – 2008 уч. год

 2008 – 2009 уч. год

2009-2010 уч.год (I чет)

4 А

81%

85,6%

92,5%

7 Б

79%

84,4%

88,7%

8 А

77,6%

84%

89,2%

9 А

72,3%

79%

83%

9 Б

74,1%

79,5%

83,5%

10 Б

71%

78,4%

82,5%

11 Б

71,5%

76,4%

80,8%

 



 

Повышаетсяинтерес учащихся к предмету «Информатика и информационные технологии», хорошопросматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебныепроекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, выставках,занимают призовые места. При окончании школы абсолютно все учащиеся владеютвсеми навыками и знаниями, оговоренными в стандарте, причем на профессиональномуровне. Увеличилось и число учащихся, продолжающих после школы свое образованиев ВУЗе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой,информационными технологиями.

Таккак защита проектов проводится  в формеконференций, лекций или презентаций, то такая деятельность способствуетглубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счетуниверсального их использования в разных ситуациях.

Навопрос «Чему удалось научиться в ходеработы над проектом?» обучающиеся отвечают: правильно распределять время, анализироватьсобственные действия, презентовать результаты своего труда, доделывать всё доконца, достигать поставленной цели,  рассматриватьпроблему с разных точек зрения.

Олег Чебан ( Пользователь )
Цитата (Светлана Рожкова, 12.12.2009, 17:51) <{POST_SNAPBACK}>
Новая образовательная инициатива «Наша новая школа» предъявляетновые требования к организации учебнойдеятельности учащихся.

Замечательно..
Цитата
..
Моя задача как учителя информатики заключается втом, чтобы подготовить такого ученика, который может
1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,самостоятельно приобретая необходимые знания;
2. самостоятельно критически мыслить;

Информационные среды для разработкипроектов, используемых в образовательной деятельности:

1. Разработки в Word;
2. Разработки в Excel;
..

Так много написали :)
Заметьте, "гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях" (!), и при этом вы уходите с ключевого раздела школьной информатики - "Программирование", которое и призвано развивать алгоритмическое и самостоятельное мышление (!) и изучаете навыки работы в прикладном ПО от коммерческого производителя Микрософт. Напоминаю, ситуация действительно меняется, и в России уже три региона (Пермь, Татарстан и Томск) участвуют в пилотном проекте по внедрение свободно-распространяемого программного обеспечения (СПО), например, OpenOffice 3.0 http://shop.altlinux.ru/index.php?productID=668

Извините, но обозначились вот такие поправки в содержании обучения..
Владимир Чернышов ( Пользователь )
А где это написано, что программирование является ключевым элементом?
Это первое.
Второе. Если бы при проектной деятельности использовалось свободное ПО, то всё было бы по фэн-шую? При чём тут ПО? Речь идёт именно о творчестве.
Именно проектная деятельность, а не программирование и натаскивание на выполнение заданий по алгоритму должно быть основой. Программирование-инструмент для достижения цели и ставить во главу угла изучение инструмента, а не способов его использования недопустимо.
А при выполнении проектов кто мешает включить элементы программирования?
Валентина Плеханова ( Пользователь )
Считаю, что алгоритм является элементом программированного обучения. Но разве невозможно выполнить проект по составлению алгоритмов, например, решения грамматико – орфографических задач?! В начальной школе - это будет актуально.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+