Личный кабинет

Урок по предмету «Окружающий мир» как форма педагогического процесса на основе художественного творчества учителя

Юлия Королькова ( Пользователь )
Урок по предмету «Окружающий мир» как форма педагогического процесса на основе художественного творчества учителя

Королькова Ю.В.,
доцент кафедры теории и практики
профессионального образования СКИПКРО,
г. Ставрополь

Тема: Как животные дышат. Как животные передвигаются
Цель: изучить способы дыхания и передвижения животных разных классов.
Задачи:
1)сравнить механизмы дыхания растений и животных;
2)охарактеризовать способы дыхания сухопутных и водных животных;
3)выявить связь способов передвижения животных с наличием характерных для них конечностей;
4)охарактеризовать способы передвижения представителей разных групп животных;
5)выяснить условия нормального функционирования организма животных и причины, приводящие к его нарушению.
Тип урока: специализированный.
Форма организации: урок-сказка.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: текст экологической Сказки-катастрофы, иллюстрации к сказке, фортепиано (или аудиозапись лирической миниатюры), пособие для упражнения «Верни конечности», экологическая эмблема.
Структура:
I.Оргмомент.
II.Актуализация ранее изученного.
III.Формирование новых понятий, убеждений, способов действий.
1.Введение эмблемы.
2.Чтение Сказки-катастрофы.
3.Слушание музыки.
4.Беседа.
5.Практическое задание.
IV.Рефлексия.
1.Беседа.
2.Объяснение эмблемы.
V.Домашнее задание.
Миссия: содержание и атмосфера занятия глубоко затрагивают эмоциональную сферу школьников, вызывая сострадание к случившемуся по вине человека несчастью животных, ощущение личной ответственности за состояние природной среды, стремление к участию в деле ее охраны.
Вывод ученика: «Животные по-разному дышат, но – как и я – одним воздухом; по-разному передвигаются, но – как и я – по одной земле и воде. Значит, и воздух, и сушу, и воду нужно беречь для всего живого».
Ход занятия.

I.Оргмомент.
II.Актуализация ранее изученного.
Фронтальный опрос (по иллюстрациям сказки «Доля каждому своя» или рисункам учебника. Учитель указывает на животное, учащиеся называют класс и дают характеристику органов чувств).
Наш герой дядя Ваня образумился, выслушав советы своих меньших братьев. Какой наказ он даст внучатам? Если бы вы были внучатами, что бы пообещали ему? А животным?
Формирование новых понятий, убеждений, способов действий.
Введение эмблемы.

Мы рассмотрели три экологические сказки и выяснили, с какой небрежностью и неосторожностью человек может потр######тельски относиться к природной среде. Но это далеко не все. Порою случаются настоящие экологические катастрофы, приводящие к серьезным изменениям и бедствиям в живой природе. Например, к нарушению каких-либо процессов в организмах животных.
Сегодняшнее занятие особое. Даже тема не захотела называться сама собою – вы ее определите позже. Даже у сказки нет названия – просто Сказка-катастрофа. Даже экологическая эмблема сегодня темнее и молчаливее.
Чтение экологической Сказки-катастрофы.
Земля двадцать первого века –
Машин, проводов и ракет.
Наука такого успеха
Не знала за тысячи лет.
Станки, удобренья, лекарства,
Компьютер и магнитофон
На службе во всех государствах,
Все это сегодня не сон.
Но мало того человеку,
Он хочет себе подчинить
И воздух, и почву и реку,
Побольше собрать и добыть.
Случилось на маленький остров
Геологам как-то шагнуть,
На берег приветливый, пестрый
В надежде найти что-нибудь.
И водоросли, и кокосы,
И рев, и жужжание здесь.
Но в мире другие запросы –
Готовится новая смесь.
Такая нужна, чтобы грела,
Светилась, умела взрывать,
Годилась для каждого дела,
Такую непросто создать.
И рев, и рычание громче,
Да дикие звери молчат:
На острове пилят и топчат,
И жалом железным бурят.
Мелькают кирки и лопаты,
Глубинные комья земли.
Проносится возглас: «Ребята,
Мы, кажется, что-то нашли!»
Пласты непонятной породы
Дробят и наружу влекут,
Но только печальные ноты
Ее на поверхности ждут…
Мы сами в этом убедимся, прослушав музыку того острова.
Слушание музыки.
О чем хотела поведать эта мелодия?
Какая опасность предвидится вам?
Если бы вам удалось обнаружить неизвестную породу, как бы вы поступили?
Добыли, стесали, размяли
И свойства решили узнать.
В цистерне с металлом смешали,
Растворы взялись добавлять.
Опасным заполнили газом,
Нагрели коварный сосуд…
Удар. Следом вспышка, и разум
Растаял за пару минут…
Отброшены в сторону люди,
От жжения стонет трава.
О, что с этим островом будет?
Природа как будто мертва…
Покровы угрюмые пыли
На каменный остров глядят,
Лучи в темноте растворили,
Спустили завесу, в ней яд.
Беду, что блуждает по свету
Ты редко увидишь одну.
И ходит она без билета
В жилище, на небо, ко дну.
Любуясь на остров далекий,
Под шумы податливых вод
Бескрайней соленой дорогой
Тем временем шел пароход.
Тогда же и танкер навстречу
С запасами нефти спешил.
Кто вовремя не был замечен?
Кто шаг роковой совершил?
Ответить на это непросто,
Внезапно столкнулись суда,
Когда на чарующий остров
Лег траурный дым, чернота.
Иль штурманы глаз не сумели
От бедной земли отвести.
Штурвал ли унять не успели,
Чтоб воды от нефти спасти.
Из танкера жидкость сочится –
Пробоина в нем велика.
На гладь океана ложится,
Который уснет на века…
Раскованы чувства природы,
Рассеян мгновенный испуг.
Над островом нет кислорода! –
Рождается паника вдруг.
По берегу мечутся волки,
Кричит, задыхаясь, сова,
Ежа словно колют иголки,
Змея шевелится едва.
«О, как тяжело нашим легким!
В груди почернело и жжет!
Весь воздух нам кажется горьким!» –
Жираф голосит и удод.
А жабы, лягушки, тритоны
Кричат: «Наша кожа суха!»
У них вырываются стоны,
Стесняет удушье, тоска.
В таком же смятении бьется
Под черным плащом океан.
Не всем кислород достается
От нефти-злодейки и там.
У рыб будто склеены жабры,
Всплывает, как связанный, кит.
Сегодня и трус будет храбрым –
Без воздуха тело горит.
Беседа.
Какой жизненно важный процесс в организме животных оказался нарушенным?
Зачем всем так нужен кислород?
Вспомните, как происходит дыхание у растений.
Механизм дыхания животных обратный. В органах дыхания происходит поглощение из воздуха кислорода и выделение в него углекислого газа.
Какие особенности способов дыхания вам удалось обнаружить при чтении сказки у млекопитающих? У рыб? У земноводных?
Дыханию рыб служат жабры, земноводных – легкие и кожа, пресмыкающихся – только легкие.
Внезапно подводная стая
Скатилась на берег волной,
Вдохнуть понапрасну мечтая
На острове воздух иной.
И так же напрасно лисица,
Паук черепаха и крот
Решили под воду спуститься,
Желая найти кислород.
(иллюстрация 2)
И рыбы, и птицы, и звери
Спасались, забыв обо всем.
Кружились, как в пьяной метели,
Меняя положенный дом.
Темнеет вдали колесница,
Развозит прохладную ночь.
Все молкнет, дремота стучится,
Лишь яд не уносится прочь.
Иль за ночь он так рассердился,
Природа ли стала шутить,
Но даже рассвет удивился,
Подвесив румяную нить:
Животных он видит на суше,
Животных он видит в воде.
Но… крылья растут у лягушек,
А крылья у аиста где?
(иллюстрация 3)
У птицы чешуйки на коже.
И сбоку по два плавника.
Остался кузнечик без ножек,
Но ползают два судака.
Шакал, броненосец прибавил
К своим четырем две ноги.
Весь мир отвернулся от правил
И каждый кричит: «Помоги!»
Без крыльев не будет полета,
Без ног – ни ходьбы не прыжка,
Исчезнет защита, охота –
Конечностей роль велика.
Не могут голодные птицы
Ни плыть, ни нырять в океан,
А кобре под небо не взвиться –
Есть крылья, но опыт не дан.
Захлопнуты к радости двери,
Минут не воротишь назад.
На острове боль и потери:
О, как же губителен яд!
Глядите: на плачущий берег
Спускается шарик с небес:
«Несчастные птицы и звери,
За что же несете вы крест?
За то, что хотелось проверить,
В чем сила коварная недр?
Как людям планету доверить,
Не знающим долга и мер?
(иллюстрация 4)
Я облачко, прячусь у солнца,
Водицу под шубкой храню,
К ней дым очень часто крадется –
Я вновь человека виню.
На остров вернется улыбка,
Я буду спасенье искать,
Но, люди, такие ошибки
Не смейте вовек совершать.
Мне могут помочь и ребята
Порядок, покой возродить.
Животным конечности надо
По правилу все возвратить.
Внимательны будьте и смелы,
Верните плавник и крыло,
Чтоб были животные целы,
Чтоб их не обидело зло».
3.Практическое задание
Определите, какому животному принадлежит каждая из конечностей.
(Наглядное пособие укрепляется на доске. Варианты выполнения: по цепочке; индивидуально каждым письменно с последующей проверкой; одним учащимся у доски).
А облако шубку надуло,
Ответственно стало чернеть,
Вздохнуло чудовищным гулом,
Пугая и яды, и нефть.
Ликуя, захлопав в ладоши,
Пустило волшебный поток,
Чтоб тень над землей уничтожить,
Чтоб каждый дышал без тревог.
Повергнуты, скорчены яды.
Но строго нисходит с небес:
«Последняя это награда,
На свете немного чудес».
Животные рады здоровью,
Кто к суше бредет, кто к воде.
Жестоко слезами и кровью
Платить за безумство людей.
IV.Рефлексия.
1.Беседа.
Какие две темы объединяет сегодняшний урок?
Почему животные передвигаются по-разному?
Перечислите известные конечности. Какова их роль?
Перечислите, какие животные способны летать, ползать, плавать, ходить.
Что могло случиться, если бы животным не помогло волшебное облако? Почему?
Какой наказ оно дало человеку?
2.Объяснение эмблемы.
V.Домашнее задание.
Стр. 171-173

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+