Личный кабинет

Интерактивная работа с текстом учебника: печатного и электронного

Как поставить на контроль «работу с учебником» дома
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Интерактивная работа с текстом учебника: печатного и электронного
Как поставить на контроль «работу с учебником» дома

Уважаемые коллеги!

Много десятилетий не стареет дидактический лозунг «надо учить детей работать с книгой». Хотелось бы придать новый импульс педагогическим технологиям для его практической реализации.

Сначала ответим на вопрос: существует ли сегодня технология для количественного измерения успешности работы учащегося с текстом «параграфа» дома? Напрашивается ответ – существует и очень давно: тех, кто «не читает дома учебник» на уроке «за версту видно». Например, зададим ученику три-четыре вопроса, и по ответам станет ясно: отвечает ли ученик, исходя из того что услышал на уроке от учителя, или же оперирует дополнительными аспектами, почерпнутыми из параграфа. Однако это ответ, скорее, на другой вопрос: «читал ли ученик учебник по тому аспекту, по которому его спросил учитель». Наш вопрос иной.

Итак, рассмотрим предлагаемую технологию количественного измерения успешности домашней работы учащегося с текстом параграфа. Для ее реализации необходима компьютерная система:
а) мотивирующая ученика внимательно читать текст параграфа,
б) задающая вопросы (или дающая задания) по прочитанному тексту,
в) оценивающая степень правильности данных учеником ответов,
г) позволяющая организовать «работу над ошибками».

Мотивировать ученика возможно за счет следующих механизмов:
- система должна быть авторитетна для самого учащегося (то есть корректно оценивать ответы ученика на вопросы по тексту параграфа и т.п.)
- система должна иметь серверную часть, которая будет накапливать статистику и делать ее видимой в динамике для самого ученика, его родителей, учителя и администрации школы, и (частично) для других учеников. Механизм возникновения мотивации – самооценка и мнение референтных групп (родители, одноклассники и др.)

Задавать вопросы (давать задания) по прочитанному необходимо:
- как правило, «близко к тексту», иначе опять-таки останется неясным – черпает учащийся знания из книги или опирается на блестящий рассказ-объяснение учителя на уроке.
- избегая возможности найти в книге прямой ответ на поставленный вопрос; необходима такая формулировка вопросов/заданий, чтобы учащемуся нужно было задействовать аналитико-синтетические, ассоциативные, логические и другие способности.

Оценивать степень правильности данных учеником ответов можно, например:
- путем предъявления тестовых заданий с выбором ответа (и это в нашей статье не рассматривается)
- просьбой выделить фрагмент текста параграфа, являющийся ответом на вопрос или задание - например, продолжить неоконченную фразу (и это реализовано в предлагаемой нами технологии).

Важно! Технология не требует от учащегося читать текст учебника «с экрана». Для этих целей используется обычный печатный учебник. Внутри предлагаемой компьютерной системы он существует в визуально идентичном виде. То есть ответить на вопрос или продолжить неоконченную фразу диктора фрагментом текста параграфа можно, работая с карандашом и обычной книгой.

Описанная выше компьютерная система нами создана в 2000 году, успешно прошла апробацию, однако не была внедрена в производство по причине необходимости урегулирования прав на тексты учебников (необходимо согласие авторов и издателей на размещение текста печатного учебника в электронном виде). Однако в настоящее время ряд юридических аспектов близок к урегулированию, поэтому встал вопрос о новой апробации предлагаемой технологии под рабочим названием «Проверялкин».

С демо-версией системы можно ознакомиться здесь: http://www.fizika.ru/prover/index.htm
Консультационную поддержку можно получить онлайн по скайпу: igorkiv

Просим снисходительно отнестись к технической стороне реализации системы (поскольку это версия 2000 г), принять к обсуждению лишь содержательную сторону – технологию количественного измерения успешности работы учащегося с текстом учебника дома. Предметная область не принципиальна - физика, химия, биология, литература, история и др.
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Цитата (Игорь Кривченко, 25.08.2009, 19:05) <{POST_SNAPBACK}>
... Технология не требует от учащегося читать текст учебника «с экрана». Для этих целей используется обычный печатный учебник. Внутри предлагаемой компьютерной системы он существует в визуально идентичном виде. То есть ответить на вопрос или продолжить неоконченную фразу диктора фрагментом текста параграфа можно, работая с карандашом и обычной книгой. ...

Познакомиться с печатным учебником, реализующим технологию "Проверялкин", можно в книжных магазинах.

Интернет-магазин "Озон": http://www.ozon.ru/context/detail/id/3570554/
Или, по цене издательства, здесь: http://lbz.ru/katalog/products/literatura-...a/umk-7-9-klass

Переиздание книги (4е издание) планируется в январе 2010 г.
Наталия Никуличева ( Пользователь )
Цитата (Игорь Кривченко, 25.08.2009, 19:05) <{POST_SNAPBACK}>
Просим снисходительно отнестись к технической стороне реализации системы (поскольку это версия 2000 г), принять к обсуждению лишь содержательную сторону – технологию количественного измерения успешности работы учащегося с текстом учебника дома. Предметная область не принципиальна - физика, химия, биология, литература, история и др.


Игорь!

Идея очень интересная и актуальная.
Работа с текстом учебника (или с художественным текстом, техническим, публикацией и т.д.) актуальна как при изучении дисцилин в школе, так и на остальных уровнях получения образования, включая систему повышения квалификации.
Проводя дистанционные курсы повышения квалификации, часто ловлю слушателей на том, что они просматривали материалы выложенных лекций только по диагонали, а предложенные видеофайлы с лекциями слушали невнимательно, поэтому выполняют задания нечётко, задают вопросы о том, о чём уже было написано в лекциях. Поэтому Ваша система - некая желаемая золотая середина, которая позволит внимательно изучить текст.

Другой вопрос - насколько нужно увлекаться этим методом? Скрупулезное изучение текста и его воспроизведение - это только верхушка айсберга. Мне, например, всегда было важно не то, сколько, допустим, метафор и эпитетов найдут ученики в литературном тексте, сколько то, смогут ли они придумать новый текст, использовав разнообразие тех самых метафор и эпитетов.

Поэтому, думаю, нужна хорошая методичка по использованию данной системы. Преподаватель не должен в ней увидеть только единственное средство контроля. Так, например, долгое время в разработках низкокачественных дистанционных курсов существовал только один вид контроля - тесты.

В остальном - стоит искать компанию, которая поймёт педагогическую ценность этой системы и обновит на программистском уровне оболочку под сегодняшние привычные технические стандарты!


Лариса Махмутова ( Пользователь )
Большое спасибо, что решаете такую нужную проблему, как оптимизация работы с учебником и учебным текстом в частности. Долгое время разработки теории школьного учебника были просто забыты, что негативно сказалось на качестве учебной литературы. Сейчас нам приходится не только восстанавливать, но и создавать новые правила работы с учебником (как книжным, так и электронным). Радует, что вы предусматриваете квалиметрический подход (количественная оценка успешности выполнения домашней работы) и учитываете мотивационные факторы. Творческих успехов в этом и других начинаниях!
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Цитата (Наталия Никуличева, 25.08.2009, 21:45) <{POST_SNAPBACK}>
Другой вопрос - насколько нужно увлекаться этим методом? Скрупулезное изучение текста и его воспроизведение - это только верхушка айсберга. ... Поэтому, думаю, нужна хорошая методичка по использованию системы. Преподаватель не должен в ней увидеть только единственное средство контроля.

Уважаемая Наталия!

Полностью с Вами согласен, что это только верхушка айсберга, однако за которой нужно сначала увидеть айсберг, а затем постепенно доставать его из воды. Вы абсолютно правы - нужна методичка для учителя. И этот форум - отличное место, чтобы обменяться менениями, которые и лягут в основу методички, снабженные дополнительным развитием.

Большое Вам спасибо за конструктивные мнения/замечания при общении по скайпу!
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Цитата (Лариса Махмутова, 26.08.2009, 08:02) <{POST_SNAPBACK}>
Большое спасибо, что решаете такую нужную проблему, как оптимизация работы с учебником и учебным текстом в частности. ...

Уважаемая Лариса!

Спасибо за позитивную оценку идеи! Честно признаюсь, апробация данной технологии проходила только на учебных текстах по физике, хотя устные рецензии были получены и от учителей-лириков. Буду признателен, если ознакомитесь с демо-версией (по ссылке в начале темы) и выскажете свое мнение "от лириков", как и Наталия Никуличева. Для меня, физика, это особенно ценно.

Рассчитываю на продолжение диалога.
Николай Панаиоти ( Пользователь )
Игорь Викторович, приятно видеть, что Вы не оставили свою идею. "Проверялкин" хорош, но он, на мой взгляд, должен использоваться в комплексе с другими приемами работы с текстом. Рад, что Ваше сотрудничество с одним из наиболее интеллигентным издательством Бином продолжается. Постоянно бываю на Вашем сайте. Успехов, верящий в Ваш талант, Н.Н.
Ирина Озеркова ( Пользователь )
Если цель работы с учебником - выучи то, что там написано, то предложенный Вами способ, действительно, должен работать. Но ведь цели могут быть и иными! Даже варианты "выучить" и "понять" на самом деле далеко не идентичны. И второй вариант на самом деле предложенным Вами способом не может быть проверен. Проверяется "ознакомиться" и "запомнить". Моё мнение - понимание компьютерным способом не проверить. Как не проверить этим способом творческое применение на практике.
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Цитата (Ирина, 26.08.2009, 22:43) <{POST_SNAPBACK}>
... варианты "выучить" и "понять" на самом деле далеко не идентичны. И второй вариант на самом деле предложенным Вами способом не может быть проверен. Проверяется "ознакомиться" и "запомнить". Моё мнение - понимание компьютерным способом не проверить.

Уважаемая Ирина!

Соглашусь, что основное назначение технологии "Проверялкин" - действительно проверка формального усвоения прочитанного в тексте. Разве не это требуется от будущих кулинаров (четкое знание рецептур и технологий), медсестер (четкое знание процедур и манипуляций) и т.д. и т.п. А ведь будущих "кулинаров и медсестер" в среднестатистическом российском классе обучается немало.

Однако технология Проверялкин позволяет проверить понимание и применение в незнакомой (новой) ситуации. Приведу пример. Какой признак указывает на творческое применение знаний? Правильно, применение в незнакомой (новой) ситуации. Конец примера.

Обратите внимание: в предыдущем абзаце присутствует вопрос Проверялкина (он выделен курсивом) и текст, к которому задан вопрос (это первое предложение предыдущего абзаца). О чем в нем речь? О характеристиках технологии. О чем вопрос Проверялкина в примере? О творческом применении знаний. Где находится ответ (он подчеркнут)? Внутри первого предложения (которое о технологии, а не о творчестве).

Мне удалось проиллюстрировать, что ответ на этот вопрос Проверялкина является творческой деятельностью? Ведь за основной нитью повествования нужно было "увидеть" и вторую: синонимию оборотов "применение в незнакомой ситуации" и "творческое применение".

Справедливости ради замечу, что задания Проверялкина, конечно же, проще составлять на уровне "прорверка воспроизведения", чем на уровне "проверка понимания". Однако проверка понимания вполне возможна.
Валерий Залавин ( Пользователь )
Игорь Викторович, есть очень неплохая книга (на мой, естественно. взгляд) по методике активного взаимодействия ученик - учебник: Левин Э.А. Самообразование детей в школе: новаторская методика / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева. - Ростов на/Д: Феникс, 2008. Описанный в ней подход весьма нетривиален и снимает вопрос понимания.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+