Личный кабинет

Старый добрый Объяснительно-Иллюстративный

Современная роль одного из старейших методов обучения - объяснительно-иллюстративного
Джавад Аветисян ( Пользователь )
Ваши вводные тезисы из Старого доброго Объяснительно-Иллюстративного... - бальзам мне на душу: и преобладающая доля наглядности; и фотореалистичность; и дикторское озвучивания и т.д. Сам я БОЛЬШОЙ сторонник таких методов давно и подробно прописанных в дидактических принципах и правилах. Согласен, что они, к сожалению, зачастую, предаются. Именно предаются, а не предаются забвению, т.к. их готовить трудно и дорого. Проще тексто-графическими, т.е., фактически, книжными материалами создать "электронные учебники".

Но меня удивляет, что Вы ни разу (!) не использовали современное и очень широко распространенное определение этого - в Вашем определении - "метода": МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ. Тем более, что Вы подняли эту проблему в рамках ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Но, извините, в этом направлении столько написано и, главное, столько сделано... Рекомендую ознакомиться с соседним постом нашего форума: Информационные технологии в образовании / Дистанционное обучение / Современный e-learning. Там Вы найдете и ссылки в Интернете на практические достижения, и разные предложения по стратегическим подходам внедрения систем ДО, и ссылки на международные стандарты (IMS SCORM), и необходимость встраиваться в системы управления учебным процессом (LMS), и многое другое.
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Добрый день, Джавад!

Благодарю за поддержку моей идеи о необходимости более полного учета лучших традиций объяснительно-иллюстративного метода при создании электронных учебников и дистанционных курсов. Однако замечу, что как инициитор темы, где мы сейчас находимся, я четко обозначил ее границы:

Цитата (Игорь Кривченко, 21.08.2009, 13:13) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте применим эти критерии к одному из современных проявлений объяснительно-иллюстративного метода - в рамках дистанционного обучения. То есть предлагается рассмотреть только подачу теории ...

Именно поэтому в высказываниях отсутствует обсуждение технологий e-learning'а (то есть путей к результату), однако присутствует призыв к обсуждению самих достигнутых результатов (как преподносится теория). Предложенные критерии см. в самом первом сообщении темы. Замечу также, что с точки зрения дидактики, мультимедиа-технологии - лишь часть объяснительно-иллюстративного метода, хотя и, безусловно, ярчайшая.

Итак, по-прежнему приглашаю Вас и других участников форума обсудить результаты, достигнутые многочисленными разработчиками электронных учебников и дистанционных кусров по критериям в первом сообщении темы (выделены курсивом).
Джавад Аветисян ( Пользователь )
Цитата (Игорь Кривченко, 22.08.2009, 13:07) <{POST_SNAPBACK}>
...призыв к обсуждению самих достигнутых результатов (как преподносится теория).

Добрый день, Игорь!

Понял, обсуждаем подачу теории в объяснительно-иллюстративном методе обучения. Тогда давайте обсуждать, не то, как сделано в Вашем конкретном случае, возможно, не идеальном, а то, как ДОЛЖНО быть в идеале.

И еще. Вычлененное рассмотрение подачи теории на основе объяснительно-иллюстративного метода нельзя рассматривать в отрыве от других, дидактически обоснованных методов, если они целиком погружены в наш объяснительно-иллюстративный метод. Составляют с ним единое целое. Подчеркиваю, что я не умничаю о том, что обучение имеет многогранные аспекты... Я говорю исключительно об аспекте подачи теории на основе объяснительно-иллюстративного метода, но с использование и других дидактических приемов.

1. В объяснительно-иллюстративном методе изложении теории, необходимо учесть:
- очень важна удобная НАВИГАЦИЯ - учащийся должен иметь возможность "скакать" по материалу урока, ускорять, останавливать, возвращаться, повторять;
- иметь возможность выйти в ПОИСКОВУЮ систему, найти заинтересовавший материал в другом уроке и потом вернуться обратно ровно в то место, откуда ушел;
- иметь возможность по ГИПЕРМЕДИАСЫЛКЕ, "войти" в поясняющий мультимедийный материал и потом вернуться обратно ровно в то место, откуда ушел;
- нельзя не использовать ИНТЕРАКТИВ, например, по ходу урока не спросить-уточнить, понял ли учащийся, что ему сказано, чтобы продолжить изложение;
- очень желательно при интерактивном взаимодействии с ЭОР при изучении теории задействовать приемы ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ;
- нельзя не предоставить возможность САМОКОНТРОЛЯ после изучения теории;
- если есть интерактив, то должна быть возможность получения ПОДСКАЗКИ и т.д.

2. Отдельный вопрос создание видеоряда (со звуком). Тут надо учиться у киношников (телевизионщиков). Они делают видеоряд идеально:
- высокая динамика смены кадров - 2-3 секунды и пошел новый кадр;
- разрешение кадра 720х576 (через 3-4 года настанет эра телевидения высокой четкости - 1280×720 пикселей и даже - 1920×1080 пикселей;
- качественные съемки с освещением, использованием хромокея и пр.
- качественный звук;
- высокий темп изложение материала;
- доступ к базам данных видеофильмов (с поисковыми механизмами);
- единый стиль видеоряда - титры, шрифты, подложки, фоны, морфизмы и пр.

3. Наличие специальных инструментально-программных средств для оптимизации создания объяснительно-иллюстративного видеоряда.

4. ЭОР, а значит каждый урок, включая уроки по теории, должны соответствовать стандартам SCORM и встраиваться в LMS, что обеспечит использовать встроенные в LMS механизмы:
- взаимообучения учащихся: чаты и прочие информационные обмены;
- педагогическое взаимодействие тьютора и ученика;
- контролировать темпы обучения;
- вести статистику успеваемости и оценок труда учащихся;
- диагностика измерения сдвигов в развитии учащихся для определения эффективности обучения;
- встроенные механизмы ссылок к Интернет-ресурсам или библиографии по теме урока.

5. ЭОР, а значит каждый урок, включая уроки по теории, должны быть доступны:
- на DVD-ROM,
- в Интернете в online,
- в Интернете в версии поурочного скачивания ()для дайлап связи)
- на мобильных смартфонах,
- на DVD-видео (для просмотра на телевизоре или трансляции по кабельным сетям)
- иметь "твердую копию" (книга)

Цитата (Игорь Кривченко, 22.08.2009, 13:07) <{POST_SNAPBACK}>
Итак, по-прежнему приглашаю Вас и других участников форума обсудить результаты, достигнутые многочисленными разработчиками электронных учебников и дистанционных кусров по критериям в первом сообщении темы (выделены курсивом).

Следуя этим подходам, в меру сил и ресурсов, которых всегда было критически недостаточно, мы создали более 200 ЭОР. Правда на нашем сайте выложены демо-версии ЭОР (без интерактива и прочих функций). Только один из 200 ЭОР выложен в интерактивном виде - WEB-версия Excel 2003. Если хватит терпения и времени, можете протестировать по Вашим критериям.
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Добрый вечер, Джавад!

Благодарю за интересные экскурсы в требования к ЭОРам. Однако, повторюсь, цель этой темы форума значительно уже: рассмотреть применение только объяснительно-иллюстративного метода обучения и не рассматривать остальные четыре из общедидактических методов (по общепринятой классификации Лернера) и множество частных методов и приемов. Не соглашусь с Вами, что "вычлененное рассмотрение подачи теории на основе объяснительно-иллюстративного метода нельзя рассматривать в отрыве от других". Нельзя осуществлять в рамках учебной деятельности – это верно. А рассматривать, анализировать по критериям – можно и нужно, конечно, затем переходя к анализу в рамках более общей системы обучения. Но это – отдельная тема для обсуждения.

Поясню на примере. В процессе производства электронного учебника автор-методист "от какой печки пляшет"? От текста к визуализации (статической и динамической) и аудиализации (пардон за необщепринятый термин); решает, что будет написано и повторит диктор, а что не будет написано, будет лишь озвучено, например, работа прибора или процесс в организме, иллюстрируемые анимацией без текста. Лишь затем автор (или другие авторы, работающие в параллели) переходят к интерактиву "подвигай-посмотри" (связанным с основным текстом учебника), потом к интерактиву "ответь на вопрос" (по тексту, иллюстрации или анимации и т.п.), далее к интерактиву "выполни задание" (опираясь на текст, иллюстрации, анимации, озвучку к ним и т.д.). Внутренние гиперссылки, справочники, рубрикаторы, навигация – все это "подцепляется" верстальщиками в конце сборки продукта (но продумывается, безусловно, заранее).

Другими словами, в процессе производства электронного учебника (в том числе и для дистанционного обучения) существует отдельная стадия "от текста к визуализации/аудиализации". Вот о требованиях к этому этапу производства, точнее, о характеристиках продукта (полуфабриката) после этого этапа производства, хотелось бы поговорить отдельно. Для этого и была инициирована эта тема форума "Современная роль одного из старейших методов обучения - объяснительно-иллюстративного" (см. подзаголовок).

Вы пишете "давайте обсуждать, не то, как сделано в Вашем конкретном случае, возможно, не идеальном, а то, как ДОЛЖНО быть в идеале". В этом мы солидарны:

Цитата (Игорь Кривченко, 21.08.2009, 13:13) <{POST_SNAPBACK}>
Добро пожаловать к обсуждению. Уверен, наша обратная связь будет полезна как для совершенствания уже существующих учебников для дистанционного обучения, так и для вновь создаваемых. … В качестве начала обсуждения предлагаю …
Джавад Аветисян ( Пользователь )
[Добрый вечер, Игорь!

Да, пожалуй соглашусь, что имеет право на жизнь отдельное рассмотрение визуализации объяснительно-иллюстративного метода изучения теоретического материал, основанного на визуализации и аудиализации (автор - И.К. :-)). Соглашусь также, что в процессе производства ЭОР автор-методист "пляшет от текста к визуализации/аудиализации". Именно в таком ключе мы создавали и создаем большинство наших ЭОР. Сперва готовим сценарий, потом по нему создаем видеоряд. Действительно это самый сложный, самый дорогой, самый творческий этап создания ЭОР.

Повторюсь, что эти лучше всех делают киношники. Лично я учусь у них, "препарируя" их научно-популярные и учебные фильмы. Особенно западные продвинутые производителей учебных и научно-популярных фильмов - от BBC и др. Плотно работаю с профессионалами художественно-графического направления. Давно сотрудничаю с художественно-графическим факультетом МПГУ - это идеальное место, "кузницы кадров" для разработчиков мультимедийных ЭОР. Все студенты прекрасно знают основы художественной графики: Цвет, Пространство, Перспектива и пр. Они же, как правило, идеально владеют ПО по компьютерной графике. И, немаловажно, учась в педвузе, знают и понимают педагогику.

Все-таки настаиваю, что правильнее исследовать лучшие образцы видеоряда, подготовленные ведущими производителями учебных фильмов. Обобщить и выработать принципы и правила, которыми они манипулируют. Т.е. не сделать, а потмо оценивать, а, наоборот, "7 раз отмерить", а потом резать.

Надо учесть уровень возможностей и ресурсов разработчиков ЭОР в России. Киношники тратят сотни тысяч долл. на 1 час учебного фильма. Разработчикам ЭОР даже в 100 раз меньше не окупить. Проблем много.
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Здравствуйте, Джавад!

Отлично, что мы пришли к общему знаменателю в отношении визуализации/аудиализации :)

Теперь, полагаю, Вы согласитесь выбрать один из 200 ЭОРов, о которых шла речь ранее, и проанализировать по предложенным в начале темы критериям? Полагаю, нам всем будет полезно проверить их в действии.

К слову, если есть желание, можете оценить по ним и мою работу, буду признателен. Полную версию медиалекции (2Мб) можно увидеть здесь: http://www.fizika.ru/media/tema-01/m-1b.swf
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Здравствуйте, Наталия!

Цитата (Наталия Никуличева, 21.08.2009, 22:31) <{POST_SNAPBACK}>
Скриншоты на почту я Вам отправлю.

Отлично, что Вы прислали скриншоты. Это помогло понять, что для все более распространяющихся широкоформатных мониторов необходимо компилировать отдельные версии медиалекций, чтобы задействовать горизонталь такого монитора по-максимуму. По закону сохранения вещества (если где-то что-то прибавилось, значит, где-то что-то убавилось), задействать горизонталь можно только за счет вертикали :)

Специально для Вас я скомпилировал широкоформатные версии и разместил их в последней строке превьюшек (пока только в ней - для апробации) страницы по адресу http://www.fizika.ru/media/tema-01/index.htm

Предлагаю посмотреть - лучше ли это того, что в стандартных версиях? Большая прорсьба - смотреть не только при "распахнутом" на весь экран браузере, но и в оконном режиме, "потянув" правый нижний угол окна в разные стороны для различных пропорций.
Джавад Аветисян ( Пользователь )
Вот мои оценки.
1. Преобладающая доля наглядности по сравнению с текстовым материалом - "0"
"0" - критерий учтен, но есть многочисленные примеры других авторов, как сделано лучше.

2. Высокая степень фотореалистичности и "природности-техногенности" - "-2"
"-2" - критерий не учтен

3. Высокая степень поэлементной наглядности - "0"
"0" - критерий учтен, но есть многочисленные примеры других авторов, как сделано лучше.

4. Наличие профессионального дикторского озвучивания - "+1"
"+1" - критерий учтен, но есть "точечные" предложения по улучшению/усилению

5. Относительная кратковременность (не ведущая к утомлению) - "+1"
"+1" - критерий учтен, но есть "точечные" предложения по улучшению/усилению

Замечания общего характера:
- озвученные текст на экране не нужны
- объекты, которые уже выполнили свое назначение, необоснованно сохранены на экране
- объект маленькие, не организуют пространство в единое целое
- нет фотореалистичности
- общий вид дизайна экранного поля - предельно прост
- над выбором шрифтов дизайнер не работал

И все-таки. Мы фактически посмотрели видеолекцию, а не просто оценили видеоряд по критериям. Если бы в видеолекции были необходимые дидактические функции, о которых я писал, я бы смог спокойно сконцентрироваться на критериях по видеоряду. Но когда нет никакого интерактива, деятельностного обучения и пр. возникает чувство..... досады, что ли. Остается осадок от отсутствия этих важнейших функционалов. Как-то не серьезно...

Тем более кажется проделанная работа несерьезной, т.к. мы отталкиваемся от крайне простых образцов организации видеоряда. Такой методологический подход, на мой взгляд, не эффективен - потеря времени.
Наталия Никуличева ( Пользователь )
Цитата (Игорь Кривченко, 23.08.2009, 00:09) <{POST_SNAPBACK}>
Специально для Вас я скомпилировал широкоформатные версии и разместил их в последней строке превьюшек (пока только в ней - для апробации) страницы по адресу http://www.fizika.ru/media/tema-01/index.htm

Предлагаю посмотреть - лучше ли это того, что в стандартных версиях? Большая прорсьба - смотреть не только при "распахнутом" на весь экран браузере, но и в оконном режиме, "потянув" правый нижний угол окна в разные стороны для различных пропорций.


Игорь!
Новая версия без F11 идёт с теми же полями справа и слева и с мелким шрифтом, о чём я писала выше. При F11 шрифт увеличивается, рисунки тоже.
Думаю, что нужно где-то написать, что лекции рекомендуется смотреть в полноэкранном режиме. Но он неудобен, т.к. не видно кнопок Вперёд-Назад-Выход. Кстати, их, наверное, стоит расположить на всех страницах.
Наталия Никуличева ( Пользователь )
Цитата (Джавад Аветисян, 23.08.2009, 01:14) <{POST_SNAPBACK}>
И все-таки. Мы фактически посмотрели видеолекцию, а не просто оценили видеоряд по критериям. Если бы в видеолекции были необходимые дидактические функции, о которых я писал, я бы смог спокойно сконцентрироваться на критериях по видеоряду. Но когда нет никакого интерактива, деятельностного обучения и пр. возникает чувство..... досады, что ли. Остается осадок от отсутствия этих важнейших функционалов. Как-то не серьезно...

Тем более кажется проделанная работа несерьезной, т.к. мы отталкиваемся от крайне простых образцов организации видеоряда. Такой методологический подход, на мой взгляд, не эффективен - потеря времени.


Уважаемый Джавад Давидович!
Мы по предложению Игоря, автора темы, обсуждаем именно подачу лекционного материала.
Думаю, что если автор предложит нам обсудить виды взаимодействия учителя и ученика в рамках данного курса, то мы это тоже сможем сделать. Но пока нам это не предложено :)
Ваши замечания вызваны опасениями в том, что интерактив в данном курсе вообще отсутствует? :)

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+