Личный кабинет

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Ольга Калинина ( Пользователь )
Система– этоопределенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях.

(Словарьрусского языка С.И. Ожегова)

Известно, что в течениепоследних лет, Министерством образования РФ проводился эксперимент, связанный споиском новых форм проведения итоговой аттестации в 9-ом и 11-ом классе.

Назначение экзаменационнойработы – оценить подготовку выпускников 9 и 11 классов по русскому языку сцелью их аттестации за курс основной и полной общеобразовательной школы. Такаяформа дает возможность проверить не только знания, умения и навыки учащихся, нои характер вопросов, предлагаемых на экзамене, их типы. Со временем в структуруГИА и ЕГЭ вносились изменения. Однако, основные подходы к составлению заданий,характер их определяются Обязательным минимумом содержания общего образованияпо предмету и Примерными программами основного общего образования.

Основная задачаучителя-словесника – подготовить выпускников к итоговой аттестации так, чтобыони преодолели нижний предел баллов.

Трудно было начинать:отсутствовали пособия, которые давали бы четкие рекомендации учителю ивыпускнику, наши ведущие методисты предлагали каждый «свой» рецепт к выполнениюзаданий. Что оставалось делать учителю-практику в такой ситуации? Мы проходиликраевые курсы подготовки, знакомились с методикой московской учительницыЛогиновой «ЕГЭ без двоек», но и сами шли путем проб и ошибок, чтобы освоитьспособы подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ и помочь учащимся овладеть приемаминахождения правильного ответа в наиболее короткое время.

В течение трех лет мноюразработана определенная система, которая состоит из следующих этапов:

1)     повторительно-обобщительнаяурочная система;

2)     индивидуально-групповыезанятия;

3)     факультативныекурсы;

4)     спецкурсы(«Русский язык, русская речь» (8-9 класс), «Текст как речевое произведение»(9-11 класс) ).

Это проверенная система,поэтому, в течение трех лет, мои выпускники экзамен в форме и по материалам ЕГЭсдают, преодолевая нижний предел, то есть без двоек. На уроках и во внеурочноевремя мы не только повторяем изученный ранее материал, но и отрабатываем приемывыполнения как тестовых, так и творческих заданий. Приведу примеры.

1.    Чтобы верно и быстро выполнить задания пофонетике А1, учащимся предлагается выявить:

a.      буквы,не обозначающие звуков (ъ, ь, непроизносимые согласные);

b.     толькотвердые звуки;

c.     толькомягкие звуки;

d.     толькоглухие;

e.      толькозвонкие (сонорные);

f.       буквы,обозначающие 2 звука;

g.     буквы,стекающиеся в один звук;

h.     произвестифонетическую транскрибцию.

Затемметодом исключения найти нужное слово.

2.    При выполнении задания А15 (в каком ряду вовсех словах пропущена безударная проверяемая гласная) предлагается действоватьметодом исключения: отбросить слова с чередующейся гласной, с непроверяемойгласной в корне, а оставшийся ряд рассматривать более внимательно.

3.    Затруднения вызывают задания А3(употребление паронимов), А4 (грамматическая ошибка в образовании формы слова),А5 (употребление деепричастного оборота), А6 (предложения с грамматической(синтаксической) ошибкой).

Как помочь выпускникам? У нас 1час русского языка в неделю и (хорошо!) если 1 час факультатива. Приходится всеповторять, но с практической направленностью:

A.    повторяем термины, работаем со словарями,отрабатываем навыки на конкретных примерах;

B.     вспоминаемклассификацию ошибок (грамматическая/синтаксическая), определяем их виды напримерах: «Те, кто прошли курс лечения,могут вернуться домой». В этом предложении синтаксическая ошибка – нарушенынормы сочетаемости подлежащего и сказуемого.

Или: «Первое времядети скучали по друзьям, оставшихся в городе». Ошибка выражена в нарушениисогласования между определяемым существительным, употребленном в дательномпадеже, с причастием, употребленным в родительном падеже. (Можно проще:окончание причастия определяется по вопросу: по друзьям (каким?) оставшимся).

Или: «Многие названиягородов образованы от древних слов, мы которых уже не употребляем в речи».– Синтаксическая ошибка, выражающаяся в нарушении порядка слов.

4.    Для выбора верного ответа в задания части Вучащимся предлагаются алгоритмы рассуждения:

В1 – при определении способа образования слова ответить навопросы:

-       какаяперед тобой часть речи?

-       от чегообразуется чаще всего?

-       какимспособом? (с помощью какой морфемы – морфологический способ (назвать его);путем перехода – неморфологический способ).

Например:Призыв ( существительное, неконкретное, в данном случае образовано от глаголапризывать, путем отсечения суффикса, следовательно, морфологически,бессуффиксный способ).

Или:Прошлое было рядом. (Слово «прошлое» употреблено в значении существительного,отвечает на вопрос «что?», следовательно, это неморфологический способобразования).

В3 –определение вида связи слов в словосочетании (или найти словосочетание сопределенным видом связи).

Чтопомнить:

Вид связи

Строение

Вопрос

Примеры

Согласование

«Прилаг.+сущ.»

«Прич. + сущ.»

«Местоим. + сущ.»

«Порядк.числит. + сущ.»

Какой?

Чей?

Высокий юноша

Мои друзья

 

Управление

«Глагол + сущ.»

«Глагол + местоим»

Сущ. в им.п.+сущ. в косв.п»

Вопросы косвенных падежей

Сушить вещи

Смотрел на меня

Платье из шелка

Примыкание

«Нареч. + глагол»

«Нареч. + нареч.»

«Глагол+глагол в инфинит.»

Как? Каким  образом?

Где? Куда? Откуда? Зачем? Почему?

Высоко подпрыгнуть

Очень громко

Попросили спеть

 

 

5.    Более подробно хочу остановиться наподготовке выпускников к написанию сочинения-рассуждения С1. Чтобы помочьучащимся освоить методику написания сочинения я разработала словесную модельего написания. Эта модель выглядит так:

 

 

 

Задачи

Словесная модель реализации задачи

I.

1) Прочитай текст внимательно

2)Определи одну из проблем (в тексте их может быть несколько).

Помни: проблема (чего?)

Мне было интересно познакомиться с текстом (автор), в котором поднимается важная, на мой взгляд, (философская, нравственная, экологическая, морально-этическая, эстетическая) проблема (чего?)…

Или: Что значит любить природу? С помощью такого вопроса автор текста (ФИО) определяет важную, как мне кажется, … проблему.

II. Комментарий

 

Автор пишет, что…

Или: По мнению автора, …

III. Определение позиции автора относительно поднятой проблемы

 Позиция автора (можно ФИО), на мой взгляд, такова: …

IV. Переход к аргументации.

Внимание: следи, чтобы не было повторов

И в этом нельзя не согласиться с автором (ФИО).

V. Аргументация

 (2 аргумента)

Во-первых, …

Во-вторых, …

VI. Вывод. Заключение.

Таким образом (итак, следовательно), проблема, поднятая ФИО, помогла мне разобраться в сложных (нравственно-этических, философских…) вопросах, задуматься о…

 

Каждый выпускник оформил папку,в которой содержаться все вспомогательные материалы, в том числе Памятка пишущему сочинение-рассуждение:

1.    Ты пишешь сочинение-рассуждение. Не забывайо структуре, логическом изложении материала.

2.    2.1. Грамотно аргументируй.

2.2. Аргументы должны соответствовать проблеме, поднятой втексте.

3. Сделайвывод из написанного.

4.Помни: в сочинении должно быть не менее 150 слов.

5. Задайсебе следующие вопросы и ответь на них:

-    чтозначит сформулировать одну из проблем? (Проблем в тексте может быть поднятонесколько. Важно заметить и прокомментировать одну из них. Желательно, чтобыслово «проблема» прозвучало в начале вашего текста).

6. Какпрокомментировать проблему (это значит объяснить, в чем состоит важностьпроблемы для автора и для читателей. В сочинении по публицистическому текстукомментарий будет заключаться в передаче основных положений текста.)

7. Каквыявить позицию автора? (если проблема текста – это вопрос, то позиция автора –это ответ на поставленный в тексте вопрос. С авторской позицией вы можетесогласиться или не согласиться, или согласиться не во всем. Главное, показать,что вы поняли автора).

8. Какаргументировать свою позицию (Аргументация – это приведение доказательств,объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли. Аргументы не должныповторять то, что прозвучало в исходном тексте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такая же кропотливая работаидет в каждой школе по подготовке выпускников 9 классов к ГИА. Ее цель –сделать эту работу максимально эффективной.

Особое внимание каждый из насобращает на создание творческих работ учащимися: сжатого изложения и сочиненийС2.1 и С2.2. Необходимо научить выпускников применять способы сжатия текста привыполнении задания С1.

Приемысжатия текста.

1.    Исключения.

·       вводных слов;

·       однородных членов;

·       повторов;

·       однотипных примеров;

·       риторических вопросов и восклицаний;

·       цитат;

·       пояснений;

·       описаний;

·       рассуждений.

Помни: необходимо выделитьглавное, объединить полученное, используя основные средства связи междупредложениями.

2.    Обобщениеили объединение.

·       парцеллированных предложений;

·       ряда предложений, связанных одной мыслью.

Помни: необходимо найтиединичные факты, выявить в них общее и сформулировать получившиеся предложения.

3.    Замена.

·       однородных членов – обобщающим словом;

·       сложных предложений – простыми;

·       прямой речи – косвенной;

·       часть текста – одним предложением.

Таким образом, присистематической работе по подготовке выпускников 9, 11 классов к ГИА можнодобиться положительных результатов.

Ольга Калинина ( Пользователь )
Молодец!

Очень хороший материал

Цитата (Ольга Калинина, 19.01.2010, 14:17) <{POST_SNAPBACK}>
Молодец!

Очень хороший материал


В помощь учителю, просто прелесть
Нина Бестаева ( Пользователь )
Спасибо большое за материал!
Есть от чего оттолкнуться!

Спасибо большое за материал!
Есть от чего оттолкнуться!
Андрей Тихов ( Пользователь )
Стоп, коллеги... Вся система на 21-м слайде? И такие посты не стоит писать... разместите свою работу в Медиатеке.

Простите, но такое ощущение, что перед аттестацией материал "вброшен"...(((
Андрей Тихов ( Пользователь )
прошло 2 дня... никого. ветка удалена

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+