Личный кабинет

За легализацию Исторической антропологии!

В школе можно было б преподавать другую историю...
Рустам Курбатов ( Пользователь )
Маша, моя дочь, 9 класс. Учим историю. Три кризиса Временного правительства: причины, лозунги, последствия… Кто помнит, пусть бросит в меня учебник.

Да, государственная программа. Да, единый экзамен. Но – это не история.

История, по крайней мере, для подростков, должна была бы быть скорее Историей Человека: его повседневной жизни и «картины мира». Для науки такой подход – уже устоявшаяся истина, в школе – недопустимая ересь.

Мы не в силах изменить государственный стандарт по истории, и еще несколько поколений детей будут составлять таблицу о «трех кризисах Временного правительства». Наша задача – показать, что в школе может преподаваться Другая история...

Обычная жизнь обычного человека... Что у него на столе? Во что он одевается? В каком доме живет? Каким транспортом пользуется? Как воспитывает детей? Как добывает себе «хлеб насущный»? Как отмечает праздники? Боится ли верховную власть или смеется над ней? Ходит к врачу или лечится сам? Что видит во сне и как объясняет себе смысл сновидений? Историческую антропологию интересует всё, что имеет отношение к человеку – «всё, что пахнет человечиной», по словам Марка Блока, известного французского историка, одного из тех, кто почти век назад «развернул» историю к человеку.

Но – еще один шаг! Не просто история человека – а История Ребенка и того, как он воспринимает наш взрослый мир.

Мир Глазами Ребенка – вот программа-максимум для школьного курса истории. Ребенок в первобытном обществе, в культуре Античности, в Древнем Китае, в эпоху средневековья… Отношения с родителями, запреты и наказания, отношения с братьями и сестрами, домашние обязанности, игры, обучение грамоте и другим навыкам, «философские вопросы» ребенка о рождении, смерти и смысле жизни, представления о времени и пространстве, о других странах и народах, отношения между мальчиками и девочками, переживание периода полового взросления, принятие ребенка во взрослое общество – вот некоторые темы из курса, который может называться Мир Глазами Ребенка.

Источник - блог "Школа для Тома Сойера"

Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Рустам Курбатов, 24.08.2009, 23:22) <{POST_SNAPBACK}>
Наша задача – показать, что в школе может преподаваться Другая история...

Я, разумеется, не историк. Но свой личный наивный взгляд имею. История, разумеется, необозрима. И может подаваться в разных аспектах. Как история быта, техники-науки, нравов, обычаев, религий, общественных устройств, экономики и т.д.

"Которая" история -- правильнее и нужнее? Меня Ваш вариант, извините, не вдохновляет.

Цитата
Обычная жизнь обычного человека... Что у него на столе? Во что он одевается?
................
Но – еще один шаг! Не просто история человека – а История Ребенка и того, как он воспринимает наш взрослый мир.
...............................
Мир Глазами Ребенка – вот программа-максимум для школьного курса истории.

Во-первых, в процитированных Ваших словах вижу прямое противоречие. Сначала -- про "обычного человека". А потом уже -- "история ребёнка". Но обычный человек -- чаще ВЗРОСЛЫЙ, чем ребёнок. И не поняв, чем живут взрослые, мы не объясним и того, почему так живут дети! Например, сословное общество -- в нем жили и дети , но не "отдельно" же дети!
Во-вторых, лично я не хотел бы, чтобы мои дети-внуки изучали историю "глазами ребёнка". Очень не хотел бы. Играть с ними "как с маленькими"? Всю жизнь считал наоборот, надо играть с ними "как с большими". На вырост!
Решающие, определяющие события, этапы истории, формировавшие и формирующие цивилизации -- НЕ ОПИСЫВАЮТСЯ "глазами ребёнка".

"Где ты была сегодня, киска?
У королевы у английской.
Что ты видала при дворе?
Видала мышку на ковре."

Изложение истории на уровне понятной "мышки" -- это ПРОГРАММА-МАКСИМУМ?
Увольте.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Если я хочу быть последовательным, то придётся мне усомниться в том, что в "моём" проекте школы истории будет отведено много места. Но, если будет - то она будет у каждого своя. Кому что интересно. Может, это и есть настоящая антропология - меньше рассуждать о людях, которые были, а позаботиться о тех, кто есть? Кому интересно Временное правительство, кому - древнекитайские дети, а кому - неандертальцы.
Всё это бесполезно, пока мы собираемся решать, причём, заранее, что будет познавать другой человек, а не я. Один говорит: давайте так! другой, нет, по-другому! И что характерно, при этом все решают за других.
Азат Хисаметдинов ( Пользователь )
Письма мёртвого капитана рекомендую всем, не только историкам и ученикам, а вообще всем!
Лилия Воропаева ( Пользователь )
"Мир Глазами Ребенка – вот программа-максимум для школьного курса истории"

А мир глазами взрослого как он будет постигать? На какой основе?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 10.01.2011, 20:58) <{POST_SNAPBACK}>
А мир глазами взрослого как он будет постигать? На какой основе?

На основе своего взросления.
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Рустам Курбатов, 24.08.2009, 21:22) <{POST_SNAPBACK}>
Мир Глазами Ребенка – вот программа-максимум для школьного курса истории.



Так он, этот самый школьный курс истории, в принципе. так и построен. "Три кризиса Временного правительства" - это ,скорее, одно из немногих исключений , тяжёлое наследие советского прошлого.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Рустам Курбатов, 24.08.2009, 20:22) <{POST_SNAPBACK}>
История, по крайней мере, для подростков, должна была бы быть скорее Историей Человека: его повседневной жизни и «картины мира». Для науки такой подход – уже устоявшаяся истина, в школе – недопустимая ересь.

ГО: Гениальная идея! Это Вы сами придумали? Или есть более ранний автор?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Я сейчас читаю книгу Грета Ионкис "Евреи и немцы" - изумительная историческая и культурная экскурсия!

Думаю, что в рамках данной темы форума можно было бы сделать "собрание библиографии" по исторической антропологии...
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Рустам Курбатов, 24.08.2009, 20:22) <{POST_SNAPBACK}>
[font="Arial"][color="#000080"]Маша, моя дочь, 9 класс. Учим историю. Три кризиса Временного правительства: причины, лозунги, последствия… Кто помнит, пусть бросит в меня учебник.

Да, государственная программа. Да, единый экзамен. Но – это не история.

Историю вообще должны исключить из ЕГЭ, ибо, как правильно заметил Михаил Задорнов, - что мне будущее, если я не могу угадать, - каким завтра будет моё прошлое.
Невозможно сдавать на гос-оценку предмет, по которому до первоисточников добраться не дают, учебники по-разному перевирают одни и те же события, а в ЕГЭ требуется однозначность ответов.

Цитата (воронн, 24.08.2009, 21:08) <{POST_SNAPBACK}>
Во-вторых, лично я не хотел бы, чтобы мои дети-внуки изучали историю "глазами ребёнка". Очень не хотел бы. Играть с ними "как с маленькими"? Всю жизнь считал наоборот, надо играть с ними "как с большими". На вырост!
Решающие, определяющие события, этапы истории, формировавшие и формирующие цивилизации -- НЕ ОПИСЫВАЮТСЯ "глазами ребёнка".

"Где ты была сегодня, киска?
У королевы у английской.
Что ты видала при дворе?
Видала мышку на ковре."

Изложение истории на уровне понятной "мышки" -- это ПРОГРАММА-МАКСИМУМ?
Увольте.

Ну, киска хотя бы ответила честно ;)
А как вам такое описание события:
Ребёнок (Бублик) пришёл домой с подбитым глазом.
Три бабушки с лавочки говорят следующее:
1. Бублик ударил первым
2. Бублик ударил вторым
3. вообще никто никого не бил и это не синяк.

Ну, или в более классическом случае:
"Одни утверждали, что коронки были золотые. Другие, что платиновые" (с)
Изучать историю при таких данных можно, но никак не тем путём, который принят в школе. И уж тем более полученные знания не могут быть формализованы в ЕГЭ.

По поводу отношения к маленьким, как к большим - согласен частично.
Да, нужно уважать их интеллект и их интересы, но не забывать, что они ещё маленькие :)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+