Личный кабинет

Общее художественное образование

Что такое общее художественное образование, почему на него так мало обращается внимания и что можно сделать
Лилия Воропаева ( Пользователь )
В комментарии на статью от 17.11. 2009 года "Фурсенко: труд, музыку и физкультуру могут исключить из учебного плана"

http://pedsovet.org/content/view/7567/249/#comment10415

Хасина Ирина Владимировна написала:

"Уважаемые коллеги! Хочу процитировать фрагмент статьи в журнале «ИСКУССТВО В ШКОЛЕ»: О СОСТОЯНИИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ в № 1 за 2008 год
А.Мелик-Пашаев
О СОСТОЯНИИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аналитическая записка, представленная в Министерство образования и науки
Цель настоящей записки – привлечь внимание ведомств, учреждений и конкретных лиц, определяющих и ответственных за образовательную политику в России, к возможностям общего художественного образования, к резкому несоответствию этих возможностей и наличного состояния дел и к тем неотвратимым последствиям, которые оно за собой влечет.
"что искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума» – даже если иметь в виду стандарты и учебные планы, а не школьную действительность. На практике не в каждой школе регулярно ведется преподавание изобразительного искусства и музыки, и ведут его сплошь и рядом неспециалисты. А если какой-то из этих предметов вынужденно заменяется, то далеко не всегда предмет-заменитель имеет отношение к искусству. При этом, как уже было упомянуто, очевидно ненасытное желание руководства образованием сокращать художественный цикл или вытеснять его в область дополнительного образования.
С последним нельзя было бы примириться даже в том случае, если дополнительное художественное образование стало бы повсеместно доступным, качественным и бесплатным, поскольку в обществе, претендующем на какой-то уровень духовности и культуры, основы художественного развития должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно".

По-моему, лучше не скажешь.... И обидно, что министр не услышал это".

Что нужно сделать, на Ваш взгляд, уважаемые коллеги, чтобы министр услышал?
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Если "основы художественного развития должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно" (А.А.Мелик-Пашаев), то и в обсуждении этого вопроса желательно участие как можно большего количества людей.
Татьяна Шеина ( Пользователь )
Лилия Алексеевна. Как Вы правильно уже заметили, надо менять отношение к этим предметам. У всех менять, и начинать надо с родителей и с самих педагогов. Не должно быть деление "нужные и не нужные", "важные и не важные". Ну представьте человека без носа, без ушей - главное это ходить, смотреть, говорить. Так что ли???

Вот и здесь это звено!! без которого нет цепи. Просто звено очень слабое и беззащитное. Я хоть и готова его защищать и закалять, но пока не понимаю как. Доказывать??? А что нас кто-то хочет слушать???
Татьяна Родионова ( Пользователь )
Действительно, душа и тело - неотделимы и жаль, что и так не совсем имущих учителей так дифференцирует правительство. Целиком и полностью зная, КАК должно быть и Что необходимо - глупо, конечно. Единственное, что может помочь в данной ситуации, как мне кажется, пересмотреть свою роль преподавателя предмета художественного цикла. Я имею ввиду наш коммерческий мир. Ведь и Шиллер тоже за деньги писал, и художники тоже кушать хотят. Русские чиновники привыкли указывать на некие идеалы, требовать, ссылаясь на них, об обязанностях же своих часто забывают... ну, это долгая история...
Так мне кажется уместным найти с детками такие проекты, на которых еще и деньги можно делать.. а еще лучше, если это будет в обход очень строгих структур, которые неимоверные налоги будут собирать. В этом случае идеальным соратником мог быть бы директор. Что я пишу..кошмар, но как иначе, недавно только с большой трибуны заявили - экономика должна строиться не на откатах! Смешно....
У меня сразу идея возникла - к примеру, если старшеклассник посредством уроков МХК обладает художественным вкусом, а посредством учителя информатики умеет работать в фотошопе, то он может проявить себя в фрилансе, и подзаработать немного. Но очень часто там необходима команда для работы. Считаю, что стремление заработать на основе своих интересов - это очень важный момент социализации личности.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Мясникова Татьяна, 23.11.2009, 22:43) <{POST_SNAPBACK}>
Действительно, душа и тело - неотделимы и жаль...


Совершенно согласна с Вами, Татьяна. Практически все говорят о важности формирования души. Даже чиновники, иногда. Правда, применяют это почему-то только к религии. Поэтому мне совершенно непонятно, почему они не видят неисчерпаемых ресурсов искусства для решения этой задачи? Тогда бы не будоражил общественность вопрос о Фурсенко, который намерен убрать предметы по исскусству из учебного плана.

Цитата (Татьяна Шеина, 23.11.2009, 21:48) <{POST_SNAPBACK}>
А что нас кто-то хочет слушать???


Татьяна! Для начала нам нужно хотеть говорить. А я этого не вижу. Об этом говорит хотя бы наша активность на ветках по искусству. Говорящих людей - единицы.
Татьяна Шеина ( Пользователь )
Регулярно читая многие ветки Педсовета, я понимаю, что говорить мне хочется все меньше и меньше. Я знаю, что я делаю (как работаю), знаю и вижу результаты, анализирую и делаю выводы. Но вот говорить и писать совсем нет желания.
Во-первых, не всегда могу поддержать дискуссию, и совершенно не умею спорить и доказывать (словесно).
А во-вторых сказано уже так много, и сделано выводов так много, что повторяться просто боязно.
Есть факты, неоспоримые, в необходимости и жизненной важности предметов эстетического цикла для всех. Доказали все: и врачи, и психологи, и педагоги, и сама жизнь!!! Что я то могу доказать???
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Шеина, 06.12.2009, 03:00) <{POST_SNAPBACK}>
Регулярно читая многие ветки Педсовета, я понимаю, что говорить мне хочется все меньше и меньше. Я знаю, что я делаю (как работаю), знаю и вижу результаты, анализирую и делаю выводы. Но вот говорить и писать совсем нет желания.
Во-первых, не всегда могу поддержать дискуссию, и совершенно не умею спорить и доказывать (словесно).
А во-вторых сказано уже так много, и сделано выводов так много, что повторяться просто боязно.
Есть факты, неоспоримые, в необходимости и жизненной важности предметов эстетического цикла для всех. Доказали все: и врачи, и психологи, и педагоги, и сама жизнь!!! Что я то могу доказать???


Татьяна! На это могу только сказать: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся..."
Лилия Воропаева ( Пользователь )
"Ключевыми словами для меня ... стали «наука», «интеллект» и закавыченная “культура”, ибо благодаря науке и культуре интеллект человека оказался превращенным ныне воистину в «сатанинское орудие» научно-технического прогресса! (!?)
Если учесть, что интеллект и интеллигенция как понятия находятся в одном смысловом гнезде словарей, справочников и энциклопедий, то нелицеприятные выводы каждый может сделать сам… Если продолжить, - то и интеллигенция – истотный проводник культуры - превращается в «сатанинскую силу» общества! (!?) Но разве нормальный человек может с таким согласиться?

И произошло это только потому, что мы всё ещё пользуемся старым багажом знаний, в котором накопилось много хлама. Это касается и «научного» определения понятия интеллект, например, что это есть «ум, разумное начало человека, мыследеятельность». Легко заметить, что на самом деле оно не научное, а эмпирическое; причем, без должного философского осмысления.

Возникает вопрос: За что боролась и борется интеллигенция, нагружая школьника знаниями по всем учебным предметам? Чтобы превратить этот накопленный на знаниях «квазиинтеллект» в «сатанинское орудие» НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА?"

Вот эти слова А.Матурского не заставляют ли ещё раз задуматься о необходимости общего художественного образования?
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (АСМатур, 22.02.2010, 16:04) <{POST_SNAPBACK}>
И хочу спросить, как вы смотрите на идею, чтобы в Конвенцию о Правах Ребенка был вписан ПУНКТ о Правах РЕБЕНКА на ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВСПИТАНИЕ при ПОСРЕДСТВЕ Искусства Живописи и Искусства Музыки и Искусства Слова?

С надеждой найти на ВИПе ПОДДЕРЖКУ ПЕДАГОГОВ по ИЗО, Музыке и Литературе. :-)
На физиков и математиков уже ... никакой надежды. :-)))



Анатолий Сергеевич!
По сути, Ваша идея мне нравится. Я сразу же открыла Конвенцию о правах ребёнка, чтобы посмотреть, как там формулируются интересующие нас проблемы. Обнаружилось следующее:

"....

Статья 17
Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:
a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29;
b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;
c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;
d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;
e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

...

Статья 29
1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
e) воспитание уважения к окружающей природе.
2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Статья 30
В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Статья 31
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

..."

Лично мне кажется, что сюда можно бы внести некоторые уточняющие нормы.

Поскольку ребёнка характеризует не только интеллект, а ещё многие качества, то я опять же не могу прнять полностью Вашу формулировку (по части ТОЛЬКО ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТОЛЬКО МУЗЫКИ, ИЗО И СЛОВА). Вы мой комплексный подход знаете.
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
Уважаемая Лилия Алексеевна!
Мы сейчас опять начнем по той библейской заповеди: "Всё приходит на круги своя"! Скажите честно: Вас это устраивает?

Свои мысли я строю исходя из НАШЕГО определения ПОНЯТИЯ "человек", а именно: Что понятие "человек" есть философская категория, определяющая индивида как Личность, ГАРМОНИЧНО развитую в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ и ФИЗИЧЕСКОМ и ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОМ отношении.

ПОВТОРЮ: речь идет не о человеке, а лишь о ПОНЯТИИ "человек", потому что что такое человек - науке неизвестно!!! :-)))
Именно так, хотя это очень смешно выглядит, но это именно так: НАУКА НЕ ЗНАЕТ, что такое ЧЕЛОВЕК!

Библия в этом вопросе оказалась во сто крат МУДРЕЕ науки, записав в своем Писании, что человеком является мужчина И женщина. То есть буквально: М + Ж = Ч. Стало быть, по одиночке каждый из них еще - НЕ человек. :-()

И как же в такой ситуации быть?

Очень просто - надо понятие "человек" определить через понятие "личность", - что мы и сделали в 1996 году у себя на кафедре интеллектуального развития. Оказалось, что это можно сделать только на уровне философских категорий. То есть речь уже идет о "человеке теоретическом". Практический же человек - как показывает жизненный опыт - непознаваем, как непознаваема ИСТИНА!
Говоря иначе, человека следует познать сначала в теории, что возможно исключительно через создание теоретической МОДЕЛИ, а потом сравнивать эту модель с реальным человеком, с реальной личносттью.

Вот такое определение "человека теоретического" мы и дали. Как видите этот "теоретический человек" как Личность, начинается с ИНТЕЛЛЕКТА. Стало быть, теперь и надо определить, что такое ИНТЕЛЛЕКТ? - чтобы двигаться дальше, к ФИЗИЧЕСКОМУ и ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОМУ.

Мы НА КАФЕДРЕ дали определение, что такое ИНТЕЛЛЕКТ, я ПРИНЕС это определение НА ПЕДСОВЕТ, а лично Вы только и делаете, что отбиваетесь от ОПРЕДЕЛЕНИЯ, принятого кафедрой, а не только мной.

В июле, даст бог, доживем, исполнится 2 года, как Лично Вы отбиваетесь от НАШИХ определений ПОНЯТИЙ, что такое "человек" и что такое "интеллект". Скажите, как долго может это ещё продолжаться, чтобы мне сориентироваться во времени и запастись терпением. Могу только добавить, что я от своего НЕ ОТСТУПЛЮ. И сколько Вы еще намерены сбивать меня с толку, со своим КОМПЛЕКСНЫМ подходом к проблеме преподавания искусства в школе? И знайте: всякие "уточняющие нормы" способны только утяжелить нашу совершенную "конструкцию". Ничего лишнего! Всё должно быть предельно просто!

"Всё нужное - просто! Всё сложное - не нужно!" - сказал какой-то мудрый человек, и я с удовольствием верю ему. :-)))

Итак, сколько времени Вы намерены еще сопротивляться нашим определениям? :-)))
Поймите же, наконец, ДРУГОГО МАТЕРИАЛА Вам никто здесь не предложит, потому что никто из серьёзных людей этими вопросами не занимается. Не до того им. У каждого свои проблемы и ... свои темы... :-)))

И причем тут Мелик-Пашаев, если я на эту тему говорю с 1996 года...

Однако спасибо, что хотя бы так, но поддерживаете интерес к теме...



footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+