Личный кабинет

Технология работы в парах - - .И Н Ф О Р М А Т И К А. - - планы уроков, алгоритмы работы пары учеников и рассыпной учебник. . Нажмите на эту "скрепочку" ==>>

Здесь мы оформляем информационное наполнение предмета в виде, удобном для работы пары учеников, составляем планы парных уроков и алгоритмы работы пары учеников.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
... рекомендую посмотреть также...


...ой! не мучьтесь! ничего не читайте "подряд"!!! сразу пойдите на сообщение-134 Жук Е.В. и скачайте приложенный к нему файл.
Михаил Крекин ( Пользователь )
С этапами, в целом, понятно.
Главное, разобраться с теми видами работы, которые могут выполняться в паре, и, соответственно, с возможными алгоритмами.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Михаил_К, 27.07.2009, 23:03) <{POST_SNAPBACK}>
С этапами, в целом, понятно. Главное, разобраться с теми видами работы, которые могут выполняться в паре, и, соответственно, с возможными алгоритмами.

ГО: Хорошо, тогда я попробую "вбросить" простенький алгоритм для примера. Он относится к классу алгоритмов "тренер-ученик". Всего этих классов где-то около пяти-шести. Никто классы алгоритмов всё ещё не сосчитал, так как пока нет критериев классификации.

Принцип алгоритмов этого класса простой. Р1 в принципе ничего не знает и "знать не желает". У него в руках инструкция. Он её читает, а Р2 выполняет то, что Р1 читает. В этом случае Р1 - тренер, а Р2 - ученик. Потом они меняются.

Теперь конкретный пример алгоритма этого класса, - взаимный диктант. Я дам его без привязки к материалу информатики, - это сделаем на втором этапе работы.

Ну, взаимный диктант по русскому языку - это понятно. У Р1 листок с текстом. Он его диктует, Р2 - пишет. Потом - наоборот. Потом меняются написанным и проверяют друг у друга. Потом ошибки исправляют и их обсуждают.

Теперь примеры взаимного диктанта по другим предметам. Их можно делать, думаю, по любому предмету.

Например, по математике. У нас на "педсовете" один учитель из ПТУ говорит, что практически ни один ученик не может нарисовать самые простые геометрические фигуры. Научить их это делать - элементарно. Просто диктовать эти фигуры по элементам, - такой геометрический диктант. Можно формулы диктовать.

Теперь Ваш "ход" - какие-то идеи по части возможности применения этого алгоритма в информатике появились?

Дополнительно общее примечание. Будем всё время помнить, что мы не зацикливаемся только на работе в парах, а можем применять фронтальную работу "один говорит - все слушают", - то есть учитель объясняет что-то, например, как будем в парах работать или по сути предмета что-то рассказывает, - и самообучение.
Михаил Крекин ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 28.07.2009, 02:40) <{POST_SNAPBACK}>
Теперь Ваш "ход" - какие-то идеи по части возможности применения этого алгоритма в информатике появились?

Думаю, такой «алгоритм» должен подходить для отработки неких «механических» действий. Например, использования той или иной символики (Тема «Логика» — запись логических выражений с использованием знаков логических операций. Тема «программирование» — правила записи операторов языка программирования. И т.п.). Или при использовании какой-либо программы — отработка основных приемов работы. Вот еще: набор текста на клавиатуре — тут можно использовать диктант вообще в чистом виде («учитель диктует, все ученики набирают» работает плохо из-за очень сильно отличающейся скорости набора; в парах должно сработать практически идеально; главное, чтобы «тренеры» не начали подменять «учеников» ;) ).

Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Крекин Михаил_К Михаил Евгеньевич (далее "МЕ"): Думаю, такой «алгоритм» должен подходить для отработки неких «механических» действий.

ГО: Да, например, можно заучивать слова и выражения в инязе. В сущности, освоение любой профессии состоит в том, чтобы научиться правильно говорить на языке этой профессии. Если человек может говорить на языке профессии грамотно, то он уже специалист ((С) - Громыко Г.О.:).

Я тут дальше по каждому пункту предложу что-то делать конкретное, но делать это "всё и сразу" нам не надо. Вы вберите что-то на свой вкус, и это будем делать, а остальное - потом. Ага?

МЕ: Например, использования той или иной символики.

ГО: Например, можно составить опорный конспект по-Шаталову, в который включить все символы данного предмета. Может быть, не просто "только символы", но формулы, с использованием всех символов данной области знаний. Можете такой лист сделать? Ну, не полный, а пока эскиз, какой то черновик?

МЕ: Тема «Логика» — запись логических выражений с использованием знаков логических операций.

ГО: Отлично. Можете дать пример двух карточек? И под них записать алгоритм работы пары?

МЕ: Тема «программирование» — правила записи операторов языка программирования.

ГО: Можно детские сказки записывать на программистской фене?

МЕ: И т.п. Или при использовании какой-либо программы — отработка основных приемов работы.

ГО: Да, это тоже "диктант", - только Р2 не "пишет", а делает.

МЕ: Вот еще: набор текста на клавиатуре — тут можно использовать диктант вообще в чистом виде. Вариант фронтальной работы «учитель диктует, все ученики набирают» работает плохо из-за очень сильно отличающейся скорости набора; в парах должно сработать практически идеально; главное, чтобы «тренеры» не начали подменять «учеников» ;)

ГО: Это одно из важнейших свойств парной технологии обучения! При работе в паре каждый работает со своей скоростью. И для партнёра-"тренера" есть очень важная работа. Ему нужно научиться подстроить свою скорость диктовки под возможности партнёра! Это очень важный навык! И не только в учёбе, но и в жизни в целом. Приходится учиться наблюдать партнёра, исследовать его в какой-то мере. И, в конечно итоге, получать наслаждение от качественной работы "для другого".

При наборе на клавиатуре под диктовку нужно очень внимательно выбирать тексты для диктовки! Они так сильно "застревают" в организме обоих, что нельзя брать в эту работу что под руку попадётся! Это может быть тема для домашнего задания, - "найти текст для диктовки, какой тебе интересен". При работе в паре Р1 отдаёт свой текст Р2, который диктует, а Р1 набирает.

* * *

Сейчас мы пока на том, что я скажу дальше, не будем задерживаться, но это нужно нам иметь в виду уже теперь. Поэтому пока скажу это лишь для раздумий.

Наша главная задача во всей этой работе так сконструировать процесс, чтобы ученики сами составляли карточки для взаимных тренировок. Учителю же это не под силу! Нам нужно придумать такие алгоритмы работы пары, чтобы после работы пары возникали новые материалы для дальнейшей работы в паре.

Это вполне реально и не сложно. Пока просто кладём эту мысль на полочку и при случае о ней вспоминаем.

Михаил Крекин ( Пользователь )
Беру тайм-аут ;-)
С одной стороны, все перечисленное возможно. С другой, с ходу написать не смогу — нужно думать, а летом, да еще во время отпуска этот процесс сильно замедляется...

Вот пока схемку прилагаю, которую когда-то делал «для себя». Она, возможно, сможет сыграть определенную роль при выделении блоков... но тоже — надо думать.


[attachment=6447:info.jpg]
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Михаил_К, 29.07.2009, 19:07) <{POST_SNAPBACK}>

Крекин Михаил_К Михаил Евгеньевич (далее "МЕ"): Беру тайм-аут ;-) С одной стороны, все перечисленное возможно. С другой, с ходу написать не смогу — нужно думать, а летом, да еще во время отпуска этот процесс сильно замедляется...

ГО: Да это ничего, всё - ОК! Подумать тоже надо. А может быть, к нам тут ещё кто-нибудь заглянет и свои наработки в нашу кооперация внесёт, - веселее дело пойдёт.

МЕ: Вот пока схемку прилагаю, которую когда-то делал «для себя». Она, возможно, сможет сыграть определенную роль при выделении блоков... но тоже — надо думать.

ГО: Да, схема занятная. Можно её использовать для парной работы "в лоб", то есть составить "словарь определений" и в парах эти определения тренировать. Мне рассказывали, что один преподаватель политэкономии не ставил зачёт до тех пор, пока студент наизусть не отвечал без единой ошибки все определения политэкономии. Тот, кто мне это рассказывал, говорил, что это "работало" хорошо.

А пока у Вас тайм-аут, я опубликую один системный текст, который вчера у меня написался, - "Ученики сами готовят материалы для работы в парах". Прочитайте, если будет желание. Предполагаю, что этот текст поможет Вам думать думы.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Ученики сами готовят материалы для работы в парах

Отдельно от предыдущего сообщения хочу сделать важное пояснение. Оно касается вопроса "а откуда у Р1 и Р2 в руках появляются тексты для взаимного диктанта?".

Обычно и привычно думать, что учитель приготовил для каждого ученика листочки с текстами. Ну, вроде бы "а как же ещё-то?"... Именно так делают учителя, использующие парное обучение, везде и всюду так делают. И тем самым изначально обрекают себя на вечную каторгу!

Именно из-за такого подхода к подготовке материала для работы пары учеников очень большой процент учителей, начинающих использовать парное обучение, очень скоро от него отказываются. Срабатывает вектор инерции мышления, - а как же иначе-то?

Ещё когда я в 1988-ом году познакомился в Ленинграде с парным обучением, я сразу же увидел эту прореху в технологии, - жуткая перегрузка учителя. И практически сразу, тогда же я начал думать над вопросом "а как же от этой перегрузки избавиться?".

Ведь если не избавить учителя от этой кошмарной работы, то хорошая технология пойдёт очень медленно. Надеяться на то, что педагогические издательства издадут готовые карточки для парной работы, не приходится ни теперь, ни тогда, более двадцати лет тому назад.

Как инженер я знаком с тризом с 1970-го года, когда вышла первая книга А.С. Альтшуллера. Триз - это теория решения изобретательских задач. С её помощью можно решать практически любые противоречия. С тех пор триз развился и нашёл применения практически во всех областях человеческой деятельности.

Да знаю я, знаю, что пишется "ТРИЗ"! А я пишу маленькими буквами, поскольку вижу, что во всём мире это уже стало обычным словом, - даже есть слово "тризовец".

Триз и помог мне найти решение задачи "как освободить учителя от адской работы по обеспечению класса материалом для работы в парах?". Решение очень простое - карточки готовят сами ученики.

Знаю-знаю! Сейчас же в меня полетят тухлые яйца, кирпичи и вообще всё, что попадёт под руку! Всё это уже давно, много лет летит в меня со всех сторон, - вектор инерции мышления штука очень живучая. Первое, что он подсовывает, это мысль "да как же ученик, которого надо сначала научить, может материал для работы в парах готовить?! да никогда он этого не сможет! Бред! Чушь!". Вот что я слышу уже много-много лет.

А он - может! И уже давно делает. Даже в первом классе с самого первого дня в школе. Мне даже доказывать это не нужно, - это есть в жизни, это можно "потрогать руками". И мне этого достаточно. А кому не достаточно и нужны объяснения на тему "а как такое возможно?", то с этим прошу обращаться к господам научникам, - объяснять факты жизни это по их части.

Поэтому предупреждаю сразу, - на все вопросы на тему "а как это возможно?" и им подобные отвечать не буду. Извините заранее.

Вместо этого мы здесь будем этот процесс просто делать и осуществлять. Просто делать руками. И осуществлять в классе. Нам и без теорий есть, чем заняться.

О том, как налаживать процесс, в котором ученики сами готовят материал для работы в парах, мы будем ещё много говорить. Всему своё время. Пока я просто рассказал ситуацию, чтобы всем было ясно, что тут происходит.

Надеюсь, Михаил, что мы с Вами понимаем друг друга вполне, - я это чувствую по Вашим ответам. Они все по делу и помогают мне делать мою технологическую часть дела.

Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Михаил_К, 28.07.2009, 22:25) <{POST_SNAPBACK}>
. Вот еще: набор текста на клавиатуре — тут можно использовать диктант вообще в чистом виде («учитель диктует, все ученики набирают» работает плохо из-за очень сильно отличающейся скорости набора; в парах должно сработать практически идеально; главное, чтобы «тренеры» не начали подменять «учеников» ;) ).

Это навык печати под диктовку... Несколько иное.
Да и зачем отрывать на уроке читающего, если его может заменить компьютер, плеер... Тем более у каждого на уроке информатики свой компьютер.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 30.07.2009, 10:46) <{POST_SNAPBACK}>
Тем более у каждого на уроке информатики свой компьютер.

В идеальном варианте:) В этом случае надо рассматривать пару : ученик- компьютер или ученик -учитель? И еще: не в идеальном варианте (двое за компьютером) как лучше организовать работу: один изучает теорию, а второй выполняет практическое задание. Или : один разбирается с теорией и диктует второму, что делать, какие кнопки нажать.
И вопрос: пары разноуровневые или одноуровневые: какие предпочтительнее? Как отличается методика работы в таких случаях? Не развиваем ли мы зависимость: один творец, второй - исполнитель?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+