Личный кабинет

Организация работы муниципальных банков педагогической информации

Бойко Елена Юрьевна ( Пользователь )
Бойко Е.Ю. – зав. кабинетом
педагогической информации
Тамбовского ОИПКРО;
Уметский Л.Н. –
методист-программист
Тамбовского ОИПКРО

В статье представлены материалы об организации взаимодействия с муниципальными банками педагогической информации по созданию единой информационной образовательной среды Тамбовской области. Основным звеном системы является разработанная в институте автоматизированная информационно-поисковая система «Банк педагогической информации».

В эпоху информационного общества перед образованием поставлена задача создания единого информационного пространства. Информация становится одним из основных производительных ресурсов, фундаментом развития экономики и общества в целом. В информационном обществе приоритетным становится высокая степень образованности его членов.
Вследствие расширения и усложнения видов коммуникаций у работников образования возникает необходимость в информационных услугах. В связи с указанными потребностями учителя и руководителя школы необходимо сделать образование в регионе максимально открытым и доступным через единую информационную образовательную среду. Для этого в Тамбовской области была создана сеть муниципальных компьютерных банков педагогической информации (БПИ), позволяющая педагогической общественности системно повышать квалификацию и иметь доступ к актуальной педагогической информации. При создании этой структуры мы столкнулись с рядом проблем:
- материально-технического плана;
- кадровые (отсутствие специалистов в области информационных технологий);
- социального плана (мировоззренческая перестройка педагогических кадров: нужно научить пользоваться информацией, иметь потребность в поиске необходимой информации, владеть навыками поиска информации, интерпретировать полученную информацию).
Результатом деятельности является наличие «профессионально уложенного» и комфортного в использовании банка актуальной образовательной информации, разработанной с учетом основных направлений развития современного образования, социального заказа потр######телей образовательных услуг, а также с учетом специфики профессиональных функций, выполняемых руководителями и педагогами различных категорий.
Банк функционирует в интересах следующих лиц:
- организаторов образования (специалистов управления образования, руководителей и методистов муниципальных отделов и управлений образования);
- работников системы повышения квалификации;
- руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений.
Для мониторинга состояния муниципальных банков педагогической информации в начале 2004 г. был объявлен областной смотр- конкурс на лучшую организацию работы БПИ (с программой, положением и результатами смотра-конкурса можно ознакомиться по адресу: http://ipk.admin.tstu.ru/Deyat/obl_mer/konkurs/bpi/bpi.htm).
Для автоматизации обеспечения педагогической общественности необходимой информацией отделом информационных технологий ТОИПКРО была разработана автоматизированная информационно-поисковая система «Банк педагогической информации».
Назначение программы – обеспечение возможности поиска информации и составление аннотированных каталогов.
Цикл функционирования автоматизированной информационно-поисковой системы «Банк педагогической информации»:
- сбор информации;
- комплектование информацией;
- поиск и выдача сведений для абонентов системы;
- поддержание целостности, актуальности и сохранности информации.
Сбор информации представляет собой специальным образом организованный процесс получения и отбора информации, имеющей отношение к образованию, и включает: получение информации; оценку относимости информации; организационные схемы, порядок отбора и фиксации информации.
Комплектование информацией включает предварительную обработку (рубрикацию, структуризацию) и занесение информации.
Предварительная обработка информации (рубрикация) включает классификацию сведений по определенным рубрикам.
Структуризация информации представляет процесс преобразования документированной информации в информационный язык представления данных.
Занесение данных в информационную систему заключается в добавлении новых сведений.
Поиск и выдача информации включает установление специального организационно-технологического порядка удовлетворения информационных потребностей абонентов информационной системы. В АИБС «Банк педагогической информации» поиск записей может осуществляться по автору, названию, ключевым словам или дате внесения.
Удовлетворение информационных потребностей осуществляется через периодический плановый поиск и выдачу сведений, оповещение и обработку запросов.
Поддержание целостности, актуальности и сохранности информации пересмотр, ревизия и отсеивание утратившей актуальность информации являются неотъемлемой функцией информационных подразделений, создающих и поддерживающих информационные системы. В нашем случае данные задачи решаются категорией работников, называемых администраторами банков педагогической информации.
Администраторы обеспечивают создание и поддержание банков данных, организацию разграничения доступа к ним, защиту информации от несанкционированного доступа (НСД), ее резервирование и восстановление при разрушении или утрате ее целостности вследствие преднамеренных и непреднамеренных воздействий или ситуаций.
Навыки работы с программой (самостоятельно установить и запустить программу, выполнить задания по созданию разделов каталогов и подкаталогов, внести запись, аннотировать материал, выделить ключевые слова и т.д.) были отработаны на областном семинаре администраторов банков педагогической информации.
Современные тенденции таковы, что нам необходимо создавать собственные информационные структуры на всех уровнях и налаживать между ними взаимодействие. Заинтересованы в этом как руководители управлений образования, так и потр######тели – учителя и руководители образовательных учреждений Тамбовской области, так как будет реализовано одно из приоритетных направлений концепции модернизации образования, повышающих статус работника образования – свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием.

С описанием программы можно познакомиться в приложении к статье.

Список литературы:

1. Астафьева Н.Г., Солопова Н.К. Развитие информационной образовательной среды и новых информационных технологий обучения в регионе//Образование в регионе, - Тамбов: издательство ТОИПКРО, 1998. – с. 187-192.
2. Астафьева Н.Е., Молоткова Н.В. К вопросу разработки автоматизированной саморазвивающейся системы научной информации//Образование в регионе, - Тамбов: издательство ТОИПКРО, 2000. – с. 156-160.
3. Бланк Н.В., Нефедова В.И. Перспективы использования регионального банка данных педагогической информации как условия личностно-ориентированного обучения взрослых. В кн. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе: Сборник научных статей / Под редакцией Мухамеджановой Н.М. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. – с. 48-55.
4. Зотова Н.К., Мухамеджанова Н.М., Нефедова В.И. Материалы творческой группы Оренбургского ОИПКРО к конкурсу «Развитие образование в России».

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+