Личный кабинет

Проблемы образования взрослых

Александр Счастливцев ( Пользователь )
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Счастливцев А.Н., Тамбовский бизнес-колледж, Россия

Растущее знание обновляется не только количественно, но прежде всего структурно. Появляются принципиально новые образы, требующие дополнительного освобождения психики и духа, а не только прироста знания. Взрослые специалисты которые застают эту ситуацию, продолжая приходить в мир, вынуждены высвобождать не только счетное время для профессиональных занятий, как раньше, но принципиально перестраивать свои отношения с миром.
Взрослый – это степень осознания социальных процессов. Как известно, чем старше человек, тем больше он человек. Поэтому образование взрослых – это гуманизирующее образование. Признаками гуманизирующего образования являются: 1) сочетание формальных и творческих задач, 2) наличие перспектив, 3) свобода выбора специализации, 4) возможность участия в управлении своим образованием.
Как видно, образование взрослых не сводится к доучиванию или к переучиванию, которое будто бы отделено в сознании от будущего и воспринимается только как некоторая остановка перед какой-то предстоящей жизнью. Напротив, образование взрослых как непрерывное образование требует свободного и профессионального распределения внимания между нынешним производством и нынешним образованием, которое теперь постоянно присутствует в жизни и производстве. Жизнь человека, как и его образование, не является предисловием к какой-то еще действительной жизни. Жизнь, в которой за одну человеческую жизнь сменяются несколько стилей, требует от взрослеющего и взрослого учащегося перестройки всего образа жизни.
В основе нового образования или всякого продолжения образования лежит свобода человека здесь и сейчас. Однако чувство свободы - это преимущественно дестабилизирующий фактор человеческой психики. Состояние свободы представляет собой постоянное пребывание в ситуации выбора: знать или не знать изучать или не изучать, а если изучать, то каким образом и каким методом.
Для того чтобы постоянно пересоздавать свой образ в соответствии с развивающимся миром постоянно новых технологий, требуются факторы интеграции образов и знаний. Такими факторами являются свобода как общечеловеческая интегрирующая ценность и математика как общенаучный интегрирующий метод.
Ощущение свободы является первым – биотическим – полюсом образной интеграции личности раскрепощает дух снимает зажатость, благодаря сознанию того, что степень детерминированности действий снижается. При этом возрастает степень неопределенности ситуации, что придает образованию игровой или даже азартный характер.
Казалось бы, образование во взрослом возрасте представляет собой сознательный процесс в смысле осознания целей и средств обучения; и кажется, можно было бы обойтись элементарным обычным тьютором как субъектом обучения, в том числе дистанционным. В действительности приходится учитывать глубинные состояния сознания, без внимания к которым учитель не достигает успеха в обучении. Да и сам взрослый учащийся в зрелом возрасте 40-50 лет в этом случае не совершенствуется при всем, казалось бы, усердии и расцвете.
Математика представляет собой второй – методологический – полюс продолжающегося образования. Математика интегрирует знание и вооружает исследователя инструментом анализа. Она способствует выработке абстракций большой степени общности. Общенаучные методы, какими являются математические методы, позволяют осваивать новые специальности. С помощью логики и методологии наук взрослеющий учащийся интегрирует знание. Человек постепенно приходит в жизнь, как заметил Ян-чжу. Однако математические открытия делаются примерно до 27 лет, то есть задолго до акмэ. Очевидно, что независимое от обстоятельств зрелое мужественное поведение возможно и в школьном возрасте. Иначе говоря, степень детерминации поведения человека не только зависит от зрелого возраста, но и не зависит от зрелого возраста.
Например, для дистантного обучения и преодоления связанной с ним неопределенности нужен запас собственной энергии обучающегося. Освобождаясь от внешних обстоятельств, в том числе и от давления авторитета зрелого возраста, личность получает а) физическое ощущение свободы в виде состояния нестабильности или неопределенности и б) моральное чувство свободы в виде ответственности и одержимости творимым и воплощаемым образом. То есть взрослый учащийся приобретает некоторое бремя морали и бремя производства в соответствии с законами морали. Но это бремя морали и творчества он может нести в том случае, если в зрелом возрасте сохранит юношеское восприятие, то есть независимость от замкнутых стереотипов зрелого возраста.
Таким образом, образование взрослых определяется двумя типами свободы: свободой построения образа и свободой общенаучного мышления в конкретной ситуации. Всякая ситуация альтернативна: учиться или не учиться, собирать людей вокруг своего дела или не собирать. Эту скрытую, но вездесущую дилемму взрослый часто по инерции детского или студенческого сознания подменяет рутинной проблемой обучения, в которой он продолжает быть зажатым. Тем самым он жизнь подменяет полумертвым состоянием, при котором образование невозможно. Между тем личность представляет собой объект обладающий собственной степенью свободы в социальной ситуации. Независимость от внешних обстоятельств достигается своеобразной полифонией, или сосуществованием различных возрастных состояний в структуре одной и той же личности. В этом случае степень свободы, соответственно и степень детерминированности ее действий постоянно меняется в зависимости от характера построения взрослым собственного образа и овладения общенаучными методами.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+