Личный кабинет

Российские педагогические традиции, которые радуют и не очень

Михаил Богуславский ( Пользователь )
В современном российском образовании переплетаются три традиции: славянской, православной и западной цивилизации. Их одновременное присутствие и задает сложный, полифоничный и вариативный характер развития образовательных процессов в нашей стране.
Сложившийся синтез традиций представляет собой противоречивую картину. Это идущее от славянского мира особое отношение к крестьянской сельской школе как хранительнице социокода российской цивилизации, традиционно противопоставляемой наднациональной городской школе.
Это продуцированные от православия примат веры над знанием, воспитания над обучением, подчеркнуто авторитарный характер педагогических воздействий, установка на пассивный, а не активно – деятельностный характер образовательной деятельности, на коллективные, а не индивидуальные формы учебно-воспитательного процесса. С православием же связано и неизменное мессианское подчеркивание самого передового характера советско-российских образовательных систем, настойчивое, вопреки реалиям, отведение им статуса «лучших в мире».
И, как бы диаметрально противостоящий данным архетипическим представлениям, идущий от немецкой педагогики акцент на знаниевый характер учебной деятельности, во многом противостоящий современной образовательной парадигме, акцентирующей внимание на социализаторской направленности образовательного процесса, его компетентностном содержании.
Подробнее [attachment=7617:Богуслав...педсовет.doc]
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Очень интересные материалы.
Но еще более интересно (мне) отсутствие какого-либо отношения к ним, хотя просмотревшие исходное сообщение есть.
Что это? Нежелание идентифицировать-СЯ с отечественными культурными традициями и их истоками (школьные-то вон как бурно обсуждаются на разных ветках)?
Несогласие с такой квалификацией традиций и инноваций?
Или просто обыкновенный "пофигизм"?
Ольга Котлярова ( Пользователь )
Интересен подход к российскому образованию, но очень спорен. Не все старое - плохо. Советское образование давало достаточно высокий уровень образованных людей нашему обществу. Никто не задумывался какие цивилизационные традиции переплетались в образовании.

Ирина Нечитайло ( Пользователь )
Не хочу говорить ничего о том, как было раньше. Было, назад не вернешь. Но вот чего не было: забалтывания проблем. Сейчас же мы больше говорим, чем делаем. А воз как и был - поныне там.
За 35 лет работы в школе я не увидела, что же изменяется к лучшему.
Учитель стал работать намного больше, его социальный статус упал ниже всякого "уровня мирового океана", работники школы не могут обеспечить себя новыми пособиями и учебниками (За смешные 100 рублей в месяц можно ли оформить подписку, например, учителю русского языка и литературы, если журнал "Литература в школе" стоит более тысячи рублей на год?)
Учитель не может пользоваться в свободном доступе интернетом, так как в школе у него нет времени, а за пользование домашним он должен каждый месяц выкладывать, как минимум, 500 рублей в месяц.
Традиционно учитель должен постоянно пополнять багаж своих знаний. Но если раньше хотя бы школьные библиотеки ему могли помочь в этом, то ныне те же библиотеки выписывают газеты и журналы за учительские деньги.
А поездки, которые не только открывают перед учителем неоглядные дали родного Отечества, но и дают ему возможность психологической разрядки? Сколько же должен собрать он денег, чтобы попутешествовать... А ведь наши дети отдыхают сейчас по всему миру.
А ведь были раньше в школах традиции поездок, например, по Золотому кольцу, на родину к А.С.Пушкину, Лермонтову...
А теперь у нас одна-единственная традиция: накануне учебного года в очередной раз посетовать по поводу нового ряда трудностей, которые нам снова придется преодолевать.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+