Личный кабинет

Еще раз о форме экзамена

обсуждение статьи
Ольга Анисимова ( Пользователь )
В блоге Ищука Григория Григорьевича http://pedsovet.org/forum/index.php?autoco...g&blogid=11&
появилась интересная ссылка с очень нестандартным взглядом на экзамен по математике.
Статья

Как бы отнеслись, если предложенные там изменения стали бы реальностью?
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (anisol, 14.06.2009, 16:27) <{POST_SNAPBACK}>
В блоге Ищука Григория Григорьевича http://pedsovet.org/forum/index.php?autoco...g&blogid=11&
появилась интересная ссылка с очень нестандартным взглядом на экзамен по математике.
Статья

Как бы отнеслись, если предложенные там изменения стали бы реальностью?

Я примерно в этом направлении регулярно и высказываюсь. С отдельными тезисами -- я бы что-то уточнял. Но именно -- уточнял, а не оппонировал по существу.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Цитата (воронн, 14.06.2009, 13:08) <{POST_SNAPBACK}>
Я примерно в этом направлении регулярно и высказываюсь. С отдельными тезисами -- я бы что-то уточнял. Но именно -- уточнял, а не оппонировал по существу.


C какими и что бы вы хотели уточнить?
Мне кстати, тоже показалось вполне приемлемым большинство предложений и оценки были даны без ханжества и по существу.
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (anisol, 14.06.2009, 22:06) <{POST_SNAPBACK}>
C какими и что бы вы хотели уточнить?
Мне кстати, тоже показалось вполне приемлемым большинство предложений и оценки были даны без ханжества и по существу.

Ну что ж, в качестве занудства прокомментриую отдельные моментики


В обычной школе в каждом неспециализированном классе было 2-3 ученика, которые не могли самостоятельно написать выпускной экзамен на положительную оценку. ...
В такой ситуации есть только два варианта: либо снизить уровень выпускного экзамена, чтобы его могли сдавать «слабые» дети, либо оставить уровень экзамена серьезным, но закрывать глаза на нижнюю часть списка. Не важно, как в отечественном образовании сложился именно второй вариант («с приписками»), важно, что он более разумный, чем «честный».


Более разумное враньё и есть враньё. И можно перечислять негативные моменты этого. Вообще -- как-то НЕЛЕПО доказывать, что система, включающая зачем-то враньё нуждается в какой-то модификации. Уже затем, например, что процентов 10 ребят НЕПОНЯТНО ЗАЧЕМ сидели на тех бесполезных для них уроках. Что, "всего" десять процентов всех школьников -- это такой пустяк?
Но - согласен с автором -- это ЗЛО всё же было как-то дозировано и не столь катастрофично, чем последовавшее потом.


Однако это не особенно было заметно: вузы отбирали абитуриентов сами, а оценки в аттестате (после отмены «среднего балла») вообще мало кому были нужны, кроме старших родственников выпускника.

Тот же вопрос -- так кому ж было нужно толчение воды в ступе с серьёзным лицом?


Вы ставили нечестные тройки и выпустили в жизнь множество молодых людей, которые смогли начать свою взрослую жизнь без общественного клейма и комплекса неполноценности. Большое вам спасибо: в трудных условиях вы поступали правильно!


Автор (возможно, справедливо не желая задирать читателей Учительской Газеты) умалчивает о том, что учителя в немалой части тоже съехали -- и уже не знают, что такое "учить по-настоящему". Уже не смогут, даже если им дадут любые возможности. Но.. статья посвящена не этому, так что замечаю лишь для занудства.


Что касается второго пункта кардинальных перемен — совмещения выпускного и вступительного экзаменов, — то, не будучи профессиональным преподавателем вуза, я не могу составить достаточно взвешенное суждение на этот счет. Как отцу троих детей, мне такое совмещение скорее нравится, но при этом аргументы его противников мне представляются разумными.

Здесь автор пишет про "вузы вообще" -- в то время как на деле "аргументы противников" имеют значение лишь для немногих вузов.


...либо, что менее болезненно для общества, резко снизить уровень, за который выпускнику выставляется оценка «3». Фактически это должен быть уровень здравого смысла, бытовых навыков счета, знания простейших понятий (проценты, чтение графиков и диаграмм, различные единицы измерения, площади простейших фигур и т. п.).

Лучше и логичнее НЕ совмещать это в рамках "Единого" экзамена. "Тройка" инженера не должна равняться "тройке" парикмахера, она должна соответствовать более весомой прогргаме для первого по сравнению со вторым.
Лучше не делать тройку едино-безразмерной -- развести экзамены "уровня-1", уровня-2", "уровня-3".

Да в общем, в остальном мне автора и поправлять не хочется. Практически всё относительно разумно.

Павел Широков ( Пользователь )
Цитата (воронн, 15.06.2009, 17:59) <{POST_SNAPBACK}>
Лучше не делать тройку едино-безразмерной -- развести экзамены "уровня-1", уровня-2", "уровня-3".

Вот давно, Владислав, хотел Вас спросить: как конкретно должны выглядеть эти уровни? Приведите примеры этих уровней. Т.е. укажите для каждого уровня пример самой легкой и самой трудной задачки. Сколько задачек должно быть в билете? Сколько нужно решить для получения аттестата?
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Павел Широков, 15.06.2009, 23:22) <{POST_SNAPBACK}>
Вот давно, Владислав, хотел Вас спросить: как конкретно должны выглядеть эти уровни? Приведите примеры этих уровней. Т.е. укажите для каждого уровня пример самой легкой и самой трудной задачки. Сколько задачек должно быть в билете? Сколько нужно решить для получения аттестата?

Ну, расписывать точно... это довольно долго и муторно. Тем более, что прилагать это к делу никто пока не собирается. А строить довольно детально воздушный замок для собственного кайфа что-то неохота.

Но уровень-1 я представляю -- до квадратного уравнения. И решения рутинных текстовых задач. Особенно -- на те же проценты. Как смесь сделать, как посчитать, какие от чего получатся проценты прибыли да сколько это в баксах выйдет. Что-нибудь вроде формул пощадей-объёмов да разве что теорему Пифагора.
И -- арифметика. Тот же устный счет. Ориентация в цифрах-числах, чтобы хоть порядок-то величины могли прикинуть да сдачу без калькулытора посчитать.

Уровень-2. Совсем простая планиметрия, уже подобия-синусы-косинусы, расчеты и даже доказательства. Совсем простые понятия стереометрии -- на уровне трёхмерной теоремы Пифагора. Функции-графики. Координаты. Рутинное тригонометрическое уравнение и неравенство. Логарифмы-показательные. Равносильность при решении задач. Простейшие вещи из комбинаторики, понятия о вероятности.
Примерно для уровня средненьких прикладных использований математики в не очень математизированных отраслях.

А уровень-3 -- любой сложности тригонометрия. Любые уравнения-неравенства со всеми элементарными функциями. Непременно -- задачи с параметром. Задачи на целые числа -- делимость, остатки и т.д. Качественная планиметрия-стереометрия, с элементами аналитической геометрии тоже. Да тут уже неплохо и "игрек штрих" оставить. Плюс комбинаторика.

Уровень-3 -- это наработанная КУЛЬТУРА свободного мышления со всеми основными объектами элементарной математики. Не "юзер", а уже понимающий основные элементарные смыслы РАБОТНИК головой. Готовый к свободной игре на всей элементарной площадке -- откуда можно стартовать в науку, продвинутую инженерию и т.д.

А примеры... Вон, взять вступительные экзамены какого-нибудь текстильного техникума, строительного института и вступительные МГУ-Физтеха.
Нет, пожалуй, уровень текстильного техникума надо даже приспустить. И -- развернуть в сторону тех же "житейских задач" на те же проценты, финансовые расчёты....

Ориентировочно -- так. Это надо садиться (да ещё хорошим разношёрстным коллективом) -- и перемывать аккуратно косточку за косточкой. Лично я за часок -- готового проекта не создам.
Павел Широков ( Пользователь )
Хорошо, Владислав. Тогда тут возникают сразу вопросы.

1. Смею предположить, что и вузы, и абитуриенты будут для потупления выбирать третий уровень. Тогда второй уровень котироваться не будет, ибо зачем писать 2-ой уровень, если легче и успешнее написать первый?

2. Выдавать ли аттестат тем, кто завалит выбранный уровень?

3. Если школьник собирается сдавать только первый уровень, может ли он сразу, лет в 12, сдать этот уровень и быть освобожденным от дальнейшего прохождения математики?
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Павел Широков, 17.06.2009, 01:48) <{POST_SNAPBACK}>
Хорошо, Владислав. Тогда тут возникают сразу вопросы.

1. Смею предположить, что и вузы, и абитуриенты будут для потупления выбирать третий уровень. Тогда второй уровень котироваться не будет, ибо зачем писать 2-ой уровень, если легче и успешнее написать первый?

Да как же "легче". Очень даже не легче -- ибо объём и сложность материала заметно другие! Вот и выбирай -- будешь ты в два с половиной раза больше корячиться ради достижения этого уровня -- или удовлетворишься средним.
Другие соотношения цена-результат-амбиции.
Цитата
2. Выдавать ли аттестат тем, кто завалит выбранный уровень?

А это -- в зависимости от того, какой мы придадим статус аттестату.
Мне очевидно одно -- если в том аттестате будет стоять оценка по данному уровню -- то соответствуюзий экзамен должен быть сдан. Результаты фактически предъявлены.
Враньё -- оно и есть враньё, и нечего его хоть чем-то оправдывать.
Если завалил уровень-2, наверное, можешь пробовать сдать хоть уровень-1.
Если и уровень-1 завалил -- тут можно решать, будет ли аттестат с прочерком, не будет ли его вовсе. Повторяю, вопрос о том, какой статус.
Цитата
3. Если школьник собирается сдавать только первый уровень, может ли он сразу, лет в 12, сдать этот уровень и быть освобожденным от дальнейшего прохождения математики?

Я бы -- согласился.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Цитата (воронн, 17.06.2009, 09:08) <{POST_SNAPBACK}>
Я бы -- согласился.



А заодно он должен отказаться от физики и химии?
Павел Широков ( Пользователь )
Цитата (воронн, 17.06.2009, 11:08) <{POST_SNAPBACK}>
Да как же "легче". Очень даже не легче -- ибо объём и сложность материала заметно другие! Вот и выбирай -- будешь ты в два с половиной раза больше корячиться ради достижения этого уровня -- или удовлетворишься средним. Другие соотношения цена-результат-амбиции.

Не понял ... или Вы меня не поняли. Хорошо, произнесу более медленно и внятно. Третий уровень нужен для поступления в Вузы (ибо в вузах проходится высшая математика), а первые два уровня -- только для аттестации, т.е. для выдачи аттестата, больше ни для чего. А так как ЗУНы второго уровня включает в себя и ЗУНы первого, и за успешную сдачу 1-ого уровня тоже дают аттестат, то выпускнику проще сдать первый и не тратить свое время на математику. Т.е. второй уровень, если он только действительно существенно сложнее 1-го, окажется не у дел. 

Цитата
А это -- в зависимости от того, какой мы придадим статус аттестату.

Что такое "мы"? Вы -- это Вы, а Я -- это Я.  Лично я вообще никакого юрдического статуса аттестату не придавал бы. Так вот я спрашиваю не то, что мы хотим, ибо хотим мы разного, а то, какой статус хотите придать именно ВЫ, Воронин Владислав.

Цитата
Мне очевидно одно -- если в том аттестате будет стоять оценка по данному уровню -- то соответствуюзий экзамен должен быть сдан. Результаты фактически предъявлены.

Так я про это и спрашиваю:  сколько заданий нужно решить для зачета? А то ведь можно как в ЕГЭ,  4 очка из 37 -- и зачет есть. Без примера билета и критериев зачета разговор получается бессодержательным. 

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+