Личный кабинет

Почему мы не решаем проблемы методом конструктивного диалога?

Надежда Казанцева ( Пользователь )
>>"Делай, как я" - этот сержантский прием обучения -- самый эффективный. Для учителя этот месседж должен выглядеть так: "Думай и действуй, как я!"

Что, на всех дисциплинах? Серьезно?

В математике - да, я понимаю: квадратное уравнение решается так. А еще вот так. Делай, как я, и у тебя все получится.

А в литературе, например? Мне несколько раз доводилось слушать, как обсуждают "Горе от ума". "Каноническая" точка зрения предполагает Чацким восхищаться и по-доброму ему сочувствовать. Другие варианты ученических ответов, мягко говоря, не приветствуются.

Это правильно? Это так и надо, так рефлексия и развивается? Или мне школы все какие-то убогие попадались?
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Надежда Казанцева, 25.10.2009, 13:56) <{POST_SNAPBACK}>
Другие варианты ученических ответов, мягко говоря, не приветствуются.
Это правильно? Это так и надо, так рефлексия и развивается? Или мне школы все какие-то убогие попадались?

Надежда Семеновна!
Мы с Вами говорим о разных вещах.
Я как раз очень большой противник единомыслия и в жизни, и, тем более, на уроках. Но в этом топике дискуссия идет не о содержательной части коммуникации, а о методах и приемах, которыми ученик должен овладеть при реализации коммуникации. А овладеть ими он может только, и не как не иначе, как на примере учителя. Вот учитель на собственном примере и должен показать КАК, не ЧТО, а КАК, надо думать на его уроке. Учитель, конечно, должен раскрыть содержательную часть, но еще в большей степени он обязан научить методам своей дисциплины.

А над Чацким автор иронизирует не меньше, чем над другими своими героями.
Когда, в молодости, "проходил" я на уроках "Горе от ума" (начинал я свою карьеру как словесник), то предлагал девочкам поставить себя на место Софьи, подвергшуюся столь бурному "Shturm Und Drang" невесть откуда взявшегося вздыхателя из детства. Мало кто потом ему сочувствовал. Увы, дамы в чувствах эгоистичны! ;)
Надежда Казанцева ( Пользователь )
Так ведь и я о том же.

> Вот учитель на собственном примере и должен показать КАК, не ЧТО, а КАК, надо думать на его уроке

Если учительское КАК не подразумевает вариативности (а ведь в моем примере с Грибоедовым не подразумевает, согласитесь), - то совершенно не важно, на мой взгляд, каково это самое ЧТО. Хоть за белых, хоть за красных. Возможность разных точек зрения не предусмотрена, понимаете?
Анна Александрова ( Пользователь )
Ввиду отсутствия иных точек зрения, кроме моей, учительской (я не раз получала десятиклассников, воспитанных не мной), я вынуждена была сама пороть явную чушь ("Сейчас я буду нагло шарлатанствовать. Ваша задача - поймать меня на вранье"), чтобы вызвать ответную реакцию несогласия (и т. о. ткнуть мокрым носом хоть в какую-то точку зрения). Ученики боятся не соглашаться с учителем почти так же сильно, как идти против своей (тинейджерской) стаи.
Юрий Ванцев ( Пользователь )
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!!! Я думаю: не зря ведь все участники этой ДРОГАНОВСКОЙ ВЕТКИ форума оказались здесь и отметились своими суждениями. Так много хороших мыслей!.. Зачем-то это случилось. И чтобы нам не опозориться громким нашим обсуждением, которое ничем не кончилось… Короче, у меня идея: может нам уже организовать что-то конкретное? Сообразим «на троих»?.. Например, ассоциацию педагогов (и пенсионеров, конечно!), которые:
1 - придерживаются вектора демократизации в деле развития образования и общества;
2 - исполнены веры в святое право человека САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБИРАТЬ (богоподобие человека), ибо нравственность без свободы выбора – это суррогат;
3 - ценят свободу политическую и понимают ее как такое ограничение, которое гарантирует равную степень свободы для всех (равенство перед законом);
4 - допускают возможность разных точек зрения (плюрализм), но не допускают только презрения к человеку и циничного, из «шкурных» побуждений, нарушения законов;
5 - не боятся равенства в обсуждении, потому что считают свои аргументы сильными, а свой разум - способным исправлять собственные ошибки;
6 - понимают, что есть, по крайней мере, одна вещь, которую можно поровну разделить на всех – право голоса, свобода слова;
7 - принимают странный и рискованный девиз Вольтера: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения»;
8 - признают обсуждение одним из высших общественных благ, потому что когда оно сходит на нет – человеческий разум умолкает;
9 - рассматривают критическое мышление как самое надежное средство против страданий, бедствий и унижения людей;
10 - верят в разум, который живет в буквальном смысле слова МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (диалог, коммуникация, обсуждение, дискурс) и который нельзя приватизировать, потому что приватизированный разум – это гниющий мертвец;
11 - ищут способы (методы) и формы организации учебной и внеурочной деятельности учащихся и студентов, которые помогали бы им становиться думающими, свободными и ответственными людьми, идущими дорогой проб и ошибок и ищущими свое призвание и место в человеческом мире – место, которое никем не занято;
12 - не боятся слова индивидуализм, потому что оно происходит от слова ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, личность, персона и потому что ответственность и альтруизм индивидуалиста стоят дороже всего;
13 - умеют радоваться тому, что есть на свете люди, которые умнее их самих…


Уважаемые коллеги по форуму! Могли бы МЫ ВМЕСТЕ создавать и организовывать что-то стоящее (новые ветки форума, конференции – они могут быть и заочными, творческие встречи, круглые столы, мастер-классы, пресс-конференции, статьи в прессе, открытые письма, конкурсы…)?
По поводу пунктов, которые приведены выше, «торг уместен». Главная ценность – обсуждение, конструктивный диалог, открытость каналов коммуникации и вера в разум - свой и других людей. Что вы думаете?
Начните править!


Надежда Казанцева ( Пользователь )
Юрий Витальевич, не уверена, что я гожусь(

Я плохо поддаюсь кучкованию "под идею". "Под проект" - да, если проект мне интересен и люди, с которыми его предстоит выполнять, интересны тоже.

В Вашем перечне много пунктов, под которыми я подписалась бы. Но создавать ради этого ассоциацию....

Но это я такая асоциальная фигура. А Вам - всяческой удачи)
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Цитата (Юрий Ванцев, 28.10.2009, 00:36) <{POST_SNAPBACK}>
...веры в святое право человека САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБИРАТЬ (богоподобие человека)...
Юрий Витальевич! Неужели настолько беспомощны, что без внешнего "разума" не разумеем?
...
1 - придерживаются вектора демократизации обоснованности, причинности в деле развития образования и общества;
2 - исполнены веры в святое право человека САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБИРАТЬ (богоподобие человека), ибо нравственность без свободы выбора – это суррогат уверенности в сбалансированной ценности социального и индивидуального совершенствования (социальное благо построенное на принесении в жертву чьей-то жизни, благополучия какой-то социальной группы или народа также безнравственно, как и утоление слёз кого-то "единственного" унижением кого бы то ни было);
3 - ценят свободу политическую и понимают ее как такое ограничение, которое гарантирует равную степень свободы ответственности для всех (равенство перед законом);
4 - допускают возможность разных точек зрения (плюрализм), но не допускают только презрения к человеку и циничного, из «шкурных» побуждений, нарушения законов;
5 - не боятся добиваются равенства в обсуждении, потому что считают обосновывают свои аргументы сильными, а свой разум - способным совершенствуют, чтобы реже допускать и исправлять собственные ошибки;
6 - понимают, что есть, по крайней мере, одна вещь, которую недопустимо делить - планета Земля можно поровну разделить на всех – право голоса, свобода слова;
7 - принимают странный и рискованный девиз Вольтера: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения»;
8 - признают обсуждение одним из высших общественных благ, потому что когда оно сходит на нет – человеческий разум умолкает и должно совершится действие;
9 - рассматривают критическое мышление как самое надежное средство против страданий, бедствий и унижения людей, против любых заблуждений;
10 - верят в разум, который живет в буквальном смысле слова МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (диалог, коммуникация, обсуждение, дискурс) и который необходимо прививать в каждом мозгу, в каждом сознании нельзя приватизировать, потому что приватизированный разум – это гниющий мертвец;
11 - ищут способы (методы) и формы организации учебной и внеурочной деятельности учащихся и студентов, которые помогали бы им становиться думающими, свободными и ответственными людьми, идущими дорогой познания проб и ошибок и ищущими свое призвание и место в человеческом мире – своё место, которое никем не занято;
12 - не боятся слова индивидуализм, потому что оно происходит от слова ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, личность, персона и потому что ответственность и альтруизм, инстинкт сохранения себя и своего вида индивидуалиста стоят дороже всего, только из совершенных индивидуумов может быть построен совершенный ноос;
13 - умеют радоваться тому, что есть на свете люди, которые умнее их самих…

Ну и???
Юрий Ванцев ( Пользователь )
Цитата (Надежда Казанцева, 28.10.2009, 22:27) <{POST_SNAPBACK}>
...В Вашем перечне много пунктов, под которыми я подписалась бы. Но создавать ради этого ассоциацию....

Но это я такая асоциальная фигура. А Вам - всяческой удачи)


Спасибо, Надежда Семеновна, за доброе пожелание! Разве это асоциальное проявление? :-)
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Юрий Витальевич, "скучкуюсь" с Надеждой Семёновной :)

Создавать организацию, структуру надо под дело, под общую цель, под борьбу (даже всё равно - "против" или "за")

На мой взгляд, замечательный Ваш перечень - это некоторое самоопределение. А, может быть, и база некоего этического кодекса.
Мне пока не очень понятно, к чему это можно приложить. Но очень хорошо, что "список Ванцева" есть.
Юрий Ванцев ( Пользователь )
Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 29.10.2009, 01:56) <{POST_SNAPBACK}>
Мне пока не очень понятно, к чему это можно приложить.


Этический кодекс (если этот перечень называть так) можно приложить только к человеку. Причем, это может сделать только сам человек. Когда кодекс прикладывается к человеку, изменяются его действия (поступки). Если изменять ничего неохота...
Сочувствие - большая поддержка. Она очень нужна тому, кто действует.


Создавать организацию, структуру надо под дело, под общую цель, под борьбу (даже всё равно - "против" или "за")

Является ли утверждение в школе и обществе традиций открытого обсуждения ДЕЛОМ? Является ли ДЕЛОМ обучение школьников навыкам участия в дискуссии, дебатах, дискурсе? Являетсяли делом этическое и морально-политическое просвещение? Я думаю, сегодня нет более важного дела, потому что раб становится свободным, когда берет в руки не оружие, а микрофон.

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+