Личный кабинет

Программно-целевой метод управления как фактор развития образовательного пространства инновационного учреждения

Наталья Филимонова ( Пользователь )
Программно-целевой метод управления как фактор развития образовательного пространства инновационного учреждения
А.И. Щетинская, д.п.н., профессор, зав. кафедрой дополнительного образования ОГПУ, генеральный директор ОДТДМ г. Оренбурга.
Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, существенно отразились на системе российского образования и привели к необходимости ее реформирования. Перемены в системе образования неизбежны, и они будут осуществляться, так как этого требуют изменившиеся социально-экономические условия, необходимость вхождения страны в единое мировое образовательное пространство. При этом важно, чтобы предполагаемые изменения не носили революционного характера, а основывались на богатейших традициях отечественного образования, до сих пор по праву считавшегося одним из лучших в мире.
Управление в современных условиях должно ориентировать образовательные учреждения не просто на выживание, а одновременно на обновление и развитие. Необходимо создание такой системы управления, где отсутствует навязывание заранее определенного содержания, форм и способов деятельности. Современное управление должно стать стратегическим. И иметь программно-целевой характер. Любые инновации нельзя производить без научно обоснованного прогноза результатов их внедрения. Прогноз учитывает реальные ресурсы и возможности, кадровый состав, контингент воспитанников, материально-техническую базу и возможности для ее обновления.
Получение достоверной прогностической информации требует специально организованного исследования, подбора оценочных критериев деятельности коллектива. Проведение постоянной мониторинговой экспертизы собственной деятельности через маркетинговые исследования потребностей и ожиданий результатов инновационной деятельности; создание центра экспертизы результатов инновационных образовательных технологий; создание банка данных содержательных и количественных параметров деятельности; проведение областных семинаров, совещаний, консилиумов, конференций по проблемам экспертизы образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей; выпуск и распространение сборников программно-методических материалов и выпуск периодических изданий (научно-практического журнала «Внешкольник» с 1995 года, научно-методического журнала «Педагогический дайджест с 1997 года, информационный бюллетень «Грани» с 1995г.) позволяют эффективно руководить инновационным процессом развития учреждения дополнительного образования.
Особое место в реформе образования большинства развитых стран мира отводится проблеме профильного обучения, которое в российской школе развивается в соответствии с мировыми тенденциями образования.
Основной поиск зарубежной и отечественной науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации в изменяющемся мире, а также включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности.
Ориентация образования на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей, представляющих собой условие для успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоения молодым поколением базовых социальных способностей и умений, воспитания гражданского сознания связано, прежде всего, с интенсивным развитием вариативного образования. Усиление вариативной составляющей общего образования происходит за счет дополнительного образования детей, которое находится вне рамок образовательных стандартов и дополняет основное, т.е. стандартизированное (общее + профессиональное) образование. Без дополнительного образования невозможно развитие личности, ее включение в непрерывное образование, в продуктивную образовательно-культурную деятельность. Учреждения дополнительного образования детей с этих позиций – идеальная и уникальная открытая социально-педагогическая система, интегрирующая дошкольное, базовое и профессиональное образование. Значимым подходом в развитии УДОД в новых условиях становится инновационный подход. Инновационный подход стимулирует развитие системы, предполагает качественные изменения в составляющих ее компонентах: содержательных видах деятельности и реализуемых общих и специальных функциях управления, программах, технологиях и методах; в развитии кадрового потенциала участников совместной деятельности, вследствие которых учреждение как система способно достигнуть более высоких, чем ранее, результатов своей деятельности.
В 2001 году областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко г. Оренбурга получил статус инновационного центра, который сохраняет до сих пор, так как не останавливается на достигнутом.
В структуре Дворца созданы редакционно-издательский комплекс, научно-практическая лаборатория «Поиск», центр информатизации образования и др.
Коллектив понимает, что инновационный подход предполагает изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые характеризуются новизной, обеспечивают повышение эффективности тех или иных процессов или их частей в длительном временном периоде, оправдывают произведенные затраты всех видов ресурсов в сравнении с полученными результатами. Обновление деятельности Дворца осуществляется по направлениям: создание образовательных комплексов на основе нового содержания образования; создание центров раннего развития детей (начиная с двухлетнего возраста); работа с одаренными детьми, детьми из социально незащищенных семей и детьми-инвалидами; организация поисково-краеведческой работы в Оренбуржье; обращение к духовным ценностям, народным традициям, фольклору; организация летнего отдыха детей и подростков.
Использование информационного подхода позволяет рассмотреть информационные связи между выделенными элементами процессуальной системы, а также с окружающими системами. Информационный подход позволяет получить конкретный способ действий для решения реальных задач информатизации управленческой и содержательной деятельности учреждения в целом, осуществлять быстрый поиск необходимой информации в банке данных с использованием компьютерных технологий для принятия наиболее оптимальных управленческих решений, снижая затраты и оптимизируя результаты.
Профилизация образовательного процесса позволила определить перспективу развития и выстроить модели новых образовательных структур в соответствии с современными требованиями: разноуровневая профильная школа информатики, детская телестудия (выпуск телепрограмм «Русалочка», «Калейдоскоп», «Незаменимые»), очно– заочные школы для детей из области «Лидер» и «Дар», «Детская филармония», «Этнографический музей» и др. Основными результатами деятельности этих объединений может служить зрелость выпускников в выборе способа получения образования по окончании общеобразовательной школы. Показателями наличия зрелости воспитанников в выборе являются сформированность адекватной сделанному выбору самооценки, выраженность ценностных ориентаций, связанных с избранным способом получения образования, информационная подготовленность, связь индивидуальных целей с произведенным выбором в наличием исходного уровня образовательной подготовки.
В феврале 2000 г. в оренбургском педагогическом университете на факультете социальной педагогики была открыта кафедра «Педагогика дополнительного образования детей», и областной Дворец стал основной базой этой кафедры. На его базе работает «Школа будущего ученого», которая объединила творческих педагогов дополнительного образования. Она стала стартовой площадкой для соискателей. Пройдет несколько лет и их исследования и диссертационные работы создадут научную основу педагогики дополнительного образования детей.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Я уже несколько раз поступаю следующим образом... Смотрю на какие ветки и форумы заходят гости и иду вслед за ними. Так и сейчас одновременно двое гостей читают это сообщение.

Тогда может кто мне и скажет, чем программно-целевой (не метод, конечно, а поскромнее, - подход) отличается от проектного подхода, программного или проектно-программного подходов?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 15.04.2006, 19:46) <{POST_SNAPBACK}>
Я уже несколько раз поступаю следующим образом... Смотрю на какие ветки и форумы заходят гости и иду вслед за ними. Так и сейчас одновременно двое гостей читают это сообщение.

Тогда может кто мне и скажет, чем программно-целевой (не метод, конечно, а поскромнее, - подход) отличается от проектного подхода, программного или проектно-программного подходов?



Попробую примериться к ответу "в лоб"
ПЦ-подход отличается от перечисленных тем, что у него слово/термин/понятие цель впихнуто в названиеtongue.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(sermivoz @ 15.04.2006, 15:04) <{POST_SNAPBACK}>
Попробую примериться к ответу "в лоб" ПЦ-подход отличается от перечисленных тем, что у него слово/термин/понятие цель впихнуто в название tongue.gif


В принципе соглашусь, Сергей Михайлович. А как Вы отнесетесь к такому возможному уточнению...

Проектный подход стартует с проблемной ситуации настоящего, за счет анализа (рефлексии), перерастающей в ситуацию с проблемами (или с одной проблемой).

Программный подход принципиально иной... В нем изначально зафиксировано желаемое идеальное состояние, которое и требуется инсталировать в настоящее. Программным образом... Если желаемое идеальное состояние будущего описано на языке целей (такое-то и такое), то и такой частный подход можно именовать программно-целевым. А если идеальное будущее состоняние описано на языке задач (делаем то-то и то-то), то такой подход логично именовать программно-задачным. А если на языке результатов (показателей - столько и таких, или стандартов - так и только так ни шагу в сторону), то программно-стандартным, например...

Так что проектный подход стартует с несогласия с настоящим, а программный - с желания заполочить "хорошее" известное будущее. Нет-стратегия и да-стратегия. Вот и вся разница месжду "проектом" и "программой".

Хотя и "проблемы" у всех разные... Как можно стало говить, - у кого-то щи несоленые, а у кого-то жемчуг мелкий. Все познается в сравнении. Для одно "проблема" - это когда не жить, не дышать невозможно. Для другого "проблема" - это невозможность сформулировать цель. Для третьего -достичь этой цели. То же самое с задачами...

Поэтому ВИР предпочитает говорить о "проектно-программном подходе", объединяющим два описанных случая с третьим, - со "сценированием", когда челнок сознания сканирует "потгоризлнтали" пространство между настоящим и будущим, а по вертикали челнок сознания связывает урони компетенции предметов ведения: проблемы, цели, задачи, мероприятия ( функции, услуги), результаты и стандарты (нормативы), знаки качества... (сертификаты).

Шесть уровней... Почему, зачем, куда... Как, что, сколько... Ну, посмотрите как это выглядит в обсуждениях на ветке виртуального урока.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 16.04.2006, 00:35) <{POST_SNAPBACK}>
Проектный подход стартует с проблемной ситуации настоящего, за счет анализа (рефлексии), перерастающей в ситуацию с проблемами (или с одной проблемой).

Программный подход принципиально иной... В нем изначально зафиксировано желаемое идеальное состояние, которое и требуется инсталировать в настоящее. Программным образом...

Так что проектный подход стартует с несогласия с настоящим, а программный - с желания заполочить "хорошее" известное будущее. Нет-стратегия и да-стратегия. Вот и вся разница месжду "проектом" и "программой".


Попробую транслировать "с русского на русский", чтобы проверить свое понимание blush.gif

Проектный подход - от сегодняшней "определенной ситуации с проблемой" к завтрашней "ситуации без проблемы, но не определяемой сегодня"

Программный - "жестко заданное будущее", в которое требуется вогнать "сегодняшнее", как бы оно (сегодняшнее) ни сопротивлялось ak.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(sermivoz @ 16.04.2006, 05:13) <{POST_SNAPBACK}>
Проектный подход - от сегодняшней "определенной ситуации с проблемой" к завтрашней "ситуации без проблемы, но не определяемой сегодня"

Программный - "жестко заданное будущее", в которое требуется вогнать "сегодняшнее", как бы оно (сегодняшнее) ни сопротивлялось ak.gif


Да, согласен, Сергей Михайлович. Если на картинке области (нынешнее и завтрашнее положение дел) изобразить, то получается ТРИ кружочка. Сегодняшнее СУЩЕЕ как оно есть. Завртрашнее ЖЕЛАЕМОЕ (потребностное) при проектном подходе (как желается). Завтрашнее ДОЛЖНОЕ при прогрммном подходе (как оно должно быть). Причем ЖЕЛАЕМОЕ не всегда совпадает с ДОЛЖНЫМ.

При проектировании устраняются существующие проблемы, но могут возникать и порождаться самим проектом новые. При програмированиии идеальная модель может устаревать и не соответствовать меняющейся во время её реализации ситуации. Поэтому есть смешанный вариант - СЦЕНИРОВАНИЕ, когда в каждой точке выбирается палеатив. Возникает еще и промежуточное четвертое состояние - ВОЗМОЖНОЕ.

Ну и все это на разных уровнях рассмотрения (компетенции вопросов ведения лица, принимающего решение - ЛПР). См. приложенный файл с картинкой.

[attachment=965:attachment]
( Пользователь )
Владислав Иванович, не могли бы Вы подсказать каким образом изготовлены такие красивые схемы в Вашем прикреплённом файле? Мне нужно сделать две схемы к выступлению-компьютерная презентация(к статье - чёрно-белая схема), но я сама не знаю в какой программе это можно сделать. Но, только там намного больше текста.
Это схемы структурного плана и управления проектом.
Заранее благодарю,
Любовь Михайловна
Я хотела бы дать Вам прочитать и саму статью, но могу послать её только по эл.почте, так как мой соавтор (Михайлова Елена) не разрешает её публиковать на форуме.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Любовь Михайловна Михайлова @ 16.04.2006, 22:28) <{POST_SNAPBACK}>
Владислав Иванович, не могли бы Вы подсказать каким образом изготовлены такие красивые схемы в Вашем прикреплённом файле?


Любовь Михайловна, извините, что отвечаю на не мне заданный вопрос, к тому же - вопросом:
а Вы в WORD не пробовали?
Панель РИСОВАНИЕ - Автофигуры - Звезды и ленты
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(sermivoz @ 16.04.2006, 14:37) <{POST_SNAPBACK}>
Панель РИСОВАНИЕ - Автофигуры - Звезды и ленты


Не знаю, насколько для местного модератора приемлемо обсуждение не относящися к теме сообщений (я лично сразу бы же удалил или перенес на другую ветку), но могу сказать, что рисунки сделаны в программе Microsoft Visio и перенесены (скопированы) в Word через опцию "вставка" -"специальная вставка" - "аппаратно-независимый рисунок".
( Пользователь )
Спасибо, Сергей Михайлович. Я прямо в Microsoft PowerPoit cумела в звёздочке слово написать! smile.gif
Вечером попробую сделать схемы.
Спасибо, Владислав Иванович, но такой программы у меня в компьютере нет. Пыталась и Вам послать статью, но не получилось. sad.gif
С уважением,
Любовь Михайловна

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+