Личный кабинет

Объясните, наконец...

Андрей Лукутин ( Пользователь )
Объясните, наконец, что такое педагогические технологии. А то в книжках (да на семинарах там) по умному написано, не пойму.
Ирина Озеркова ( Пользователь )
Давайте попробую.

Технология вообще - это процедура решения некоторой стандартной задачи стандартными способами, например, технология обработки металла, компьютерные технологии. То же самое и с педагогическими технологиями. Они предназначены для решения стандартных педагогических задач - преподавания чего-либо, организации внешкольных мероприятий, самоуправления и т. п.

Следует отметить, что педагогическая технология не привязана к конкретному предмету. Если Вы, взяв в руки методичку, подготовили по ней отдельный урок по отдельной теме, то это методика. Но если Вы на основании некоторых закономерностей сконструируете урок на любую заданную тему (не читая предварительно литуратуру вроде "методика преподавания Word в средних классах"), то это технология. Технология во многом зависит от постулируемых учителем субъект-объескных отношений (говоря проще, от того, как направлен поток информации, кто его инициирует - учитель или ученик). Еще она во многом зависит от временных рамок, которые ставит себе учитель. Минимальная единица - это урок. Но чаще имеют дело с блоками уроков или даже с модулями. На самом деле, чем шире видение, тем больше возможностей сделать не набор уроков, но цельный учебный курс, не набор мероприятий, но воспитательную систему.

Педагогические технологии имеют массу возможных классификаций. Одна из них - как раз по размерам единиц. Таким образом выделяют несколько поколений педагогических технологий. Самое первое - когда единицей планирования является урок. Далее идут блочные технологии, модульные технологии. Сейчас речь уже идет о распределенных модульных технологиях.

Еще есть классификация по Гузееву, она мне нравится своей логичностью. Возьмем начальные результаты обучения, конечные результаты, промежуточные результаты и процедуры получения промежуточных результатов. Если все это известно и предлагается учащемуся, то это объяснительно-иллюстративный метод (коим пользуется большинство), то есть пересказ учебников, показ стандартных алгоритмов и требование действия по образцу. Если мы не покажем промежуточные результаты, учащийся должен будет получить их сам, то это будет программированное обучение. Оно вполне подходит, на мой взгляд, при обучении именно технологиям (например, компьютерным, но никак не информатике). Используется существенно реже. Если, наоборот, убрать процедуры получения промежуточных результатов и оставить сами эти результаты, то мы получаем эвристический метод. В этом случае, поскольку учащийся выводит процедуры сам, то он запоминает и сами эти процедуры и способ их получения. Ему это, конечно, очень полезно, но это более затратный по времени способ по сравнению с первыми двумя. Главная проблема для учителя в этом случае (в первых двух технологиях особых проблем, не связанных с содержанием предмета, нет) - составление промежуточных заданий. Это очень важно и очень непросто (но некоторые умеют!). Еще одна технология, становящаяся популярной в последнее время - модельная - когда мы оставляем только начальные и конечные данные, а промежуточные результаты и процедуры скрываем от учащегося. Это часто используется при организации проектной деятельности, педагогических (не дидактических!) игр. Мне, как педагогу, эта технология особенно нравится, хотя она и требует больше труда и времени. Но в результате учащиеся приучаются к самостоятельному получению и применению знаний, что, на мой взгляд, очень важно. Последний вариант - исследовательский - остаются открытыми только начальные данные. Это также можно использовать в пректах, но в школе по понятным причинам используется крайне редко. У меня, например, проблемы с организацией такй деятельности.

Какую технологию рекомендуется выбрать? Общих рецептов здесь нет и быть не может. Во-первых, это зависит от Вас лично, во-вторых, от предмета, в третьих, от учащихся (в корректионном классе, например, никакая эвристика не проходит и никакие модели). На мой взгляд, абсолютно универсальной технологии просто не существует, приходится время от времени переходить с одной на другую. Но изучать их все же необходимо.

Кстати, обращаю Ваше внимание, что в дистанционном образовании теоретически должны присутствовать все те же види технологий, что и в очном. Однако на практике чаще всего встречаешься с самым древним (и самым неэффективным с точки зрения качества полученных знаний) объяснительно-иллюстративным методом.

Попробуйте поискать материалы старых педсоветов. В 2001 году я даже вела такую секцию.
Елена Зачесова ( Пользователь )
Вопрос, конечно, интересный.
Но, боюсь, ответа на него Вы не получите, точнее, получите столько разных ответов, что смысла в них уже не будет
sad.gif

На сегодняшний день ситуацию с педагогическими технологиями лучше всего описывает фраза: "Сколько людей - столько и мнений".

В 1970 году на конференции ЮНЕСКО в Женеве было принято следующее определение: «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

Понятие "технология" лучше усваивается, по мнению авторов коллективносй монографии "Технологический подход в обучении: от замысла – к реализации (Шалыгина И.В. (г. Москва), Буланов А.В. (г.Владимир), Генике Е.А.(г.Бостон), Прокофьева Л.Б. (г.Москва), Спирина Т.В. (г.Владимир), Чернявская А.В. (г. Ярославль), Ирхина И.В (г. Барнаул)), если сравнить его с понятием "методика", хорошо известным всем педагогам.

"Методика опирается на эмпирический опыт, на мастерство учителя, она ближе к искусству. Технология изначально лишена личностного оттенка, она представляет собой формализованный опыт, который может передаваться. Технология – это каркас, методика – оболочка. Методика неповторима, а технология может давать хороший результат даже на уровне репродукции".

Вот, примерно, так.

smile.gif

С ув. Зачесова
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Зачесова @ Sep 30 2005, 12:03 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос, конечно, интересный.
Но, боюсь, ответа на него Вы не получите, точнее, получите столько разных ответов, что смысла в них уже не будет
sad.gif

На сегодняшний день ситуацию с педагогическими технологиями лучше всего описывает фраза: "Сколько людей - столько и мнений".

В 1970 году на конференции ЮНЕСКО в Женеве было принято следующее определение: «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

Понятие "технология" лучше усваивается, по мнению авторов коллективносй монографии "Технологический подход в обучении: от замысла – к реализации (Шалыгина И.В. (г. Москва), Буланов А.В. (г.Владимир), Генике Е.А.(г.Бостон), Прокофьева Л.Б. (г.Москва), Спирина Т.В. (г.Владимир), Чернявская А.В. (г. Ярославль), Ирхина И.В (г. Барнаул)), если сравнить его с понятием "методика", хорошо известным всем педагогам.

"Методика опирается на эмпирический опыт, на мастерство учителя, она ближе к искусству. Технология изначально лишена личностного оттенка, она представляет собой формализованный опыт, который может передаваться. Технология – это каркас, методика – оболочка. Методика неповторима, а технология может давать хороший результат даже на уровне репродукции".

Вот, примерно, так.

smile.gif

С ув. Зачесова

Простите, не знаю Вашего имени, но
"Методика опирается на эмпирический опыт, на мастерство учителя, она ближе к искусству. Технология изначально лишена личностного оттенка, она представляет собой формализованный опыт, который может передаваться. Технология – это каркас, методика – оболочка. Методика неповторима, а технология может давать хороший результат даже на уровне репродукции" - это сильно. Подписываюсь под Вашими словами.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Sep 30 2005, 01:38 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Простите, не знаю Вашего имени, но
"Методика опирается на эмпирический опыт, на мастерство учителя, она ближе к искусству. Технология изначально лишена личностного оттенка, она представляет собой формализованный опыт, который может передаваться. Технология – это каркас, методика – оболочка. Методика неповторима, а технология может давать хороший результат даже на уровне репродукции" - это сильно. Подписываюсь под Вашими словами.


Меня зовут Елена Васильевна.


А фраза была в кавычках. Это - цитата из упомянутой монографии

С ув. Елена Зачесова
Ольга Семина ( Пользователь )
Андрей! Я когда учу педагогов, то сравниваю понятие педагогической технологии с лыжней: проторенная колея, на поворотах флажки, чтобы свернуть именно туда, куда надо. Ты можешь идти, бежать, задавать сам себе темп (творчески отнестись к дистанции), но обязательно по лыжне и по обозначенной флажками трассе. Этодаст возможность придти к точно намеченному месту (результату).
ОЛьга.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(ROST @ Sep 30 2005, 10:18 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей! Я когда учу педагогов, то сравниваю понятие педагогической технологии с лыжней: проторенная колея, на поворотах флажки, чтобы свернуть именно туда, куда надо. Ты можешь идти, бежать, задавать сам себе темп (творчески отнестись к дистанции), но обязательно по лыжне и по обозначенной флажками трассе. Этодаст возможность придти к точно намеченному месту (результату).
ОЛьга.

Елена! Ольга!
Где Вы, коллеги??? Жаль, что нельзя собрать под одной крышей талантливых людей. Ведь их много в нашей стране. Огромной по территории, поэтому растворяются как капли в океане.
Наталья Нагайченко ( Пользователь )
(ROST @ Sep 30 2005, 10:18 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей! Я когда учу педагогов, то сравниваю понятие педагогической технологии с лыжней: проторенная колея, на поворотах флажки, чтобы свернуть именно туда, куда надо. Ты можешь идти, бежать, задавать сам себе темп (творчески отнестись к дистанции), но обязательно по лыжне и по обозначенной флажками трассе. Этодаст возможность придти к точно намеченному месту (результату).
ОЛьга.

Самое главное, чтобы тот, кто прокладывал эту лыжню и ставил флажки, сам был хорошим лыжником, и не раз сам по своей лыжне прокатился.
Или второй путь: лыжня уже давно протоптана, а кто-то берет и красные флажки меняет на синии, уверяя, что это - новый путь.
Вот в чем проблема. Или нет?
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Sep 30 2005, 08:07 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Елена! Ольга!
Где Вы, коллеги??? Жаль, что нельзя собрать под одной крышей талантливых людей. Ведь их много в нашей стране. Огромной по территории, поэтому растворяются как капли в океане.


В школе 565 часто бываете? По своим методическим делам?..


Предварительно позвоните и заходите, пообщаемся.
biggrin.gif

Елена
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Зачесова @ Sep 30 2005, 11:48 PM) <{POST_SNAPBACK}>
В школе 565 часто бываете? По своим методическим делам?..
Предварительно позвоните и заходите, пообщаемся.
biggrin.gif

Елена

Так Вы из Чертаново-Центрального! Мир тесен. Буду там в конце октября. С проверкой, правда, но не суть...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+