Личный кабинет

Педагогические брэнды - есть ли они? и что они такое?

Если педагогика - одна из производственных отраслей, то почему бы в ней не быть брэндам? Точно так же, как они есть в других отраслях?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Надежда Казанцева, 17.09.2009, 20:13) <{POST_SNAPBACK}>
Самое главное позабыли, ИМХО. Системное сочетание всего названного Вами.
ГО: Сударыня, я читал Ваш 26-ой пост. По нему получается, что я не забыл это Ваше "системное сочетание", - я назвал его "школа". В точном соответствии с тем, что Вы написали в Вашем посте 26. Но...

Вы напросились на вопрос, - а как отличить системное сочетание "всего этого" от несистемного? Будьте добры, разъяните дилетанту-ну-учителю? Я даже больше Вам скажу! Я даже скажу, зачем мне Ваш ответ. Если я из Вашего объяснения узнаю, чем отличается системное от несистемного, то это будет замечательно! Тогда я легко смогу идентифицировать "методики, технологии, опыт" и прочее (что тут, на педсовете ув. администрация просто свалила в одну кучу), - "вот это - системно, а вот это - нет". Очень жду и надеюсь.

Да и для темы про брэнды ответ был бы очень полезен. Вдруг окажется, что брэндом может быть только лишь нечто, обладающее свойством системности...
Надежда Казанцева ( Пользователь )
Григорий Олегович, мы говорим немножко о разном, на мой взгляд. Если помните, где-то в самом начале этой дискуссии я рискнула сформулировать суть педагогических брендов так: "Тот самый ВУЗ", "Та самая школа". Но вот дальше произошла несколько неожиданная для меня вещь. В разговоре всплывали Кембридж, Оксфорд, МГУ, Московская консерватория - даже Самсунг и Макдональдс - и ни одной школы!

Я не берусь судить, с чем это связано. Я не школьный человек и никогда не была. Могу предположить, что для того, чтобы некая структура стала брэндом, она должна иметь "лица необщее выражение". Мне представляется, что для школы это сложнее на порядок, чем для вуза, - унифицированная программа, унифицированные учебники, унифицированные методы и способы проверки. Не всегда и не везде, разумеется, - но в массе своей. И с этой точки зрения я склонна согласиться с Марией Николаевной - в школе брэндом скорее может стать отдельный учитель, нежели МОУ целиком. Но здесь я дилетант..

В ВУЗе не так. У нас больше развязаны руки (вернее, меньше завязаны), но и спрос качественно другой. К нам на кафедру будет или не будет конкурс, люди будут или не будут согласны заключать контракты на обучение своих детей, исходя из результатов и успехов выпускников прошлых лет. И никому не будет интересно, учила ли Надежда Семеновна прекрасно, а Марья Ивановна - отвратительно - или наоборот; интересовать будет одно: дала ли кафедра квалификацию, достаточную для успешного поступления выпускников на работу. А за счет кого-чего эта успешность достигнута, никому снаружи не интересно. Что это, если не системность?
Надежда Казанцева ( Пользователь )
Что касается системности как таковой....
Гугл дает массу определений, одно из них:

Системный подход - направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.


Я бы сказала еще проще: можно говорить о векторе действия личности, организации, векторе развития знаний и т.д.. Так вот, поиск системности - это попытка сделать эти вектора насколько возможно сонаправленными коллинеарными - чтобы они усиливали, а не гасили друг друга.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Надежда Казанцева' date='17.09.2009, 22:55) <{POST_SNAPBACK}>
Макдональдс - и ни одной школы!
ГО: В Макдональдсе системообразующая идея легко выделяема - "посуду не моем, а просто выбрасываем!".

Цитата
...я склонна согласиться - в школе брэндом скорее может стать отдельный учитель, нежели МОУ целиком.
ГО: Я вот ходил сейчас по комнате и думал над Вашим текстом... Вот метод Макаренко... Это безусловный всемирный брэнд, - я кого из немцев ни спрошу, все знают. Правда, я сам уже позабыл, в чём системный фактор у Макаренко, но это не столь важно. Важно, что содержание брэнда - метод, а имя, по которому его узнают, - имя человека. Вот и школа Щетинина... Целое МОУ - брэнд, а имя, по которому узнают, - имя человека. Есть ещё брэд-движение, - коммунарское движение Иванова.

Но во всех в них системный стержень, системную идею нужно ещё выковырять... А вот в системе Шаталова она есть - опорный конспект. А если более научно сказать, - структурирование информации. То есть информация подаётся не "начиная с мелочей", а "начиная с общей структуры".

Парная технология обучения тоже имеет бирку-имя-человека - по-Ривину. Но и Ривин, и само парное обучение пока не брэнд, хотя системообразующий фактор в ней налицо - "один ученик обучает одного". Не "кое-какие лучшие ученики обучают малые группы", а именно "один одного", в диалоге. То есть ещё короче, системообразующая идея парного обучения - диалог. Он давно известен, но как системный фактор для всего процесса обучения не использовался раньше. Использовался, но не в массовой школе.

Цитата
...дала ли кафедра квалификацию, достаточную для успешного поступления выпускников на работу. Что это, если не системность?
ГО: Сама идея "учим так, чтобы 100% выпускников мгновенно трудоустраивались" на системный фактор, на мой взгляд, тянет. Но...

При этом есть два класса вопросов, - не "два вопроса", а именно "два класса" вопросов.

Во-первых, вопросы, связанные с рынком труда, - происходит ли обучение в расчёте на существующий рынок труда или на прогнозируемый рынок труда?

Во-вторых, вопросы, связанные с тем, за счёт чего такое обучение реально осуществляется?

Если за счёт интуиции ректора, - это один вариант. В этом случае системообразующим фактором является "интуиция ректора". Если за счёт мозгового центра, который может связать рынок труда с процессом обучения (в возможность чего я в России ни секунды не верю!), - тогда нужно поискать идею в этой мозговой группе...

Вот и скажите, - у Вас это за счёт чего?

Надежда Казанцева ( Пользователь )
Во-первых, вопросы, связанные с рынком труда, - происходит ли обучение в расчёте на существующий рынок труда или на прогнозируемый рынок труда?

>Во-вторых, вопросы, связанные с тем, за счёт чего такое обучение реально осуществляется?

>Если за счёт интуиции ректора, - это один вариант. В этом случае системообразующим фактором является "интуиция ректора". Если за счёт мозгового центра, который может связать рынок труда с процессом обучения (в возможность чего я в России ни секунды не верю!), - тогда нужно поискать идею в этой мозговой группе...

>Вот и скажите, - у Вас это за счёт чего?


Вот уж что я точно не возьмусь оценивать, - так это интуицию ректора :)

У нас это происходит, на мой взгляд, за счет того же самого системного подхода.
Большинство вузовских преподавателей работает еще где-нибудь - в производстве, в бизнесе.... Не буду говорить обо всех, слишком общие рассуждения получатся.
В нашей конкретной ситуации (специальность "Перевод и переводоведение") большинство моих коллег параллельно с преподаванием занимаются профессиональным переводом (с оформлением всех документов, мы люди законопослушные) И, второе, мы поддерживаем связь со своими выпускниками - поскольку варимся в одной профессии, и они обращаются к нам за советами. Не все и не всегда, разумеется, но достаточно часто. Плюс неформальное общение: если пятикурсник писал у меня диплом и знает, какое количество времени и сил я угрохала на его работу, и он защитился достойно, - так и после выпуска стремление пообщаться никуда не денется.

Так вот: если, допустим, из всей этой массы общения я сегодня узнала, что у моего(нашего) выпускника проблемы на работе, потому что от него потребовали работать в определенной программе компьютерного перевода, а он ее не знает, потому что мы не научили, - то завтра я распрошу коллег, найду специалистов в этой области, проконсультируюсь у них сама и договорюсь о консультации для выпускника. Послезавтра сяду за Интернет и получу весь спектр точек зрения. Если вещь хорошая, то еще через неделю я добуду демо-версию и поучусь на ней работать. Через месяц - сделаю объявление для третьего-четвертого курса (пятый трогать уже поздно, как правило). В следующем семестре будет факультатив, а через год, если администрация вуза даст деньги (а обычно дают), мы купим себе лицензионный продукт и включим его изучение в расписание.

Это, конечно, очень усредненный пример, бывает по-всякому. И времени и сил это требует, сами понимаете. Но этот механизм работает. Даже в России :)
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Надежда Казанцева, 17.09.2009, 22:55) <{POST_SNAPBACK}>
Григорий Олегович, мы говорим немножко о разном, на мой взгляд. Если помните, где-то в самом начале этой дискуссии я рискнула сформулировать суть педагогических брендов так: "Тот самый ВУЗ", "Та самая школа". Но вот дальше произошла несколько неожиданная для меня вещь. В разговоре всплывали Кембридж, Оксфорд, МГУ, Московская консерватория - даже Самсунг и Макдональдс - и ни одной школы!


Я знал одну брендовую школу - правда, оговорюсь, бренд был не всеобщим, а локализированным. Это была 31 школа краснопресненского р-на г.Москвы.Сейчас это гимназия 1520 и у неё никакого бренда нет.
В чём была суть бренда? Прежде всего -в "парольности" номера школы - в какой бы стране не встречался на пути не одноклассник, а одношкольник хоть с 20 летней разницей в возрасте, он автоматически записывался как бы в свои, и ему практически всегда оказывалась помощь. Я абсолютно уверен, что если бы та, бывшая, модел школы не исчезала бы (во многом из-а отсутствия механизма воспроизводства кадров), то ныне это был бы абсолютно настоящий бренд - скажем, этот аттестат ценился бы дороже других. Но для того, чтобы школа стала брендом - она должна ставить это своей целью.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Павел Максименко, 18.09.2009, 00:46) <{POST_SNAPBACK}>
Это была 31 школа краснопресненского р-на г.Москвы. В чём была суть бренда? Прежде всего -в "парольности" номера школы - в какой бы стране не встречался на пути не одноклассник, а одношкольник хоть с 20 летней разницей в возрасте, он автоматически записывался как бы в свои, и ему практически всегда оказывалась помощь.
ГО: Спасибо! Чудесно! Превосходно! - это на полном моём серьёзе.

Добавлю, что это похоже на Lions Club - всемирную систему клубов. В любой гостинице Европы Вы можете спросить справочник этих клубов всей страны, - он обязательно есть в гостинице. Там Вы найдёте клуб этого города, - с именами и телефонами! И если Вы тоже "лайнс", то смело звоните любому из членов клуба - всегда помогут максимально в Ваших делах.

Ценный принцип. Очень системный. У университетов и колледжей есть "свой" фасон галстука, - всегда можно прямо глазами увидеть "одношкольника".

Я подумаю, как его использовать для... Ну, не буду называть, - все тут и так знают, для чего я могу это употребить.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Надежда Казанцева, 18.09.2009, 00:20) <{POST_SNAPBACK}>
...если я сегодня узнала, что у моего(нашего) выпускника проблемы на работе, потому что от него потребовали работать в определенной программе компьютерного перевода, а он ее не знает... мы купим себе лицензионный продукт и включим его изучение в расписание.
ГО: Во! Теперь могу выделить системный параметр! Он звучит так "выпускники - инфраструктура вуза". Ура! Спасибо громадное!

Я сам закончил брэндовый вуз - МИФИ. И у нас значок вузовский был "не как у всех вузов". Мы им очень гордились, - ну, что "во! у нас - на особицу!", но мой значок я в жизни ни разу на лацкан пиджака не нацепил. Не было нужды. Да и "выпендриваться с каким-то там значком", - мне было как-то стыдно. Я - инженер! Вот и всё! Этого - достаточно! А идеи вот такой - "про парольность" даже никогда не возникало. А - зря!
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 18.09.2009, 01:14) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Спасибо! Чудесно! Превосходно! - это на полном моём серьёзе.

Добавлю, что это похоже на Lions Club - всемирную систему клубов. В любой гостинице Европы Вы можете спросить справочник этих клубов всей страны, - он обязательно есть в гостинице. Там Вы найдёте клуб этого города, - с именами и телефонами! И если Вы тоже "лайнс", то смело звоните любому из членов клуба - всегда помогут максимально в Ваших делах.

Ценный принцип. Очень системный. У университетов и колледжей есть "свой" фасон галстука, - всегда можно прямо глазами увидеть "одношкольника".

Я подумаю, как его использовать для... Ну, не буду называть, - все тут и так знают, для чего я могу это употребить.


Вы правы больше, чем Вы думаете - немалое количество выпускников 31 школы состоит в Lions Club по всему миру :-)) Видимо - тянет к подобному :-))) Разветвлённость выпускников столь велика, что лет 12 назад даже обсуждался вопрос о выпуске ограниченной кредитной карты на манер Diners Club. Вопрос заглох, конечно - но сама мысль показательна.

Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 18.09.2009, 01:23) <{POST_SNAPBACK}>
А идеи вот такой - "про парольность" даже никогда не возникало. А - зря!

А зря - экономически очень эффективная идея!

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+