Личный кабинет

Духовность и нравственность – основы возрождения России

Наталья Филимонова ( Пользователь )
Духовность и нравственность – основы возрождения России

А.И. Щетинская, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой дополнительного образования
Оренбургского государственного педагогического университета

Знаменитый русский философ И.А. Ильин в 1934 году писал: «Образование не должно отделяться от духовного воспитания…. Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России, И обратно…, все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами». Эти слова актуальны и сегодня.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершенно справедливо отметил: "Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству, нестяжания, самоотречения и подвижничества. Без нравственных духовных начал возродить великую Россию невозможно".
Об этом же и слова министра образования В.М. Филиппова: "Совместные усилия школы и Церкви - этих двух самых глав¬ных, укрепляющих друг друга столпов духовной жизни в нашем Отечестве, - обеспечат подъем образованности и духовности общества на ту высоту, которая отвечает запросам личности, по¬требностям будущего страны, идеалам и ценностям человечества!"
В этих высказываниях первостепенной явля¬ется мысль о том, что духовно-нравственное воспитание подрас¬тающего поколения - один из главных вопросов настоящего вре¬мени.
Одной из приоритетных целей гуманистически ориентиро¬ванной системы образования является воспитание духов¬ности ребенка, что предполагает выявление сущности данного феномена в плоскости различных подходов.
Среди них можно выделить следующие ценностно - смыс¬ловой (П.С. Абрамова, Г.А. Аванесова, Л.П. Буев, Е.И. Исаев, Г.О. Лекторс¬кий, Б.Т. Лихачев, С.Л. Ру¬бинштейн, В.Ю. Троицкий, В.Г. Федотов, Ш.Ш. Хайруллин, В.Н. Шердаков, Н.Е. Щуркова), потребностно - информаци¬онный (О.П. Вяземский, П.И. Ершов, Д.М. Кузин, П.В. Симонов), гносеологический (М.С. Ката», В.А. Кутырев), социаль¬но - исторический (В.А. Бачинин, Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров, ВА. Шабанов), комплексный (В.А. Барулин, А.Д. Косичев, Н.Д. Никандров, Г.В. Платонов), деятельностный (В.И. Мурашов, М.С. Каган, И.В. Силуянова).
Представители ценностно - смыслового подхода связывают возникновение духовности, прежде всего, с включенностью чело¬века в мир культуры, освоением сферы «надындивидуальных цен¬ностей», нравственным совершенствованием. Выделяя культур¬но - антропологический аспект проблемы, философы Л.П. Буяева, В.Н. Шердаков полагают, что духовность связана с пробле¬мой обретения человеком смысла своей жизни. Стержневыми ха¬рактеристиками высшего уровня освоения мира человеком явля¬ется Вера, Надежда, Любовь и мудрость жизни София. ВА Лек¬торский и ГА. Аванесова отмечают, что духовность открывает¬ся в человеке через внутреннюю работу над собой, культивирова¬ние чувства любви и нравственного отношения к окружающему миру и близким, а также через религиозный опыт. Основываясь на преобладающем для человека способе отношения к другому, Б.С. Братусь выделяет следующие уровни в структуре личности: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный (гумани¬стический) и духовный (эсхатологический). Именно последняя ступень характеризуется субъективными отношениями человека с Богом, где личность осознает себя и другого не только конеч¬ным и смертным, но и сакральным, божественным существом.
Несколько иная точка зрения в понимании сути духовного у представителей потребностно - информационного подхода П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский убеждены, что посколь¬ку первопричиной и движущими силами человеческого поведе¬ния являются потребности, то «духовность» и «душевность» связ¬ны с индивидуальной выраженностью в структуре личности двух фундаментальных оснований - идеальной потребности познания» социальной потребности жить для других. Духовность определяется преимущественно первой из них, а душевность - второй.
Гносеологический подход к определению сущности духа обо¬сновывает М.С. Каган. Основываясь на выявленной им четырех¬сторонней структуре человеческой деятельности, он выделяет четыре аспекта проявления духовности; в процессе познания реаль¬ности, ее преобразования, ценностного осмысления и общения людей я их совместных действиях. Решающим условием для пре¬вращения интеллекта в дух, по ого мнению, является «двунаправленность» человеческого мышления - не только во вне, на окру¬жающий мир, но и во внутрь, на самого себя.
Представители социально - исторической точки зрения - Г.Э. Бурбулис и В.Е. Кемеров полагают, что духовность - это особая концентрация интеллектуальных сил человека, вырабатываемая в процессе социального бытия, способность людей сознательным образом относиться к общественно - историческому процессу, и участвовать» его творческом преобразовании и развитии.
Интерес представляет и характеристика духовности В.С. Ба¬рулиным в плоскости комплексного или онтологического подхода. Духовность определяется им как основополагающее качество че¬ловека разумного, принципиально отличающее его от мира жи¬вотных. В понятие духовности автор включает все содержание ин¬теллектуально - мыслительной, чувственно - эмоциональной и волевой деятельности (и способностей) человека, весь сложный комплекс его психики, нравственно - эстетических и религиозных помыслов, переживаний, науку и искусство.
Представитель деятельностного подхода И.В. Силуянова, рас¬сматривая духовность как способ жизнедеятельности и, подчерки¬вая значимость ценностей и идеалов, полагает её суть в самооргани¬зации и управлении личности. С этой точки зрения, духовным явля¬ется человек волевой, способный владеть своими побуждениями, желаниями, стремлениями.
Несмотря на многочисленность подходов к определению по¬нятия духовности, считаем возможным, предложить для осмысле¬ния наше понимание данного термина. Духовность есть интегративное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к че¬ловеку, миру, Богу. Она связана с интеллектуально - мыслитель¬ной, чувственно - эмоциональной и волевой сторонами личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой.
Исследование проблемы воспитания духовности личности требует обоснования критериев, на основе которых может осу¬ществляться данный процесс.
Один из важнейших критериев воспитания духовности лич¬ности заключается в постановке и поиске личностью ответов на смысложизненные вопросы, что реализуется путем познания себя, других людей, мира. При этом субъективное, индивидуальное осознание смысла Жизни не может быть дано в готовом виде, но открывается через напряженную душевную работу и духовную деятельность, направленную на другого человека, Бога.
Основной движущей силой в поведении людей является стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Чело¬век духовен в той степени, в какой он задумывается над смысложизненными вопросами, и стремится получить на них ответ. Человеческая жизнь характеризуется как путь созидания смыс¬ла. Смысл жизни нельзя изобрести, его невозможно дать чело¬веку, а надо каждый раз найти, воплощая в нем свою сущ¬ность. Данный поиск отражает динамику духовного развития человека и обуславливает факт конечности существования. Смертность открывает нам ценность временя жизни. Утверж¬дая осмысленность, не напрасность жизни мы духовно преодо¬леваем смерть. Таким образом, духовность и есть потребность постижения смысла и назначения своей жизни.
Предполагается наличие и других критериев воспитания ду¬ховности студента, затрагивающих в частности эмоционально-мотивационную плоскость человеческого бытия.
Пробуждение духовности как личностного качества выражает¬ся в усиления чувства наполненности душевного мира человека. По¬казательно, что многие исследователи, пытаясь найти некие общие критерии духовности личности, приходят к выводу, что именно со¬переживание, сочувствие, эмпатия, содержательно входящие в сфе¬ру человеческой душевности, и являются такими основами.
Сила» образующая духовность, задает главную цель раз¬вития человека и проявляется, прежде всего, в эмпатии - чув¬стве духовного родства со всем живым во Вселенной (В.Н. Ко¬лесников). Эмпатия расширяет границы человеческого «Я» и тем самым увеличивает индивидуальное психологическое про¬странство человека. Она - ценнейшее орудие познания челове¬ческой индивидуальности, специфическая система отражения партнеров по взаимодействию, а не только способность соуча¬стия и сопереживания. Человек, развивающийся духовно, стре¬мится понять причины и следствия, управляющие другими людьми. Без этого невозможно воспитывать его духовность, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам» Выделяют несколько каналов эмпатии -рациональ¬ный, эмоцинальный и интуитивный (В.В. Бойко).
Основываясь на определении душевности как интереса к по¬требностям других и умении принять их как личностно значимые, формулируем еще один критерий воспитания духовности личности. Им является душевность как содержательная составляющая духовности, основывающаяся на эмпатии - способности к сочув¬ствию, сопереживанию, сорадованию другому человеку.
Процесс воспитания духовности личности обретает большую полноту, если учитывается ещё один критерий, в осно¬ву которого положен принцип деятельной любви.
Аргументируем высказанное утверждение. Духовный уро¬вень личностного бытия более высок, чем нравственный, по¬скольку задается заповедью любви к людям и ко всему живому. Если основой нравственности является справедливость, то ду¬ховности - милосердная любовь. Высочайшим выражением духа человека является такое его состояние, когда своего ближнего любят не как себя, а больше, чем себя.
Любовь - это деятельная доброта, переходящее из плана теоретического в актуализированный. Она проявляется в глу¬бинном общении (Г.С. Батищев), в совместном творческом труде и взаимопомощи. Духовная деятельность, как правило, бескорыстна и вознаграждается чувством удовлетворения от выполненного долга, проявлением альтруистических, гуманных чувств, что способствует гармонизации отношений личности и окружающего ее мира. Так, с точки зрения психологов, наи¬более благоприятные условия для личностного развития лич¬ности создают просоциальная и, более того, эсхатологическая ориентации (Б.С. Братусь). Именно в последней вектор духов¬ного совершенствования личности задан абсолютным требо¬ванием любви к Богу. Согласно христианским догматам, чело¬век реально совершенствуется в деятельной любви.
Таким образом, содержанием данного критерия воспита¬ния духовности личности являются поступки и дела человека, основанные на милосердной, деятельной любви к другим людям, Богу, проявляющиеся в форме жертвования своими личными ин¬тересами ради блага ближнего.
Исходя из вышесказанного, духовность личности как интегративное качество критериально определяется через постанов¬ку и поиск ответов на смысложизненные вопросы, эмпатию как основу душевности и деятельности, основанную на ми¬лосердной любви к другому человеку.
Наконец, обратимся к вопросу воспитуемости духовности личности ребенка. В современных научных исследованиях отчетливо прослеживаются две позиции: педагогически - пессимисти¬ческая и педагогически - оптимистическая.
Сторонники первого подхода утверждают, что духовность не может быть сформирована «извне». Это специфическая осо¬бенность каждого. Человек индивидуален от рождения, отто¬го духовность в нем уже заложена изначально (от Бога или ге¬нетически). Поэтому процесс воспитания (или иначе - наси¬лия) есть не что иное, как подавление личности.
Представители другого, оптимистического, подхода, которых подавляющее большинство, справедливо считают, что воспита¬ние духовности личности возможно. Логику данного процесса можно рассматривать в следующих аспектах:
- через эмоционально - духовное осмысление окружающего мира формируются основные алгоритмы миропонимания;
- вырабатываются душевные защитные механизмы, предох¬раняющие индивидуальность от деформаций и унижений;
- через осмысление, рефлексию собственной души осуществ¬ляется приобщение к истинным духовным ценностям;
- углубление и развитие собственных духовно - душевных со¬стояний способствует самосозиданию.
Предположим, что потенциал духовности заложен в каждом человеке от рождения, его надо только развить. В этом смысле духовность изначально дана всем, но по - разному. Учитывая ге¬нетические особенности психики, сознания, можно утверждать, что в каждом человеке могут развиваться в различной степени и предпосылки духовности, в том числе и в ходе специально орга¬низованного педагогического процесса, имеющего своей целью включение студента в широкий социо - культурный контекст ос¬воения общечеловеческих ценностей.
Таким образом, реализация концепция модернизации образования заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. Воспитание рас¬сматривается в концепции "как первостепенный приоритет в обра¬зовании". Важнейшие задачи воспитания - формирование граждан¬ской ответственности, правового самосознания и духовности.
Кирилл Гольцов ( Пользователь )
Полагаю, что стоит чрезвычайно аккуратно относиться к вопросу введения христианских уроков в школе, так как понятия "духовность", "мораль" и "нравственность" стоит отличать от "религиозности" - это разные вещи. Конечно, замечательно, что Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отмечает, что "... необходимо усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству, нестяжания, самоотречения и подвижничества. Без нравственных духовных начал возродить великую Россию невозможно". Очень красивые и возвышенные слова, но мы люди разумные и зададимся простым вопросом: если некто очень ратует за что-то, видимо - у него имеет место какой-то интерес. В чём он? Вот, например, с аналогичными обращениями и обеспокоенностью взывают к системе образования компании Microsoft, Intel, разного рода СПС и прочие лица - все они обеспокоены о будущем нации и готовы предоставить абсолютно бескорыстно своё ПО и компьютерную технику для эффективного обучения молодого поколения. Цель их ясна - "подсадить" людей именно на их программные решения. Что же касается церкви, то решение её отделения от государства было абсолютно очевидно - не может быть в стране двоевластия. Это положение вещей, разумеется, не может устраивать "представителей Бога" и они начинают искать поливариантные пути решения проблемы (борьбы за "души" прихожан и сторонников) - один из них, что вполне предсказуемо и логично, сфера образования. Именно на тех же самых основаниях, что и названные выше компании. Но здесь проблема гораздо глубже - это явная попытка создания силы, которая в любой момент может оказаться страшной альтернативой существующей государственной власти. Как Вы думаете - за кем пойдут массы (тем более, воспитанные на "христианских уроках"), если президент страны займёт одну позицию, а церковь - противоположную?

------------------------------------
www.golcov.ru
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Golcov @ 03.08.2006, 11:06) <{POST_SNAPBACK}>
Полагаю, что стоит чрезвычайно аккуратно относиться к вопросу введения христианских уроков в школе, так как понятия "духовность", "мораль" и "нравственность" стоит отличать от "религиозности" - это разные вещи.
Как Вы думаете - за кем пойдут массы (тем более, воспитанные на "христианских уроках"), если президент страны займёт одну позицию, а церковь - противоположную?

------------------------------------
www.golcov.ru


О том, что церковь вхожа в школу или атакует образование. мне неплохо известно. Благие намерения!
В Белгородской области "Основы православной культуры" - региональный компонент. А почему только православной? Почему только основы? - Это ряд вопросов, которые задают родители детей, которым придётся всё это изучать. Разве культура может быть Православной, Мусульманской, Иудаистской, Буддийской?
В нашей стране всегда было двоевластие - оно и останется. Раскол при Петре - тяжкая ноша до сих пор. А насчёт того, за кем пойдут, отвечу просто - ни за кем... натура такая.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Филолух @ 03.08.2006, 14:52) <{POST_SNAPBACK}>
О том, что церковь вхожа в школу или атакует образование. мне неплохо известно. Благие намерения!
В Белгородской области "Основы православной культуры" - региональный компонент. А почему только православной? Почему только основы? - Это ряд вопросов, которые задают родители детей, которым придётся всё это изучать. Разве культура может быть Православной, Мусульманской, Иудаистской, Буддийской?
В нашей стране всегда было двоевластие - оно и останется. Раскол при Петре - тяжкая ноша до сих пор. А насчёт того, за кем пойдут, отвечу просто - ни за кем... натура такая.

Андрей!
А вот у нас с этого года начинаются проблемы.
Вводят "Основы мировых религий". Мало того, что религиоведение расворено во всех курсах истории, обществознания и.т.п. придется обучать учителей истории на курсах в известном институте. Ничего не скажу о квалификации преподавателей, но.. Это не математика, не литература, даже не история. Проблемная тема, взрывоопасная. И от того, кто будет преподавать, кому преподавать и как он это будет делать многое зависит. И не только в знаевом отношении.
Вы же знаете, в столичных школах все более, и более учащихся не принадлежащих православной вере. Аккуратность - здоровье учителя
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 03.08.2006, 15:30) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей!
А вот у нас с этого года начинаются проблемы.
Вводят "Основы мировых религий". Мало того, что религиоведение расворено во всех курсах истории, обществознания и.т.п. придется обучать учителей истории на курсах в известном институте. Ничего не скажу о квалификации преподавателей, но.. Это не математика, не литература, даже не история. Проблемная тема, взрывоопасная. И от того, кто будет преподавать, кому преподавать и как он это будет делать многое зависит. И не только в знаевом отношении.
Вы же знаете, в столичных школах все более, и более учащихся не принадлежащих православной вере. Аккуратность - здоровье учителя


Андрей! Мировые религии - всё же лучше, чем одна православная!
Вы правы, что в курсе истории и обществознания всё это присутствует. Однако, организаторам таких проектов хотелось бы, наверное, всё объединить, сконцентрировать. Здесь-то и динамит, который не просчитан. С другой стороны в Белгороде уже был выпуск студентов теософского факультета БелГУ.
Вопрос: многие ли из этих выпускников придут в школы?
Семенов Вадим ( Пользователь )
(Филолух @ 03.08.2006, 18:52) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей! Мировые религии - всё же лучше, чем одна православная!

А атеистам как быть? Или свобода совести отменяется, хоть в христианство, хоть в буддизм, но в какую-нибудь древнюю чепуху веровать обязательно? Вроде в 21 веке живем, в мире науки и высоких технологий и хотим быть конкурентоспособной страной в этом мире, а детям предлагается изучать сборник заблуждений и предрассудков древних людей.

(Филолух @ 03.08.2006, 18:52) <{POST_SNAPBACK}>
Вы правы, что в курсе истории и обществознания всё это присутствует. Однако, организаторам таких проектов хотелось бы, наверное, всё объединить, сконцентрировать. Здесь-то и динамит, который не просчитан.

Уверен, как раз организаторами-то очень хорошо просчитан. В курсе истории и обществоведения феномен религии рассматривается беспристрастно, с научной точки зрения. А им нужен именно мозгопромывочный курс, обращение в веру.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 04.08.2006, 09:22) <{POST_SNAPBACK}>
Уверен, как раз организаторами-то очень хорошо просчитан. В курсе истории и обществоведения феномен религии рассматривается беспристрастно, с научной точки зрения. А им нужен именно мозгопромывочный курс, обращение в веру.

В том то и проблема!!!
Не думаю, что они собираются промывать мозги, вводя этот курс. Знаете, кто похоронил курс "Научного коммунизма"? Тот, кто его читал в институтах, на курсах итп.
Людей придеться напрягать. Ведь разнарядка придет, чтобы обучить на курсах. Не менее 144 часов.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 04.08.2006, 09:22) <{POST_SNAPBACK}>
А атеистам как быть? Или свобода совести отменяется, хоть в христианство, хоть в буддизм, но в какую-нибудь древнюю чепуху веровать обязательно? Вроде в 21 веке живем, в мире науки и высоких технологий и хотим быть конкурентоспособной страной в этом мире, а детям предлагается изучать сборник заблуждений и предрассудков древних людей.
Уверен, как раз организаторами-то очень хорошо просчитан. В курсе истории и обществоведения феномен религии рассматривается беспристрастно, с научной точки зрения. А им нужен именно мозгопромывочный курс, обращение в веру.


Вадим Дмитриевич!
Атеизм - тоже религия. Вера в то, что бога нет. "А" - не; "тео" - бог. Никто не заставляет верить. Но знать-то иногда необходимо. Знания, они никогда не мешали.
Что касается "мозгопромывочного курса", то позвольте полюбопытствовать: Вы сами-то читали эти книги? Там прямо-таки и написано: "Хочешь жить - верь в Христа, Магомета, Будду, Вуду (нужное подчеркнуть)"? Или это только Ваши предположения.
Учебные программы "Православная культура в школе" лично видел. Но не скажу, что это махровая пропаганда. Правда, не без своих тараканов, как говорится. tongue.gif
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Филолух @ 04.08.2006, 09:39) <{POST_SNAPBACK}>
Вадим Дмитриевич!
Атеизм - тоже религия. Вера в то, что бога нет. "А" - не; "тео" - бог. Никто не заставляет верить. Но знать-то иногда необходимо. Знания, они никогда не мешали.
Что касается "мозгопромывочного курса", то позвольте полюбопытствовать: Вы сами-то читали эти книги? Там прямо-таки и написано: "Хочешь жить - верь в Христа, Магомета, Будду, Вуду (нужное подчеркнуть)"? Или это только Ваши предположения.
Учебные программы "Православная культура в школе" лично видел. Но не скажу, что это махровая пропаганда. Правда, не без своих тараканов, как говорится. tongue.gif

Знания знаниям рознь. Не научи ты его логорифмам - что тут поделаешь. На курсах как-нибудь натаскают, научат.
Ведь давно отмечено: не главное, что написано в учебнике, главное кто и как будет преподносить тебе "истину".Тем более, что учебнички-то дети наши редко читают. И то, когда задают.

Правда, некторое вундеркинды начитались умных книжек ohmy.gif ohmy.gif ohmy.gif
Семенов Вадим ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 04.08.2006, 11:35) <{POST_SNAPBACK}>
Не думаю, что они собираются промывать мозги, вводя этот курс.


Хм, а какие тогда цели преследуются? А насчет промывать, так это смотря кто занятия вести будет. Обычные учителя, наверное, не будут. Но, боюсь, это только первый шаг, чтобы тихой сапой приучить население к мысли о том, что можно наплевать на конституционный принцип отделенности церкви от школы. Как уже наплевали на отделенность церкви от государства. На этом этапе, возможно, обычные учителя будут вести. А когда все привыкнут, глядишь, и до "специально подготовленных" дойдет, а то и вовсе до батюшек. Вот тогда и начнется веселье...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+