Личный кабинет

Современный e-learning

Артем Андреев ( Пользователь )
Тема создана по мотивам вопроса в консультационной линии: http://pedsovet.org/ask/285/question5329.html
Такое название я ей дал в связи с выводом Джавада Давидовича «Если нет современных ЭОР, значит, не может быть современного e-Learning!»

Сам смысл фразы «современный e-learning» считаю достаточно дискуссионным. Вариантов будет достаточно много: от упомянутого SCORM до Second life.

Выскажу свое мнение: современным e-learning считаю активные методы обучения: обучение в сотрудничестве, развитие навыков критического мышления, самооценки, оценивания активности других участников процесса обучения и т.п.
При этом тему разработки контента считаю важной, но это вчерашний e-learning. Звучит пафосно и, наверное, чересчур глобально. Все же отталкиваться надо от задач, которые решаются организацией, внедряющей электронное обучение. При этом, не смотря на то, что resource-based e-learning я назвал вчерашним днем, это не значит, что от него надо отказываться. Надо сочетать и resource-based и activity-based.
Джавад Аветисян ( Пользователь )
Уважаемый Артем Викторович!
Уважаемые коллеги!

Как говорится, "назвался груздем, полезай в кузов". Начну дискуссию про современный e-Learning. Согласен, что понятие - «современный e-Learning» достаточно дискуссионное. Мы еще вернемся к обсуждению этой темы.

Считаю необходимым начать обсуждение с общего состояние в дел по информатизации образования в России. Что мы имеем на сегодня. Обозначить проблемные точки. И только потом осмыслить ситуацию методами системного анализа.

Извините, но начну со ссылки на слова Президента России на заседании "СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА" (12 февраля 2009 г., Москва, Кремль): "В соответствующих международных рейтингах Россия занимает (я сам, когда смотрел материалы, удивился) даже не 20–30-е, а 70–80-е места! ... в 2005 году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. В рейтинге готовности стран к сетевому миру (есть такой рейтинг) мы тоже на «почётном» 72-м месте".

Т.е. отставание России в области ИКТ не сокращается, а растет!!! И это в ситуации, когда инфраструктура для организации инновационного очно-дистанционного образования сформировалась - половина школьников и почти ВСЕ студенты уже имеют свой компьютер, подключенный к Интернету. Более 30 миллионов семьей россиян имеют дома компьютер и Интернет. В Сети 40 млн. активных пользователей Интернет.

Бессмысленно задавать риторические вопросы - есть ли у нас дистанционное обучение. Если есть, то укажите тот сайт, где выложены демонстрационные версии ЭОР, по которым студенты учатся. Укажите в Интернет-магазинах названия этих ЭОР.

Если речь идет о гипертекстах, то такие системы ДО найти можно. Но гипертексты не только изжили себя, но и дискредитируют идею повышения эффективности учебного процесса на базе ИКТ. Создавая примитивные ЭОР, мы опять наступаем на те же «грабли», когда мы создавали "самые большие в мире калькуляторы".

Формат Форума не позволяет сразу обсуждать проблему в деталях, поэтому выскажу свое понимание требований к ЭОР в тезисах.

Современные ЭОР должны иметь следующие основные характеристики:
- 100 % мультимедийность - озвученные видеофильмы и анимация, обеспечивающие наглядность, образность и ширину информационного потока, эффективность восприятия учебной информации (НИКАКИХ ГИПЕРТЕКСТОВ);
- насыщенную интерактивность, многообразие контрольных и тестовых заданий, включая модели процессов и явлений, обеспечивающие индивидуализацию и активность усвоения учебного материала;
- интернет, обеспечивающий гибкость и доступность образовательного процесса во времени и пространстве;
- большой объем мультимедийного учебного материала, который, благодаря наглядности и образности легко усваивается, а также ссылки справочной и дополнительной информации в Сети;
- соответствие ЭОР международному стандарту SCORM-2004 и работоспособность в среде LMS;
- доступность Интернет в он-лайне в любой ОС и в любом браузере;
- возможность работы со всеми современными цифровыми устройствами: компьютеры, КПК, смартфоны, DVD- и MP3-плееры.
- ЭОР должен быть создан сразу в следующих программных формах, которые используется в учебном процессе интегрировано и взаимосвязано:
• DVD-ROM-версия для самостоятельной работы в автономном режиме за компьютером;
• СЕТЕВАЯ-версия для коллективного обучения в локальной сети вуза или школы;
• SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;
• OFF-LINE-версия, когда уроки скачиваются и проигрываются в of-line (для дайлап связи);
• ON-LINE-версия, когда уроки проигрываются в on-line с удаленного сервера;
• MOBIL-версия для обучения с помощью КПК или смартфонов;
• ВИДЕО-версия для DVD-проигрывателей или кабельных телевизионных сетей;
• КНИЖНАЯ-версия - «твердая копия» - конспект лекций.

Думаю, на данном Форуме необходимо обсудить такие проблемы, как:
- Что мы понимаем под современный e-Learning?
- Что такое современный ЭОР?
- В чем причины отсутствия на рынке современных ЭОР?
- Как организовать промышленное производство ЭОР?
- Какие есть инструментальные программные средства для производства ЭОР?
- Каково состояние рынка LMS; обзор LMS; преимущества и недостатки?
- Будем ли переходить на свободно распространяемое ПО и как?
- Тенденции в e-Learning в развитии m-Learning (m = mobile);
- Как будет развиваться e-Learning при обучении в течение всей жизни (Live Long Learning – LLL)

С уважением,
Д.Д.Аветисян
Дмитрий Чистяков ( Пользователь )
Уважаемый Джавад Давидович,

не смог удержаться и не написать )

"Бессмысленно задавать риторические вопросы - есть ли у нас дистанционное обучение."

Трудно спорить с таким утверждением, т.к. действительно дистанционное обучение у нас находится в глубоком ауте, однако не все так плохо. Мы занимаемся дистанционными курсами для студентов по естественно-научному направлению: курсы по молекулярной биологии, биоинформатике и т.д. В интернете находится большое количество мультимедийного учебного материала по нашим направлениям (флеш, видеоролики и др.) и этот материал просто надо структурировать. Наши учебные материалы соответствуют большей части пунктов, что вы перечислили в разделе "характеристики Современных ЭОР".

Ну и мои соображения по поводу вопросов которые вы хотели обсудить.
- В чем причины отсутствия на рынке современных ЭОР?
- Как организовать промышленное производство ЭОР?

На мой взгляд в самой формулировке вопросов кроется проблема: количество встреченных мною вменяемых ЭОР это где-то 2-3% от общего числа. Кто будет создавать современные ЭОР, особенно в промышленных масштабах?


Артем Андреев ( Пользователь )
Спорные, на мой взгляд, моменты:
"100 % мультимедийность - озвученные видеофильмы и анимация, обеспечивающие наглядность, образность и ширину информационного потока, эффективность восприятия учебной информации (НИКАКИХ ГИПЕРТЕКСТОВ);"
Озвученный видеофильм - это чересчур синхронно, темп опять же навязывается. И не очень удобно для повтрного просмотра и повторения. Кто мешает гипертекст насыщать видео вставками, анимацией и интерактивом.

"- возможность работы со всеми современными цифровыми устройствами: компьютеры, КПК, смартфоны, DVD- и MP3-плееры."
А Вашими видео-курсами по офисным приложениям на смартфоне удобно пользоваться?

А в целом, я, конечно, согласен: чем-то напоминает программу максимум по разработке ЭОРа, правда, на мой взгляд, не всегда и не все пункты нужны.
Ну и не единым мультимедийным ЭОРом должен быть жив современный e-learning, но об этом я немного в первом сообщении написал.
Джавад Аветисян ( Пользователь )
Артем Викторович, доброй ночи!

Отвечаю по абзацам:

Именно потому, что СИНХРОННО (рассказ и поток наглядной информации), практически любой темп рассказа всегда ниже возможности восприятия. Поверьте нашем много-многолетнему опыту общения с нашими клиентами. Наш первый интерактивный видеокурсы - Word 6 вышел 13 лет назад,- в 1996 и далее все ПП MS Windows и Office: '7.0, '97, '2000, '2003, '2007. Более 100 наименований, включая на немецком и испанском языках для их рынка. А для повтора - ползунок - какие проблемы?

Да, действительно, нашими курсами по офисным приложениям на смартфоне пользоваться -неудобно. Но как удобны на смартфоне наши курсы по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - лучше, чем на наилучшем ПК - всегда под рукой: и в интерактиве, и за рулем, и выполняя грамматические упражнения и т.д. Блеск! Прекрасно работают на смартфоне - ФИЗИКА-МАТЕМАТИКА, ИСТОРИЯ и ОБЖ, практически любые. Вот сейчас создаем курс по Нанотехнологии. Смотрится и на смартфоне. При желании можно адаптировать и курсы по офисным приложение путем записи в "перемещаемое окна" по базовому экрану. Это, не столько неудобно, сколько - вредно,- нет восприятия виртуальной реальности рабочего пространства.

Это, к сожалению, программа МИНИМУМ. Проблема в том - именно в этом моя обеспокоенность, что десятки миллионов компьютеров, смартфонов, КПК уже есть у наших, не очень-то обеспеченных в целом, россиян, но нет того контента, который Вы называете программа МАКСИМУМ. Контента просто нет; есть неадекватный на сегодня - суррогат!

От себя добавлю:

Мы в России уже МОГЛИ бы иметь на сегодня этот контент! Он помог бы сильно поднять образовательный и профессиональный уровень в нашей стране. Этим контентом пользовались бы и в СНГ, и тогда в их гражданском обществе не прошли бы лозунги о запрещении русского языка.

А программа МАКСИМУМ, если хотите, СЕГОДНЯ создавать контент на ЗАВТРА, а не на ВЧЕРА. Надо успевать за темпом инноваций: для новой видеокультуры (с 2013 г. будет только ТВ-высокой четкости), уже выпускаются стереомониторы, уже есть ПО для голосового общения с ПК (не путать с распознаванием речи), новые возможности смартфонов и т.д. А пока сидим в.... яме, с нулевым контентом в Интернете. А наши дети, посмотрев несколько американских боевиков про то, как благородный Джон спас мир от человека в ушанке и с атомной бомбой, пойдут учить чудесный мультимедийный урок по истории о том, как американцы спасли мир от фашизма. Не подумайте, я за гармонию всех стран и народов, но терять свой культурный код - тоже недопустимо. Нельзя выпадать из контекста развитая ни нам, ни другим народам. Поэтому, мы как народ, должны быть креативны и востребованы.

"ОБРАЗОВАНИЕ СПАСЕТ МИР!" Успехов всем нам в деле повышения эффективности образования.

С уважением,
ДД.
Артем Андреев ( Пользователь )
Цитата (Джавад Аветисян, 05.06.2009, 03:58) <{POST_SNAPBACK}>
Именно потому, что СИНХРОННО (рассказ и поток наглядной информации), практически любой темп рассказа всегда ниже возможности восприятия. Поверьте нашем много-многолетнему опыту общения с нашими клиентами.

Не поверю :) Извините уж. Когда темп рассказа ниже желаемого темпа восприятия - это тоже создает дискомфорт.
Я считаю, что важной составляющей восприятия информации является возможность быстрого диагонального просмотра. Это менее важно для того случая, когда идет первичное усвоение новой информации. И более важно при вторичной работе с тем же самым контентом. В этом случае хорошо структурированный гипертекст, насыщенный мультимедиа и интерактивом, на мой взгляд предпочтительней.

Цитата (Джавад Аветисян, 05.06.2009, 03:58) <{POST_SNAPBACK}>
Да, действительно, нашими курсами по офисным приложениям на смартфоне пользоваться -неудобно. Но как удобны на смартфоне наши курсы по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - лучше, чем на наилучшем ПК - всегда под рукой: и в интерактиве, и за рулем, и выполняя грамматические упражнения и т.д. Блеск! Прекрасно работают на смартфоне - ФИЗИКА-МАТЕМАТИКА, ИСТОРИЯ и ОБЖ, практически любые.

Если открою курс по физике с teachpro на КПК нормально все должно отработать? Или есть специально адаптированные для КПК версии?

Цитата (Джавад Аветисян, 05.06.2009, 03:58) <{POST_SNAPBACK}>
А программа МАКСИМУМ, если хотите, СЕГОДНЯ создавать контент на ЗАВТРА, а не на ВЧЕРА. Надо успевать за темпом инноваций: для новой видеокультуры (с 2013 г. будет только ТВ-высокой четкости), уже выпускаются стереомониторы, уже есть ПО для голосового общения с ПК (не путать с распознаванием речи), новые возможности смартфонов и т.д. А пока сидим в.... яме, с нулевым контентом в Интернете. А наши дети, посмотрев несколько американских боевиков про то, как благородный Джон спас мир от человека в ушанке и с атомной бомбой, пойдут учить чудесный мультимедийный урок по истории о том, как американцы спасли мир от фашизма. Не подумайте, я за гармонию всех стран и народов, но терять свой культурный код - тоже недопустимо. Нельзя выпадать из контекста развитая ни нам, ни другим народам. Поэтому, мы как народ, должны быть креативны и востребованы.

Да, в такой постановке вопроса то, что я назвал программой "Максимум" действительно не максимум :) На образцы подобного контента было бы интересно глянуть. Самое главное чтобы там не было инноваций ради инноваций, а использование этих новых возможностей действительно давало бы что-нибудь новое учащемуся...
Серж Андреев ( Пользователь )
Мне кажется, что основной проблемой создания качественных ЭОР является неумение работать с соответствующими системами создания мултимедийного контента на должном уровне. Есть много ЭОР, которые смотрятся на уровне детсадовских поделок. А 3д-анимация - вообще часто вызывает смех. Хотя бы такого уровня анимация позволила бы говорить о владении инструментом. Но такое в России умеют делать только самоучки. а они забесплатно работать не будут...
Артем Андреев ( Пользователь )
Забесплатно вообще мало кто работать будет, особенно в объемах, необходимых для создания качественных ЭОР :) А для качественных ЭОР нужен не только человек, хорошо владеющий инструментами, еще нужно чтобы у него все нормально было с такой достаточно абстрактной штукой, как дизайн, и к такому человеку обязательно нужен хороший предметник, которому тоже надо неплохо разбираться в этих инструментах, хотя бы на уровне "что можно сделать".
Серж Андреев ( Пользователь )
Артем, практика показывает, что сделать можно всё. Только часто у нас бывает как в поучительной истории про то, как из одной шкуры сделали 12 шапок. И ЭОР - не исключение.
Артем Андреев ( Пользователь )
Вы видимо про какие-то конкретные экземпляры ЭОР и соответственно какие-то конкретные организации, которые их делали.
Я же в целом о создании: проблема, которую обозначили Вы, это относительно небольшая часть, причем самая простая. Навыкам работы с конкретными инструментами обучить проще всего...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+