Личный кабинет

И всё же что-то надо делать

Вроде, пришло время, когда можно хоть что-то добиться
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Коллеги!
Конечно, мы все с интересом узнали об изменениях в Русском Географическом обществе, прочитали изложение выступления премьера, принявшего участие в его съезде.

Не кажется ли вам, коллеги, что сейчас самое время обратиться в РГО за помощью в отстаивании географической образованности российских школьников? Разъяснить коллегам,"взрослым" географам, всю губительность "модернизации" географического образования, проходящую сейчас?

Мне представляется, что простое перечисление тем, исключенных из школьного обучения, показ учебных планов и распределение часов уже поможет мобилизовать географическую общественность на определенные действия.

Особенно важно, на мой взгляд, подчеркнуть губительность противопоставления краеведения и глобальных географических проблем. Вытеснение "туземной" географией и историей, в которую превращают краеведение, действительно географического содержание учебного курса.

Необходимо, как мне кажется, подчеркнуть явное расхождение с современными тенденциями исключение из школьного образования топографии и выхолащивание картографии. Подмена псевдоэкологическими идеями аналитического рассмотрения реальных геофизических явлений, что превращает их в малопонятные страшилки, в инструмент манипулирования полуобразованными людьми.

Письмо педагогов-географов в Президиум РГО, считаю я, должно быть кратким, но информативным, эмоциональным, но деловым, содержать конкретные предложения по выходу из ситуации.

Алгоритм, предлагаю следующий:
1. Обсудить и сформулировать наиболее болезненные точки нынешней школьной географии.
2. Обсудить наши рекомендации по их преодолению.
3. Составить и обсудить текст письма.
4. Организовать компанию по сбору подписей. (В том числе и на других ресурсах Сети)
5. Отправить электронное письмо в Президиум РГО.

А как считаете вы, коллеги?
-------------------------------------------------------------------------------------------
Все хотел уточнить: правда, что в Башкортостане из учебных планов 10 классов география исключена?
Ирина Корнилова ( Пользователь )
Я полностью согласна с Вами, Сергей Васильевич: то, что сейчас происходит со школьной географией, вызывает тревогу. Движение в этом направлении приведёт к примитивизации не только процесса обучения географии, а значит и географических знаний, но и всего российского образования. Хотя, на мой взгляд, этот процесс уже идёт... Я поддерживаю Ваше предложение.
Wladislav Nosyrev ( Пользователь )
Согласен, но толку не будет, пока педагогическое сообщество не добьется смены Министра образования.
Рашит Тазеев ( Пользователь )
Цитата (Wladislav, 26.11.2009, 09:09) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен, но толку не будет, пока педагогическое сообщество не добьется смены Министра образования.

+1
Нужен новый самостоятельный министр среднего образования, имеющий программу развития среднего образования до 2050 года.
Под эгидой Года учителя учительское сообщество может пролоббировать в 2010 году в Федеральном собрании Российской Федерации выборы министра среднего образования Российской Федерации.
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Ирина Корнилова, 26.11.2009, 02:25) <{POST_SNAPBACK}>
Я поддерживаю Ваше предложение.

Письмо я постараюсь сочинить и потом опубликую его здесь для обсуждения.
Но нужны Ваши вложения в аргументацию, Ваши доводы. Ну и, конечно, других учителей, кого заинтересовало сие мероприятие.

И всё надо понимать проще: мы же не челобитную барину подаем, а просим коллег о поддержке. Причём, можно быть на 100% уверенным, что в такой поддержке нам не откажут.
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Wladislav, 26.11.2009, 10:09) <{POST_SNAPBACK}>
... толку не будет, пока педагогическое сообщество не добьется смены Министра образования.


В том то и дело, что у географов теперь свой министр. И далеко не последний и в делах, и авторитетом.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Wladislav, 26.11.2009, 19:09) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен, но толку не будет, пока педагогическое сообщество не добьется смены Министра образования.

А не перечитать ли авторам подобных призывов басни И.А. Крылова "Мартышка и очки" и "Свинья под дубом"?
Анастасия Ермашова ( Пользователь )
Очередной съезд РГО планируется в Петрозаводске этой весной. Можно подготовить вопросы и предложения, передать их коллегам из Карелии.
Серж Андреев ( Пользователь )
А можно поинтересоваться, что потеряют современные школьники от уменьшения географических часов, замены изучения геофизических процессов чем-нибудь другим? Да и что за такие геофизические процессы, которые пугают необразованных и неспособны испугать тех, кто в курсе? Сотрудники миссии ООН на Гаити были куда более образованы в географии, но кирпичами их завалило абсолютно одинаково с обычными необразованными туземцами. А вот то, что журналисты, изучавшие географию ещё по-старому, ничего в ней не понимают - это, соглашусь, проблема. И тут скорее от недостатка коммуникаций, а не от отсутствия ума. Ведь в хороших западных газетах статью отдают эксперту, чтобы он сказал свое экспертное мнение, объяснил непонятное, дополнил. Вот к этому надо стремиться, а не к тому, чтобы всю накопленную человечеством массу знаний засунуть в голову ученику. Ученика нужно научить СОТРУДНИЧАТЬ с экспертами, с теми, кто понимает. А если он двух слов связать не может, как большинство современных абитурьентов, то ему и заливка в мозг всех научных знаний не поможет.
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Серж Андреев, 09.02.2010, 15:54) <{POST_SNAPBACK}>
А можно поинтересоваться, что потеряют современные школьники от уменьшения географических часов..?


Дорогие коллеги!
Я прошу вас не забрасывать автора этих строк своими гневными/ехидными/саркастическими и т.п. репликами. Он не виноват: его так учили географии. И, судя по тому сколько у него единомышленников, так учили и учат многих.

Уважаемый Сергей Александрович!
Можно было бы ответить на ваш вопрос просто: они не станут современными людьми. Они не смогут идти в ногу со временем.

Школьные занятия – не подготовка к профессии, а один из необходимых этапов социализации человека, т.е. приучения и приспособления к той жизни, что его ждет в старшем возрасте. Выработанный десятилетиями, прежний курс школьной географии почти в полной мере соответствовал этой задаче. Но только, если он понимался ребенком. В противном случае это была и есть пустая трата времени. (Это касается всех учебных дисциплин).

Весь вопрос и состоит в том: сумел ли школьник, в ходе прохождения темы, превратить ту информацию, которую ему транслировал учитель, в знания?
Удалось ли ему в достаточной степени отрефлексировать то, с чем он ознакомился, и вырастить из этой рефлексии эксклюзивный продукт по имени «мое личное знание»?

(Я исхожу из постулата, что знание есть не что-то привнесенное из вне, а индивидуальная продукция конкретного человека. Вырабатывает он эту продукцию, опираясь на свои ресурсы, на свой прежний интеллектуальный и социальный опыт. Потому, даже два отличника, прослушав вместе одну тему, обладают равнозначным, но разным знанием, т.к. их опыт различен).

Курс географии на то и предназначен, чтобы юный гражданин Земли на достаточно современном ему уровне понимал и принимал свой дом – нашу планету. А это не только горы, засухи, морозы, ураганы, землетрясения, цунами и пр. геофизика, о которой вы пишете, но и живая природа, бесчисленные языки и нравы, большие и малые страны, огромное мировое хозяйство и особенности его малой родины. Ученик должен осознать и прочувствовать, а мы ему в этом помочь, многоцветность и многомерность мира. В конце курса географии, при взгляде на карту у мальчишки/девчонки должно возникать те же чувства, что у космонавта, когда он смотрит на нашу планету со стороны, из космоса: за разноцветными пятнами и линиями он ощущает её живое дыхание, её пульс. И понимает, почему это дыхание, этот пульс различен в разных точках Земли.

А чтобы так понимать, у ребенка должно быть достаточно для этого времени. Он должен «обмозговать», «прокачать» через себя, полученное от учителя. И лучше всего это сделать в классе, чтобы рефлексия была коллективной (это наиболее продуктивный тип рефлексии), чтобы, в случае затруднений, учитель мог придти на помощь. На дом, конечно, можно задавать тренировочные упражнения и примеры, как это делают математики и словесники. Но у них есть время на повторение и закрепление. Географы такой возможностью не обладают: у нас, по существу, нет повторения, каждая тема – новое открытие для ребенка. И, когда мы эту тему пройдем, мы вернемся к этому или похожему сюжету не скоро, а то и вообще не вернемся.

География не наука о землетрясениях! География наука о пространстве. О взаимозависимости и взаимодействии в этом бесконечно/конечном мире. О том, как бесконечно разнообразны пути одновременного зарождения и развития (чем не пресловутая квантовая суперпозиция) природных и социальных образований.

Надеюсь, Сергей Александрович, Вам теперь понятно почему так трепетно географы переживают потерю учебных часов. Дело не в нас: у детей отбирают самое лучшее, что есть в школьной жизни (кроме перемен) – страстный коллективный спор на уроке. Их лишают самого прекрасного: озарения и открытия нового. При том на самом интересном и увлекательном учебном материале, что есть в школьной программе.

Но ЛПЦ (Лица Принимающие Решения) российского просвещения, воспринимают нашу дисциплину не как единственный школьный предмет приучающий ребенка к глобальному пространственному восприятию, а как нечто туземно–локальное: большую часть тем заменили на этнографические подробности. Почти под корень низведена картография. А ведь это все равно, что учить решать задачки по арифметике, не ознакомив ребят с переместительным или сочетательным законом.

Когда я изучал с семиклассниками движения земной коры, в конце темы я всегда задавал классу вопрос:
– Ребята, вот в видели к каким губительным последствиям приводят землетрясения. Может, нужно подумать ученым над тем как прекратить перемещение литосферных плит?!
Но ребята не лыком шиты, они уже отличают обратимые и необратимые процессы, для них Земля – нечто близкое к живому. И потому категорически мне давали (причем, всегда) отрицательный ответ. И говорили, что нужно просто правильно готовиться к такому исходу дела, например, как это делают в Японии.

В те времена на географию в 7 классе давали три часа в неделю (у меня это значило: одна пара + урок), и мы могли в некоторых точках курса позволить себе такую роскошь, как порассуждать.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+