Личный кабинет

Эффективность использования презентаций Power Point в преподавании.

Елена Пушкарева ( Пользователь )
Эффективность использования презентаций Power Point в преподавании.

Пушкарева Елена Валерьевна
преподаватель английского языка
Калужского техникума электронных приборов

Нам всем известно, что человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Мы все это «опробовали» еще в раннем детстве.
По данным ученых более 90 % информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух – самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Знания, которые мы получаем – это та же информация, следовательно, большую часть наших знаний мы получаем посредством органов зрения и слуха. И чем ярче и разнообразнее будет предоставление информации (знаний), тем эффективней будет процесс усвоения этой информации. В сегодняшней ситуации сложившейся в учебных заведениях, преобладают лекционные, то есть речевые занятия и мы наблюдаем недостаточность, наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися.
Не для кого не секрет, что очень часто компьютер используется преподавателем для «набития» карточек и создания отчетов (то есть для того, для чего ранее использовалась пишущая машинка). Но в компьютере заложен огромный потенциал для разнообразия работы преподавателя и студента.
В настоящее время, время повсеместной компьютеризации и прихода в образование новых технологий, у педагогов возникает настоятельная потребность в использовании мультимедийных средств, в том числе и в создании электронных презентаций для использования их на аудиторных занятиях.
Использование средств мультимедиа и создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект наглядности даже в лекционные занятия и помогут студенту усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Термин «мультимедиа» – можно перевести с английского языка как «многие среды» (от multi – много и media – среда).
Мультимедиа презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля. Графический интерфейс мультимедийных продуктов обычно содержит различные управляющие элементы (кнопки, текстовые окна и т. д.)
В последнее время появилось много мультимедийных продуктов, энциклопедических и обучающих. Одним из видов мультимедиа является компьютерная презентация, которая (достаточно легко) создаётся с помощью программы Power Point (которая является одним из компонентов программы Microsoft Office), и которая представляет собой возможность создания последовательных слайдов, содержащих числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.
Компьютерные презентации с использованием программы Power Point могут использоваться во многих сферах жизни, например, в образовании, политике, бизнесе и т.д.
Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу преподавателя с классной доской, но она значительно упростит работу по предоставлению наглядности. Мы приносим с собой рисунки, схемы, диаграммы, аудио и видео записи (к которым необходимо еще и оборудование для их воспроизведения). Все это заполоняет наш рабочий стол, а еще и не дай бог перемешается. Сколько времени будет потрачено зря на поиски нужного материала…
Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию
Компьютерная презентация помогает нам упорядочить весь наш материал и выстроить его, следуя логике нашего изложения и хранить его в одном файле. Сохранность наших наглядных материалов и возможность их корректирования тоже является важным моментом для преподавателя. У каждого преподавателя есть свои наработки, так называемый «портфель преподавателя». Весь наш багаж можно уместить на компакт диске и продолжать работу с уже существующей наглядностью и размещать на нем новые материалы. На один компакт диск можно разместить до 700 мегабайт информации (в зависимости от типа диска), т. е. около одного часа качественного видео, или 12-48 часов (в зависимости от качества) звуковой информации, или около 5000 иллюстраций, размером на весь экран, или текстовую информацию размером с Вашу книжную полку. Срок хранения современных CD дисков достаточно долог.
Еще одно неоспоримое преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости, студент может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, например: с доски формула или схема стерта, и если студент её не успел записать, то преподавателю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле, что, естественно, нарушит ход изложения материала и отвлечет остальных студентов от работы. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, преподаватель может подробнее остановиться на определённых моментах.
Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание студента, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения преподавателя будут услышаны и увидены студентом. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы преподавателя.
Содержание лекции (занятия), подача материала варьируются в зависимости от уровня подготовленности учащихся, однако основа неизменна - это тема Вашего курса.
На любом занятии преподаватель решает множество различных задач. Нужно сообщить необходимые сведения по изучаемой теме, проверить качество усвоения материала, поддержать внимание в течение занятия, задействовать чувственное и эмоциональное восприятие, сообразительность студентов.
Для развития познавательных способностей учащихся большое значение должно уделяться объектам реальной действительности. Поэтому я считаю, что необходимо создать банк изображений, анимаций и видеофрагментов. Этот процесс довольно трудоемкий, но является необходимым для построении занятий по иностранному языку вообще и с электронными презентациями в частности.
Тематический принцип построения банка изображений должен быть продиктован удобством использования. Каждый тема содержит множество подтем, в результате материал по каждой из них логично было бы собрать в отдельных папках. Такой подход намного облегчает поиск нужного материала и сокращает время на поиски нужной информации, предоставляя возможность преподавателю больше времени уделять методической стороне занятия.
Параллельно с накоплением материала может осуществляться второй этап работы - создание электронных презентаций в среде Power Point.
Создавая презентацию нужно не забывать о цели ее создания. Для этого необходимо создать презентацию определенного объема, так как зрительный ряд из большего числа слайдов вызовет утомление, отвлечет студента от сути изучаемого материала. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Нужно продумать и обеспечивать понимание смысла каждого слова, опираться на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения. Желательно реализовывать индивидуальный подход к обучаемому, учитывать индивидуальные возможности восприятия.
В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов. Текст может быть представлен в виде основополагающих моментов сообщения.
Необходимо постоянно переключать внимание учащихся для поддержки остроты восприятия. Включение (без ущерба содержанию) в презентацию смешных сюжетов и забавных фактов оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.
Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. В связи с этим немаловажным представляется то, что возможность задавать параметры смены слайдов и анимаций заложена в среде Power Point.
В конечном итоге выбор средств на занятии остается за преподавателем. Но с каждым днем альтернатив становится все больше. Главное, не терять голову и определиться с предпочтениями.
Марина Лежнина ( Пользователь )
Уважаемая Елена Валерьевна!
Согласна с Вами и считаю, что созданные учителем презентации(а лучше учениками, как зачет по пройденной теме) эффективнее, чем электронные учебники. Можно создать презентации по каждому уроку (при подготовке), добавить тесты,чем не э.учебник.
Александр Башлаков ( Пользователь )
(Марина Александровна @ Oct 1 2005, 04:01 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая Елена Валерьевна!
Согласна с Вами и считаю, что созданные учителем презентации(а лучше учениками, как зачет по пройденной теме) эффективнее, чем электронные учебники. Можно создать презентации по каждому уроку (при подготовке), добавить тесты,чем не э.учебник.

На сайте www.klyalksa.net в разделе "Копилка" можно разместить свои презентации к уроку, а так же скачать уже имеющиеся.
Тот кто пробывал использовать презентации на уроках вряд ли откажется от них. Тем более когда у каждого ученика нет учебника по информатике.
Алексей Соколов ( Пользователь )
ИМХО все это "модные наряды", не более. Никакой учебной мотивации всеми этими Power Point все равно не создать.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Алексей Викторович @ Oct 1 2005, 07:04 PM) <{POST_SNAPBACK}>
ИМХО все это "модные наряды", не более. Никакой учебной мотивации всеми этими Power Point все равно не создать.

Не только модные наряды, но и экономия времени, правда, в отдаленном будущем. Потому что на создание презентации(а если ее еще и хорошо продумать, чтобы польза была) времени уходит больше, чем на подготовку к обычному уроку.
Но лично меня как математика пока ни один диск не устроил больше, чем презентации. К сожалению, большинство из них рассчитаны на индивидуальное рассматривание, а не на фронтальную работу, тогда как РР именно для такой формы подходит оптимальнее вс его.
И тесты с фиксацией времени на обдумывание - это тоже замечательная возможность РР, легко реализуемая любым предметником.
Опыт нашей школы говорит в пользу РР.
Марина ( Пользователь )
(Алексей Викторович @ Oct 1 2005, 08:04 PM) <{POST_SNAPBACK}>
ИМХО все это "модные наряды", не более. Никакой учебной мотивации всеми этими Power Point все равно не создать.


Уважаемый Алексей Викторович! А разве "модный наряд" так уж всегда лишний на уроке? Представьте себе урок литературы, изо, музыки... без пресловутой наглядности. А в наших школах, особенно в районных и сельских, она уже "времен Очакова и покоренья Крыма". так вот презентации - выход из положения, да еще какой! Тут другая проблема: даже в кабинете информатики нет мультимедийника. Вот создаю и сама, и дети, применить...Таскаем вот компьютер туда-сюда. Хорошо,классы по наполняемости невелики: сядем поближе и все увидим. А на тестирование по очереди вожу в кабинет инфо. Конечно, это белиберда и абсурд. Но и при таких мучениях я ЗА РР. wink.gif
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Алексей Викторович @ Oct 1 2005, 08:04 PM) <{POST_SNAPBACK}>
ИМХО все это "модные наряды", не более. Никакой учебной мотивации всеми этими Power Point все равно не создать.


Ув. Алексей Викторович!

Что Вы думаете о таком применении презентации?

1. Ученикам предлагаете папку с электронными документами на тему урока (тексты, рисунки, таблицы, да все что угодно).

2. Объявляете, что в течение 30 минут (1 урока, ближайшей недели, к концу четверти) они могут (не должны, а могут!)
изготовить СОБСТВЕННУЮ презентацию.

3. Коллективно просматриваете и обсуждаете результаты.

4. Можете сделать общую (одну на всех) презентацию, а можете собрать коллекцию

Ну как?


Елена
Ирина Озеркова ( Пользователь )
Я испытала эффективность презентации на собственной шкуре, побывав в качестве ученика в ФИО (спасибо всем!). Итак, даже если просто слушаешь лекцию с визуальным подкреплением - это в двадцать раз лучше, чем просто лекция, или лекция с применением тряпки и мела. Особенно хорошо, если эту лекцию можешь прокрутить потом при дальнейшей подготовке. Конечно, применение упирарется в ресурсы - наличие компьютера+проектора, но для ИНМ трудно придумать что-то более наглядное. Материал запоминается очень надолго.
Роман Еннер ( Пользователь )
В последнее время часто использую PP только для статического отображения информации - во-первых сама презентация изготавливается быстро, а во вторых лишние спецэффекты чаще отвлекают нежели заостряют внимание. Да и когда запись в тетрадь идет каждый ведь со своей скоростью пишет, а тут постояннно текст на экране телевизора.

Хотя телевизор достаточно большой, все равно примерно половина учащихся ничего разглядеть не может, особенно если текста чуть побольше на слайд и все - почти нулевой эффект от презентации.
Так вот есть выход - сетевая презентация: на одной из машин запускается презентация и устанавливается режим вещания(или конференция), а на других машинах, в том числе и той что в связке с телевизором режим приема. Очень удобно- дети могут смотреть на любой монитор рядом с собой и на всех мониторах одно и тоже и управляется преподавателем.

Правда такой режим идеально работает в PP97, а в более современных версиях все сделано как обычно через одно замечательное место, правда все равно разобрался, но охоту отбили sad.gif
Денис Бронников ( Пользователь )
(Марина Александровна @ Oct 1 2005, 05:01 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая Елена Валерьевна!
Согласна с Вами и считаю, что созданные учителем презентации(а лучше учениками, как зачет по пройденной теме) эффективнее, чем электронные учебники. Можно создать презентации по каждому уроку (при подготовке), добавить тесты,чем не э.учебник.



Даже если добавиь тесты, это не будет электронным учебником. Это будет только более расширенное наглядное пособие.
В целом презентация PowerPoint в учебном процессе это только наглядное пособие.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+