Личный кабинет

Создание компьютерных обучающих программ в коррекционной школе

Ольга Кремер ( Пользователь )
Опыт создания компьютерных обучающих программ в коррекционной школе
Кремер О.Б.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.
Занятия по началам информатики проводятся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 31 г. Воронежа в сетевом компьютерном классе и являются специфической формой организации учебной деятельности. На этих занятиях учащиеся осваивают работу на компьютере, изучают начала информатики, выполняют развивающие задания.
Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения. Ряд компонентов деятельности, воспроизводимой в игре, обладает условным характером, что позволяет обучаемым отвлечься от ответственности, сопутствующей реальной ситуации, и действовать более свободно.
В процессе проведения научно-методической работы предложен авторский подход к созданию оригинальных компьютерных развивающих и обучающих игр по циклу взаимосвязанных учебных дисциплин, отличающийся применением эвристических развивающих методов в условиях коррекционной школы.
В ходе разработки компьютерных игр учтены особенности представления информации, связанные с контингентом обучаемых и возможностью подготовки и ввода новых вариантов игр.
Программы компьютерных игр реализованы в среде визуальной разработки Delphi 7 и прошли государственную регистрацию в Фонде алгоритмов и программ Всероссийского научно-технического информационного центра.
Использование данных компьютерных игр в коррекционной школе дает положительный результат в обучении учащихся как работе на компьютере, а также в закреплении навыков, сформированных по различным дисциплинам


Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Разумеется, информационные технологии (ИТ) не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Учащиеся коррекционной школы 8-го вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии [1].
Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе – все это используется в коррекционной педагогике так же, как и в общей педагогике. Такие общедидактические принципы, как воспитывающий характер обучения, наглядность, доступность, индивидуальный подход, имеют большое значение. Однако общепедагогические принципы коррекционная педагогика рассматривает как исходные для ее особой задачи – коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями. К специальным принципам коррекционной педагогики относятся принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения.
Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной действительности: обучение чтению, счету, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т.д. Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты [2].
Занятия по началам информатики проводятся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 31 г. Воронежа в сетевом компьютерном классе. Эти занятия являются специфической формой организации учебной деятельности и являются малогрупповыми. Образовательная программа занятий с использованием ИТ рассчитана на учащихся 3–9 классов. В начале каждого учебного года учитель информатики формирует группы, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. На занятиях в компьютерном классе учащиеся осваивают работу на компьютере, изучают начала информатики, работают с карточками, выполняют развивающие задания.
Учебный процесс в ходе теоретической подготовки включает три базовых фазы: приобретение новых знаний, закрепление полученных знаний и их контроль. Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения.
Ряд компонентов деятельности, воспроизводимой в игре, обладает условным характером, что позволяет обучаемым отвлечься от ответственности, сопутствующей реальной ситуации, и действовать более свободно. Также в рамках игры мотив совпадает с целью деятельности. Ядро мотива игры образуют эмоции и переживания, связанные с ее ходом и результатами [3].
В данной статье описан подход к разработке компьютерных обучающих программ, применяемых в специальном обучении, обеспечивающий использование потенциала игровых методов. Программы разработаны исходя из эвристических диалоговых алгоритмов по циклу учебных дисциплин.
В процессе проведения научно-методической работы созданы следующие оригинальные компьютерные игры для учащихся коррекционной школы [4]:
• «Ромашка» - для отработки навыков устного счета (в игре задан пример, надо выбрать правильный ответ из перечня);
• «Подпиши конверт» - для отработки навыка заполнения деловых бумаг;
• «Словарные слова» - для закрепления правописания словарных слов по русскому языку и пополнения словарного запаса и терминологии по любой дисциплине (в данной игре пропущенная буква в слове выбирается из всех букв алфавита и ставится ударение в слове);
• «Вспомни правила» - для отработки навыков правописания слов, для проверки и оценки этих навыков, а также позволяет фиксировать уровень самооценки результатов игры (в данной игре пропущенная буква в слове выбирается из двух предъявленных букв);
• «Правильный ответ» - для интерактивного контроля знаний по различным дисциплинам, где тестовые задания составлены в виде заданий закрытой формы, в которой варианты ответов представлены текстовой информацией;
• «Выбери картинку» - для тестирования по различным дисциплинам, где тестовые задания составлены в виде заданий закрытой формы, в которой варианты ответов представлены графической информацией, а также для развития основной части мышления – обобщения;
• «Вставь математический знак» - для отработки навыков устного счета (в игре задан пример с ответом и пропущен знак действия, надо выбрать правильный знак из двух предъявленных).
Программы компьютерных игр реализованы в среде визуальной разработки приложений для Windows - Delphi 7 и прошли государственную регистрацию в Фонде алгоритмов и программ Всероссийского научно-технического информационного центра. Эти компьютерные игры можно использовать по каждой дисциплине, создавая новое заполнение вариантов игры. Все игры созданы по единому сценарию и состоят из следующих компонент: игровое поле; регистрация играющего; управление дополнительными возможностями (звук, сохранение результатов, печать, помощь, выбор варианта, заполнение игры новыми вариантами).
В данных программах применяются следующие формы представления информации: текст, графика, звук. Особенности представления информации в описанных компьютерных играх связаны с контингентом обучаемых и возможностью подготовки и ввода новых вариантов игр.
Основные особенности представления текстовой информации следующие: небольшие по объему предложения, кегль шрифта – не менее 14 пт.
Графические компоненты игр по классификации, приведенной в [3], следующие: по способу формирования изображений они являются растровыми (файлы формата bmp, jpeg); по характеру изображения – реалистичные или условные рисунки с регулярными цветовыми переходами; по цветовому решению – полноцветные; в зависимости от использования – статические изображения.
Звуковые компоненты игр следующие: по содержанию – звуки живой и неживой природы (аплодисменты, звук неодобрения и т.п.); по способу представления звука – информация для синтеза звука, в том числе музыки (файлы формата midi).
Для описания порядка предъявления структурных единиц каждой обучающей игры используется информационно-логическая модель [3], которая состоит из отношений, определяемых на множествах соподчиненных структурных единиц, правил их установления и образуемых ими типовых структур, которые затем применяются в качестве шаблонов при подготовке учебного материала и формирования информационного компонента игры.
Концептуальное проектирование пользовательского интерфейса (ПИ) обучающих программ включает решение следующих основных задач: определение состава и атрибутов окон; разработка схем предоставления информации; определение средств ПИ для навигации по игре; разработка схем диалога; определение набора управляющих элементов ПИ; выделение настраиваемых параметров ПИ.
Описанные обучающие игры имеют следующий состав окон: главное окно приложения, отображаемое после его запуска (первичное), на котором находится основное игровое поле, и окна, порождаемые первичным окном (вторичные). К вторичным окнам относятся: окно регистрации участника игры, окно выбора варианта, окно просмотра результатов игры с возможностью их распечатки, окно настройки дополнительных возможностей (звук, помощь и т.п.), окно помощи, окно с информацией о программе.
Для каждой игры разработаны схемы представления информации, исходя из структурных единиц учебного материала и типа окна. Такая схема описывает состав и расположение в окне основных панелей, размещение информации в них и правила ее оформления. Например, в играх «Ромашка» и «Словарные слова» используется следующая схема представления информации в первичном окне: название игры в верхней части экрана, в левой части – панель управления игрой, каждая составляющая которой дает возможность запустить вторичное окно с описанными выше режимами работы программы. Для остальных игр используется другая схема в первичном окне: название игры представлено в строке заголовка окна, ниже находится главное меню программы с перечнем возможных режимов работы, еще ниже панель управления игрой, которая представлена кнопками с пиктограммами, далее представлено основное поле игры.
Использование данных компьютерных игр в коррекционной школе дает положительный результат в обучении учащихся работе на компьютере с программным обеспечением, а также в закреплении навыков, сформированных по различным дисциплинам [5].

Литература
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе //Под ред. Воронковой В.В.- М.: Школа-Пресс, 1994.
2. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ.ст. В.В.Рубцова. – М.: Прогресс, 1988.
3. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
4. Кремер О.Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе 8-го вида. // Электронный журнал Федерации Интернет Образования, Московского Центра Интернет-образования «Вопросы интернет образования» - 2004. № 20. http://vio.fio.ru/vio_20/cd_site/Articles/art_1_12.htm
5. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2004.
Раил Гатауллин ( Пользователь )
У Apple есть решение в данной проблеме. Рекомендую изучить технологии Apple. В основном для детей-инвалидов есть специализированное компьютерное оборудование. Отлично, что Интернет-педсовет работает вместе с Майкрософт. Было бы полезно в будущем приглашать на такие мероприятия и другие компании.
Андрей Паредес Ортега ( Пользователь )
полностью согласен.
Светлана Чеснокова ( Пользователь )
Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета.
Согласна с тем, что компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении школьных дисциплин. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий изучаемого курса на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления. Применять компьютерные программы можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажера, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это – идеальная электронная доска.
Отмечая значимость компьютерных технологий для подготовки учащихся отмечу, что недостатком компьютерных программ является то, что во многих из них отсутствует руководство пользователя, методические рекомендации; встречаются ошибки в ответах тестовых заданий,
материалы представлены сложным математическим языком, не всегда понятным для ученика; в некоторых из них предлагается единственный способ решения задания, не предоставляется ученику возможности выполнения своего альтернативного решения.
Поэтому считаю, что при планировании урока, учителю необходимо хорошо представлять:
• на каком этапе урока и с какой целью он будет применять электронное учебное пособие;
• возможности своих учеников, (уровень обученности на данный момент, уровень сформированности умений учебной деятельности каждого ученика и др);
• структуру электронного учебного пособия.

Ирина Климкина ( Пользователь )
Я полностью с Вами согласна, Светалан Чеснокова, так же в дальнейшем необходимо продолжать повышать квалификационный уровень преподавателей в области инновационных технологий. При работе с девиантными подростками и детьми классов КРО, необходимо многократное повторение, наглядность, возможность моментального получения результатов, выполненного задания и исправления ошибки.
Наталия Балыбина ( Пользователь )
В процессе работы по развитию слуха и формированию произношения детей с нарушением слуха использую следующие ЦОР:

- электронные учебники – специальные компьютерные программы для детей с нарушением слуха («Лента времени», «Мир за твоим окном», «В городском дворе», «Состав числа»), разработанные Институтом Коррекционной педагогики РАО, 2002г. Или другие специальные учебники.
Электронные учебники – развивающие компьютерные программы, которые позволяют при умелом руководстве учителя доставлять неслышащему ребёнку огромную пользу в плане знаний и развития не только речевой, но и познавательных функций.
- собственные разработки могут быть созданы в различных приложениях.
В них каждый учитель, воспитатель реализует свои задачи, сам планирует и речевой и визуальный материал, виды работ, составляет определённые материалы для проведения кон6троля и самоконтроля ученика. Таким образом, реализуются потенциальные возможности педагога с привлечением компьютерных технологий. Это позволяет:
Развивать слух и речь детей.
- Стимулировать к речевому общению, вызывая интерес к языку.
- Развивать самостоятельность, корректировать её результаты.
- Формирование внятной, связной речи.
- Преодоление аграмматизмов.
- Правильное построение структуры предложения
- Формирование лексико-грамматической структуры речи.
Наталия Волгина ( Пользователь )
Я преподаю химию в школе для неслышащих детей. Хотела бы сказать о том, что сейчас немало компьютерных программ для начальной школы, однако остро стоит проблема со специальными обучающими программами для старшего звена. Вот и приходится использовать речевой и визуальный материал из обучающих компьютерным программ для общеобразовательных школ, адаптировать его для школьников с нарушениями слуха.
Наталья Колядникова ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Посетите сайт: http://expert-edugalaxy.ru/version/26135#c
Может быть сочтете это интересным
Елена Антосюк ( Пользователь )
Добрый день. Подскажите пожалуйста, где можно приобрести те программы, о которых вы писали в своей статье? я сама занимаюсь исследованием в применении тестовых заданий в контроле знаний учащихся. написала тестовую оболочку в Delphi 7
Наталья Торговец ( Пользователь )
Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Например, в одном и том же видимом через окно пейзаже умственно отсталые дети «усматривают» меньше предметов, чем их нормально развивающиеся сверстники. Это дает основание предполагать, что многопредметный участок действительности оказывается для умственно отсталых детей малопредметным. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены – последовательно. Умственно отсталый ребенок, например, при осматривании улицы или какой-либо окрестности меньше видит и меньше замечает, чем его сверстник. Нормально развивающийся ребенок в новой местности или непривычной обстановке, обозревая все происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, а умственно отсталый, долго не может уловить смысла происходящего. Узость восприятия мешает ему ориентироваться в незнакомой местности или в новой ситуации, и, именно поэтому, умственно отсталые дети нередко оказываются дезориентированы. Таким образом, бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный опыт общения и самостоятельной деятельности, а самое главное – плохое развитие речи препятствуют формированию той необходимой базы, на основе которой развивается мышление.
Использование компьютерных технологий значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, так как позволяет педагогу расширять информационное поле, варьировать подачу учебного материала, разнообразить формы работы, индивидуализировать педагогический процесс и т. д. Применение компьютерных анимационных слайдов в качестве наглядных средств имеет огромное преимущество перед демонстрацией стандартной таблицы. Например, при изучении темы «Лекарственные растения» в 7 классе ранее использовалась таблица, на которой располагалась информация обо всем и сразу: о правилах и сроках сбора, условиях хранения, лекарственных формах и массе сухой травы в разных единицах объема. Зная специфические особенности зрительного восприятия умственно отсталого ребенка, становится понятно, что он не сможет самостоятельно выделить главное, избирательно рассмотреть какой-либо объект с помощью данной таблицы. Следовательно, процесс мышления будет затруднен и учащийся не усвоит учебный материал.
В отличие от традиционных таблиц компьютерные технологии позволяют педагогу подать информацию в нужный момент, с учетом специфических особенностей зрительного восприятия детей данной категории. Объект может быть показан средним и крупным планом, может быть представлена его деталь для более внимательного рассматривания. Гибкость и вариативность подачи информационного материала способствует развитию восприятия, внимания, формированию у детей с недоразвитием интеллекта четких представлений об окружающем мире.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+