Личный кабинет

Мы и инновации

общественная экспертиза
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Основные цели для проведения анкеты"Инновации и мы" – это и привлечение внимания и приглашение к разговору о в общем-то уже достаточно избитой теме, и выяснение для себя некоторых до сих пор неясных моментов, и проверка тезиса, что главное в любой инновации (да как наверное и вообще во всем, что вокруг происходит) – это человеческий фактор. Если будут те, кому инновации нужны и кто к ним неравнодушен, – значит наша конференция будет востребована и не жалко времени, затраченного на хождение на ВИП.

Я очень благодарна тем, кто нашел время не только ответить на вопросы, а особенно тем, кто написал свои комментарии в форуме. На мой взгляд результаты у нас получились следующие (сначала смотрю глазами математика): Проголосовало: 173, что можно считать неплохим результатом.

На основании анкеты я сделала следующие заключения:

1. Инновационные процессы затрагивают школу, так как только 1 человек ответил отрицательно и только 4 о них неизвестно, а 12 сомневаются. На удивление много оказалось участников инновационных процессов, так считают все, кроме 12 человек. Скорее всего, все кто так не считают, и не участвуют в интернет-педсовете. Что позволяет надеяться на то, что у нас складывается настоящее сообщество инноваторов. Почти треть ответивших считает, что инновации рождаются в школе и больше 83 процентов рады, что инноваторы работают с ними рядом и только 16 не повезло встретить творческих людей, а у 2 был отрицательный опыт сотрудничества.

2. Очень жаль, что не предусмотрела возможности дать свой ответ, что же мешает стать инноватором, так как разброс мнений в этом случае был достаточно большим, причем можно заметить, что мешают как объективные факторы недостаток знаний и умений или средств для реализации, но и субъективные факторы: невозможность свободного творчества, отсутствие единомышленников и поддержки, и недостаток информации., причем их соотношение примерно равное.

а) отсутствие возможности свободно творить;

28

16,2%

б) недостаток знаний и умений;

45

26,0%

в) недостаток средств для реализации;

59

34,1%

г) отсутствие единомышленников и поддержки сверху;

21

12,1%

д) неинформированность о возможностях.

20

11,6%

3. Целевой группой инноваций большинство считает учеников, достаточно большая масса ориентирована на работу с социумом и чуть меньше с учителями. Материальная база при этом не считается важной, а сами учителя – на пердпоследнем месте.

6. На что или на кого должны в первую очередь ориентироваться инноваторы:

а) материальная база;

9

5,2%

б) работа с педагогическим составом;

21

12,1%

в) потребности учеников;

80

46,2%

г) взаимодействие школы и социума;

33

19,1%

д) координация участников учебного процесса;

28

16,2%

е) другое, напишу в форуме.

2

1,2%

4. При этом больше всего споров и возражение вызвал первый вопрос. Сознательно в нем были представлены только часть инновационных процессов, причем носящих более технический, чем человеческий, фактор. 31 человек не согласившихся – это те, кому есть что добавить. Эти добавления я вынесла в новый опрос(проверка на подлинность) и было бы интересно обсудить, что же все-таки мы понимаем под словом «Инновация».

1. Что из перечисленного можно считать инновациями:

а) информатизация и интернетизация;

106

32,9%

б) электронные дневники и журналы;

74

23,0%

в) ЕГЭ;

37

11,5%

г) интерактивные доски;

74

23,0%

д) другое, напишу в форуме.

31

9,6%

5. Итак, участники обсуждения считают, что инновация это:

А)инновацией становится каждое небольшое открытие или внедрение - оригинальная разработка для урока, или внезапное осознание, как лучше работать с какой-то темой на разных ступенях

Б) "творческий процесс - постоянное саморазвитие и самосовершенствование

В) Инновации в сфере коммуникационных компетенций

Г) есть положительные результаты, и теоретическая находка осталась в педпрактике, то это инновация.

Д) реализация уровневой дифференциации обучения

Е) психологический подход к современным детям; новый подход к преподаванию предметов (с использованием исслед. работы, детей надо учить "добывать знания", а не преподносить все на блюдечке

Ж) педагогической инноваций здесь новые способы предоставления материала, новые способы взаимодействия учитель-ученик-учебный материал, новые формы работы (с применением интерактивной доски), новые технологии

З) вся жизнь человека состоит из инноваций при условии, что он умный и целеустремленный

И) Инновации - это успешное локальное применение «здесь и сейчас для...» того, что ранее не применялось

К) появление формулировок и способов действия, более адекватных новому содержанию понимания в процессе развития сознания, индивидуального и коллективного. Новое понимание рождается не из теории, а из живого человека, человека мыслящего, живущего в соответствии с какими-то внутренними представлениями о мироустройстве и пытающегося найти или придумать новые представления, если старые его уже не устраивают. Эти внутренние представления могут быть естественными, развившимися из личного опыта, либо привнесенными извне, то есть выученными на уроках в школе и лекциях в вузе, либо принятыми человеком, потому что соответствуют его внутреннему пониманию.

Л) инновация (в т.ч.педагогическая) — это нововведение, которое повышает эффективность действующей системы или даёт качественно новый продукт

М) Реструктуризация школ

Н) технология образовательных путешествий

О) Инновациями, на мой взгляд. можно считать идеи и ресурсы, которые имеют жизнеспособные тенденции для развития в рамках системы образования и перспективные результаты, способствующие формированию "нового" облика и содержания педагога и школы. Вновь изобретенные ресурсы, технические "чудеса", - это не показатель инноваций!

Если что-то пропущено – добавляйте в форуме. Добавлю и в опрос.

Григорий Ищук ( Пользователь )
[attachment=7562:anketa.jpg]
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Цитата (grigri, 29.08.2009, 18:01) <{POST_SNAPBACK}>
[attachment=7562:anketa.jpg]


:) Неплохой расклад.
Валерий Дюков ( Пользователь )
Комментарий № 1 на конференцию
«Инновации: подлинные и мнимые»/Мы и инновации
от Дюкова Валерия Михайловича (e-mail: Lider-007@yandex.ru)

Рефлексия материалов конференции «Инновации: подлинные и мнимые»/Мы и инновации вывела нас на следующие ключевые проблемы:
 развитие школы осуществляется только через инновационный процесс;
 инновационный (а не образовательный) процесс и есть объект управления развитием школы;
 развитие школы – это и есть процесс разработки и освоения новшеств.
В целом под инновационным процессом нами понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению и распространению новшеств.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает, на наш взгляд, систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:
 исследовательскую, экспериментальную деятельность;
 проектную деятельность, целью которой является разработка особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научных данных следует действовать в заданных условиях, чтобы получилось то, что должно быть («инновационный проект»);
 образовательную деятельность, направленную на формирование у каждого личного знания о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Итак, под инновационной образовательной деятельностью мы подразумеваем деятельность, ориентированную на выработку и развитие нового пространства образовательных целей и задач, а под инновационной образовательной программой – некий каркас, некую рамку, с помощью которой поддерживается данная инновационная образовательная деятельность.
Инновационные образовательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях в рамках Национального проекта «Образование», обладают принципиальной особенностью: это деятельностные программы. Они деятельностны: по происхождению; по способу реализации; по результатам.
За последние годы в образовательных учреждениях сложился ряд тенденций в плане формирования направлений инновационной деятельности:
 во-первых, это направление, объединяющее различные формы инновационной образовательной деятельности и проекты, связанные с активизацией и поддержкой образовательной субъектности у детей и взрослых;
 во-вторых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, ориентированные на переход от учебной предметности к проектной предметности в сфере "основного" образования;
 в-третьих, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности, в центр которых выходит идея развития здоровья – как физического, так и психологического;
 в-четвертых, это направление, объединяющее различные формы инновационной образовательной деятельности, ориентированные на построение различных форм коммуникационных отношений между участниками образовательного процесса, на построение эффективных коммуникативных сред как пространства образовательного развития личности;
 в-пятых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности, связанные с организацией внешкольного образовательного пространства, с выходом образовательной деятельности в социум – общественно-ориентированные деятельности;
 в-шестых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, связанные с решением задач управления инновационными образовательными процессами.

Дюков Валерий Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, действительный член (академик) Философско-экономического ученого собрания Московского государственного университета (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва), действительный член (академик) Академии педагогических и социальных наук (АПСН, Москва), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (ПАНИ, Санкт-Петербург).

Ольга Анисимова ( Пользователь )
Цитата (Валерий Дюков, 30.08.2009, 08:02) <{POST_SNAPBACK}>
Комментарий № 1 на конференцию
«Инновации: подлинные и мнимые»/Мы и инновации

Спасибо за комментарий, Валерий Михайлович. Хотелось услышать мнения и по поводу ваших добавлений.
Григорий Ищук ( Пользователь )
 развитие школы осуществляется только через инновационный процесс;
 инновационный (а не образовательный) процесс и есть объект управления развитием школы;
 развитие школы – это и есть процесс разработки и освоения новшеств.

Из каких мест конференции такие выводы?
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Цитата (grigri, 30.08.2009, 19:30) <{POST_SNAPBACK}>
 развитие школы осуществляется только через инновационный процесс;
 инновационный (а не образовательный) процесс и есть объект управления развитием школы;
 развитие школы – это и есть процесс разработки и освоения новшеств.

Из каких мест конференции такие выводы?


А у меня вопрос - почему ЭТО названо в тексте проблемами?
Евгений Виноградов ( Пользователь )
Школа жила, школа живет и школа будет жить вместе со своими учениками! Хочет или нет кто-то этого не важно. Говорить о том школа развивается только через инновационные процессы, по моему не корректно (если мягко говорить). Школа развивается вместе со своим "миром" и если этот мир не принимает, не хочет этой инновации, этого развития, то все в этом мире сделают все. что препятствовать внешним изменениям - война и ложь, как результат. Как бы это было не смешно, но все в школе зависит от целей Общества и общества. Мы, проводники этих идей или проводники своих, т.е. союзники или враги. каждый выбирает сам свою позицию, но из опыта сделал вывод, что при этом о детях между окопов забывают прежде всего учителя. Кто страдает, понятно и так. Не знаю не одной школы, но о нескольких слышал в разговорах, что все инновации сначала обсуждаются с родителями - кажется сказкой.
К чему это я? Тема интересная, участников ... Говорить о инновациях хотят многие, а определить свое отношение к ним, особенно публично, видимо нет.
Вот для меня вопрос - что можно в школе считать инновацией и какие из них допустимы? Для меня - только моя методика, мои методические приемы, а остальное не на благо ученика - все таки школа для него.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+