Личный кабинет

Продолжим разговор, оглянувшись на «себя»

Попытка совместной рефлексии по поводу нашей конференции
Григорий Ищук ( Пользователь )
Наша конференция ближе к концу, чем к началу! Пользуясь правами модератора, осмелюсь предложить вам эту ветку. Может на этой ветке, здесь и теперь, родится продукт нашей с вами конференции.

1. «Прошелся» по самым посещаемым веткам и прояснил «Кто участник?»


Посмотрите на приложенных диаграммах:

[attachment=7563:anketa.jpg] [attachment=7564:el_nagl_posobi.jpg] [attachment=7565:mechta___mif.jpg]

[attachment=7566:podl___mnim.jpg] [attachment=7567:potrebnost.jpg]



Почему я это сделал?
В прошлом году на педсовет обязывали заходить управленцы разного уровня. Меня это не просто смущало. Мне даже показалось, что это похороны педсовета. В этом году не только в моем городе, но и в других регионах «обязаловки» нет. И радует, что народ приходит. Значит педсовету быть! Это радует.
2. Имея богатый опыт педсоветов, зная какие педсоветы в этом году уже прошли, (Брежневские времена отдыхают), у меня были сомнения в тематике нашего педсовета. Но, к моему удивлению, и темы и сам педсовет очень своевременны, интересны, живы. Я рад, что судьба подарила мне такую возможность – быть участником педсовета.
3. Готовясь к «Конференции «Инновации: подлинные и мнимые»», на своем блоге http://pedsovet.org/forum/index.php?autoco...;blogid=11&
пытался подготовить разговор. Не получилось! Показалось, что тема провальная, не интересная, бессодержательная, бесполезная. А оказалось, что очень даже!
4. Хорошо, что мы не погрязли в выяснении понятия «Инновация!». Хорошо, что раскрылись многие грани этого понятия. Хорошо, что вместе понимаем, что для одного ЭТО – инновация, для другого – традиция, для третьего – стандарт, для четвертого – профанация … Мы разные, и никто не сможет нас уравнять! Хорошо, что выяснили, что инновация – это сегодняшняя реальность и не делаем вид, что все ясно и гладко или что этого нет.
5.Хотелось бы завершенности! Очень хочется убедительно построить логический путь: … инновация - традиция – стандарт – норма (если он существует). Но...

Инновация - это процесс, который начинается с Со-бытия и , которое похоже, начинается раньше, чем становятся ясны его последствия. Тем она интересна, полезна и ... опасна.

А может получится убедительно показать, что инновация – это неожиданность, типа мыслительного взрыва ниоткуда, почти случайность. И будем учиться замечать эти случайности.


Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (grigri, 29.08.2009, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>
4. Хорошо, что мы не погрязли в выяснении понятия «Инновация!». Хорошо, что раскрылись многие грани этого понятия. Хорошо, что вместе понимаем, что для одного ЭТО – инновация, для другого – традиция, для третьего – стандарт, для четвертого – профанация … Мы разные, и никто не сможет нас уравнять! Хорошо, что выяснили, что инновация – это сегодняшняя реальность и не делаем вид, что все ясно и гладко или что этого нет.
5.Хотелось бы завершенности! Очень хочется убедительно построить логический путь: … инновация - традиция – стандарт – норма (если он существует). Но...

Инновация - это процесс, который начинается с Со-бытия и , которое похоже, начинается раньше, чем становятся ясны его последствия. Тем она интересна, полезна и ... опасна.


Вот посмотрите, Григорий Григорьевич... казалось бы высказывание п.4 противоречит п.5... И это вполне естественно, так как в них не указаны РАМКИ высказывания. В первом случае это прошлое ("не увязли"), а во втором - настоящее с переходом в будущее ("хочется").

В этом случае актор текста говорит об уже состоявшемся, завершенном и его итогах и последствиях. Это СУЩЕЕ.

Цитата (grigri, 29.08.2009, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>
Инновация - это процесс, который начинается с Со-бытия и , которое похоже, начинается раньше, чем становятся ясны его последствия. Тем она интересна, полезна и ... опасна.


В этом случае ПОЗИЦИЯ автора текста меняется, так он говорит о еще не совершивихся и не свершившихся событиях, и о их не "завершении", а о "становлении". Это ВОЗМОЖНОЕ.

Поэтому если в РАМКАХ и ПОЗИЦИЯХ делать подобные различения СУЩЕГО и ВОЗМОЖНОГО (а потом и НЕВОЗМОЖНОГО, РЕАЛЬНОГО и ДОЛЖНОГО) то понимать друг друга будет гораздо легче. А там и на социальное проектирование как инструмент самоуправления вместе выйти можно.

[attachment=7574:Копия_99...99999996.GIF]



Григорий Ищук ( Пользователь )
Редюхин Владислав Иванович
Вот посмотрите, Григорий Григорьевич... казалось бы высказывание п.4 противоречит п.5... И это вполне естественно, так как в них не указаны РАМКИ высказывания. В первом случае это прошлое ("не увязли"), а во втором - настоящее с переходом в будущее ("хочется").

В этом случае актор текста говорит об уже состоявшемся, завершенном и его итогах и последствиях. Это СУЩЕЕ.


В п.4 есть и: раскрылись, понимаем, не делаем вид...! И в этом пункте не просто не указываются рамки, а прямо таки намекается, что рамок нет!
В п.5, котрый можно и не связывать с п.4! Обозначены два вектора (направления) разговора: 1. Инновация, как понятие, находится в логическом ряду - инновация, традиции, стандарты, нормы. Предлагается прояснить этот ряд (путь). 2) Выдвигается гипотеза, что инновация - это неожиданность! Предлагается прояснить и это.
У меня нет противоречий!

А вот здесь :

Поэтому если в РАМКАХ и ПОЗИЦИЯХ делать подобные различения СУЩЕГО и ВОЗМОЖНОГО (а потом и НЕВОЗМОЖНОГО, РЕАЛЬНОГО и ДОЛЖНОГО) то понимать друг друга будет гораздо легче. А там и на социальное проектирование как инструмент самоуправления вместе выйти можно.

Я конкретно не понял! И рисунок-схему так же. Поясните!
Обозначусь ( в очередной раз): У меня большие сомнения, что самоопределением можно управлять.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (grigri, 30.08.2009, 05:21) <{POST_SNAPBACK}>
конкретно не понял! И рисунок-схему так же. Поясните!
Обозначусь ( в очередной раз): У меня большие сомнения, что самоопределением можно управлять.


Тема-то ветки рефлексивная - "оглянувшись на себя". Значит РАМКИ ситуации обязательно есть, отделяющие меня ДЕЙСТВУЮЩЕГО, от меня, анализирующего (РЕФЛЕКСИРУЮЩЕГО) эти свои уже состояшвиеся действия. РАМКИ - это граница между "Я" и "R". ("зеркало" отражения чувствуете?)

Цитата (grigri, 30.08.2009, 05:21) <{POST_SNAPBACK}>
В п.4 есть и: раскрылись, понимаем, не делаем вид...! И в этом пункте не просто не указываются рамки, а прямо таки намекается, что рамок нет!


Нет РАМОК, нет зеркала - нет и заявленной в заголовке рефлексии.

Цитата (grigri, 30.08.2009, 05:21) <{POST_SNAPBACK}>
Обозначены два вектора (направления) разговора: 1. Инновация, как понятие, находится в логическом ряду - инновация, традиции, стандарты, нормы. Предлагается прояснить этот ряд (путь). У меня нет противоречий!


Это же смотря откуда и куда (РАМКИ) и кто (ПОЗИЦИЯ) смотрит...и противоречия видит. Или не видит... Не может видеть.
Как же быстро Вы забыли про "пять пальчиков" в растопырку и хотя уже не кулачищем работаете, но пятый пальчик куда-то потеряли. Вот целостность и пропала...Вспомните названия всех трех конференций ВИПа-2009
0. предрассудки
1. традиции
2. стандарты
3. самоопределение
4. инновации

[attachment=7616:999999999991.GIF]

А НОРМЫ, - их не "Я-деятель", а только рефлексирующий субъект "R" вглядываясь в себя за РАМКАМИ ситуации увидеть и обнаружить может, но не сам "Я". Все из этого для "R" есть НОРМА, - и предрассдки, и традиции, и стандарты, и самоопределение, и инновации...Только это разные НОРМЫ , разных моих ипостасей и ПОЗИЦИЙ Я0, Я1, Я2, Я3, Я4 в РАМКАХ разных ситуаций

Я0. -мифологическое существование ребенка и взрослого внутри НОРМЫ здравого смысла или предрассудков, или мифа культуры (технология погружения и учения)
Я1 - жесткое научение педагога детей нормам и традициям культуры ли, или закону сохранения энергии с которым не поспоришь или статьям уголовного кодекса
Я2 - непримиримая борьба ученика со стандартами и обучение вследствие этого конфикта и ученика, и самого учителя в этой ситуации носителя готовых стандартов (даже им самим не осознаваемых - "все управленцы - враги!", и все тут)
Я3 - контакт или кооперация и образовЫвание вместе с такими разными и всякими.. И за счет этого первое самоопределение по ПОЗИЦИИ - "А я тогда кто такой?"
Я4 - необоримое желание и непреоолимая жажда творчества и шизофреническое окаянство, бред и искушение искусством.

И эти вся пять пальчиков - это все о нем, о замечательном человеке и опытном учителе Гри-гри Ищуке...В разные комбинации ПОЗИЦИЙ складывающеся в РАМКАХ разных ситуаций его встреч с детьми.. Но не видит он себя таким, так как плотно обуяли его зампечатльныне чувства и эмоции, которые и не дают вырваться из этого обуяния подобно Мюнхаузену, вытащив сетя за волосы рефлекссии.

Зато хорошо это видно со стороны и извне РАМОК ситуации противному ВИРу, совершившему в свое время второе самоопределение и вышедшему из рамок школы, который который, нежно к ГГ относясь, нет-нет , да и накатит своим "шариком" на кубик тюрьмы СУЩЕГО, в которой тот обитает.

ДОЛЖНОЕ традиций на выводится из СУЩЕГО предрассудков. Но чтобы это понять, требуется проектированием своего и общего будущего заняться и тогда узреть дополнительно и стандарты РЕАЛЬНОГО, и самоопределение ВОЗМОЖНОГО, и инновации НЕВОЗМОЖНОГО , которое всегда есть ноожиданность.

Цитата (grigri, 30.08.2009, 05:21) <{POST_SNAPBACK}>
2) Выдвигается гипотеза, что инновация - это неожиданность!
Валерий Дюков ( Пользователь )
Комментарий № 3 на конференцию
«Инновации: подлинные и мнимые»/Продолжим разговор, оглянувшись на «себя»
от Дюкова Валерия Михайловича (e-mail: Lider-007@yandex.ru)

Уважаемые коллеги! Просмотр материалов конференции «Инновации: подлинные и мнимые» позволяет нам осуществить следующую рефлексию.
1. После эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-е и 1960-е годы, качества – в 1970-х и 1980-х, гибкости – в 1980-е и 1990-е, сейчас мы живем в эпоху инноваций (Феликс Янсен, 2002).
2. Исследователи определяют инноватику как:
 «науку о целенаправленных изменениях, нововведениях» (Радугин А.А., Радугин К.А., 1995);
 «науку об управляемом развитии» (Пригожин А.И., 1995).
3. Предмет инноватики определяется как:
 «создание, освоение и распространение разного типа новшеств» (Пригожин А.И., 1995);
 «сферу социальной деятельности, направленную на инициирование и внедрение нововведений» (Маршак А.Л., 1996).
Таким образом, предмет инноватики описывается такими понятиями как:
 инновация;
 инновационный процесс;
 инновационная деятельность.
Однако при всей широте их употребления в отечественной и зарубежной литературе эти понятия не являются ни достаточно разведенными по своему содержанию, ни однозначно определяемыми.
Необходимо учесть и тот факт, что терминологическая неопределенность, неясность препятствует своевременному осмыслению научных достижений в области инноватики, их трансформации в образовательное знание.
4. Рассмотрение основных понятий инноватики строится нами на концептуальной конструкции треугольника в одном из ее видов:
 идея;
 содержание;
 форма.
Идея – это мысль, понятие о каком-нибудь предмете, постигаемый разумом образ; это всегда непознаваемый до конца замысел; это то, что едино в разнообразном.
Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов; это признаки, свойства проявленной идеи, «взятые» в некотором аспекте; это результат объяснения разнообразия ее проявлений; это некоторый смысл воплощений идеи.
Форма – это воплощенная, проявленная идея; это разнообразие конкретного; это следствия.
Проще всего увидеть форму. В инновационной деятельности это люди, выполняющие конкретные функции для конкретных целей, получающие конкретные задания, материалы, деньги. Владея только конкретной формой, невозможно создать другую форму.
Содержание открывает путь к порождению различных форм, но подобных, и потому владение им еще не дает свободы и господства над предметом.
Понимание идеи освобождает творца. Он становится способным творить и содержания и формы.
5. В настоящее время все более очевидной становится тенденция выделения самостоятельной сферы знаний – инноватики в образовании.
Инноватика в образовании – находящаяся в состоянии становления область научных знаний, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных подпроцессов инновационного процесса в сфере образования: создание нового (новшеств); их освоение (восприятие, освоение, "делание своими"); применение новшеств.
Предмет инноватики в образовании – изучение единства создания, освоения и применения новшеств.
Центральные понятия инноватики в образовании:
 инновационный процесс в системе образования;
 инновационная деятельность;
 новшество;
 инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.
В инноватике образования различают два типа инновационных феноменов:
 педагогическую инноватику (инновации в системе образования);
 инновационное обучение.
Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике (А.В. Хуторской, 2005).
Инновационное обучение определяется как особый тип овладения знаниями, как продукт сознательной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности в образовательном процессе.

Дюков Валерий Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, действительный член (академик) Философско-экономического ученого собрания Московского государственного университета (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва), действительный член (академик) Академии педагогических и социальных наук (АПСН, Москва), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (ПАНИ, Санкт-Петербург).

Григорий Ищук ( Пользователь )
Цитата (Валерий Дюков, 30.08.2009, 12:14) <{POST_SNAPBACK}>
Комментарий № 3 на конференцию
«Инновации: подлинные и мнимые»/Продолжим разговор, оглянувшись на «себя»
от Дюкова Валерия Михайловича (e-mail: Lider-007@yandex.ru)

Уважаемые коллеги! Просмотр материалов конференции «Инновации: подлинные и мнимые» позволяет нам осуществить следующую рефлексию.
1. После эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-е и 1960-е годы, качества – в 1970-х и 1980-х, гибкости – в 1980-е и 1990-е, сейчас мы живем в эпоху инноваций (Феликс Янсен, 2002).
2. Исследователи определяют инноватику как:
 «науку о целенаправленных изменениях, нововведениях» (Радугин А.А., Радугин К.А., 1995);
 «науку об управляемом развитии» (Пригожин А.И., 1995).
3. Предмет инноватики определяется как:
 «создание, освоение и распространение разного типа новшеств» (Пригожин А.И., 1995);
 «сферу социальной деятельности, направленную на инициирование и внедрение нововведений» (Маршак А.Л., 1996).
Таким образом, предмет инноватики описывается такими понятиями как:
 инновация;
 инновационный процесс;
 инновационная деятельность.
Однако при всей широте их употребления в отечественной и зарубежной литературе эти понятия не являются ни достаточно разведенными по своему содержанию, ни однозначно определяемыми.
Необходимо учесть и тот факт, что терминологическая неопределенность, неясность препятствует своевременному осмыслению научных достижений в области инноватики, их трансформации в образовательное знание.
4. Рассмотрение основных понятий инноватики строится нами на концептуальной конструкции треугольника в одном из ее видов:
 идея;
 содержание;
 форма.
Идея – это мысль, понятие о каком-нибудь предмете, постигаемый разумом образ; это всегда непознаваемый до конца замысел; это то, что едино в разнообразном.
Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов; это признаки, свойства проявленной идеи, «взятые» в некотором аспекте; это результат объяснения разнообразия ее проявлений; это некоторый смысл воплощений идеи.
Форма – это воплощенная, проявленная идея; это разнообразие конкретного; это следствия.
Проще всего увидеть форму. В инновационной деятельности это люди, выполняющие конкретные функции для конкретных целей, получающие конкретные задания, материалы, деньги. Владея только конкретной формой, невозможно создать другую форму.
Содержание открывает путь к порождению различных форм, но подобных, и потому владение им еще не дает свободы и господства над предметом.
Понимание идеи освобождает творца. Он становится способным творить и содержания и формы.
5. В настоящее время все более очевидной становится тенденция выделения самостоятельной сферы знаний – инноватики в образовании.
Инноватика в образовании – находящаяся в состоянии становления область научных знаний, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных подпроцессов инновационного процесса в сфере образования: создание нового (новшеств); их освоение (восприятие, освоение, "делание своими"); применение новшеств.
Предмет инноватики в образовании – изучение единства создания, освоения и применения новшеств.
Центральные понятия инноватики в образовании:
 инновационный процесс в системе образования;
 инновационная деятельность;
 новшество;
 инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.
В инноватике образования различают два типа инновационных феноменов:
 педагогическую инноватику (инновации в системе образования);
 инновационное обучение.
Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике (А.В. Хуторской, 2005).
Инновационное обучение определяется как особый тип овладения знаниями, как продукт сознательной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности в образовательном процессе.

Дюков Валерий Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, действительный член (академик) Философско-экономического ученого собрания Московского государственного университета (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва), действительный член (академик) Академии педагогических и социальных наук (АПСН, Москва), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (ПАНИ, Санкт-Петербург).


Валерий Михайлович! Я не пойму каким образом эти тексты имеют отношение к нашим разговорам? Вы пишите от мы, кто эти мы? Ваши тексты для кого?


Вы смотрели диаграммы участников? Кто здесь и теперь.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+