Личный кабинет

Обучение интернет без выхода в глобальную сеть

Доклад
Елена Кочелаева ( Пользователь )
Обучение Internet без выхода в глобальную сеть
Сытенькая Надежда Анатольевна, МОУ «Гимназия №3», г. Астрахань
Тезисы
В условиях интенсивной информатизации общества неотъемлемой частью учебного процесса становятся новые информационные технологии, к которым относятся и компьютерные телекоммуникации. Глобальная сеть становится неотъемлемой частью современного общества, мощным средством интеграции различных областей науки и культуры, а потому знакомство школьников с Internet-технологиями имеет уже не столько обучающее сколько социальное значение.
Для организации обучения необходимо выполнение определенных технических условий. В первую очередь под этим подразумевается возможность обеспечить учащимся доступ в Internet. Однако, для многих школ выполнение этого первого и главного требования нереально.
Тем не менее, при наличии класса, оснащенного компьютерами, объединенными в локальную сеть и пригодными по своим техническим характеристикам для работы в ОС Windows, проблему можно решить, заменив сеть Internet ее имитационной моделью, представляющей основные сервисы глобальной сети (электронную почту, телеконференции, чаты, электронную доску объявлений, WWW, поисковые системы, файловые архивы).
Имитационная модель сети Internet предоставляет широчайшие возможности для формирования у учащихся школы большинства основных практических умений и навыков, необходимых им для самостоятельной и продуктивной работы в Internet.






Обучение Internet без выхода в глобальную сеть
В условиях интенсивной информатизации общества неотъемлемой частью учебного процесса становятся новые информационные технологии, к которым относятся и компьютерные телекоммуникации. Глобальная сеть становится неотъемлемой частью современного общества, мощным средством интеграции различных областей науки и культуры, а потому знакомство школьников с Internet-технологиями имеет уже не столько обучающее сколько социальное значение. Современный человек должен иметь возможность оперативно знакомиться с новейшими достижениями науки и культуры, общаться и сотрудничать со своими коллегами, в том числе и с теми, с кем он никогда не смог бы войти в контакт другим образом. То есть, очевидна необходимость владения умениями поиска информации и обмена ею с другими абонентами сети.
Основная цель изучения телекоммуникаций в школьном курсе информатики – дать учащимся необходимый минимум знаний и умений в области современных компьютерных сетей, чтобы они могли использовать его в качестве инструмента для самостоятельной учебной и исследовательской работы. Важно не просто передать учащемуся определенную сумму знаний, а развить его мышление и научить ориентироваться в новой для него ситуации. Исходя из этой предпосылки, можно сформулировать основные задачи обучения школьников Internet-технологиям следующим образом:
1. Дать общее представление о технических и организационных принципах построения глобальных компьютерных сетей.
2. Сформировать практические умения работы с электронной почтой, программами интерактивного общения и WWW.
3. Научить самостоятельно находить нужную информацию в сети и сохранять ее на локальном диске для последующей обработки.
4. Продолжить формирование умений использования справочной информации и освоения новых программных средств.
Тем не менее, для организации обучения необходимо выполнение определенных технических условий. В первую очередь под этим подразумевается возможность обеспечить учащимся доступ в Internet. Однако, для многих школ выполнение этого первого и главного требования нереально: выделение дополнительных средств на приобретение коммуникационного оборудования и программного обеспечения, квалифицированного обслуживания учебного Internet – класса, и, наконец, оплату трафика для многих образовательных учреждений в настоящих условиях весьма затруднительно. Кроме того, практика показывает, что и при наличии доступа в Internet, организация работы непосредственно в глобальной сети в ходе практических занятий сопряжена с немалыми трудностями педагогического, организационного и этического характера.
Тем не менее, при наличии класса, оснащенного компьютерами, объединенными в локальную сеть и пригодными по своим техническим характеристикам для работы в ОС Windows, проблему можно решить, заменив сеть Internet ее имитационной моделью, представляющей основные сервисы глобальной сети (электронную почту, телеконференции, чаты, электронную доску объявлений, WWW, поисковые системы, файловые архивы).
Что касается электронной почты, то анализ коммуникационного программного обеспечения показал, что в настоящее время разработано большое количество почтовых программ с широким спектром функций, но достаточно простых в обращении. Для использования в имитационной модели, можно рекомендовать например, почтовую программу Почтальон 1.2 (автор Попов А.). Программа предназначена для работы в локальной сети под управлением Windows 95/98/NT/2000, занимает сравнительно небольшой объем памяти, нетребовательна к ресурсам сети, проста в обращении и настройке, имеет стандартный для почтовых программ интерфейс. Организация работы с одной или несколькими почтовыми программами способствует формированию у учащихся умений:
- создания электронных сообщений сообразно с правилами сетевого этикета;
- обмена электронными сообщениями с другими абонентами локальной сети;
- присоединения к электронным сообщениям файлов-вложений;
- просмотра и распечатки полученных электронных сообщений;
- сохранения электронной корреспонденции на локальном диске, создания архивов.
Для более прочного закрепления навыков работы с электронной почтой, а также в целях формирования коммуникативных умений можно предложить сеанс учебной переписки. Контроль за ходом переписки осуществляет учитель на своем компьютере, для этого ему открыт доступ к почтовым папкам всех абонентов сети.
Можно предложить учащимся и такой вид работы в виде игры: Учащиеся выступают в роли адресатов, находящихся на большом расстоянии друг от друга, в роли модератора переписки – преподаватель. Модератор сообщает о начале режима молчания. На самого модератора этот режим, вообще говоря, не распространяется, чтобы он мог вмешаться в возникшую нештатную ситуацию. Модератор рассылает сообщение о начале игры с изложением ее правил, предлагает называть темы для обсуждения. Слушатели называют темы в отсылаемых преподавателю сообщениях. Модератор получает сообщения и формирует список предложенных тем, затем рассылает его. Участники по электронной почте голосуют за предложенные темы, одну или несколько. Выбираются одна или несколько тем для обсуждения, получившие наибольшее количество голосов. Каждому участнику предлагается высказать свое мнение (1-2 фразы) по каждой теме и разослать всем участникам одновременно. Участники должны ответить на все сообщения. Если в ходе проведения игры возникает заминка, и слушатели начинают переговариваться, модератор напоминает о том, что согласно правилам игры участники находятся на расстоянии друг от друга и, следовательно, могут общаться только с помощью электронной почты. Игровой конфликт – противоречие, которое обусловлено разностью позиций адресатов по поводу обсуждаемой темы. Способ генерирования событий - смешанный. Неожиданные события могут возникать из-за ошибок участников и из-за сбоев в работе программного обеспечения и устройств компьютера.
Весьма богат выбор программ для организации в локальной сети сеансов интерактивного общения в режиме реального времени (Chat, он-лайновая конференция), причем многие программы распространяются свободно и бесплатно. Например программа интерактивного общения Intranet Chat v.1.04 (автор Ворожун А.) рассчитана на работу в локальной сети. С помощью этой программы имеется возможность организации в сети общего и приватного чата. Программа Chat-Landia 2.2 предназначенная для работы как в локальной сети с выделенным сервером, так и непосредственно в Internet. С помощью данной программы имеется возможность организации в локальной сети он-лайновых конференций, в ходе которых учащиеся смогут общаться как со всеми, так и с каждым участником конференции в отдельности, организовывать каналы, пересылать файлы (автор Шевяков В.М.).
Можно рекомендовать следующий порядок проведения телеконференции: Модератором заранее создается группа новостей на локальном сервере или сайте, который позволяет это делать (например, beep.ru). При проведении игры по теме «Электронная почта», уже был сформирован список тем для обсуждения. Из него выбираются те темы, которые ранее не набрали нужного количества голосов. Каждому участнику предлагается высказать свое мнение (1-2 фразы) по каждой теме и отослать сообщение в телеконференцию. Участники должны ответить на все сообщения, присланные в телеконференцию. Игровой конфликт – противоречие, которое обусловлено разностью позиций участников дискуссии по поводу обсуждаемой темы. Способ генерирования событий - смешанный. Незапланированным событием может быть, например, участие в дискуссии участника, не обучающегося в группе, а просто заинтересовавшегося дискуссией. Неожиданные события могут возникать также из-за ошибок участников и из-за сбоев в работе программного обеспечения и устройств компьютера.
Работа отдельных учащихся в целом оценивается по следующим параметрам:
1) содержательность сообщений;
2) активность обсуждения;
3) выполнение правил сетевого этикета;
4) корректность работы с программным обеспечением.
Следует добавить, что проведение таких сеансов возможно не только в рамках урока информатики, но и в ходе изучения других школьных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.
Еще один обязательный этап подготовки школьников в области Internet-технологий – формирование у них навыков работы с гипертекстовыми материалами и программами - браузерами. В автономном режиме (off-line) без подключения к Internet браузер может использоваться для просмотра гипертекстовых страниц. Такую способность современных броузеров к автономной работе можно использовать для поэтапного формирования у учащихся умений:
- навигации по WWW путем вызова новых документов непосредственно из текущих;
- целевого вызова Web-документов по их заранее известным адресам;
- поиска информации через поисковые страницы;
- сохранения документов в памяти компьютера для дальнейшей работы с ними;
- работы с закладками .
Что касается выбора программы – браузера, то при отсутствии серьезных технических препятствий лучше отдать предпочтение одной из наиболее популярных на сегодняшний день программ – Internet Explorer фирмы Microsoft или Netscape Navigator фирмы Netscape Communications.
Особое внимание следует уделить формированию на сервере локальной сети распределенной гипертекстовой системы, предназначенной для просмотра учащимися в процессе освоения ими основных приемов работы с браузером. Необходимо стремиться, чтобы материалы, участвующие в формировании учебной гипертекстовой базы, касались различных областей знания, содержали интересные и полезные для школьников сведения. Это могут быть, например, сайты страноведческой и искусствоведческой тематики, созданные на русском и иностранных языках, гипертекстовые учебники, руководства и статьи, небольшая виртуальная библиотека и т.п. Web – страницы, составляющие распределенную гипертекстовую систему, должны быть представлены в различных кодировках кириллических шрифтов. Система может обновляться и дополняться работами учащихся. При необходимости на страницах надо заменить глобальные ссылки на локальные и можно организовать “путешествие” по Web-страницам. Многие школы используют Windows, Word, Ехеl - все эти программы содержат встроенные электронные учебники (справочники), а это прекрасная среда для знакомства с гипертекстом. Учителю только необходимо заранее спланировать “маршрут” путешествия по гипертекстовым страницам электронного учебника
Обеспечить более полное понимание учащимися структуры HTML-документов помогает работа по созданию собственной Web-страницы.
Чтобы деятельность осуществлялась более продуктивно, на сервере локальной сети размещаются коллекции рисунков в форматах *.gif и *.jpg, с которыми учащиеся могли бы экспериментировать, сценариев для придания создаваемым Web-страницам интерактивности, полезных заготовок, а также гипертекстовый учебник по HTML, к которому школьники обращались бы в процессе работы.
Что касается тематики web-страниц то можно выбрать следующие темы: вопросы истории, краеведения и страноведения, экологии, и т.п. На своих Web-страницах учащиеся могут высказать и проиллюстрировать собственную точку зрения на актуальные проблемы современного общества. В процессе работы школьники могут объединяться в творческие группы. Средства локальной сети обеспечивают в этом случае оперативный контроль за работой учащихся и творческих групп, индивидуализацию подхода к каждому ученику независимо от уровня его подготовки.
Очень полезной оказывается для школьников и такая деятельность, направленная на реализацию межпредметных связей, как создание гипертекстовых информационных обучающих программ по различным предметам: физике, химии, биологии, математики и многих других. Созданные школьниками тематические сайты и обучающие программы могут быть использованы затем в ходе интегрированных уроков. Целесообразно также привлекать детей к созданию официального сайта учебного заведения.
Необходимо, однако, отметить, что изучение языка гипертекстовой разметки HTML – дело довольно кропотливое, связанное со значительными временными затратами. Значительно сэкономить время, отведенное на изучение Web-дизайна, поможет использование заготовок HTML - страниц. Для создания Web-страниц может быть успешно применен также текстовый редактор Microsoft Word, Front Page или редактор презентаций Microsoft PowerPoint.
Одна из наиболее распространенных задач, стоящих сегодня перед пользователем Internet – поиск информации в глобальной сети, поэтому необходимо знакомство школьников с основными принципами поиска, формирование у них навыков составления поисковых запросов.
Частичная имитация работы поисковых систем в локальной сети может быть выполнена следующим образом: учитель (или его помощники из учеников) подготавливают избранные материалы Internet, связывают их гиперссылками с рубриками поисковых страниц, а также сохраняют на сервере Web-страницы, представляющие собой ответы различных поисковых систем (например, Rambler, Yandex, @Rus, Russia-on-Line, Апорт, Yahoo!, AltaVista и др.) на определенные запросы. Задав определенный запрос (из нескольких вариантов, предложенных учителем) и нажав на кнопку «Поиск», учащиеся получают доступ к Web-страницам – ответам на данный запрос в различных поисковых системах. Чем больше количество представленных поисковых систем, тем больше возможности сравнивать результаты, полученные от каждой из них, приобретая опыт, необходимый для самостоятельной разработки стратегии поиска информации.
Таким образом, имитационная модель телекоммуникационной сети, включающая в себя электронную почту, он-лайновые конференции и чаты, электронные доски объявлений, гипертекстовую распределенную систему с базой поиска, файловый архив, предоставляет широчайшие возможности для формирования у учащихся школы большинства основных практических умений и навыков, необходимых им для самостоятельной и продуктивной работы в Internet.
Основную часть подготовки в области Internet – технологий школьники получают в локальной сети, работая с имитационной моделью. Тем не менее целесообразным (при наличии соответствующих условий) дать школьникам возможность применить свои знания и умения в новых условиях, а именно, непосредственно в сети Internet. Это может быть участие в каком-либо телекоммуникационном учебном проекте, конкурсе, общение со своими сверстниками в форумах, чатах, а также посредством электронной почты.
Имитационная модель телекоммуникационной сети должна найти применение также и в преподавании других школьных дисциплин: экологии, биологии, физики, математики, истории и т.д. Различные компоненты модели: электронная почта, гипертекстовая база данных, конференция, чат, могут использоваться в ходе интегрированных уроков, что способствует закреплению навыков работы с Internet.

Список используемой литературы:
1. Ваграменко Я. А, Нестерова Л. В. Использование образовательных ресурсов сети Internet при построении имитационной модели телекоммуникационной сети// Компьютерные учебные программы. – М.: ИНИНФО, №3 (30). – 2002. – с. 63 – 74.
2. Нестерова Л. В. Применение локальной сети обучения школьников телекоммуникационным технологиям// Компьютерные учебные программы. – М.: ИНИНФО, №4 (27). – 2001. – с. 57 – 67.
3. Угринович Н. Д. Основы Интернет //Информатика и образование, №9, 1999, с. 79 – 91.
петр степанов ( Пользователь )
Уважаемая Надежда Анатольевна! Вы в своей работе не пробовали использовать возможности Internet Information Services для организации работы Интранет. Если нет- то советую.
С уважением, Степанов Петр Горгиевич- учитель информатики Кукморской средней школы №4.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+