Личный кабинет

Совместимы ли стандарты и ценности?

Лилия Воропаева ( Пользователь )
"Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха : "Что такое хорошо и что такое плохо?" (В.В.Маяковский)

На мой взгляд, учить детей находить ответы на этот вопрос и учить действовать в соответствии с "хорошо" - одна из ключевых задач образования. Это ценностная составляющая образования.
На нашем Педсовете С.А.Карпов и С.А.Зайцева проблему ценностей непосредственно увязали с качеством образования.

http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...4345&st=580 (почитайте тему, очень интересно!)

Проблему эту начали решать. Недавно принято решение о введении в последней четверти 4-го класса и первой четверти 5-го класса по выбору учащихся изучение культуры какой-либо традиционной российской конфессии или светской этики.
Но хватит ли этого для решения такой важной и грандиозной задачи?
Могут ли здесь помочь стандарты? Ведь как ни крути, к стандартам всегда достаточно уважительное отношение, коль они всегда в поле зрения всяких проверяющих. Но как задать стандарт на Добро? Как задать стандарт на Совесть? Как вернуть в лексикон участников образовательного процесса обыкновенные и важные слова "честь", "достоинство", "благородство", "милосердие", "гуманизм", "уважение" и т.п. Как восхищение стандартным гламуром перевести в восхищение истинной красотой? Как сделать более важным любовь, а не "занятие любовью"? Можно ли ликвидировать преклонение перед золотым тельцом? Кажется, что это невозможно. Но ведь задали как-то в Древней Греции стандарт на Красоту, на здоровый образ жизни.

Что вы думаете по этому поводу, уважаемые коллеги?
Марина Абрамова ( Пользователь )
Лилия, наверное, надо делать то, что Вы и Ваши коллеги делают на занятиях и уроках, акциях и проектах...Очень важная роль принадлежит в этом государству. Такие ценности нужно пропагандировать везде - в сферах образования и воспитания, дома, в СМИ...А такой пропаганды сейчас, увы, нам не хватает...
Сергей Возчиков ( Пользователь )
А какое вообще отношение имеют друг другу государственный стандарт образования и личные ценности?
И зачем их совмещать, они что, друг другу мешают?

Мне кажется, отношения между ними близки к отношению между выражениями (по И.Андронникову) - "милостивый государь и Государь Император".
Проще говоря, несоизмеримые это феномены... На мой взгляд.
Татьяна Родионова ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 25.08.2009, 07:31) <{POST_SNAPBACK}>
На мой взгляд, учить детей находить ответы на этот вопрос и учить действовать в соответствии с "хорошо" - одна из ключевых задач образования. Это ценностная составляющая образования.
На нашем Педсовете С.А.Карпов и С.А.Зайцева проблему ценностей непосредственно увязали с качеством образования.

http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...4345&st=580 (почитайте тему, очень интересно!)

Проблему эту начали решать. Недавно принято решение о введении в последней четверти 4-го класса и первой четверти 5-го класса по выбору учащихся изучение культуры какой-либо традиционной российской конфессии или светской этики.
Но хватит ли этого для решения такой важной и грандиозной задачи?


Лилия, совершенно согласна с Вами, стандарт по своей содержательной сути должен исходить из ценностей. У нас у всех есть отношение к объектам и явлениям этого мира, все их мы оцениваем, живем в системе ценностей, которая ориентирует нас. А. В Кирьякова сформулировала в образовательном отношении данный процесс - "Процесс ориентации личности в мире ценностей – это процесс восхождения личности к ценностям на основе всеобщего диалектического закона возвышения потребностей" Все! Если я достиг одной цели, то достижение новых вершин - это моя потребность - я буду хотеть этого! "Мы не можем ставить перед собой задачу сделать человека счастливым или благополучным. Но должны гарантировать отношение человека к базовым ценностям."- А.В. Кирьякова практически задает тон стандртам в образовании. Формирование ценностных ориентаций также основательно рассмотрены профессором.
http://www.osu.ru/doc/961/article/2164

Что касается введения изучения культуры религии, то на форуме уже это обсуждалось. Ценности, привнесенные извне, будут висеть ярлыком. Да и ценностями это назвать нельзя, если самостоятельно не происходил процесс присвоения.
Татьяна Родионова ( Пользователь )
Цитата (sermivoz, 25.08.2009, 14:37) <{POST_SNAPBACK}>
А какое вообще отношение имеют друг другу государственный стандарт образования и личные ценности?
И зачем их совмещать, они что, друг другу мешают?

Мне кажется, отношения между ними близки к отношению между выражениями (по И.Андронникову) - "милостивый государь и Государь Император".
Проще говоря, несоизмеримые это феномены... На мой взгляд.


Сергей Михайлович, любовь - это ценность? Уважение - это ценность? Мы хотим научить, или скажем так, способствовать деткам понять это - уважать государство? Думаю, хотим... А если это входит в учительскую деятельность, почему же это отдельностоящие вещи? Школа - это же не стерильное заведение, порождающее идеальных индивидуальностей, они же в жизнь пойдут. Друг с другом будут взаимодействовать - в обществе, государстве. Значит и государство должны уважать, ценностно относиться.
Татьяна Горшкова ( Пользователь )
Начну с государственного стандарта - он требует от нас подготовки грамотного молодого человека, успешно применяющего свои знания на благо государства. Стоит ли спорить? Многовековая истина - человек для государства ( в зависимости от уровня развития демократии - государство для человека)
Полагаю, что большинство родителей желали бы, чтобы мы педагоги воспитали их ребёнка так, чтобы у него не было проблем с поступлением в ВУЗ( для многих это не главное,если есть деньги), главное - воспитание человека уверенного в себе, своих знаниях, способного их использовать( репетиторы не помогут!)
Что желает сам ребёнок, точнее выпускник ( я в этом году выпустила 11 класс) - быть успешным, востребованным, служить себе и государству.
Это - ценности?! Думаю , да! Здесь и верность, и любовь, а главное - ценность самого человека!
Чем не стандарт?!
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Мясникова Татьяна, 26.08.2009, 01:07) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Михайлович, любовь - это ценность? Уважение - это ценность?

Не знаю.
Любовь, уважение — кого? К кому?
Логика, на мой взгляд, с брачком.

На мой взгляд, ценность это нечто, инвариатное к окружающему миру. Для данного человека. Пример - На том стою, и не могу иначе. Лютер
И применять слово «ценность» к чему ни попадя — опасно. Эдак можно сказать, что уважение к главе района — тоже ценность. И уважение к директору — ценность. Независимо ни от чего.

Цитата (Мясникова Татьяна, 26.08.2009, 01:07) <{POST_SNAPBACK}>
Мы хотим научить, или скажем так, способствовать деткам понять это - уважать государство? Думаю, хотим...

Не уверен, что стремиться стоит именно к этому. Полагаю, сперва надо, чтобы человек научился уважать себя. Потом окружающих, которые в чём-то главном такие же, как он. Потом общество, которое состоит из окружающих его вблизи и вдали людей. И уж потом — государство как специфический инструмент этого общества.
Уточните, что для Вас значит - «уважать государство»?
И как это связано со стандартами образования?
Валерий Залавин ( Пользователь )
Цитата (sermivoz, 25.08.2009, 23:08) <{POST_SNAPBACK}>
На мой взгляд, ценность это нечто, инвариатное к окружающему миру. Для данного человека. Пример - На том стою, и не могу иначе. Лютер


Вынужден уточнить, цитата из Лютера не о ценности, а о кредо. Замечаете разницу?

Цитата (sermivoz, 25.08.2009, 23:08) <{POST_SNAPBACK}>
Полагаю, сперва надо, чтобы человек научился уважать себя. Потом окружающих, которые в чём-то главном такие же, как он. Потом общество, которое состоит из окружающих его вблизи и вдали людей. И уж потом — государство как специфический инструмент этого общества.


Неплохо бы понять к каким зунам из первых стандартов и/или компетенциям второго относится уважение к государству. И к какому, любому? Что такое государство вообще, которое нужно уважать? Уважали ли СССР диссиденты, вроде Сахарова? Что вообще точно означает "уважать"?
Прежде чем что-либо стандартизовать, нужно четко определить о чем идет речь. А если стандарт на неопределенное свойство или качество - тут логикой даже и не пахнет
Николай Подольский ( Пользователь )
Валерий Владимирович, по моему Вы не совсем поняли, что хотел сказать Сергей Михайлович. Он не предлагает стандартизировать ценности (прочитайте внимательнее сообщение #3), он просто проранжировал их (" Полагаю, сперва надо, чтобы человек научился уважать себя. Потом окружающих, которые в чём-то главном такие же, как он. Потом общество, которое состоит из окружающих его вблизи и вдали людей. И уж потом — государство как специфический инструмент этого общества.") и я с ним в этом абсолютно солидарен.
Татьяна Родионова ( Пользователь )
Цитата (sermivoz, 25.08.2009, 23:08) <{POST_SNAPBACK}>
Не знаю.
Любовь, уважение — кого? К кому?
Логика, на мой взгляд, с брачком.


Меня как гражданина государства к той структуре, в которой нахожусь. (Сергей Михайлович, а что такое брачок?))).

Цитата
На мой взгляд, ценность это нечто, инвариатное к окружающему миру. Для данного человека. Пример - На том стою, и не могу иначе. Лютер


Ценность - это категоря отношения к чему-либо. И отношение может быть разным совершенно. Педагогику же интересуют вечные ценности, поэтому необходимо говорить о формировании ценностных ориентаций.

Цитата
И применять слово «ценность» к чему ни попадя — опасно. Эдак можно сказать, что уважение к главе района — тоже ценность. И уважение к директору — ценность. Независимо ни от чего.


Я бы не сказала, что общество и государство - это что ни попадя...))) Гражданское самосознание, гражданскую идентичность в нашей стране очень и очень надо развивать, Вы не согласны? Ценностное отношение может менятmся и к директору, и к главе района. Все зависит от того, насколько он будет соответсвовать удовлетворению потребностей общества (будет защищать, кушать давать -это все образно).


Цитата
Не уверен, что стремиться стоит именно к этому. Полагаю, сперва надо, чтобы человек научился уважать себя. Потом окружающих, которые в чём-то главном такие же, как он. Потом общество, которое состоит из окружающих его вблизи и вдали людей. И уж потом — государство как специфический инструмент этого общества.


Но Я живу сейчас, Я живу и в обществе, и в государстве..

Цитата
Уточните, что для Вас значит - «уважать государство»?
И как это связано со стандартами образования?


Меня, наверное, можно назвать наивной женщиной, но я доверяю - людям, жизни, государству.. и каждый раз даю шанс внутри себя многим обстоятельствам в жизни. Я ценю деньги, но учитель у нас мало зарабатывает.. а я все равно даю моему государству шанс - пройдут проблемы и оценит оно учительский труд. Если этого не случится, у меня произойдет переоценка ценностей относительно моего государства и я буду искать другие выходы. Но уважать государство я не перестану, разумное государство. Я не знаю как точно должен выглядеть идеальный стандарт образования, но наверняка должен включать в себя обоюдное ценностное отношение личность-общество-государство.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+