Личный кабинет

Другой взгляд на Школу. По следам притчи...

Селестен Френе - человек, который порвал со "школьной традицией"
Рустам Курбатов ( Пользователь )
Статья Анри Ландруа - как текст для первого знакомства с "педагогикой Френе". Педагогикой, которая стала реальной альтернативой школе казарменного типа (в Европе)

Войдем в класс, который работает по «системе Френе», и постараемся понять, как организована здесь работа. Что отличает его от обычных классов?

Класс Френе» не перепутаешь с обычными классами. Внимательный наблюдатель без труда подметит некоторые особенности. Учитель, который мало-помалу начинает применять «техники Френе», через некоторое время замечает, что его класс становится другим…

Коллективные проекты.
В этом классе дети работают над коллективными проектами (...) Тема, над которой будет работать группа, может быть предложена учителем или самими учениками. Из всех предложений выбирается одно, составляется план работы группы, уточняется содержание работы и определяется срок ее завершения. Эта работа делается всеми учениками сообща; преподаватель, будучи гарантом выполнения принятых решений, при необходимости подталкивает детей к работе и «подпитывает» их интерес. Некоторые виды работ проходят в маленьких группах, при четком распеределении ответственности между членами группы.

Индивидуальные проекты.
В таком классе каждый ребенок имеет возможность работать над собственным проектом. Получив свободу, ребенок, к примеру, может захотеть вести исследование любовных отношений у гиппопотамов, но если его проект задевает интересы группы, он должен будет считаться с этим: если его охватывает желание перекрасить все стулья в классе в красные цвет, нужно будет поставить этот вопрос на обсуждение совета класса. Он работает над темой, которая ему больше всего интересна, или над темой, в которой у него есть проблемы, и поэтому он понимает необходимость дополнительной работы.(...)

Если Жан-Жак, к примеру, испытывает трудности в образовании множественного числа существительных, этот вопрос вносится в его индивидуальный план работы на неделю, и Жан-Жак получает все необходимые материалы для работы.

Власть детей.
В этих классах многие полномочия переданы детям. Чтобы избежать недоразумения, скажем сразу: не вся власть отдана детям, учитель остается хозяином положения, он определяет правила игры и четко определяет границы передаваемых полномочий. Учитель старается объяснять детям необходимость этих границ. И если ученики уже освоили пространство свободы, определенное этим «общественным договором», учитель может смело сказать им о ненужности и бессмысленности того или иного ограничения.

Открытость класса
Дети переписываются с учениками других школ или со взрослыми; класс выходит за пределы школы, устраиваются экскурсии, приглашаются в гости люди, которые могут рассказать что-то полезное, поделиться жизненным опытом.

Класс издает газету
Все, что происходит внутри класса, имеет выход во внешнюю жизнь: дети имеют возможность самовыражения через газету, которая содержит исключительно результаты их творчества (ничего другого – даже кроссвордов и игр).

Исследовательский дух и «познание на ощупь»
Приветствуется и поддерживается исследовательская работа: коллективная, групповая, индивидуальная. Причем ответы на вопросы ищут не только в книгах – используются аудиозаписи и видеофильмы. Или обращаются непосредственно к человеку. Чтобы понять, как функционирует почта, лучше опросить почтальона с соседнего участка, чем прочитать книгу на эту тему (...)

Приветствуется свободное самовыражение.

В этих классах учитель ждет от детей свободного выражения чувств и мыслей, а не повторения заученных штампов. Он не вывешивает на стену, к примеру, таблиц с правилами, что, впрочем, не исключает использования этих таблиц в случае необходимости. Смысл всей работы заключается в том, чтобы преодолеть скованность и научиться выражать себя через рисунок, движение, театр, музыку, письмо. Надо согласиться, это серьезная программа.

Объединение усилий.
И еще один вопрос – и здесь, наверное, мы столкнемся на практике с самыми большими трудностями - учитель устанавливает правила и порядки, которые поддерживают дух сотрудничества, а не соревнования между учениками. Он осознает, что идет против течения: мнение родителей, общества в целом, телевизионные новости, спортивные таблицы, Тур де Франс, Конкурс королевы Елизаветы, - столкновение неизбежно, рано или поздно.

Но он знает также, что в будущем – и некоторые руководители предприятий, самые дальновидные, начинают это понимать - ни в какой области нельзя будет добиться успеха в одиночку.

Текст полностью - блог
"Школа для Тома Сойера"
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Вы об этом как традициях или предрассудках говорите? Вы об этом как кто говорите? Давайте самоопределяться вот тут.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Фёдор Борисович, 24.08.2009, 21:08) <{POST_SNAPBACK}>
Вы об этом как традициях или предрассудках говорите? Вы об этом как кто говорите? Давайте самоопределяться вот тут.
..

Где хочу, там и самоопределяюсь... Рустам Иванович о традициях мировых образовательных систем начал разговор... И начал его с педагогики Селестена Френе. С чем я с ним согласен и готов пообсуждать ПО СОДЕРЖАНИЮ эту сложившуюся с прошлого века в мировой практике образовательную систему и как традицию, и как предрассудок, и как инновацию, и как стандарт и как мое собственное самоопределение, сделанное много лет назад...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 24.08.2009, 21:29) <{POST_SNAPBACK}>
Где хочу, там и самоопределяюсь... Рустам Иванович о традициях мировых образовательных систем начал разговор... И начал его с педагогики Селестена Френе. С чем я с ним согласен и готов пообсуждать ПО СОДЕРЖАНИЮ эту сложившуюся с прошлого века в мировой практике образовательную систему и как традицию, и как предрассудок, и как инновацию, и как стандарт и как мое собственное самоопределение, сделанное много лет назад...


ЦИТАТА:
Вот что писала в 96-м году по этому поводу А.Шейнина: «Мне кажется, как бы ни были хороши родители, дети их должны быть непослушны. “Что смогли бы делать без непослушания художники, герои и дети? Они могли бы лишь пассивно уповать на свое везение, счастливый случай или добрую звезду”.

Поэтому меня, как педагога традиционной школы, всегда мучила безнравственность отметки, несовместимость творческого подхода к любой рутинной работе с дидактической необходимостью выставления баллов: “три”, “четыре”, “пять”, которая сметает возможность творчества и самовыражения, проявляет неуважительное отношение к ученику. Чтобы избежать шор единых и неумолимых “государственных стандартов”, мне приходилось лукавить и фальшивить с учениками, придумывая самой и в одиночку различные педагогические уловки, удовлетворяющие и администрацию, и детей. Но до полной отмены текущих отметок, я сама додуматься не могла, слишком сильны были во мне социальные рефлексы и инстинкты, закладываемые советской школой с детства, а затем закрепляемые в педагогических институтах.
И только когда прочла об идеях Френе, то сказала сама себе “Нас с Селестеном уже двое, - буду пробовать”. Так на первый план выступила проблема перехода от выставления отметок учителем к коллективному публичному самооцениванию».

Где тут предрассудки, где традиция, где стандарт, где инновация и в чем заключается самоопрделение автора?


Рустам Курбатов ( Пользователь )
Владислав Иванович!
Не могли бы ВЫсами выбрать 1-2 небольших и ярких текста из присланного документа для публикации на блоге про СФ? Если нет - то я, конечно, выберу.
Да, а где "Педагогика Мухи", которую Вы переводили с Аллой Ш.? Дайте опубликовать. Cooperativemet, RK
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Рустам Курбатов, 24.08.2009, 21:47) <{POST_SNAPBACK}>
Да, а где "Педагогика Мухи", которую Вы переводили с Аллой Ш.? Дайте опубликовать. Cooperativemet, RK


Рустам Иванович, "Педагогика Мухи" вот она..И она тоже имеет отношение к традициям, предрассдкам, инновация,стандартам и самоопределению... К ним все на свете может иметь отношение:=))) Это уж как в голове человека картинка сложится... Неожиданно... Пишете же Вы в тексте по моей ссылке

- Купил книжку почитать в поезде. Это было первое издание мало кому известного тогда в России педагога, который писал о школе, "нешкольной" в нашем понимании. Его идеи меня поразили

И заразили... Так возникла "инновация" "Ковчега", которая сегодня для Вас возможно стала "традицией" (а для кого-то, возможно, предрассудком?). И прошло-то всего каких-нибудь двадцать лет...

Я понимаю, что сегодня Вы, наверное, по горло заняты подготовкой "чудесного Педсовета"(жаль не могу приехать!) , но я очень хотел бы на этой ветке поговорить с Вами о тех стукпенях, по которым идеи Френе стали для Вас (и для меня же тоже) вполне "традиционными". Ведь это и есть тема нашего нынешнего виртуального педсовета - показать читающим людям тот путь,по которому может пройти каждый из участников конференции...

Может тоже кто-то, как и Вы когда-то, поразится чему-то... Блог ведь не единственное мепсто, где этой "заразе" совместного с детьми со-творчества можно заразиться? Или других заразить? :=)))
Рустам Курбатов ( Пользователь )
Ступени...
20 лет назад прочитал я книжку по школу, где дети ходят по классу и делают то, что им интересно. Я работал в средней школе учителем истории, классное руководство в 5 классе, обычные дети. Подумал: а вот если б с моими Толиком, Димой, Лешой, Максимом - вот если б с ними такой класс сделать...

Ведь понимал, что нельзя. И уже собрался уходить со школьной зоны - делать независимую школу. Но подумал (ведь молодой был): "А вот приду я к директору школы и скажу: "Светлана М., а дайте попробовать сделать класс Френе - и не уйду я никуда из государственной школы, и останусь я на этой зарплате, хоть и свой ребенок уже родился..."

Помнится. шел с электрички по шпалам и думал: "А вдруг Светлана М. загорится..."

Фиг.

Ну вот, Владислав Иванович, не ступени у меня получились, а шпалы: "Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы..."

Зараза
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Рустам Курбатов, 24.08.2009, 23:39) <{POST_SNAPBACK}>
Ступени... Ну вот, Владислав Иванович, не ступени у меня получились, а шпалы: "Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы..." Зараза


Спасибо, Рустам Иванович... Сравним...? Или сопоставим? А Федор Борисович рассудит...
Был я когда-то учителем физики и математики.... Хорошим.. Не то что "традиционным", но "недообразованным"...Это я теперь точно знаю, потому что и сегодня точно такой же... И жалко мне было ребят, потому что коллеги опытные меня не слушали, не слышали, и никак не хотели межпредметные связи налживать... Скучно...

Вот, думаю, если бы я директором школы был... Стал я директором школы... Облом полный.... Потому что ребята не только школой живут, но и на улице - стадион "Крылья Советов" рядом, кинотеатр "Родина", библиотеки, ДЭЗы, милиция... и каждый в свою степь тянет... Не получается на одной только школе замкнуться.

А что? Придумал и сделал... Школа как центр активной воспитательной работы в микрорайоне. Некоторые территориальные начальники впервые друг друга только на наших встречах и увидели... А тут вдруг клуб авиамоделистов канализация заливать стала... Ну, на совете участники и говорят, - идите, Владислав Иванович к начальству в райисполком, - спасать победителей мировых чемпионатов надо.. Пошел... Там меня и спрашивают - А кто Центр создал? - Ну, я...- А кто тебя председателем Центра назначил? - Ну, сам... - Ну, так иди-ка ты, откуда пришел и сам свое это.... и вычерпывай... Полный облом. Надо выше двигаться....

Битому неймется... В последний момент работы Л.П.Кезиной эав.Первомайским районо создали мы Совет директоров школ... Все чин по чину... С голосованием и официальным избранием меня как инициатора председатепем этого совета... Собрались мы после с десятком членов - опытных директрисс, - я им, с радостью такой в голосе и госовю, - все! Общественная власть есть, теперь делать-то с этой нашей свободой что будем? - Да..,- грустно отвечают - Любовь Петровна выше в город ушла...А давайте-ка спросим у её заместителя - у Владимира Борисовича Лившица - он нам все и расскажет, что мы делать должны

.Понял что очередной облом грохнул... Долго бы лез я вверх по ступеням власти и по своим очередным обломам.... - тогда Караковский стал председателем совета директоров СССР, - если бы не "Эврика".И пошло-поехало... Штайнер, Монтессори, Френе, развивающее обучение, СМД-методология, ТРИЗ, ноосферная школа... Чего только не тащил Редюхин в 429-ю математическую... Пока сам не сломался и камни из почек не посыпались ... Облом на полгода...А за это время беременная инновациями школа, полная традицими 37-го года, вздохнула без меня с облегчением и начала быстренько отторгать, все, что напичкал в неё неуемный директор.

Я понял, что без меня детям гораздо легче в привычных традициях жить будет... Я объяснился с единомышленниками и ушел... В никуда... Ну, не совсем в никуда, просто из вальяжного и статусного директора Владислава Ивановича, я почему-то, с легкой руки Б.М.Бим-Бада вдруг стал "Славой", а даже не "Владиком"...,Так как уже несколько лет шла моя работа в "Эврике" и меня затянула нескончаемая череда эвриканских сборов по всем городам и весям необъятной нашей страны...

Очередной облом настал, когда я понял (это уж из разговоров с Г.П.Щедровицким) , что находясь в плоскости проблемы, проблемы не решишь. Находясь внутри сферы образования, ни школе, ни ребенку в масштабах страны не поможешь... Облом не облом, а новый виток работы с западными учителями, общественными организациями, фондами, местным самоуправлением, бизнес-структурами и органами государствнной власти долго длился...

И вот чем кончился... После заключения контракта на реорганизацию одного из министерств РФ, обсуждаем с курирующим наши работы заместителем министра план действий. - Начнем с анализа функций... - А что такое "функция"? - Функция - это то, что делают мои подчиненные... И у меня перед глазами тотчас всплывает страница учебника по Алгебре-7, где справа внизу черным по белому написано "Фунцией называется отношение между двумя множествами, при котором..." Я понимаю, что это облом окончательный... Если я сейчас начну урок по математике, то заполучу встречный вопрос - кто кому за что тут из нас деньги платит...

И вот я на ВИПе, снова среди коллег-учителей, от которых и зависит, насколько грамотными будут будущие министры, президенты, директора, врачи, учитепоя... И ведь опять все эти мои извне принесенные, хотя и выстраданные и собственнмми синяками разукрашенные "инновации" вглядят уже тут никому не нужными выдумками и предрассудками...
Цикл замкнулся...Вверх по ступеням лестницы, бегущей вниз... Зараза..
Сергей Возчиков ( Пользователь )
В облаке каждый видит своего верблюда.

Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 25.08.2009, 12:06) <{POST_SNAPBACK}>
И ведь опять все эти мои извне принесенные, хотя и выстраданные и собственнмми синяками разукрашенные "инновации" вглядят уже тут никому не нужными выдумками и предрассудками...

Потому как чужое. В котором каждый углядывает знакомый лично ему кусочек. И повторяет давно сказанное "И это было..." :(
Хотя он это не о Ваших инновациях, а о своём видении.


Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (sermivoz, 25.08.2009, 04:17) <{POST_SNAPBACK}>
В облаке каждый видит своего верблюда.

Потому как чужое. В котором каждый углядывает знакомый лично ему кусочек. И повторяет давно сказанное "И это было..." :(
Хотя он это не о Ваших инновациях, а о своём видении.


Поэтому-то и нужно рассматривать проблемы образования в более широком, касающемся всех аспекте

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+